Научная статья на тему 'Эволюция правопонимания от античности до нового времени (тезисы к истории философии права)'

Эволюция правопонимания от античности до нового времени (тезисы к истории философии права) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4744
782
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право / закон / правосудие / справедливость / равенство / законность / свобода / легальность и моральность / justice / law / public justice / justness / equality / legal order / freedom / legality and morality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батиев Левон Владимирович

В статье рассматривается эволюция и соотношение базовых юридических понятий. Показана многозначность понятия право (ius), в том числе совпадение с понятием закон (lex). Вплоть до Нового времени понятие ius являлось выражением справедливости. В качестве свободы, первичной к тому же по отношению к закону, ius понимается только начиная с XVII в. Начало различению права (закона) и морали было положено уже в трудах Аристотеля. Минимум нравственности закрепляется за светским правом (законом) уже в средневековой философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF LEGAL CONSCIOUSNESS FROM ANTIQUITY TO MODERN AGE (THESES TO THE HISTORY OF LEGAL PHILOSOPHY)

This article presents evolution and correlation of basic legal notions. Polysemy of the notion of justice (ius) is shown, including its concurrence with the notion of law (lex). Down to the Modern Age the notion ius was an expression of justness. As a freedom, and in addition a primary one with respect to law, ius is understood only starting from the 17th century. The start of differentiation of justice (law) and morals was made as early as in Aristotle’s writings. A minimum of morality becomes stable with secular law (jus) already in medieval philosophy.

Текст научной работы на тему «Эволюция правопонимания от античности до нового времени (тезисы к истории философии права)»

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ (ТЕЗИСЫ К ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА)

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.2.3

Батиев Левон Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора по науке Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН, заведующий лабораторией правовых исследований, e-mail: lbatiev@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается эволюция и соотношение базовых

юридических понятий. Показана многозначность понятия право (/us), в том числе совпадение с понятием закон (lex). Вплоть до Нового времени понятие ius являлось выражением справедливости. В качестве свободы, первичной к тому же по отношению к закону, ius понимается только начиная с XVII в. Начало различению права (закона) и морали было положено уже в трудах Аристотеля. Минимум нравственности закрепляется за светским правом (законом) уже в средневековой философии. Ключевые слова: право, закон, правосудие, справедливость, равенство, законность, свобода, легальность и моральность.

Специфика философского дискурса в области правопонимания в значительной мере заключается в постоянном воспроизведении, истолковании (интерпретации), комментировании и переложении на современный лад (модернизации или «обновлении») классических текстов, сведении воедино различных подходов или, наоборот, абсолютизации некоторых идей, артикулированных ранее. Формирование современной российской парадигмы правопонимания в этом смысле не составляет исключения.

1. Анализ античных источников показывает, что в греческой философии отсутствовало понятие права в значении близком к современному. В системе объективного идеализма Платона аналогом естественного закона выступает «идея» (эйдос). «Идея» может быть охарактеризована не только как сущность вещи, но и как ее закон. Это норма, первичная по отношению к телесному миру полису и человеку, мера должного поведения, закон, который не изобретается человеком, а открывается им. «Право» (dikaion) и справедливость (dikaiosyne) состоят в том, чтобы следовать закону, то есть разуму. В этике Аристотеля

«право» также является результатом применения закона (полисного, а при необходимости - естественного) и поэтому не может ему предшествовать. Писаному (частному) закону предшествует не естественное право, а естественный (общий) закон.

2. «Право» (правосудие), находимое переводчиками в текстах Аристотеля, представляет собой результат деятельности судьи по восстановлению нарушенной сторонами середины (правильного соотношения между «наживой» правонарушителя и «убытком» потерпевшего) на основе законов полиса (поэтому оно «узаконено») и естественных законов (в этом смысле оно «естественно»). «Добро» («правда») - это тоже «право», но не в силу закона, а в качестве исправления законного (опирающегося на законы полиса) правосудия на основе естественного закона, а также всех обстоятельств дела и личности сторон. В римской юриспруденции аналогичный подход к правопониманию выражен в формуле: «право есть искусство доброго и справедливого».

3. В римском праве понятие ius (право) с момента своего появления использовалось для обозначения одного из источников (форм) права, а с развитием юриспруденции также как собирательный термин, обозначающий совокупность источников права (законов, постановлений сената, указов магистратов, обычаев и пр.). Указанная «синонимичность» понятий право и закон сохранялась и в Средние века, и в Новое время.

4. Дуализм права (ius) и закона (lex) появляется в Древнем Риме в связи с множественностью источников права и стремлением обосновать наличие объективных законов справедливости и «справедливого» по природе или права природы. В творчестве Цицерона: ius понимается как а) праведное и справедливое по природе и б) совокупность велений закона природы, определяющих справедливое. Правила истинной добродетели, объективные правила справедливости устанавливаются естественным законом (lex naturale) и называются естественным правом (ius naturale), или правом природы (ius naturae). Ius naturale, таким образом, объединяет все веления естественного закона воедино (подобно тому, как ius civile объединяет писаные законы, сенатус-консульты и другие источники).

5. Двойственность (понимание ius одновременно и как сущего, и как должного) сохраняется и в Средние века. Августин, отталкиваясь от Цицерона, определяет право (ius) как совокупность нормативных велений, соответствующих справедливости (iustitia). Аквинат определяет право (ius) в соответствии с Аристотелем как действительное равенство (середина вещи или действия). Но это равенство в духе римского правопонимания обладает обязывающей силой (имеет нормативную природу). Ius в «Сумме теологии» обозначает одновременно и справедливое от природы, и его закон, так же как и в римском правоведении параллельно сосуществуют ius (право) и lex (закон). Все виды права (ius naturale, ius positivum, ius gentium) предполагают реализацию принципа середины, нахождение равенства в отношениях между людьми. При этом способ уравнивания только для ius naturale находится

в самой природе вещей, а для ius positivum и ius gentium конституирующее значение имеют человеческие соглашения и установления, которые, однако, не могут противоречить ius naturale.

Весь порядок мироздания предсуществует в разуме Бога в виде Вечного Закона. Закон у Аквината является формальным выражением сущности божественного миропорядка. Закон - не само право, но основание права, его образ. Правосудность направляется законом и состоит в подчинении закону. Когда речь идет о Вечном и естественном законах, разночтений между законом и правом не может быть. Вопрос о том, что первично - право (правосудное, справедливое) или закон, возникает только применительно к человеческому закону: первичным оказывается естественное право, но оно, в свою очередь, основано на законе - Вечном и божественном. Здесь появление «права» призвано обеспечить формальный, как его называет Аквинат, аспект правосудности и показать вторичность любого человеческого закона, его производность от божественного и естественного законов и основанного на них естественного права.

6. Дикайосине - всеобъемлющее этическое понятие (обычно переводимое термином «справедливость») - в философии Платона понималось как равенство геометрическое (истинное и наилучшее) или «по жребию» (несовершенное, но необходимое для сохранения социального мира). Итогом аристотелевского анализа дикайосине (правосудности) стало выделение внутри нее частной правосудности (справедливости), которая непосредственно проявляется как равенство (to ison) в отношениях связанных с распределением различных благ, составляющих преимущественный предмет юриспруденции. Латинские эквиваленты - ius, и его «технический» аналог aequitas, который сводится к принципу равенства всех перед законом и равного для всех закона. Таким образом, в греко-римской философии и юриспруденции происходит различение общеэтических и юридических моментов правосудности (справедливости) и закрепление за справедливостью (в узком значении) сферы имущественных и иных, связанных с ними отношений.

7. В Новое время справедливость (в усеченном виде) сохраняется у Гуго Гроция лишь как одно из трех значений права (право есть то, что не противоречит справедливости). Как и в Древнем Риме, она сводится к набору велений закона природы, требующих соблюдения договоров и предоставления каждому должного. Значение дистрибутивной (распределительной) справедливости резко снижается. Сфера справедливости ограничивается «направительной» ее частью, суть которой сводится к тому, чтобы соблюдать договоры, воздавать другим то, что им уже принадлежит, выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности. Томас Гоббс сводит коммутативную (направительную) справедливость к формально-юридическому равенству агентов гражданского оборота. При этом он не ограничивает отношения контрагентов обязательным следованием принципу середины: равные субъекты вправе свободно распоряжаться собственностью и выполнять принятые на себя обязательства.

8. В греческой культуре справедливость непосредственно связывалась с законностью - «что законно, то и справедливо» (формальный момент) и равенством (содержательный момент). Римская юриспруденция также исходила из того, что решение, отличающее справедливое от несправедливого,

- это закон (lex) или естественный закон (lex naturale), в основе которого лежит принцип равенства. Это, по сути, делает излишним выделение наряду со справедливостью равенства как еще одного, самостоятельного свойства права.

В дальнейшем справедливость все более становится сугубо юридической категорией, утрачивая общеэтическое значение. Она также жестко привязывается к закону - естественному и позитивному - и в конечном счете сводится к юридическому равенству, которое вытекает из природного равенства. Справедливость (нравственная добродетель) рассматривается как подчинение государственным законам (этатизм), которые могут корректироваться обращением к естественным законам и законам общественного мнения (умеренный либерализм).

9. Понятие права в субъективном смысле (право как свобода, или «власть над собой» и власть над другими), - которое выделил Гроций, обозначило начало нового этапа правопонимания (основание такого понимания было заложено уже в римском праве). Свобода (свойство личности), описываемая в юридических категориях, превращается в «право». Гоббс, а следом и Локк уже однозначно определили право (ius) как изначальную свободу, а закон (lex)

- как обязательство, ограничение свободы. Ius, по сути, приобретает двоякое значение: а) свобода в естественном состоянии - категория не юридическая, предпосылка права в собственном смысле; б) свобода ограниченная и реализуемая исключительно благодаря естественному и приходящему ему на помощь волеустановленному закону. Аналогичной в этом вопросе является позиция Спинозы, который сводит свободу (право) к мощи индивида, а возможности ее реализации - к балансу сил индивида и государства.

10. Начало различению сферы легальности и моральности было положено уже в античной философии. Великая утопия Платона еще предполагала полное единство сфер морали и права. Закон как конечное внешнее формальное выражение идеи (прошедшей через разум) уже выражает максимум нравственных требований. Сфера легальности совпадает со сферой моральности. Аристотель впервые в рамках единой этики показывает различия между двумя группами законов, которые в позднейшей литературе будут разделены на законы моральные и юридические. Предметом первых являются крайние проявления добродетели и порока, нормой - естественный закон, методом регулирования - моральные санкции и поощрения при отсутствии принудительности. Вторые охватывают только часть моральных отношений, регламентируется полисным законом и одним из родов естественного закона, основаны на принуждении. Добродетельность человека выражается в сознательном и целенаправленном совершении соответствующих поступков. В противном случае индивид может считаться

законопослушным, но не добродетельным (напоминает позднейшее разделение сфер моральности и легальности). Середина в этике Аристотеля

- это не унылое следование среднему пути, одинаково далекому и от порока, и от добродетели. В понимании Аристотеля середина оказывается вершиной с точки зрения высшего блага и совершенства, поскольку середина - это единственно верный, следовательно, лучший вариант поведения. Это именно тот вариант поведения, который может быть предписан юридическим законом.

Цицерон также различает высшую мораль (предел добра) и практическую нравственность («средняя» обязанность). «Предел добра» имеет теоретический и безусловный характер - ему соответствует «совершенная» обязанность, доступная мудрецам. «Средняя» обязанность» имеет практический характер и адресована всем людям. Цицерона интересует именно практическая нравственность, которая составляет сферу юридического закона.

Четкое ограничение цели и задачи светского закона обязательным для мирской жизни нравственным минимумом наблюдается уже в творчестве Августина. Ограниченность закона должна быть преодолена благодаря благодати. Отдавая приоритет внутренней мотивации поступка, Августин тем самым формулирует принцип различения сфер легальности и моральности. Фома Аквинский также различает сферу моральности и сферу правосудности (юридическую сферу), которая представлена в человеческих законах. Из двух частей Божественного закона Старый закон (Ветхий завет) также направлен в первую очередь на достижение земных целей (временных благ) и приготовление к более высокой цели.

В Новое время Гроций, а за ним и другие мыслители продолжили линию на признание за требованиями права (закона) обязательного минимума нравственности, необходимого для жизни в обществе. Максимум требований сохраняется за христианской этикой. Спиноза, в отличие от современников, вводя понятие «естественного божественного закона», пытается десакрализовать моральный максимум. Он не человека освобождает от морали, а мораль освобождает от религиозности.

Этатистская (Гоббс) и либеральная (Локк) версии юснатурализма различаются в числе прочего тем, что в первом случае справедливость и мораль оказываются производными от государства и его законов, а во втором

- за обществом признается автономия в определении добродетели и порока. У Руссо нет разделения общества и государства в духе либерализма. Тем не менее он называет нравы, обычаи общественное мнение наиболее важными из всех видов законов, что противоречит идее единства общества-государства и подчинения всех общей воле.

11. Соотношение права и закона перестает быть главной проблемой науки в середине XVIII в связи с кризисом юснатурализма века и поисками новых оснований права. Несмотря на естественно-правовую фразеологию, Монтескье выстраивает свою теорию на историко-правовой и социологической основе. «Право» используется как собирательный термин для обозначения совокупности законов. Руссо в противоположность Монтескье требует

ценностно-нормативного подхода к политике и праву. К естественному праву (закону) философ апеллирует для обоснования политического права (закона), выводимого из «общей воли». В итоге место природы занимает политически организованное общество, а естественный закон замещается волеустановленным. Органическая интерпретация государства позволяет Руссо онтологизировать общую волю. Воссоединение власти и народа в рамках прямой демократии становится основанием для абсолютизации государства. Мерилом справедливости (равенства, взаимности прав и обязанностей), ее гарантом и источником объявляется закон (выражение общей воли).

12. Отождествление права (ius) со свободой характерно только для определенного периода развития правопонимания. Радикальный переворот в ключевых понятиях естественно-правовой теории осуществил Гоббс. Если классическая и средневековая философия начинали с естественного закона, а право толковалось прежде всего в значении близком, если не тождественном, справедливости (справедливым), то у Гоббса на первый план выходит право (ius) в значении свободы. Идея свободы в естественном состоянии представляет собой логическое обоснование действительной свободы. Только в гражданском состоянии благодаря позитивному закону свобода получает свое реальное воплощение. Существование права (ius) возможно только благодаря закону и в рамках закона. Об этом же, но с позиций демократического этатизма пишет и Руссо: только благодаря закону, который человек сам для себя установил, он обретает действительную свободу - и как личность, и как член социума.

13. Решение вопроса о соотношении права и закона современной юридической наукой в пользу права (приоритет права, понимание его как свободы) является отражением определенного периода в развитии правопонимания (естественно-правовой парадигмы Нового времени), и не может считаться универсальным, основанным на всей совокупности политикоправовых доктрин прошлого.

Библиографический список

1. Tvlli M. Ciceronis topica. URL: http://www.thelatinlibrary.com/cicero/topica. shtml.

2. Sancti Thomae de Aquino. Summa Theologiae. Secunda pars secundaepartis a quaestione LVII ad LX. URL: http://www.corpusthomisticum.org/sth3057.html.

3. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - С. 53-293.

4. Аристотель. Риторика // Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - С. 13-164.

5. Батиев Л.В. Закон и право в философии Аристотеля // Правоведение.

- 2004. - № 3. - С. 165-178. URL: http://law.edu.ru/article/article. asp?articleID=1191544.

6. Батиев Л.В. Закон и право в философии Фомы Аквинского // Философия права. - 2012. - № 1. - С. 116-121. URL: http://elibrary.ru/download/54623391.

pdf.

7. Батиев Л.В. Закон и справедливость в философии Платона // Правоведение. - 2005. - № 5. - С. 164-174. URL: http://law.edu.ru/article/ article.asp?articleID=1218723.

S. Батиев Л.В. Закон, справедливость и право в европейской философии (от античности до Нового времени) // Вестник МГОУ Электронный журнал.

- 2013. - № 6. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/495.

9. Батиев Л.В. О соотношении права и морали в античной и раннесредневековой философии // Новая правовая мысль. - 2009. - № 2 (33). - С. 46-50. URL: http://legalconcept.org/wp-content/uploads/2013/10/16-Батиев.pdf.

10. Батиев Л.В. Право как необходимый минимум нравственности (моральное содержание закона в философии нового времени) // Философия права. -2011. - № 2. - С. 38-42. URL: http://elibrary.ru/download/75984933.pdf.

11. Батиев Л.В. Правовая теория Ж.-Ж. Руссо. Ч. 1 // Юридический вестник РГЭУ - 2004. - № 3 (31). - С. 5-13. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp ?docID=1191686&subID=100076860,100076861#text.

12. Батиев Л.В. Правовая теория Ж.-Ж. Руссо. Ч. 2 // Юридический вестник РГЭУ - 2005. - № 2 (34). - С. 5-10. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp ?docID=1191686&subID=100076860,100076862#text.

13. Батиев Л.В. Правовое учение Августина // Правоведение. - 2008 г. - № 1. - С. 165-175.

14. Батиев Л.В. Правовое учение Спинозы // Правоведение. - 2003. - № 3. -С. 170-182. URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=189878.

15. Батиев Л.В. Современные поиски «интегративной» теории права и античный опыт определения права // Вестник МГОУ - 2011. - № 3. - С. 14-19. URL: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/5765.

16. Батиев Л.В. Учение Ш.Л. Монтескье о «духе законов» // Юридический вестник РГЭУ - 2005. - № 1 (33). - С. 11-18. URL: http://law.edu.ru/doc/ document.asp?docID=1191698&subID=100076871,100076872#text; http:// law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1191698&subID=100076871,10007687 3#text.

17. Батиев Л.В. Эволюция понятия справедливость от античности до Нового времени // Вопросы правоведения. - 2014. - № 1.

1S. Батиев Л.В. Эволюция правопонимания от античности до Нового времени.

- М.: Юрлитиформ, 2014. - 472 с.

19. Гоббс Т Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 545 с.

20. Гроций Г. О праве войны и мира. - М.: Ладомир, 1994. - 868 с.

21. Монтескьё Ш.-Л. О духе законов. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.

22. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль. 1990. - С. 477-574.

23. Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1994. - С. 71-437.

24. Редкин П.Г Из лекций по истории философии права в связи с историей

27

философии вообще. В 7 томах. Т 7. - СПб., 1891.

25. Руссо Ж.-Ж. О политической экономии // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - С. 151-194.

26. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.

27. Цицерон. Об обязанностях // Мыслители Рима. - М.-Харьков, 1998. - С. 255 - 378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.