Научная статья на тему 'Понятие юзабилити сайта: показатели и стандарты проектирования'

Понятие юзабилити сайта: показатели и стандарты проектирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
840
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЗАБИЛИТИ САЙТА / СТАНДАРТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САЙТА / ПОКАЗАТЕЛИ ЮЗАБИЛИТИ / ИНТЕРФЕЙС / КОНВЕРСИЯ САЙТА / УВЕЛИЧЕНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САЙТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Прохорова А. М.

В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные всем аспектам юзабилити сайта: формулировка, показатели, стандарты, характеристики и элементы. Анализируются методы создания простого и удобного сайта с точки зрения пользователя. Формулируются цели и правила использования юзабилити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие юзабилити сайта: показатели и стандарты проектирования»

New university

Economics & Law 2016. № 9 (67)

ISSN 2221-7347

УДК 330

А.М. Прохорова

ПОНЯТИЕ ЮЗАБИЛИТИ САЙТА: ПОКАЗАТЕЛИ И СТАНДАРТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные всем аспектам юзабилити сайта: формулировка, показатели, стандарты, характеристики и элементы. Анализируются методы создания простого и удобного сайта с точки зрения пользователя. Формулируются цели и правила использования юзабилити.

Ключевые слова: юзабилити сайта, стандарты проектирования сайта, показатели юзабилити, интерфейс, конверсия сайта, увеличение посетителей сайта.

Дословный перевод английского слова "usability" - это удобство и простота использования. Под понятием «юзабилити сайта» подразумевается простое и удобное использование сайта. Разумеется, чем выше уровень юзабилити, тем больше расположены к сайту ваши посетители. Это напрямую влияет на лояльность, количество посещений и даже конверсию на вашем сайте. [1]

Все эти показатели можно улучшить практически на всех этапах разработки сайта: при его визуальном оформлении, структурировании навигации, написании текстов и расположении изображений.

Итак, цель улучшения юзабилити сайта - сделать так, чтобы уже при самом беглом взгляде посетитель мог понять, чему посвящен сайт и как им пользоваться. [2]

Главные цели юзабилити:

1) Правильное определение целевой аудитории. Чем уже целевая аудитория сайта, тем выше может быть конверсия на сайте.

2) Сайт полностью "прозрачный" для посетителей. Сайт содержит всю необходимую информацию для посетителей: полную информацию о товаре и стране его производства, цены и условия доставки, возможные дополнительные расходы и т.д.

3) Соблюдайте чёткость структуры сайта. Разбейте страницы сайта на четкие области при помощи заголовков, интервалов и разделителей.

4) Избегайте «визуального шума». Большое количество разных шрифтов, цветов, призывов, приглашений купить, баннеров, рекламы и прочих навязчивых элементов вызывают эффект давления и отпугивают посетителей.

Правила юзабилити сайта:

1) Что можно делать:

- соблюдайте последовательность в дизайне - при согласованном дизайне всех страниц сайт выглядит более профессионально и организованно;

- стремитесь к ясной визуальной иерархии на всех страницах;

- выделите самые важные элементы на вашем сайте и предоставьте посетителям быстрый доступ к интересующей их информации;

- помните, что «чем проще - тем лучше». Не перегружайте ваш сайт лишней информацией и графическими материалами.

2) Чего делать нельзя:

© Прохорова А.М., 2016. DOI: 10.15350/2221-7347.2016.9

Прохорова Анна Михайловна - старший преподаватель кафедры Информационных систем и прикладной информатики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 9 (67)

ISSN 2221-7347

- не прячьте информацию, которую могут искать ваши посетители (номера телефонов, цены на товары или доставку);

- не умалчивайте о возможных дополнительных расходах, которые могут быть у ваших клиентов;

- не создавайте информационных помех. Ими могут быть рекламные баннеры, видео- или аудио-плееры и другие сторонние виджеты на вашей странице.

- не стоит представлять аудитории недоделанный до конца или неряшливый сайт. Это непрофессионально.

Работа с юзабилити направлена на повышение удобства пребывания пользователя на сайте. Удобство, в свою очередь, неразрывно связано со всеми аспектами сайта, как: [2]

- текстовое наполнение;

- форматирование текстов;

- наличие и логика работы функциональных элементов;

- расположение функциональных элементов по отношению друг к другу;

- возможность упрощения работы пользователя с функциональными элементами;

- дизайн ресурса и т.д.

На сегодняшний день были разработаны специальные стандарты проектирования интерфейса, с использованием которых может повысить рейтинг образовательного сайта.

Так, например, с помощью стандарта ISO 9241-11 можно определить уровень удовлетворенности пользователя от использования данным сервисом. [4]. Международный стандарт ISO 9241-11 определяет "юзабилити" как степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью. [4]

Стандарт ISO 9241 -отвечает за правильное проектирование и разработку юзабилити или эргономику с точки зрения пользователя. [5]

Стандарт ISO 13407 - стандарт, касающийся проектирования пользовательских интерактивных систем. В нем содержатся рекомендации относительно организационных вопросов разработки интерфейсов, а также месте этого процесса в производственном цикле создания ПО. Основное внимание уделено описанию методов юзабилити. Рассмотрены направления, касающиеся контекста употребления ресурса, определения требований, которые предъявляются к системе заказчиками и пользователями, создание прототипов и способы юзабилити-тестирования. [6]

ISO 18529 - стандарт, описывающий разработку пользовательских интерфейсов с точки зрения требований эргономики. Отличительной особенностью документа является подробное описание зависимости уровня развития организации от степени использования процесса, с рекомендациями по методике повышения существующего уровня. [7]

ISO 14915 - стандарт, рассматривающий проектирование и разработку мультимедийных интерфейсов. [8]

ISO 16071 - стандарт, в котором прописаны указания подоступу использования системы пользователем или непосредственным клиентом разработанной системы или ресурса. [9]

ISO 16982 - стандарт по разработке системы с максимальным удобством его использования пользователями. [10]

ISO 20282 - стандарт, отвечающий за правильное использование юзабилити при тестировании даже повседневных вещей. [11]

Необходимо заметить, что все созданные и рассмотренные стандарты и требования к ресурсу или системе являются необязательными, но их соблюдение делает систему или ресурс, как портал или сайт, более удобным в использовании и, как следствие, более конкурентоспособным, доступным, популярным и прибыльным.

Юзабилити портала можно оценить с помощью набора характеристик: [10] •Результативность - положительная динамика в разрешении поставленных целей пользователем при использовании данного портала или сайта.

New university

Economics & Law 2016. № 9 (67)

ISSN 2221-7347

•Производительность - отношение времени и ресурсов, затраченных на работу с порталом, к результативности используемых методов "юзабилити".

•Удовлетворенность - оценка портала пользователями с точки зрения использования и решения поставленных задач.

Юзабилити - это набор правильно подобранных и разработанных параметров портала, с помощью которых можно манипулировать пользователем, с точки зрения его удержания на портале: [10]

- Легкость и простота использования порталом,

- Понятность и доступность при обучении для дальнейшего использования,

- Удобство работы,

- Интуитивное использование,

- Возможность самообучения самого портала,

- Правильно испробованная цветовая гамма оформления,

- Привлекательность эргономики портала, по сравнению с другими аналогами,

- Соответствие всем требованиям и стандартам, а также общепринятым соглашениям.

Поисковые роботы учитывают следующие параметры юзабилити, влияющие на

ранжирование портала[2]:

- Время работы с порталом или сайтом.

- Время полной загрузки.

- Возможность использования ссылки в логотипе самого портала.

- Наличие нижнего, бокового, верхнего меню портала.

- Наличие карты сайта.

- Наличие обратной связи с пользователем, а также наличие полной контактной информации.

- Наличие заголовка на каждой странице сайта.

- Правильное оформления контента портала.

- Количество линков в контенте портала на другие страницы ресурса или внешние порталы.

- Возможность анкетирования и наличие опросников по тематике портала.

- Наличие справочной и другой необходимой информации в контенте портала.

- Количество иллюстраций, картинок, схем и таблиц на портале.

Сайт, учитывающий правила web-юзабилити, лучше воспринимается пользователем, имеет хороший показатель времени, проведенного на сайте, и высокий процент конверсии. Все вместе приводит к тому, что пользовательские факторы начинают работать на сайт, увеличивая повторные заходы клиентов на портал или сайт и повышая позиции сайта в поисковых системах. [2]

Для улучшения «юзабилити» сайта можно использовать следующие показатели:

¡.Временные показатели работы пользователя до момента приобретения услуги млм товара(регистрация на портале).

2.Показатели ошибок, касающиеся лингвистического аспекта полноты и доступности

сайта.

3.Показатели, касающиеся использования элементов интерфейса.

4.Показатель, который оценивает, достигает ли пользователь своей цели находясь на сайте (defacto).

5.Показатель удовлетворенности пользователем нахождения на сайте. Этот показатель проверяется с помощью анкетирования, рассылки, опросников или анонимной оценки сайта.

6.Показатель количества кликов на сайте пользователя.

7. Количество ошибок сайта с точки зрения пользователя.

8.Показатель оценки работы самого сайта: время загрузки, время отклика, количество сбоев в работе, быстродействие и т.д.

9. Показатели количества линков в контенте портала на другие страницы ресурса или внешние порталы, то есть количество перелинковки портала.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 9 (67)

ISSN 2221-7347

10. Показатели отказов - определяет частоту появления пользователей, которые быстро уходят с портала.

11. Показатель или количество страниц за одно посещение пользователем.

12. Показатель наличия xml карты сайта.

Библиографический список

[1] Гарретт Д. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия = The Elements of User Experience: User-Centered Design for the Web. - Символ-Плюс, 2008. - С. 192.

[2] Прохорова А.М. Анализ поведения пользователей с помощью методов Интернет-маркетинга, как способ продвижении образовательных услуг// Научно-методический журнал: Наука, техника и образование. - Москва, 2015. - с. 36 - 40

[3] Баканов А. С., Обознов А. А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 176 с.

[4] СТАНДАРТ ISO 9241-11 - «Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] СТАНДАРТ ISO 9241 - «Эргономика человеко-машинного взаимодействия»

[6] СТАНДАРТ ISO 13407 - «Процесс разработки программного обеспечения. Дизайн.»

[7] СТАНДАРТ ISO 18529 - «Эргономика. Эргономика взаимодействия человек-система. Описание процесса жизненного цикла, ориентированного на человека»

[8] СТАНДАРТ ISO 14915 - «Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов»

[9] СТАНДАРТ ISO 16071 - «Эргономика взаимодействия человек-система»

[10] СТАНДАРТ ISO 16982 - «Эргономика взаимодействия человек-система. Методы Юзабилити»

[11] СТАНДАРТ ISO 20282 - «Простота эксплуатации бытовых изделий. Часть 1: Требования к проектированию для контекста использования и характеристик пользователей»

AAA

UDC 330

A.M. Prokhorova

THE CONCEPT OF WEBSITE USABILITY: PERFORMANCE AND DESIGN STANDARDS

This article discusses the issues devoted to all aspects of usability: formulation, performance, standards, characteristics and elements. Analyzed by creating a simple and user-friendly website from a user perspective. Formulated objectives and rules of the use of usability.

Keywords: website usability, website design standards, usability, performance, interface, conversion of the site, increase site visitors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.