Научная статья на тему 'Юзабилити сайта: принципы и методы оценки'

Юзабилити сайта: принципы и методы оценки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3512
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЗАБИЛИТИ / ПОКАЗАТЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЮЗАБИЛИТИ САЙТА / ОЦЕНКА ЮЗАБИЛИТИ / USABILITY / INDICATORS AND PRINCIPLES OF WEB USABILITY / USABILITY EVALUATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лайкова А.А.

Дается определение понятия «юзабилити», рассматриваются его основные показатели. Описываются принципы, повышающие юзабилити сайта. Приводятся и характеризуются способы проведения оценки юзабилити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB USABILITY: PRINCIPLES AND EVALUATION METHODS

The article defines the term of usability and its key indicators. The principles that help to improve website usability are described. Usability evaluation methods are listed and characterized.

Текст научной работы на тему «Юзабилити сайта: принципы и методы оценки»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 004.05

ЮЗАБИЛИТИ САЙТА: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

А. А. Лайкова Научный руководитель - О. А. Петрова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: laavv@mail.ru

Дается определение понятия «юзабилити», рассматриваются его основные показатели. Описываются принципы, повышающие юзабилити сайта. Приводятся и характеризуются способы проведения оценки юзабилити.

Ключевые слова: юзабилити, показатели и принципы юзабилити сайта, оценка юзабилити. WEB USABILITY: PRINCIPLES AND EVALUATION METHODS

A. A. Laykova Scientific Supervisor - O. A. Petrova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: laavv@mail.ru

The article defines the term of usability and its key indicators. The principles that help to improve website usability are described. Usability evaluation methods are listed and characterized.

Keywords: usability, indicators and principles of web usability, usability evaluation.

С увеличением числа интернет-ресурсов становится актуальным вопрос повышения конкурентоспособности сайтов. Важным аспектом при разработке привлекательного для пользователя сайта является юзабилити.

Пригодность использования или юзабилити (англ. «usability» - возможность использования, полезность) - это «свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью» [1]. Юзабилити сайта или веб-юзабилити означает степень удобства его использования и полезности для пользователя.

В среднем посетителю сайта требуется около 10-20 секунд, чтобы принять решение остаться или закрыть страницу [7]. Пользователь не станет разбираться в сложном многоуровневом меню или искать нужную информацию в плохо организованном контенте. Это показывает, как важно, чтобы веб-страница имела четкую структуру и понятный интерфейс. Однако пригодность использования определяется не только формой, но и качеством содержания. Сайт должен не быть перегружен лишней информацией, а иметь полезный, грамотно изложенный контент. Соответствие интернет-ресурса критериям юзабилити помогает соблюсти баланс между простотой интерфейса и информативностью.

Основными показателями пригодности использования является эффективность, продуктивность и удовлетворенность пользователя [2]. Эффективность определяется возможностью достижения пользователями поставленных целей. Ее измерение происходит по таким параметрам как количество реализуемых задач, отношение числа успешных действий к ошибкам, количество используемых функций. Продуктивность оценивает объем ресурсов, необходимый для точного решения задачи пользователем. Данный показатель характеризуется временем на обучение и выполнения задания, количеством совершаемых ошибок, временем, затрачиваемым на их решение и т. д. Удовлетворенность подразумевает комфорт использования продукта. Измерение данного критерия происходит при

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

помощи рейтинговой оценки по шкалам полезности продукта, удовлетворенности функционалом и прочим показателям.

Повышению степени юзабилити способствует соблюдение основных принципов, к которым относятся такие принципы как [5; 6]:

- Правило «7±2», согласно которому кратковременная память может хранить одновременно от 5 до 9 сущностей. С учетом этого факта рекомендуется создавать меню, состоящее не более чем из 9 элементов, избегать обилия посторонних материалов.

- Правило «80/20» основано на том, что 80 % эффекта является результатом 20 % действий. Это значит, что для развития сайта 80 % пользы можно извлечь, работая с 20 % наиболее значимых пользователей или процессов.

- Доступность информации. Необходимая информация должна предоставляться не более чем на трех страницах в пределах одного веб-ресурса, а максимально допустимое время ожидания реакции системы (например, открытие страницы) составляет 2 секунды.

- Правило «Хлебные крошки», названное по аналогии со сказкой братьев Гримм, характеризует систему навигации, которая позволяет человеку легко определять свое местоположение на сайте, предусматривает возврат на предыдущую страницу.

- Веб-ресурс с большим количеством страниц должен иметь свою поисковую систему. Форму для поиска лучше располагать на каждой странице, запросы пользователей рекомендуется проверять на орфографию и уточнять фразу в случае ошибок.

- Заголовки должны быть краткими, конкретными и отражать содержание текста. В этом случае поисковые системы эффективнее определяют релевантность сайта, а пользователи быстрее и легче воспринимают контент.

- Шрифт должен быть удобочитаемым: размер шрифта должен быть подходящим для комфортного чтения, а цвет - гармонично сочетаться с фоном.

Поскольку юзабилити во многом основано на психологии поведения человека, проведение его оценки является довольно непростой задачей. Необходим анализ удобства навигации и поиска по сайту, актуальности информации, степени удовлетворенности пользователей и прочих факторов. Существуют следующие способы проверки юзабилити сайта [3; 4]:

- Анализ статистики. Наиболее простой метод, для реализации которого достаточно воспользоваться счетчиками, такими как Яндекс.Метрики, GoogleAnalytics и другие. Исследуется статистика посещений, поисковый трафик. Недостатком такого анализа являются сравнительно небольшой объем данных и поверхностность выводов.

- Организация обратной связи. Необходимо предоставлять пользователям возможность оставить отзыв и развиваться с учетом их замечаний, однако в большинстве случаев такой способ выявляет лишь наиболее явные недостатки интернет-ресурса.

- Тестирование страниц. Данный способ подходит для сравнения различных вариантов сайта и оценки нововведений. Для тестирования формируется фокус-группа, которая делится на две части, и каждая работает со своей версией сайта, выполняя поставленную перед ними задачу. Наблюдая за действиями участников и обрабатывая их оценку, можно сделать статистически подтвержденный выбор.

- Наблюдение за действиями посетителей также предполагает формирование фокус-групп для выполнения подготовленных заданий. При помощи соответствующих инструментов, например, Веб-визора в Яндекс.Метрике, выполняется запись всех действий посетителей на сайте. Метод позволяет собрать большой объем данных для анализа и сделать различные варианты выводов. Минусом может являться сложность обработки собранных данных.

- Проведение экспертизы, в ходе которой выполняется экспертная оценка характеристик юза-билити, выявление проблем и недостатков интерфейса и дизайна, их ранжирование по степени важности. Данный метод может быть реализован самостоятельно при наличии соответствующего опыта в поиске юзабилити-ошибок. В случае обращения к профессионалам услуга будет платной, но и эффективность анализа будет значительно выше.

Человеко-ориентированное проектирование делает сайт успешнее, поэтому принципы пригодности использования необходимо учитывать еще на этапе планирования. В дальнейшем ведение статистики по результатам продвижения позволит скорректировать работу сайта. Важно помнить, что даже контент высокого качества не сделает интернет-ресурс востребованным, если не организовать его в удобную и привлекательную структуру. Веб-страницы с высокой степенью юзабилити проще и

Секция «Фундаментальныеиприкладныепроблемыгуманитарныхнаук»

быстрее воспринимаются пользователями, имеют лучшие показатели посещаемости. Таким образом, использование правил юзабилити обеспечивает существенное конкурентное преимущество и делает продвижение сайта максимально эффективным.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Чело-веко-ориентированное проектирование интерактивных систем [Электронный ресурс] // Информационный портал по стандартизации. М., 2013. URL: http://standard.gost.ru/wps/wcm/connect/d661 e080413f5db8a4e9fe7ab9890bef/GOST_R_ISO_9241-210-2012.pdf?MOD=AJPERES (дата обращения: 28.01.2016).

2. Критерии юзабилити [Электронный ресурс] // Сайт компании Rezonans. URL: http://www.rezonans.ru/audit-saytov/informaciya/yuzabiliti-saytov/kriterii-yuzabiliti.html (дата обращения: 30.01.2016).

3. Юзабилити анализ: разновидности и отличия. Как провести анализ сайта? [Электронный ресурс] // KeyVision. WebAnalytics. URL: http://keyvision.ru/blog/item/id/56/ (Дата обращения: 30.01.2016).

4. Юзабилити сайта [Электронный ресурс] // Энциклопедия поискового продвижения сайтов. URL: http://www.sembook.ru/book/povyshenie-konversii-sayta/yuzabiliti-sayta/ (дата обращения: 29.01.2016).

5. Юзабилити сайта: критерии оценки [Электронный ресурс] // Блог Вебмастера. Dicim. URL: http://dicim.net/yuzabiliti-sajta-kriterii-ocenki.html (дата обращения: 29.01.2016).

6. Юзабилити сайта по полочкам [Электронный ресурс] // Сервис «Сайтполис» - проверка юза-билити сайтов. URL: http://sitepolice.ru/blog/usability/25639/ (дата обращения: 28.01.2016).

7. How Long Do Users Stay on Web Pages? [Электронный ресурс] // Nielsen Norman Group. URL: http://www.nngroup.com/articles/how-long-do-users-stay-on-web-pages/ (дата обращения: 29.01.2016).

© Лайкова А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.