Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ВЫБОРОВ, ИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ ВЫБОРОВ, ИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционное право / избирательно право / народовластие / институт выборов / Конституция РФ / constitutional law / electoral law / democracy / elections institution / Russian Constitution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабаева А.М.

В статье автором исследуется институт выборов, через функционирование которого обеспечивается преемственность политического курса и сохранение государственности, и, как результат, происходит стабилизация политического процесса. Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF ELECTIONS, THEIR SOCIAL AND POLITICAL PURPOSE. CONSTITUTIONAL REGULATION OF ELECTORAL RIGHTS IN RUSSIA

In the article the author examines the institution of elections, through the functioning of which the continuity of the political course and the preservation of statehood are ensured, and, as a result, the political process is stabilized. Elections are an integral part of the political process in modern democratic societies. It is through elections that citizens influence the formation of state authorities and thereby exercise their right to participate in the management of state affairs.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ВЫБОРОВ, ИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 324

Бабаева А.М.

магистр,

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

(Москва, Россия)

ПОНЯТИЕ ВЫБОРОВ, ИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ

НАЗНАЧЕНИЕ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье автором исследуется институт выборов, через функционирование которого обеспечивается преемственность политического курса и сохранение государственности, и, как результат, происходит стабилизация политического процесса. Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

Ключевые слова: конституционное право, избирательно право, народовластие, институт выборов, Конституция РФ.

Выборы представляют собой не только механический процесс, но и многогранный социально-политический феномен, отражающий самую суть демократического устройства общества. Они выступают ключевым инструментом, позволяющим гражданам выразить свои предпочтения и волю, а также сформировать политическую элиту. Выборы обеспечивают легитимность власти, создавая механизм обратной связи между избирателями и избранными представителями, что важно для стабильного функционирования государства.

Системно-комплексный подход к выборам четко прописан в российском конституционном законодательстве. В третьей статье действующей Конституции России подчеркивается, что народный суверенитет является

основным принципом общественно-политической жизни, и свободные выборы представляют собой высшую и непосредственную реализацию власти народа. Эта концепция социально-политической сущности выборов расширяется в рамках действующих норм законодательства [1, с. 14].

Например, в федеральном законе от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в пункте 9 статьи 2 дается определение выборов как формы прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией и законами различного уровня для формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении №2 17-П от 10 июня 1998 года подчеркнул, что выборы обеспечивают легитимное осуществление публичной власти, рассматривая их как способ выражения народной воли и создания легитимных органов власти.

Исторически выборы зарекомендовали себя как уникальный институт, создающий легитимные структуры власти, однако они также должны удовлетворять социальные ожидания населения.

Так, институт выборов представляют собой не только процедуру голосования, но и важный социально-политический механизм, определяющий будущее общества. Он выполняет несколько ключевых функций, среди которых — легитимация власти, формирование представительных органов и обеспечение гражданского участия в политическом процессе. Через выборы граждане имеют возможность выражать свои предпочтения и влиять на принятие решений, которые касаются их повседневной жизни.

Социально-политическое назначение выборов охватывает несколько аспектов. Во-первых, это возможность реализации гражданского права на участие в управлении, что содействует повышению социальной активности и ответственности граждан. Во-вторых, выборы становятся платформой для дебатов и конкуренции идей, способствуя развитию политической культуры и осведомленности населения о насущных проблемах.

Наконец, выборы выполняют функцию общественного контроля за действиями властей, способствуя прозрачности и подотчетности. Таким образом, выборы являются неотъемлемым элементом демократического процесса, формируя основу для устойчивого развития общества и укрепления правовых норм [3, с. 218].

Таким образом, социально-политическое назначение выборов заключается в их способности отражать интересы различных слоев населения. Процесс выборов способствует диалогу между властью и гражданами, формируя платформу для обсуждения актуальных проблем и выработки общих решений. Кроме того, выборы помогают в трансляции социальных изменений, обеспечивая представительство новых политических идей и движений.

В условиях демократического общества выборы служат каналом для легитимации политической системы, а также механизмом контроля над действиями властей. Однако, важно отметить, что для полноценного функционирования выборной системы необходимы прозрачность, честность и соблюдение правил проведения выборов, что, в свою очередь, укрепляет доверие населения к государственной власти.

На сегодняшний день выборный процесс на всех уровнях строго регламентирован законодательством: правовая основа выборов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях включает множество нормативно-правовых актов. В связи с наличием обширного массива правил, регулирующих одну и ту же процедуру, возникают определенные противоречия и трудности, которые необходимо решать на современном этапе развития избирательного законодательства.

Конституционное право граждан Российской Федерации на участие в выборах — как в роли избирателей, так и кандидатов — включает ряд самостоятельных, но взаимосвязанных прав и свобод: право голосовать, право быть избранным, право участвовать в выдвижении кандидатов, право вести предвыборную агитацию, право наблюдать за выборами и работой избирательных комиссий, право участвовать в других избирательных действиях

[2, с. 209]. Таким образом, избирательные права граждан образуют сложную систему конституционных и производных от них прав и свобод, гарантирующих свободный характер выборов в органы власти и местного самоуправления.

Право граждан на участие в выборах является основой всех процессов формирования государственных органов, что подтверждает его властеобразующий характер.

Кроме Конституции, ключевым нормативным актом, регулирующим избирательное законодательство, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет множество гарантий политических прав для граждан России.

Следует отметить, что другие законодательные акты могут служить для расширения и дополнения гарантий избирательных прав, а также внедрения новых механизмов их защиты. Однако эти акты не имеют права противоречить и заменять положения данного Федерального закона. Этот закон имеет обширное и непосредственное действие, его положения действуют на всех уровнях выборов [4, с. 61].

Федеральным законом № 67-ФЗ установлены базовые правила для смешанной избирательной системы при выборах в законодательные органы субъектов Федерации. Он запрещает использование служебного положения для государственных и муниципальных служащих, не являющихся кандидатами.

Одним из существенных нововведений является требование для кандидатов предоставлять сведения о своих доходах и имуществе в избирательную комиссию. Неверная информация может привести к отказу в регистрации. Закон также поддерживает политические партии, обеспечивая дополнительные ресурсы для избирательных блоков [6, с. 175].

Федеральный закон № 67-ФЗ, среди прочего, гарантирует согласованность норм права, касающихся участия общественных объединений в выборах, что имеет особую значимость после принятия в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», который ввел новые

требования к ним. Федеральный закон № 95-ФЗ четко определяет перечень требований, предъявляемых к политическим партиям. Он не допускает существование региональных или местных партий и политических объединений, которые должны быть всероссийскими. Закон также устанавливает процедуру регистрации, финансового обеспечения и государственной поддержки партий.

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» учел положения предыдущих законов и сохранил существующую мажоритарную избирательную систему, допускающую двухтуровые выборы. В этом законе были введены новые требования к избирательным блокам, включая обязательное участие как минимум одной политической партии, в то время как число подписей для кандидата на пост Президента увеличилось до двух миллионов.

Недавно принятый Федеральный закон № 20-ФЗ восстановил смешанную избирательную систему, существовавшую до 2004 года: половина депутатов избирается в одномандатных округах, другая половина — по федеральному округу.

Избирательное законодательство охватывает конституционные нормы и специализированные федеральные законы, регулирующие процесс выборов и права избирателей. Несмотря на реформы, контроль за соблюдением прав избирателей продолжает развиваться, что связано с необходимостью регулирования новых технологий и борьбы с нарушениями в избирательной системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита. М.: Юрайт, 2024. 170 с;

2. Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2023. 584 с;

3. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право. М.: Юрайт, 2023. 449 с;

4. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный. М.: Юрайт, 2023. 245 с;

5. Шабалин Г. Ю. Понятие выборов как конституционного института // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 1. С. 82-86;

6. Электоральные процессы в современном мире / под общ. ред. М. Е. Родионовой, С. Ю. Белоконева, П. С. Селезнева, Д. А. Ежова. М.: КНОРУС, 2020. 492 с.

Babayeva A.M.

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

(Moscow, Russia)

CONCEPT OF ELECTIONS, THEIR SOCIAL AND POLITICAL PURPOSE. CONSTITUTIONAL REGULATION OF ELECTORAL RIGHTS IN RUSSIA

Abstract: in the article the author examines the institution of elections, through the functioning of which the continuity of the political course and the preservation of statehood are ensured, and, as a result, the political process is stabilized. Elections are an integral part of the political process in modern democratic societies. It is through elections that citizens influence the formation of state authorities and thereby exercise their right to participate in the management of state affairs.

Keywords: constitutional law, electoral law, democracy, elections institution, Russian Constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.