Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ'

ПОНЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парфененкова К.В.

Концепт времени - это одно из самых сложных понятий в физике и удивительной в философской науке. Проблема создания временной перспективы является малоизученной в психологии, это можно объяснить фактом того, что восприятие времени с одной стороны для человека субъективно (то есть индивидуально), а с другой - везде одинаково, а значит, объективно, т.е. его смена подчиняется своим законам. Статья посвящена изучению временной перспективы на разных возрастных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE TIME PERSPECTIVE IN PSYCHOLOGICAL REFLECTION

The concept of time is one of the most difficult concepts in physics and amazing in philosophical science. The problem of creating a time perspective is poorly studied in psychology, this can be explained by the fact that the perception of time on the one hand for a person subjectively (that is, individually), and on the other - everywhere equally, and therefore objectively, ie, its change is subject to its laws. The article is devoted to the study of time perspective at different age stages.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ»

УДК 159.9

Парфененкова К.В. студент 5 курса факультет "Психолого-педагогический " Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Данилова Т. Н., к.психол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь

ПОНЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ

ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация. Концепт времени - это одно из самых сложных понятий в физике и удивительной в философской науке. Проблема создания временной перспективы является малоизученной в психологии, это можно объяснить фактом того, что восприятие времени с одной стороны для человека субъективно (то есть индивидуально), а с другой - везде одинаково, а значит, объективно, т.е. его смена подчиняется своим законам. Статья посвящена изучению временной перспективы на разных возрастных этапах.

Ключевые слова. Время, временная перспектива, восприятие времени, формирование временной перспективы, самосознание личности.

Parfenenkova K. V. student 5 year, Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Danilova T.N. candidate of psychological sciences, Associate Professor CONCEPT OF THE TIME PERSPECTIVE IN PSYCHOLOGICAL

REFLECTION

Annotation. The concept of time is one of the most difficult concepts in physics and amazing in philosophical science. The problem of creating a time perspective is poorly studied in psychology, this can be explained by the fact that the perception of time on the one hand for a person subjectively (that is, individually), and on the other - everywhere equally, and therefore objectively, ie, its change is subject to its laws. The article is devoted to the study of time perspective at different age stages.

Keyword. Time, time perspective, time perception, the formation of a temporal perspective, self-consciousness.

Проблема исследования. Считается, что временная перспектива обладает эмоциональным, когнитивным и социальным компонентом. На ее развитие влияет много факторов, часть из них связана с социализацией (в форме культурных ценностей, религии, образования, семейных моделей, социально-экономического статуса). Также временная перспектива может меняться под воздействием карьеры, нестабильности в политической и

экономической сфере, травматических явлений, применения психоактивных веществ, успехов или неудач.

Проблема исследования связана с тем, что временная перспектива -это важнейший личностный конструкт, отражающий временной аспект и имеющий многомерную структуру, включающую динамические параметры направленности, протяженности, эмоционального фона, когерентности (согласованности) и т.д.

Основное изложение материала. Термин «временная перспектива» был введен Л. Франком для описания взаимообусловливания и взаимосвязи времен - прошлого, настоящего и будущего - в характере, поведении и сознании. С позиции Л. Франка, временная перспектива - это динамическое базовое свойство человеческого существования [8].

По мысли Б.В. Зейгарник, временная перспектива - есть включение реального и идеального, будущего и прошлого плана жизни в план сегодняшнего, настоящего [4].

В. С. Мухина выделила психологическое время личности так: "...индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни в контексте субъективного восприятия временной непрерывности индивидуальной жизни». С ее точки зрения, в своем развитии человек стремится соотносить себя в настоящем с собой в прошлом и будущем" [7, с. 700].

М.Р. Гинзбург назвал два типа будущего - временное (т.е. хронологическое) и смысловое (т.е. психологическое). Он развел понятия психологического и временного будущего на программу жизни (ориентирована на цели без сроков реализации) и жизненный план (он более конкретен и привязан к конкретным временным пределам) [2].

И. В. Дубровина выделила в составе временной перспективы восемь зон: историческое, отдаленное, ближайшее и близкое будущее, вся жизнь, настоящий период, открытое настоящее и прошлое [3].

К.А. Абульханова и Т.Н. Березина определили существование трех типов временных перспектив:

1. Когнитивная - при ней личность может сознательно и детально проструктурировать будущее, выстроить жизненные планы, обнаружить свои перспективы и себя в будущем.

2. Личностно-мотивационная - при ней когнитивный план или даже представления о будущем отсутствуют, но мотивация достижения формирует направленность в будущее и гарантию его реализации.

3. Предшествующая - она формирует жизненную перспективу, при ней достигнутая жизненная позиция дает личности приоритеты, потенциал, направленные на успешное будущее [1].

По мысли О.В. Лукьянова, формирование человека в полноте времен протекает в контексте шести горизонтов: танатос (это целостность), эрос (это креативное взаимодействие), кайрос (это воля, сознание), хронос (это

жизненный путь), космос (это первичный порядок), хаос (это жизненный потенциал) [6, с.153].

Стоит заметить, что перспектива в прошлое у маленького ребенка невелика, ведь его переживания связаны с ограниченным опытом. И в самом общем виде он представляет будущее. С возрастом временная перспектива, несомненно, расширяется. Возрастное развитие формирует дифференцированность пространства по таким параметрам: диапазон временной перспективы, количество областей жизненного мира и отграничение реального и идеального.

В подростковом возрасте настоящее в гедонистическом аспекте значимее, чем в другом возрасте. У подростка есть ориентация на удовольствия в настоящем, его не заботят последствия поступков и действий. Они живут в сегодня, импульсивны, не могут отложить удовольствия и удержаться от соблазнов, потому входят в группу риска (алкоголь, психоактивные вещества, курение и др.).

К концу ранней взрослости главную роль гедонистического настоящего сменяет высокая степень представленности мыслей о будущем, подборе профессии и т.п. Так приобретаются навыки постановки целей и организации времени, увеличивается роль достижения целей.

В зрелости временная перспектива меняется из-за различного ощущения времени, которое субъективно может менять скорость, растягиваться, сжиматься, переживаться как непрерывное и «разорванное» на отрезки. С возрастом меняется и ценность времени, значимым оказывается «личное время», что связано с осознанием конечности существования и необходимости реализовать возможности в течении жизни [10].

После 50 лет насущными становятся проблемы здоровья, состояние, что «время уходит», планы никогда не реализовать, навсегда упущены возможности.

Вывод:

В данной статье изучалась проблема временной перспективы, под которой понимается важнейший личностный конструкт, отображающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую ряд динамических параметров направленности, протяженности, эмоционального фона, согласованности и т.д. Также во временную перспективу включаются осознанные надежды, страхи, планы, притязания, устремления, связанные с будущим. При формировании образа будущего, человек оценивает прошлое и настоящее в соответствии с планами.

Использованные источники:

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни // http://dogmon.org/k-a-abulehanova-t-n-berezina-vremya-lichnosti-i-vremya.html

2. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников // http://www.bim-

bad.ru/biblioteka/article М1.рЬр?а1ё=1547

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // http://bookap.info/genpsy/ku1ikov_psiho1ogiya_ 1 ichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psiho 1 ogov/g 139.

4. Дровосеков С. Э., Жвакина Ю. Д. Взаимосвязь мудрости и временной перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 32. - С. 32-36

5. Калашникова, С. А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты // Гуманитарный вектор. -2012. - № 1. - С. 219-224.

6. Лукьянов О. В., Неяскина Ю.Ю. Смысловые детерминанты временной перспективы личности // Вестник Томского государственного университета. 2015. - № 360. - С. 152-157.

7. Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург : Интел Флай, 2014.

8. Франк Л.К. Временная перспектива // https://studfiles.net/preview/2429368/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.