Научная статья на тему 'Понятие 'цивилизационный подход' в отечественной историографии на рубеже XX-XXI веков'

Понятие 'цивилизационный подход' в отечественной историографии на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6010
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ДЕФИНИЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / METHODOLOGICAL DIRECTION / CIVILIZATIONAL APPROACH / DEFINITION / PRINCIPLES OF RESEARCH / ANALYTICAL MODEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозов Николай Михайлович

Рассмотрена история формирования смыслового объёма понятия 'цивилизационный подход', его структуры и функций, проведена идентификация в системе общей методологии. Предложена дефиниция цивилизационного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the history of the formation of the meaning of the civilizational approach concept, so as to define its structure and functions in the system of general methodology. The author offers a definition of civilizational approach.

Текст научной работы на тему «Понятие 'цивилизационный подход' в отечественной историографии на рубеже XX-XXI веков»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 23 (238).

История. Вып. 47. С. 104-114.

Н. М. Морозов

ПОНЯТИЕ ‘ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД’

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Рассмотрена история формирования смыслового объёма понятия ‘цивилизационный подход’, его структуры и функций, проведена идентификация в системе общей методологии. Предложена дефиниция цивилизационного подхода.

Ключевые слова: методологическое направление, цивилизационный подход, дефиниция, принципы исследования, аналитическая модель.

Одним из подготовительных этапов научного проекта, предопределяющим его содержание и направленность, является выбор (разработка) исследовательской стратегии, нередко ассоциирующейся с методологическим подходом. В 1990-е гг. в отечественной историографии стал использоваться и обрёл имидж мэйнстрима цивилизационный подход, который рассматривался необходимым компонентом в аналитическом аппарате понимания (объяснения) феномена локальной цивилизации. Авторы, провозглашая свои намерения по поводу руководства указанным инструментарием, не поднимали проблемы дефиниции, но в разнообразных исторических и теоретических контекстах демонстрировали его познавательные возможности.

Цивилизационный подход нередко отождествлялся с одноимённой концепцией или теорией1, а его интерпретации в лучшем случае представляли собой описание набора принципов, актуальных для конкретного исследователя. На основании вышеизложенного ставятся задачи: выяснить, каким образом формировался смысловой объём понятия ‘цивилизационный подход’ и в какой структурно-содержательной форме оправдывал своё предназначение; провести его идентификацию в системе общей методологии.

Цивилизационный подход в методологической системе общественных и гуманитарных наук

В рамках общей методологии более пристальное внимание специалистов к семантике категории ‘подход’ запоздало проявилось к середине первого десятилетия XXI в. Выявленные смыслы, по мнению

А. М. Новикова и Д. А. Новикова, составляли два значения. В первом, он «...рассма-

тривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, например: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход (в технике). Нередко встречается информационный (кибернетический) подход, раньше у нас был классовый подход и т. д. В этом понимании наиболее часто фигурируют системный подход, комплексный подход, синергетический подход и т. п.

Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования. Подходы этого рода имеют общенаучное значение, применимы к исследованиям в любой науке и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержание и форма, историческое и логическое, качество и количество, явление и сущность и т. д.»2 (структурный, деятельностный, исторический, логический, количественный подходы и другие). В процитированном умозаключении описана общая типология родственных методологических понятий, к которым имел отношение и объект нашего внимания, что указывало на его аналитикоинструментальную природу и выделяло среди других форм знаний (теория, концепция, гипотеза, положение). Содержательная сторона авторами не детализировалась.

Наиболее развёрнутое решение этой задачи было предложено Е. В. Титовой, разделившей используемые в историографии смыслы подхода как методологической категории по трём уровням:

- «теоретическое и (или) логическое основание для рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования чего-либо (в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы и т. п.);

- совокупность специфически связанных способов и приемов осуществления деятельности, адекватных какой-либо идее, принципу и т. д.;

- признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, ее качественной характеристики»3.

В первом случае понятие ‘подход’ оказалось в согласованном состоянии с понятиями ‘принцип’, ‘позиция’, ‘идея’. Во втором - с ‘методом’ как способом организации исследования, в третьем - с понятиями ‘качество’, ‘особенность’.

Н. В. Ипполитова, проанализировав интерпретации методологического подхода, встреченные в трудах И. В. Блауберга, А. Петрова. Н. Стефанова и Э. Г. Юдина, предложила обобщённую на их основе собственную версию трёх уровней трактовки указанного по-нятия4.

- Философско-прескриптивного, включающего совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию ученого. Нормативная функция этого уровня предполагала определение исходных мировоззренческих принципов, позволявших выделить методологическую базу исследования, сформулировать концепцию, теорию.

- Концептуально-дескриптивного, состоящего из общенаучных и конкретно-научных принципов, выполняющих когнитивнопрогностическую функцию. Он обусловливает специфику организации изучения предмета исследования с целью получения новых знаний.

- Процессуально-праксеологического. Это способы, приемы, процедуры, призванные обеспечивать реализацию избранной стратегии деятельности (уровень методики и техники исследования).

Отмечая существование множества методологических подходов, Н. В. Ипполитова заключила, что каждый из них может быть соотнесен с любым из выделенных уровней. Если учёный считает целесообразным руководствоваться несколькими подходами, то для получения объективной и целостной картины изучаемого предмета необходимо соблюдать следующие условия: они должны в полной мере соответствовать целям и задачам исследования; использоваться в совокупности и по принципу дополнительности друг к другу, представляя один или несколько уровней методологии; не иметь взаимоисключающего характера5.

Таким образом, понятие ‘методологический подход’ было структурировано по функциональному предназначению составляющих его аналитических средств, необходимых любому автору для успешной реализации концептуального замысла. В дидактическом плане показательно их распределение среди уровней методологического аппарата исторических наук в координатах научной рациональности (см. табл.).

В основу указанной структуры, имеющей, как и любая умозрительная конструкция, условный характер, положена поставленная

В. С. Стёпиным проблема о формах и контексте взаимодействия элементов классического, неклассического и нео(пост)классического знаний в конкретных науках6. Имеются ввиду и практики реанимирования в рамках как в неклассической, так и в неоклассической методологии отдельных идей и приёмов, типичных для теологии, позитивизма, эволюционизма и материализма, а также изначальное присутствие в историческом знании «зародышей» всех трёх моделей рациональности7. Отметим, что на историософском уровне концепции интегрируются с эмпирикой благодаря одноимённым методологическим подходам, например, структуралистскому, феноменологическому, синергетическому и т. д.

Отдельную группу составляют дисциплинарные методологические подходы: культурологический, социологический, этнологический, антропологический, политологический и другие, каждый в отдельности позволяющие постичь грани многомерной сущности явлений истории.

Неклассическую модель исторического познания, если пока абстрагироваться от других существенных признаков, формируют методологические подходы, использующие междисциплинарную сферу гуманитарных знаний: культурно-исторический, историкоантропологический, этно-психологический, социокультурный и другие8.

Нео(пост)классическая модель, по мнению О. Г. Дуки, зарождается в междисциплинарном пространстве гуманитарных и естественных наук посредством социоестественного, эволюционно-энергетического, биосферноэтнологического и других подходов.

Уровни методологического аппарата исторических наук

Типологические основания Типы научной рациональности

классический неклассический неоклассический

Концептуальные подходы историософского уровня

Подходы к интерпретации истории на основании одноимённых философских концепций теологический позитивистский эволюционистский материалистический постмодернистский структуралистский феноменологический синергетический.

Подходы предметно-концептуального уровня

Подходы к интерпретации истории на основании одноимённых макротеорий универсалистский мир-системный формационный модернизационый цивилизационный

Предметные подходы социологический культурологический этнографический. междисциплинарная сфера гуманитарных и естественнонаучных знаний

Основной принцип построения когнитивных планов монизм методологический синтез, дополнительность

Процессуально-праксеологический уровень

общенаучные методы9 конкретно-исторические методы

теоретические эмпирические историко-сравнительный историко-генетический проблемно-хронологический историко-типологический

методы- операции методы- действия методы- опера- ции методы- действия

Нередко учёные в поисках новой исследовательской «оптики» использовали приём создания методологических композиций путём комбинирования элементов из предметных и историософских подходов, относящихся к различным познавательным моделям. Например, в целях исследования цикличной динамики элементов системности цивилизации (природного, экологического, демографического, технологического, экономического, социально-политического, духовной жизни и других), Ю. В. Яковец создал сложносоставную аналитическую конструкцию в междисциплинарном пространстве социогенетики, социодинамики и культурологи на основе неоформационной концепции10.

Из вышеизложенного следует, что идентификационные признаки методологических подходов варьировались в зависимости от избранного способа построения когнитивного плана - от концептуального и (или) дисциплинарного монизма до многомерного состояния его внутренней структуры.

Авторы, следуя теоретическим и предметным предпочтениям, вели разработку ци-

вилизационных знаний на основе подходов, родственных одной из макротеорий: универсалистского (версии: всемирно-исторической, глобализма), мир-системного, формационного, модернизационного и цивилизационного. Их отличие в методологическом отношении состояло не только в специфике категориальных рядов и принципов, но и по целеполагающему признаку.

Так, универсалистские и мир-системная концепции базировались на идее стадиального развития человечества в пределах социальных макросистем. В первом случае - единой всемирной человеческой общности с ориентацией на прогресс (в вариациях: технологический, в духе либерализма, европоцентризма и других)11. Во втором случае - мир-системы (мир-экономики и мир-империи), каждая их которых имеет центр в виде группы развитых стран, соответственно экономически и политически связанный со своей обширной периферией12. Их методологические подходы имели общее целевое назначение, которое состояло в обеспечении объяснения исторической реальности как жизнедеятельности и

взаимодействия отдельных групп социумов, структурированных по ступеням технологических, культурных и иных достижений, и исследуемых «в плане соотношения частей и целого; центров и периферий; смены центров и борьбы крупных частей за гегемонию; взаимоотношения различных трендов развития в их взаимосвязи в единой системе; функционирования системы и отдельных ее специализированных частей; усложнения системы и подсистем, появления новых системных связей и несистемных явлений и т. д.»13.

Целевое назначение формационного подхода и его более современной разновидности

- модернизационного, заключалось в обеспечении объяснения исторической реальности как постоянного процесса сложных трансформаций, протекавших внутри каждого общества по пути его движения от низших ступеней развития к высшим. Вектор направления определялся различными способами: по формационным стадиям (в ортодоксальном марксизме), от варварства к традиционному обществу и далее к цивилизации как высшей ступени развития (по Фергюсону, Л. Моргану, Ф. Энгельсу), от традиционного (аграрного) к индустриальному социуму (концепции модернизации). Если в формационной версии процессность связывалась с видоизменением преимущественно политико-экономических основ общественной жизни, детерминируемых отношением к собственности14, то в наиболее разработанной модернизационной версии, изложенной И. В. Побережниковым, её содержание должно наполняться смыслами разнообразных социальных изменений15.

Объединяющим признаком для четырёх вышеназванных подходов, равно как и для соответствующих макротеорий, стало максимальное проявление их эвристических возможностей в рамках классической научной рациональности16.

Локальная цивилизация определяется нами как часть человечества, проживающая в пространстве и во времени суперэтноса, объединённая комплиментарными многовековыми традициями в социальном мышлении и самоорганизации. Базовые смыслы понятий, включённых в дефиницию, логично искать в широком спектре отраслей науки, и в первую очередь в этнологии, этнопсихологии, истории, социальной биологии, философии и других. Поэтому приёмы установления их согласованности (синтеза смыслов) должны

быть отнесены к методологическому инструментарию, восприимчивому к междисциплинарной сфере гуманитарных, общественных и естественнонаучных знаний, характерному для неоклассики. Полагаем для выполнения указанной функции и предназначен цивилизационный подход.

Определение цивилизационного подхода

Внимание историков к указанной форме аналитики было обращено благодаря осознанию уже в 1960-е гг. ограниченности объяснительных схем формационной теории и её методологических установок, в которые не «вписывалось» объяснение исторической специфики неевропейских народов17. Как считала Л. И. Новикова, первый отечественный «.опыт разведения и соотнесения двух исследовательских подходов - формационного и цивилизационного - и был предпринят на Всесоюзном координационном совещании “Цивилизация и исторический процесс” в 1983 г.»18. Однако первоначально «разведение» было осуществлено на поле формационной проблематики, где новому подходу, категории и принципы которого ещё не были на-делёны чёткими смыслами, отводилась роль дополнительно реконструирующего особенности надстроечных явлений19.

В 1987 г. на страницах журнала «Народы Азии и Африки» в рецензиях на вышедшие в свет монографии, посвящённые истории стран Востока, некоторыми исследователями был высказан ряд предположений о вероятной самодостаточности цивилизационного подхода. Так, по мнению А. И. Фурсова, чтобы он «.приобрёл отчётливость и самостоятельность, необходимо поставить и решить триединую задачу, включающую:

1) разработку соответствующего понятийного аппарата;

2) теоретическое соотнесение цивилизационного анализа с формационным: с одной стороны, разграничение их, с другой - установление их диалектического взаимодействия, вплоть до взаимопревращения;

3) дальнейшее развитие марксистской теории развития общества как системной целостности, как объективации культурноисторического субъекта, выступающего и как формация, и как цивилизация»20.

Следует отметить, что гносеологический статус указанного понятия стал уточняться и приобретать самостоятельное значение

после дискуссии историков и философов за «круглым столом», организованной редакцией журнала «Вопросы философии» в 1989 г., инициировавшей новую волну резонансного внимания к методологическим вопросам. Предлагая своё видение конфигурации анализа исторической системности в координатах: по оси времени - этапы, формации, по оси пространства - культуры, цивилизации, особые пути развития, - известный востоковед Л. Б. Алаев21 обозначил ставшее популярным в 1990-е гг. разделение таким способом

проблемных полей между формационным и

22

цивилизационным подходами22.

Впрочем, последний, по мнению философа Г. С. Гудожника, должен включить «.в себя формационный подход как свой особый случай - при вычленении из всего богатства и многообразия общественно-исторического прогресса его социально-экономического аспекта»23. Для исторического знания образца 1989 г. эта мысль была авангардной. Рассуждения остальных участников дискуссии лишь отчасти касались «цивилизационного метода анализа» (А. Б. Зубков) и «культурно-исторического ментального подхода» (И. Н. Ионов). В этот же период Б. С. Ерасов отстаивает вывод о том, что «цивилизационный подход предполагает схему детерминации обратную, нежели та, что присуща формационному подходу. Не материальные, а духовные компоненты совокупного общественного производства принимаются за определяющие, хотя эта их роль может сказаться лишь “в конечном счёте”, пробиваясь сквозь разнообразие исторических и социально-политических обстоятельств»24.

В 1990 г. эта проблема явилась темой докладов на одном из Учёных советов Института международной экономики и международных отношений (г. Москва) и ещё одной дискуссии, проведённой среди историков в октябре25.

В 1991 г. поиску смыслов цивилизационного подхода было посвящено несколько статей. Так, В. Студенцов с позиций формационной теории попытался обозначить условия перспективности нескольких его версий, увязывая с будущим утверждением в историческом знании одного из вариантов соотношения между понятиями ‘капитализм’ и ‘социализм’: взаимоотрицания, отрицания

только одного или выявления общих черт26. По мнению О. И. Осадчей, важно иметь в виду центральное звено подхода - реализа-

цию либеральных ценностей, которые у автора фигурировали как общечеловеческие27. Выявляя его когнитивные возможности по трудам А. Дж. Тойнби, Т. В. Панфилова увидела «причудливое сочетание идеалистического истолкования истории с эмпирическим методом»28.

Всё сказанное свидетельствует, что с рубежа 1980-1990-х гг. в гуманитарной среде с четырёх взаимоисключающих позиций шёл процесс формирования методологического аппарата, призванного быть адаптированным к изучению и объяснению феномена цивили-

29

зации29:

- в порядке полного замещения формационной аналитики;

- использования последней в качестве дополняющего компонента;

- сохранения приоритетного положения формационного подхода в исследовании ци-вилизации30;

- как альтернативного остальным31.

На официальном академическом уровне цивилизационный подход получил признание после публикации в 1995 г. статьи И. Д. Ковальченко32. Тем не менее, в новой эпистемологической ситуации некоторые авторы и в последующее время в своих трудах не отходили от практики механического заимствования цивилизационной терминологии в целях формального обозначения оригинальности сюжетной линии33. Поэтому у исследователей, предпочитавших работать в рамках концептуально выверенной методологии и точных смыслов понятийного аппарата, указанный подход стал ассоциироваться с популярной риторической стратегией34.

В период с 1991 по 2010 г. было издано несколько монографий, защищены диссертации и напечатана серия статей, посвящённых цивилизационному подходу35, а также десятки других научных трудов и эссе, в которых присутствовали суждения о нём. Из текстов можно вычленить две группы тезисов функционального содержания. Первые были посвящены определению задач цивилизационного подхода, призванных обозначать поле его компетенции. Вторые - центральному звену, способному генерировать смыслы используемых принципов и идей.

В качестве задачи В. И. Гуляев, В. Ж. Келле и И. Ф. Кефели указали на потребность в анализе социальных механизмов совместной деятельности людей в различных сферах и

механизмов становления личности человека, у которого культура должна выступать как мера его развития36.

Как хронологически «сквозной», он, по мнению А. С. Сенявского, должен раскрывать социокультурное своеобразие конкретного общества как целостности, обладающей исто-

37

рической «самостью» и самоценностью37.

Определение способа познания истории через призму цивилизационного подхода связывалось Ю. Ф. Кожуриным с выявлением тех исторических типов (способов) мышления, сознания и соответствующих им способностей людей понимать, производить и потреблять культуру, которые фактически и определяют социокультурную динамику в том или ином социуме38. В. Ф. Шаповалов посчитал важным сосредоточиться на характерных чертах общества, взятого в длительной исторической перспективе39. Предназначение цивилизационного подхода по С. Э. Крапивенскому заключалось в построении типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой технико-технологических базисов40.

А. Н. Поляков подчеркнул важность выявления и сопоставления социальноэкономических и ценностных (культурных, идеологических) отношений и определения на этой основе типологических особенностей цивилизации. Автором был предложен алгоритм исследовательской стратегии:

1) «.выявление социального ядра цивилизации (общественных слоёв, освобождённых от производительного труда);

2) определение социально-экономического уклада, особенностей хозяйственных отношений в социальном ядре;

3) выявление базовых ценностей данной цивилизации;

4) сопоставление хозяйственного уклада и базовых ценностей, которые должны соответствовать друг другу»41.

Аналогичные идеи несколькими годами ранее был высказаны В. В. Маркиным, обратившим внимание на такие важные признаки цивилизационного анализа, как многофакторность и многовекторность42. Нетрудно увидеть, что вышеизложенные умозаключения, существенно дополняя проблематику цивилизационного подхода, охватывали собой часть задач, методика и концептуальное решение которых было в ведении предметных методологических стратегий.

Между тем, уже известные нам труды Б. С. Ерасова, Л. И. Семенниковой, Н. В. Старостенкова, В. Ф. Шаповалова, Г. Ф. Шиловой, Ю. В. Яковца и некоторых других авторов относились к показательным в части применения элементов цивилизационного анализа. Но в большинстве случаев теоретические выкладки подменялись методологическим компонентом объективистского характера43. Своё пояснение сложившейся историографической ситуации изложил И. Г. Яковенко, отметивший, что актуальность процедуры системоопределения (в том числе и в методологии) была обусловлена необходимостью преодоления господствовавшей тенденции инсайтно-интуитивных описаний феномена цивилизации, которые, несмотря на свою яркость, убедительность и востребованность для политических идеологем рубежа ХХ-ХХ1 вв. и в разрезе обыденных знаний, в контексте научных нечасто выводились из доказательных построений44. Указанный недостаток авторами отчасти компенсировался навыками механического встраивания в аналитический аппарат несогласуемых элементов историософских, предметных и макротеоре-тических подходов, включая широкое использование методов общенаучного и конкретноисторического анализа, позволявших довести стратегию исследования до финальных выводов вопреки отсутствию солидарного понимания сущности цивилизационного подхода.

Согласно классической рациональности, важным считалось указание на центральное звено методологического аппарата - как правило, онтологической категории, в которой должны генерироваться смыслы используемых принципов и концептуальных идей. В формационном подходе ключевым фактором выступали отношения по поводу собственности. На рубеже 1980-1990-х гг., с постепенным вхождением в историческое знание антропологической концепции45, в познавательной практике появился ещё один полюс притяжения - социальная адаптация индивидуума и его ценности, механизм изучения которых стал позиционироваться как ядро цивилизационного подхода46. В работах преимущественно культурологов и специалистов по социальной философии, посвящённых теории и истории российской цивилизации, приоритеты исследований сконцентрировались на «надстроечных» явлениях с утверждением первенства духовной сферы47.

В рассматриваемый период наряду с использованием монизма как принципа построения когнитивных планов развивалась тенденция к построению многомерных познавательных схем. Некоторые исследователи были солидарны с идеей о необходимости дополнительной ориентации цивилизационного подхода на поиск неких универсальных аналитических моделей в виде «единой матрицы» или доминантной формы социальной интеграции48. Его архитектонику, к примеру, Н. Е. Осипов увидел в способах раскрытия комплекса оснований бытия общества, среди которых выделил природные, социальные, антропологические, этнодемографические и духовные, сфокусированные на социальном типе личности49.

Из сказанного следует, что в процессе формирования проблемного поля цивилизационного подхода учёными формулировался, дополнялся, корректировался и детализировался перечень его задач, предлагались алгоритмы изучения локальной цивилизации. Тем не менее, численность сторонников неформального отношения к указанной аналитической стратегии была весьма скромной. Так, в ряду 127 выявленных диссертационных работ, посвящённых цивилизационной тематике и защищённых в период с 1991 по 2010 г., соотношение по специальностям и статусу сложилось следующим образам: по истории

- 10 кандидатских и 3 докторских, по философии соответственно - 62 и 22, политологии

- 5 и 6, культурологии - 5 и 0, социологии

- 1 и 0, по экономике - 0 и 1. Из них лишь в девяти (8 по философии и 1 по культурологии) одноимённый подход был назван в качестве основного каркаса или дополняющего компонента в теоретико-методологической50 или методологической51 базах исследования. Приведённая статистика показательна в отношении очевидной приверженности или интуитивного следования большинства авторов другим методологическим стратегиям.

Указанная историографическая ситуация в начале 2000-х гг. стала предметом критики со стороны И. В. Следзевского, который выделил ещё две причины скромных завоеваний цивилизационным подходом территории исторических дисциплин. Первая заключалась в том, что научное сообщество недавно приступило к освоению этого познавательного инструментария, и дискуссии о его семантическом выражении были

далеки от завершения. Вторая объяснялась пограничным положением данной методологической стратегии, сформированной на стыке двух оснований. Первого - онтологического, допускавшего понимание цивилизации как определённой формы бытия крупных социокультурных общностей. И второго

- культурно-экзистенциального, вводившего в оборот, по его мнению, предпосылочные знания (ценностные ориентации, культурные стереотипы и другие), предназначенные для вычленения особенностей цивилизации, которые не могут положительно восприниматься в координатах объясняющей классической модели научного познания52. Наличие второй причины подтверждала и Н. А. Проскурякова, дополнительно обратившая внимание ещё на один фактор - на «.отсутствие у историков стремления к эпистемологическим разработкам и нехваткой исторических знаний и интереса к конкретике у аналитиков-философов, интересующихся теорией познания»53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, отметим, что рассматриваемый период представляется как начальный этап формирования цивилизационного подхода - нового для отечественной историографии методологического инструментария, альтернативного к уже имевшимся. Целесообразно выделить 80-е гг., когда его становление проходило в виде вспомогательного компонента к формационному подходу. Уже с начала 90-х гг. их взаимная адаптация сопровождалась отношениями по линии противопоставления или по принципу дополнительности.

В работах некоторых авторов были сформулированы отдельные задачи цивилизационного подхода, уточнялось содержание основного звена. Выявленные суждения, согласующиеся с междисциплинарной и многомерной сущностью объекта исследования, при суммировании позволяют составить дефиницию в виде классического построения верхнего уровня обобщения выявленных смыслов. Таким образом, цивилизационный подход выступает как методологическое направление, обеспечивающее изучение процессов формирования и функционирования в рамках пространства и времени суперэтноса комплиментарных многовековых традиций в социальном мышлении и самоорганизации. В свою очередь такие понятия, как ‘методологическое направление’, ‘многовековые традиции социального мышления и самоорга-

низации’ и ‘пространство и время суперэтноса’ должны определяться категориальными рядами следующих родовидовых уровней, уточняющих соотношение понятий по объёму, в совокупности формирующих систему относительно законченного научного знания

о локальной цивилизации.

Методологическое направление выступает как стратегия научного познания на основе исходных групп принципов (философских, эпистемологических, общенаучных, предметных, конкретной проблематики), аналитических моделей, способов, приемов, процедур, обеспечивающих её реализацию с опорой на имеющийся эмпирический материал.

Среди встреченных в историографии аналитических моделей, призванных локализовать области обнаружения многовековых традиций социального мышления и самоорганизации, характерных для той или иной цивилизации, выделим три наиболее информативных, составляющих, по мнению

А. В. Лубского54, универсальные системообразующие основания, это:

- доминантная форма социальной интеграции, роль которой выполняли, например, в российской цивилизации - государство, в исламской - религиозная система, в западной цивилизации - личность55;

- психологический склад суперэтноса, включающий в себя этнический менталитет и соответствующие различным периодам истории ментальности групп населения с присущими им ценностями и мировоззрением;

- основная тенденция к устойчивости, характерная для одного из трёх типов развития общества, выступающая результатом специфического соотношения между потребностями и условиями его жизнедеятельности56: эволюционное развитие - проявившееся в цивилизациях Востока, мобилизационное - в России, и инновационное - в странах Западной Европы, США, Канаде и Австралии.

Цивилизационный подход в полной мере реализуется, если исследователь синтезирует в нём преимущества других методологических подходов, необходимых для изучения имманентных для системности цивилизации экономических, духовных, политических и других явлений. Все вышеназванные аспекты, ёмкие по содержанию, заслуживают отдельного и более подробного историографического анализа.

Примечания

1 См.: Абросимова, И. А. Методологическая роль понятия цивилизации в социальнофилософском исследовании : автореф. дис. . канд. филос. наук. Саратов, 2000. С. 7; Семеникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций : учеб. пособие для вузов. Брянск : Курсив, 2000. С. 10 и другие.

2 Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М. : СИНТЕГ, 2007. С. 164.

3 Цит. по: Петунин, О. В. Цивилизационный подход в исследовании педагогических процессов // Философия образования. 2008. №2. С. 30.

4 Ипполитова, Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. «Образование. Педагогические науки». 2009. № 13 (146). С. 12-13.

5 Там же. С. 14.

6 «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвящённый обсуждению книги В. С. Степина «Теоретическое знание» // Вопр. философии. 2001. № 1. С.29-30.

7 Ионов, И. Н. Теория цивилизации и неклассическое знание : (Социокультурные предпосылки макроисторических интерпретаций) // Обществ. науки и современность. 2004. № 5. С. 142.

8 Дука, О. Г. Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примере российской историографии). Екатеринбург, 2001. С. 114-135.

9 Новиков, А. М. Методология. С. 100.

10 См.: Яковец, Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М. : Наука, 1999. 448 с.

11 См.: Ерасов, Б. С. О статусе и содержании теории цивилизаций // История России : теоретические проблемы. Вып. 1. Российская цивилизация. Опыт исторического и междисциплинарного изучения / отв. ред. А. С. Сенявский ; Ин-т рос. истории. М. : Наука, 2002. С. 13; Назаретян, А. П. Универсальная (большая) история : версии и подходы // Ист. психология и социология истории. 2008. № 2. С. 5-24; Селезнёв, А. М. Проблемы стадиальности всемирно-исторического процесса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. № 6. С. 21-33; Сайко, Э. В. Вопросы стадиального анализа

всемирно-исторического процесса цивилизации // Цивилизация : теория, история и современность : сб. ст. / отв. ред. Л. И. Новикова. М. : ИФАН, 1989. С. 2-19; Фофанов, В. В. Всемирная история как рефлексия цивилизаций // Гуманитар. науки в Сибири. 1999. № 1. С.44-46.

12 См.: Фурсов, А. И. Школа мир-системного анализа : (Основные положения концепции И. Валлерстайна) // Восток. 1992. № 1. С. 2526; Крадин, Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации / под ред. Н. Н. Крадина,

A. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко,

B. А. Лынши. М. : Логос, 2000. С. 314-319.

13 Гринин, Л. Е. Макроэволюция и мир-система : новые грани концептуализации / Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев // История и современность. 2008. № 1. С. 14-15.

14 Плетников, Ю. К. Цивилизационная стадиальность и цивилизационные парадигмы // Плетников, Ю. К. Материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма. М. : Альфа-М, 2008. С. 228.

15 Побережников, И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу : теоретико-методологические проблемы модернизации. М. : РОСПЭН, 2006. С. 13-52.

16 Лубский, А. В. Альтернативные модели исторического исследования / отв. ред. Ю. Г. Волков. М. : Соц.-гуманитар. знания, 2004. С. 105-126.

17 Алаев, Л. Б. Смутная теория и спорная практика : о новейших цивилизационных подходах к Востоку и к России // Ист. психология и социология истории. 2008. № 2. С. 87-92; Шемякин, Я. Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе 60-80-х годов // История СССР. 1991. № 5. С. 87-88.

18 Новикова, Л. И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации : сб. ст. Вып. 1. М., 1992.С. 13.

19 См.: Василенко, Ю. В. Соотношение формационной и цивилизационных концепций исторического процесса : дис. . канд. фи-лос. наук. Пермь, 1999. С. 7; Новикова, Л. И. Понятие «цивилизация» и его познавательные функции // Цивилизация и культура в историческом процессе. Репринты докладов советских учёных к XVII Всемирному философскому конгрессу «Философия и культура» (Канада, Монреаль, 21-27 авг. 1983 г.). М., 1983. С. 4-9; Цивилизация как проблема

исторического материализма : сб. ст. М., 1983. Ч. 1-3; Цивилизация и исторический процесс : сб. ст. М., 1982; Завадский, С. А. Искусство и цивилизация. Искусство на пути к коммунистической цивилизации / С. А. Завадский, Л. И. Новикова. М. : Искусство, 1986. 272 с.; Шемякин, Я. Г. Проблема цивилизации. С. 97.

20 Эволюция восточных обществ : синтез традиционного и современного // Народы Азии и Африки. 1987. № 1. С. 171.

21 Формации или цивилизации? : материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1989. № 10. С. 37.

22 Современная российская цивилизация. Личность. Общество. Федерация. Сер. науч. тр. Кн. 1 / ред. кол.: А. Н. Аринин, Б. И. Коваль, С. И. Семёнов. М. : Северо-Принт, 2000. С. 76; Философия истории : учеб. пособие / под ред. проф. А. С. Панарина. М. : Гардарики, 1999. С. 201.

23 Формации или цивилизации... С. 46.

24 К вопросу об общей теории развивающихся стран. Круглый стол // Народы Азии и Африки. 1990. № 1. С. 48; Формации или цивилизации : диалог Л. Б. Алаев - Б. С. Ерасов // Народы Азии и Африки. 1990. № 3. С. 47.

25 Осадчая, И. О. О цивилизационном подходе к анализу капитализма // Мировая экономика и междунар. отношения. 1991. № 5. С. 6; Поздняков, Э. А. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 5. С.46-59.

26 Студенцов, В. Общецивилизационный и формационный подходы : скептический взгляд // Мировая экономика и междунар. отношения. 1991. № 6. С. 52-54.

27 Осадчая, И. О. О цивилизационном подходе к анализу капитализма. С. 8.

28 Панфилова, Т. В. «Формационный» и «цивилизационный» подходы : возможности и ограниченность // Обществ. науки и современность. 1993. № 6. С. 89.

29 Панарин, А. С. Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1991. С.18-19.

30 Осипов, Н. Е. Формационный и цивилизационный аспекты анализа категории «производительные силы общества» // Философия и общество. 2004. № 2. С. 83-84.

31 Хут, Л. Р. Новистика : вопросы теории. М. : Изд-во Моск. пед. ун-та, 2003. С. 79.

32 Ковальченко, И. Д. Многомерность исторического развития. Типология, периодизация, цивилизационный подход // Свобод. мысль. 1995. № 10. С. 78-79.

33 См.: Живетин, В. Б. Риски цивилизаций. М. : Изд-во ИПР, 2007. 359 с.; Кеслер, Я. А. Русская цивилизация. Вчера и завтра. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 507 с.; Ляпин, Е. С. Динамика цивилизаций. СПб. : Нестор-История, 2007. 556 с.; Молостов, В. Д. Старение и гибель цивилизации. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 410 с. и другие.

34 Дёмин, М. А. Современные методологические подходы к изучению истории Сибири / М. А. Демин, А. А. Бронников // Вспомогательные исторические дисциплины

- источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания : материалы ХХ междунар. науч. конф. (Москва, 31 янв. - 2 февр. 2008 г.) : в 2 ч. / редкол.: М. Ф. Румянцева (отв. ред.) и др. ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, каф. источниковедения и вспо-могат. ист. дисциплин. М. : РГГУ, 2008. С. 270; Энтов, Р. Что может дать цивилизационный подход // Мировая экономика и междунар. отношения. 1991. № 5. С. 19.

35 См.: Барг, М. А. Цивилизационный подход к истории : (Дань коньюнктуре или требование науки?) // Цивилизации. М. : Наука, 1993. Вып. 2. С. 8-18; Гордон, А. В. Цивилизационный подход и единство всемирной истории // Социальные и гуманитар. науки. Отечеств. и зарубеж. лит. Сер. 9 «Востоковедение и африканистика» : реф. журн. 2001. № 1. С. 7-19; Гостев, Р. Г. К вопросу о формационном и цивилизационном подходах к изучению истории // Российская цивилизация : история и современность : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 21. Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2004. С. 39-50; Емельянов-Лукьянчиков, М. А. Цивилизационный подход : интерпретация или дезинформация? ИКЬ : М1р://оЫ.рогЫ-slovo.ru/rus/history/48/9325/; Журавлев, В. В. Цивилизационный подход к истории и вопросы её «одушевления» // Сайт Общество историков России. иКЬ : http://www.oiros. о^/риЫюк/р03/002.Мш; Келле, В. Ж. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса // Цивилизации. Вып. 2. М., 1993. С. 26-34; Книжников, Н. Н. Особенности цивилизационного подхода к определению типологии культурно-историческо-

го : автореф. дис. ... канд. культурол. наук. Нижневартовск, 1999. 24 с.; Ковалёв, А. М. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах // Обществ. науки и современность. 1996. № 1. С. 97-104; Коваль, Б. И. К вопросу о методологии цивилизационного анализа // Цивилизационные исследования / отв. ред. Б. И. Коваль. М., 1996. С. 6-21; Корякин, В. В. Цивилизационный и формационный подход к истории : возможен ли синтез? // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI, вып. 3 (№ 10). С. 341-348; Костюк, В. Г. Возможности цивилизационного подхода в этносоциологии // Гуманитар. науки в Сибири. 2003. № 3. С. 22-24; Кузьмен, О. В. Цивилизационный подход в анализе либеральной модели демократии : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 1993. 18 с.; Маркин, В. В. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия : сб. ст. ко 2-й между-нар. науч.-теор. конф. Барнаул, 2000. Вып. 2. С. 39-43; Палютина, З. Р. Цивилизационный подход к терминологии. Уфа : БашГУ, 2002. 171 с.; Пивоваров, Ю. С. Схема и человек в постижении истории : методологические размышления // Россия и соврем. мир. 2002. № 4. С. 126-129; Радугин, А. А. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании // История России. Россия в мировой цивилизации : курс лекций / под ред. А. А. Радугина. М. : Библионика, 2004. С. 14-20; Сенявский, А. С. Цивилизационный подход к российской истории : теоретико-методологические аспекты // История России : теоретические проблемы. Вып. 1. Российская цивилизация : (Опыт исторического и междисциплинарного изучения) / отв. ред. А. С. Сенявский ; Ин-т рос. истории. М. : Наука, 2002. С. 59-69; Следзевский, И. В. Особенности и возможности цивилизационного подхода // Там же. С. 21-28; Хут, Л. Р. О соотношении формационного и цивилизационного подходов в изучении // Вопросы теории и методологии истории : сб. науч. тр. Вып. 4. Майкоп, 2003. 172 с. и др.

36 Гуляев, В. И. «Первичные цивилизации» и методика изучения исторического процесса // Новая и новейш. история. 1996. № 4. С. 87; Келле, В. Ж. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. С. 31; Кефели, И. Ф. Культура и цивилизация // Соц.-полит. журн. 1995. № 4. С. 127.

37 Сенявский, А. С. Цивилизационный подход к российской истории. С. 60.

38 Кожурин, Ю. Ф. Цивилизационное измерение социальной истории. Саранск : НИИ гуманитар. наук, 2008. С. 169.

39 Шаповалов, В. Ф. Россиеведение : учеб. пособие для вузов. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 19.

40 Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / под ред. С. Э. Крапивенского. Волгоград : ВолГУ, 1998. С. 13.

41 Поляков, А. Н. Цивилизация как социальная система : теория, типология и метод // Вопр. истории. 2007. № 11. С. 63.

42 Маркин, В. В. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса. С. 41-42.

43 Ионов, И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание : проблемы взаимодействия. М. : Наука, 2007. С. 430.

44 Яковенко, И. Г. Проблема научного метода в цивилизационных исследованиях // Цивилизационные исследования / отв. ред. Б. И. Коваль. М., 1996. С. 235.

45 Гуревич, А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопр. философии. 1988. № 1. С. 56-70.

46 Искендеров, А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопр. истории. 1996. № 4.

С. 18; Филлипенко, А. С. Экономическое развитие : цивилизационный подход. М. : Экономика, 2002. С. 8.

47 Корякин, В. В. Цивилизационный и формационный подход к истории. С. 346; Кра-дин, Н. Н. Современные проблемы теории всемирно-исторического процесса // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. «История, филология». 2007. Т. 6, №. 1. С. 117; Кузык, Б. Н. Цивилизации : теория, история, диалог, будущее / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Т. 1, 2. М. : Ин-т эконом. стратегий, 2006. С. 87; Олех, Л. Г. Принцип цивилизованности в историкосоциологическом познании. Новосибирск : Новосиб. ун-т, 1994. С. 20.

48 Кирдина, С. Г. В поисках новой методологии : о метаисторическом анализе цивилизаций и концепции институциональных матриц // Экономический аспект метаисторического анализа цивилизаций : материалы «Круглого стола» от 15 янв. 2003 г. М. : Ин-т экономики РАН, 2003. С. 86-95; Кононенко, Б. И. Культура. Цивилизация. Россия : учеб. пособие. М. : Щит-М, 2003. С. 57; Лубский, А. В. Конфликтогенные факторы на Юге России

: методология исследования и социальные реалии : монография / отв. ред. В. В. Черноус ; Рост. гос. ун-т и др. Ростов н/Д : Изд-во СКНЦВШ, 2005. С. 54; Россия в пространстве и времени (история будущего) / Б. Н. Кузык (рук. авт. коллектива). М. : Ин-т эконом. стратегий, 2004.С. 15-35.

49 Осипов, Н. Е. Социально-технологический аспект цивилизационных и формационных изменений общества : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Чебоксары, 2009. С. 7-8.

50 См.: Аматов, А. М. Философско-методологические основания междисциплинарных исследований техногенной цивилизации : автореф. дис. . канд. филос. наук. Белгород, 2008. С. 5; Маслов, А. А. Цивилизационная идентичность российского общества (социально-философские аспекты) : автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2005. С. 7-8; Орлова, И. Б. Цивилизационная парадигма в исследовании социальноисторических процессов : автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1999. С. 14-25; Осина, О. Н. Основания культуры как факторы цивилизационного становления : автореф. дис. . канд. филос. наук. Саратов, 2005. С. 10 и др.

51 См.: Аксюмов, Б. В. Конфликт цивилиза-

ций в современном мире : автореф. дис. . д-ра филос. наук. Ставрополь, 2009. С. 11; Зарова, Е. Д. Образ «Другого» в становлении цивилизационной идентичности : автореф. дис. . канд. филос. наук. Саратов, 2009.

С. 7; Левченко, Е. Н. Россия в современном цивилизационном процессе : социально-

философский анализ : автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2007. С. 11; Суворов, Д. В. Смена субцивилизаций и модернизационные волны в культурно-историческом развитии России : автореф. дис. . канд. культуролог. наук. Екатеринбург, 2006. С. 7 и др.

52 Следзевский, И. В. Особенности и возможности цивилизационного подхода. С. 23-26.

53 Проскурякова, Н. А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопр. истории. 2005. № 7. С. 158.

54 Лубский, А. В. Конфликтогенные факторы на Юге России. С. 54.

55 Кульпин, Э. С. Становление системы основных ценностей российской цивилизации // История и современность. 2008. № 1. С. 52.

56 Гаман-Голутвина, О. В. Политические элиты России : (Вехи исторической эволюции). М., 2006. С. 27; Фонотов, А. Г. Россия : от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.