Научная статья на тему 'Понятие «Транснационализация», транснациональные корпорации и их прототипы'

Понятие «Транснационализация», транснациональные корпорации и их прототипы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3482
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ВЬЕТНАМСКИЕ КОРПОРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинь Тхи Тхуй Линь

На фоне все большего интереса, проявляемого на рубеже XX-XXI вв. к транснационализации и глобализации современной мировой экономики и деятельности транснациональных компаний, эта тема в современной науке отличается недостаточной разработанностью. Процесс транснационализации компаний, в частности вьетнамских корпораций, тесно связан с созданием транснациональных компаний и их прототипами. В предлагаемой статье определяются понятия «транснационализация» и «транснациональная компания», рассматривается законодательная база процесса транснационализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Транснационализация», транснациональные корпорации и их прототипы»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

В

□а

ваа

ваа

□а

в

МАКРОЭКОНОМИКА

Понятие «транснационализация», транснациональные корпорации и их прототипы

ЧИНЬ ТХИ ТХУЙ ЛИНЬ,

аспирантка Финансовой академии при Правительстве РФ

На фоне все большего интереса, проявляемого на рубеже ХХ-ХХ1 вв. к транснационализации и глобализации современной мировой экономики и деятельности транснациональных компаний (ТНК), эта тема в современной науке отличается недостаточной разработанностью. Процесс транснационализации компаний, в частности вьетнамских корпораций, тесно связан с созданием транснациональных компаний и их прототипами. В предлагаемой статье определяются понятия «транснационализация» и «транснациональная компания», рассматривается законодательная база процесса транснационализации экономики.

овольно часто экономисты, специалисты по вопросам

«глобализации, научные исследователи смешивают понятия «транснационализация» и «транснациональные компании» [3], подменяя их одно другим. Некорректность такого подхода можно объяснить следующим образом:

^ транснационализация - это процесс, ТНК - это материальное воплощение транснационализации;

^ до настоящего времени, несмотря на многообразие трактовок ТНК, не существует ни одного определения, согласно которому транснациональными считаются компании, подверженные процессу транснационализации. Отсюда вытекает важный тезис о том, что не все компании, которые подвержены процессу транснационализации, являются транснациональными.

Существует два основных взгляда на процесс транснационализации. Первый рассматривает данное явление как субъективный процесс, второй - как объективный [11]. Как следствие, нет единого определения понятия «транснационализация». Одна из наиболее популярных трактовок гласит: «Транснационализация - перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются дру-

гие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала» (Мр://ги.\мк1реЬ1а. огд).

Данное определение дает простор для дальнейших размышлений. Во-первых, «перемещение» можно воспринимать и как факт, и как процесс, и как явление. Во-вторых, сочетание «относительное избыточное количество» представляется достаточно абстрактным. В-третьих, в данном определении довольно спорным является объяснение причины перемещения капитала: из-за избытка одних факторов производства в одной стране и их излишка в другой -тем самым исключается вариант случайности процесса транснационализации.

К примеру, гражданин СРВ Ле Нгок Хыонг1, приехавший в Россию учиться, после окончания учебы хотел вернуться на родину. Но наступил переломный момент - распад СССР, и у него появляется возможность заработать. Постепенно формируется его бизнес в России. В данном случае, если под словом «капитал» подразумеваются денежные и приравненные к ним средства, то перемещения капитала из Вьетнама в Россию не происходит. Если же считать капиталом управленческий талант, накопленные знания и т.п., то перемещение капитала имеет ме-

сто. Ведь факторы, позволившие Ле Нгок Хыонгу заработать, могли быть эффективно использованы и при отсутствии капитала. Возникает вопрос, какой стране принадлежат деньги (капитал), заработанные гражданином другого государства на территории Российской Федерации? Если принять за аксиому, что эти деньги принадлежат иностранному гражданину (в нашем примере - вьетнамцу), то наблюдается перемещение капитала из Вьетнама через вьетнамского носителя в Россию, так как часть заработанных средств он вновь пускает в развитие бизнеса и в России, и во Вьетнаме. С учетом такого допущения деятельность компании Ле Нгок Хыонга можно назвать транснациональной.

Таким образом, необходимо прояснить следующие моменты:

^ Что подразумевается под понятием «капитал»? Современные исследователи выделяют, кроме того, ряд основных видов капитала [10]: промышленный, зарождающий в период становления капиталистической системы (источник происхождения - легкая промышленность); финансовый, присущий периоду бурного развития тяжелой промышленности с высококонцентрированным крупным производством, банковским делом, торговлей, диктующий рынку цены в пределах равновесия

1 Ле Нгок Хыонг - известный представитель вьетнамского бизнес-сообщества в России. Владелец большого количества контейнеров на Черкизовском рынке. До своей смерти в 2009 г. возглавлял вьетнамское сообщество в России, спонсировал государственные программы. - Прим. автора.

спроса-предложения; финансовопромышленный капитал, характерный для современной научнотехнической революции постин-дустрильного общества; интеллектуальный капитал, корпоративный по характеру организации и связям, структуре экономической системы, научно-интеллектуальный - по содержанию участвующего труда.

^ Что является границей перемещения капитала: изменение национальности владельца капитала, или наличие документального подтверждения служб доставки наличных денег, органов власти о пересечении капитала (таможенные декларации), или наличие банковского подтверждения (если речь идет о безналичном расчете)?

^ Насколько существенно введение в определение транснационализации сочетания «относительный избыток» капитала?

^ На взгляд автора, сомнительным, лишним и нецелесообразным является указание причины транснационализации - из-за того, что факторы производства в стране-приемщике капитала «не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала». Такие утверждения носят абсолютный характер, в то время как все определение имеет оттенок «относительности».

В бытовом понимании транснационализация (от слов «транс» - перемещение, «наци» - страна) - это процесс перемещения чего-то из одной страны в другую. Исходя из этого, можно предположить, что сущность транснационализации деятельности компании заключается именно в расширении масштаба ее функционирования за пределами страны,в которой она изначально работала. Причем тут не имеет значения, к какой национальности относится владелец компании. Такой подход в наибольшей степени соответствует правовому регулированию внешнеторговой деятельности.

Законодательная база, регулирующая процесс транснационализации

Правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности во Вьетнаме включает в себя два блока документов:

^ нормативно-правовые акты, которые обеспечивают функционирование экономики в целом;

^ нормативные акты, которые обеспечивают непосредственное регулирование внешнеторговой деятельности. До 1986 г. правовая база во Вьетнаме была неразвита. В нее входили лишь

Конституция СРВ, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, иные нормативноправовые акты, в основном регулирующие деятельность государственных предприятий.

В 1992 г. в Конституцию СРВ были внесены изменения, которые обеспечили доступ вьетнамским предпринимателям практически во все отрасли экономики. В 1997 г. был принят закон «О торговле», применяющийся как к гражданам Вьетнама, так и к иностранным лицам. В 1999 г. были упрощены процедуры получения въездных виз и лицензий на различные торговые операции, а также был отменен двойной стандарт цен для иностранцев на товары и услуги. Но несмотря на эти поправки к законам и нормативноправовым актам, теоретическая база для транснационализации деятельности компаний СРВ в условиях глобализации так и не сформирована. До настоящего времени отсутствует специальная правовая база, регулирующая процесс транснационализации вьетнамских компаний. Процесс транснационализации во Вьетнаме чаще всего понимается как расширение деятельности одной компании за пределами своей страны.

В России, как и во Вьетнаме, отсутствует специальное законодательство, регулирующее процесс транснационализации деятельности иностранных компаний. Во многих правовых актах компании, подверженные процессу транснационализации, приравниваются к фирмам, занимающимся внешнеторговой деятельностью.

Так, основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области торговли услугами отражены в российском Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны следующие основные способы осуществления внешней торговли услугами:

^ с территории РФ на территорию иностранного государства;

^ с территории иностранного государства на территорию РФ;

^ на территории РФ иностранному заказчику услуг;

^ на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

^ российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

^ иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем при-

5

□г

МАКРОЭКОНОМИКА hhg □ с а

сутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ; *

^ российским исполнителем услуги пу-Л тем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

^ иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Таким образом, если рассматривать транснациональную деятельность как внешнеторговую, то в данном законе определены четкие границы или, другими словами, признаки пересечения границы перемещения капитала. А компании, соответствующие одному из вышеперечисленных пунктов, можно назвать транснациональными.

Во Вьетнаме процесс транснационализации деятельности компаний СРВ часто приравнивают только к экспорту. Причем акцент делается только на направление «из Вьетнама в другие страны», а не наоборот. В этом плане вьетнамское законодательство отстает от российского, поскольку упомянутый выше Федеральный закон № 164-ФЗ регулирует процессы в обоих направлениях - «туда и обратно».

ТНК и их определения

Процесс транснационализации компаний, в частности вьетнамских корпораций, тесно связан с созданием транснациональных компаний (ТНК) и их прототипами.

Исследователи пока не пришли к согласованному пониманию того, что считать международным хозяйственным объединением. В зарубежной литературе по международной экономике принято употреблять термины «многонациональные фирмы» (multinational firms - MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation - MNC), которые используются как синонимы. На наш взгляд, эти термины более корректны, чем термин ТНК, так как в них отсутствует привязка к конкретной нации. Хотя иногда по-прежнему существует потребность в указании принадлежности страны - для выяснения государственной принадлежности основателя ТНК.

В российской финансовой литературе такие хозяйственные объединения именуют международными, глобальными, сверхнациональными и т.п. Однако наиболее распространен термин «транснациональные корпорации» (transnational corporation - TNC), сокращенно ТНК.

Сравним некоторые определения ТНК.

1. ТНК - предприятия (финансовопромышленные объединения), которым принадлежат или которые контролируют комплексы производства/обслуживания,

РЕГУЛИРОВАНИЕ

№ 5 • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА

33

РЕГУЛИРОВАНИЕ

в

ES

нзн МАКРОЭКОНОМИКА BS

в

находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

2. ТНК - международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

3. В иностранной литературе ТНК -это компании, обладающие по крайней мере одним их следующих признаков: ^ фирма реализует выпускаемую продукцию более чем в одной стране;

^ ее предприятия и филиалы расположены в двух и более странах;

^ ее собственники являются резидентами различных стран;

^ следовательно, здесь признаки ТНК относятся к сфере обращения, производства и собственности.

Для регулирования деятельности вьетнамских ТНК в СРВ используется законодательная база зарубежных стран, в частности: Организации сотрудничества и развития экономики (OECD) и Комитета коммерции и развития объединенных наций (UNCTAD). Сегодня эти две организации продолжают разрабатывать единые принципы для регулирования процесса транснационализации различных компаний. Указанные организации определяют ТНК следующим образом:

4. ТНК - это одна бизнес-организация, включающая в себя много других хозяйственных единиц в двух или более странах, которые, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, функционируют по одной системе обособленного принятия решений, взаимодействуют друг с другом на основе единой стратегии через один или несколько центров принятия решений, что позволяет оптимизировать ведение общего бизнеса.

Надо сказать, что вьетнамская деловая пресса (и вообще пресса развивающихся стран) достаточно осторожна в

вопросах ТНК. Даже в профильных журналах и газетах практически никогда не встречается фраза «вьетнамская транснациональная компания...». Это касается и всевозможных рекламных объявлений2.

В понимании многих потребителей ТНК - это те компании, товары и услуги которых вошли в быт и сознание большинства жителей больших и средних го-родов3.

Очевидно, что критерии для отнесения той или иной компании к транснациональной могут быть различными.

На наш взгляд, со временем должен быть определен количественный предел (число стран, в которых присутствуют филиалы организации), превышение которого превращает компанию в транснациональную. Такой предел должен по идее превратить «количество в качество». Как вариант предлагается использовать закон Парето4. Например, компания, которая контролирует не менее 80% сбыта товаров или услуг в своей отрасли или филиалы которой присутствуют не менее чем в 80% крупных городов мира и т.п., может считаться ТНК.

Если же 90% опрошенных россиян в ответ на вопрос «Знаете ли Вы хоть одну вьетнамскую ТНК» ответили «Не знаю», то, по нашему мнению, можно утверждать, что на данный момент вьетнамских ТНК не существуют, а значит, в дальнейшем речь будет идти о транснационализации вьетнамских прототипов ТНК.

Отсюда возникает мысль ввести в оборот термин «паратранснациональ-ные компании», который должен означать корпорации, подверженные процессу транснационализации. Следует отметить, что данный термин по смысловой нагрузке не равносилен термину «прототипы ТНК», поскольку под прототипами ТНК имеется в виду нечто наподобие общепризнанным ТНК, но еще целиком не сформировавшееся как совокупность.

Введение нового термина «пара-транснациональные компании» позволит заменить довольно длинную фразу «компании, подверженные процессу транснационализации». Следует отметить, что использовать новый термин будет более корректным, чем называть компании, подверженные процессу транснационализации, прототипами ТНК, поскольку в этом случае требуется однозначное определение ТНК ■

Литература

1. Вафина Наиля Хаевна. Транснационализация производства: методология и теория: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01. М., 2003.

2. Дао Минь Нгует Ань. Стратегические направления развития внешней торговли Вьетнама в условиях глобализации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 165 с.

3. Ким Т.Г. Транснационализация предпринимательской деятельности в условиях глобализации экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Ставрополь, 2008.

4. Комиссарова Ж.Н. Место французских ТНК в мировой экономике: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2006. 370 с.

5. Кулешов Е.А. Транснационализация российской экономики в условиях глобализации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

6. Лукьянович Н.В. Геополитика и геоэкономика: Учебно-методич. комплекс для студ., обуч. по спец. «Мировая экономика» / ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ.», каф. «Мировая экономика и международный бизнес». М.: Финакадемия, 2009. 26 с.

7. Панибратов А.Ю. Маркетинговые модели и методы проникновения многонациональных компаний на российские рынки: Дис. .д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2006.

8. Смитиенко Б.М. Мировая экономика: Учебно-методич. комплекс для студ., обуч. по спец. «Мировая экономика» / Б.М. Сми-тиенко, С.М. Романов, А.А. Галазова; ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», каф. «Мировая экономика и международный бизнес». М.: Финакадемия,

2009. 46 с.

9. Современные корпоративные стратегии и технологии в России: Сборник научных статьей: Вып. 5: Ч. 3: Взаимодействие бизнеса, власти и общества в реализации принципов КСО / Ред. кол. М.А. Эскин-даров, И.Ю. Беляева, Л.А. Плотицына, Б.С. Батаева; ФГОУ ВПО «Финансовая ак-демия при Правительстве РФ», каф. государственного, муниципального и корпоративного управления. М.: Финакадемия,

2010. 143 с.

10. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999. 368 с.

11. Юханаев А.А. Транснационализация экономики как инструмент повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. Ростов-на-Дону, 2007.

2 В последние годы во Вьетнаме наблюдается оживление на рынке ценных бумаг. Люди активно покупают, продают отечественные ценные бумаги. Соответственно бурно развиваются и рекламные агентства, цель которых - поднять стоимость компании-заемщика и ее акций.

3 Чтобы почувствовать восприятие ТНК населением, достаточно прочитать известную книгу английской писательницы Софии Кинселлы «Шопоголик». - Прим. автора.

4 Закон Парето, или Принцип Парето, или Принцип 20/80 - эмпирическое правило, введенное социологом Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата». Может использоваться как базовый принцип для оптимизации какой-либо деятельности: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.