Научная статья на тему 'Понятие толерантности: история и современность'

Понятие толерантности: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2138
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПЕНИЕ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / МАЗ[АБ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гулина Н.А., Садкина Т.М., Филимонова Е.И.

В статье рассматривается проблема становления понятия толерантности в историческом контексте, выявляется соотношение понятий «толерантность» «терпение»,«терпимость».Обсуждается значение принципа толерантности в религиозных и философских концепциях прошлого и значение данного феномена для сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TOLERANCE IN A HISTORICAL CONTEX

In the article the problem of formation of tolerance in a historical context, reveals the correlation of the concepts \"tolerance\ conceptions of the past and the importance of this phenomenon for today.

Текст научной работы на тему «Понятие толерантности: история и современность»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Гулина Н.А.

Кафедра Философия и социология Уральский государственный юридический университет, доцент

Садкина Т.М. Кафедра Философия и акмеология Уральский государственный педагогический университет, доцент

Филимонова Е.И.

Уральский государственный педагогический университет, магистр педагогики

THE PROBLEM OF TOLERANCE IN A HISTORICAL

CONTEX

Gulina N.A.,

Department Philosophy and sociology Ural state low university, associate Professor

Sadkina T.M., Department Philosophy and acmeology Ural State Pedagogical University, associate professor

Filimonova E.I.

Ural State Pedagogical University .master of education

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема становления понятия толерантности в историческом контексте, выявляется соотношение понятий «толерантность» «терпение» ,«терпимость».Обсуждается значение принципа толерантности в религиозных и философских концепциях прошлого и значение данного феномена для сегодняшнего дня.

ABSTRACT

In the article the problem of formation of tolerance in a historical context, reveals the correlation of the concepts "tolerance", "patience", discussed the importance of the principle of tolerance in religious and philosophical conceptions of the past and the importance of this phenomenon for today.

Ключевые слова: толерантность, терпение, культура толерантности, принцип толерантности, ценности,

Keywords: tolerance, patience, the culture of tolerance. the principle of tolerance, values.

Пути достижения доброжелательных, уважительных и неагрессивных отношений между различными цивилизациями, государствами, социальными стратами и группами, отдельными людьми всегда волновали общественную мысль. Некоторые носящие гуманистический характер нормы и принципы зафиксированы в законодательствах, международных договорах и декларациях.

Толерантность как качество культуры общества, социальной группы, гражданина имеет разные формы и может быть как личной, так и общественной, государственной. Следуя толерантным установкам, человек не только создает для себя комфортные условия существования, нейтрализуя агрессивные, конфликтные взаимоотношения, но и обогащает.

Все актуальнее становятся проблемы, связанные с диалогом между цивилизациями, их толерантного взаимодействия, взаимообогащения при сохранении самобытности своих культур.

В современном российском обществе к толерантности относятся неоднозначно и рассмотрение

этого феномена, кажущегося простым и не ангажированным, часто приводит к спорам. Часть общества считает, что термин «толерантность» необходимо внедрять в самосознание общества. Другие же убеждены, что толерантность - это определенная идеология. Некоторые вносят толерантность в «общечеловеческие ценности» и считают толерантность частью мировой глобализаторской политики. В итоге проблема толерантности выходит из узкой научной и культурной среды.

Не одно десятилетие активно и широко обсуждается эта проблема в самых разных постановках, вариациях и истолкованиях. Но при попытке дать конкретное научное определение толерантности возникают проблемы, потому что данное понятие используется и рассматривается в самых различных областях научного знания: политике, психологии, педагогике, этике, теологии, философии, медицине и т.д. Если исходить из наиболее распространенного, нормативного и традиционного понимания толерантности, то, например, человек, не вызываю-

щий у других и не порождающий ненависти или отчуждения, способный найти общий язык с другими людьми, будучи дружелюбным, и является толерантным человеком.

Социальная реальность общества сложно организована, поэтому используются междисциплинарные подходы, отечественные авторы предлагают разные понимания данного явления, рассматривая историю его становления, истоки, предлагая свои классификации, пытаясь выделить механизмы воспитания и формирования толерантности. Понимают толерантность в разных странах по-разному, это зависит и от исторического опыта, и от культуры.

«Толерантность» берет начало в латинском глаголе «tolero», однако среди ученых и исследователей нет единого мнения о том, как в научное употребление попал термин «толерантность». Кто-то утверждает, что понятие было введено в XVIII веке французским философом, экономистом и политическим деятелем Дестют де Траси, другие связывают появление термина с иммунологом Питером Брайаном Медаваром, который ввел термин, чтобы обозначить терпимость организма к пересаженным инородным тканями. Позже «толерантность» перенесли на область общественных явлений. В России он стал употребляться лишь в середине XIX веке.

«Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». [1, c.5]

Первые упоминания о терпимости можно встретить уже в античное время, хотя в то время еще не было отдельного понимания толерантности, а рассматривалась лишь веротерпимость.

Некоторые исследователи связывают появления размышлений о толерантности с Аристотелем в его сочинении «Никомахова этика».

Содержательную и смысловую сторону толерантности раскрывали софисты. Терпимость для них естественна, так как все на свете истинно. Одним из фундаментов толерантного сознания являлась философия Сократа.

Широко использовался глагол tolerare (выносить, переносить, сносить) в Древнем Риме. Так, Цицерон употребляет слово tolerantia в отношении к духу мудреца, обладающему терпимостью к делам человеческим.

Иные предпосылки и смыслы в отношении толерантности звучат у христианских авторов, которые к античному скептицизму относились негативно. Здесь авторы связывают толерантность с терпимостью как одной из главных добродетелей. Она понимается не как отношение к иному, другому, а как своего рода терпение мучений. Можно проследить связь терпимости с надеждой на гибель зла. Толерантность понималась как состояние вынужденное, человек должен быть терпимым к грехам других людей. Сам термин «tolerantia» был уже известен, но как уже говорилось, речь шла лишь о терпении.

«Самое раннее различие райепйа (перенесение, терпение, терпеливость) и Юкгапйа (терпимость) мы встречаем у Исидора Севильского, который считал, что терпимость относится к душе, а терпение - к телу. Поэтому толерантность - выдержка, а терпение - страдание». [4]

В средневековье (развитом) возникают другие аспекты проблемы толерантности, она начинает трактоваться как терпимое отношение к еретикам или неверным. Фому Аквинского можно считать ярким представителем этой идеи. Но в средневековье еще нет смыслового понимания толерантности, какое мы используем сегодня. Толерантность воспринималась в средневековье как мера вынужденная, можно даже сказать, что она носила прикладной характер.

«Мыслители Нового времени рассматривали противоборство моральных установок и ценностей политическому этосу как переход от естественного состояния общества и человека к культуре, цивилизации, гражданскому и политическому обществу, в которых власть и государство способны обуздать распущенные или нецивилизованные

нравы»[5,256]

В наиболее полном виде о природе этого феномена сказано в работах Дж. Локка, в частности, в его «Письме толерантности». Он считал, что принцип толерантности имеет значение только в отношениях между представителями различных религиозных конфессий, не подрывающих оснований общественной жизни.

Одним из первых, кто стал рассматривать человека как автономного носителья прав, был Дж. С. Милль, обосновавший терпимость как качество, которое способствует прогрессу общества.

В настоящее время толерантность рассматривается как активная нравственная позиции, которая направлена на готовность людей терпимо воспринимать других, уважать и признавать иные культуры.

Несомненно, термины «толерантность», «терпение», «терпимость» близки, но стоит четко различать и разводить данные понятия. Истинная толерантность проявляется в понимании и признании равенства, но не однотипность мнений, сторон. Она исключительно добровольна. Терпимость же, по большей части, возникает вынуждено. Как пишет А.С.Панарин, «терпимости - учат не тех, у кого всего много, а тех, у кого и без того мало, не тех, кто держит власть и собственность, не желая поступиться крохами того или другого, а тех, кто испытывает притеснения со стороны первых»[2, сс.205-216 ]

Терпеть - значит переносить тяжелые и бедственные ситуации, толерантность же - осознанный выбор и готовность признать, принять поведения, убеждения и взгляды «других» людей. Толерантность - более широкое понятие.

Терпение можно рассматривать как в негативном ключе, так и в положительном. Терпение и терпеливость очень часто употребляются как синонимы, в данном смысле они выявляют «способность человека, подвергающегося воздействию

56

8С1Б1ЧСБ8 ОБ БШОРБ # 26, (2018)

неблагоприятных факторов, которые выводят его из внутреннего равновесия или причиняют ему физическую боль, постоянным усилием воли сохранять контроль над своим поведением».

Понимание и отношение к терпению в разные исторические периоды рассматривается по-разному. К примеру, в языческих обществах оно считалось свойством слабых, побежденных. В христианстве терпение связанно с надеждой, которая была смыслом терпения.

Часто понятия толерантность и терпимость рассматриваются как синонимы, (особенно в словарях XX века), но в процессе исторического развития менялось общество, человеческие взаимоотношения, и категория толерантности не могла не претерпевать изменения. Можно заключить, что понятие «толерантность» гораздо шире рамок «терпимости».

В отличие от толерантности слово терпимость употребляется в обыденной речи людей более часто, оно знакомо, привычно.

Проблема терпимости впервые возникла в религиозных и философских (в первую очередь этических) концепциях. В христианстве, даосизме, джайнизме, буддизме поднимались принципы терпения, а также смирения. Например, в джайнизме провозглашаются эти принципы как важные этические каноны, отход от них отрицательно сказывается на карме. В буддизме терпимость понимается как смирение, не усугубление страданий. Даже в исламе, где понимание терпимости является противоречивым, приветствуется не совершение негативных поступков и совершение добрых. Пожалуй, ни в одной из представленных религий проблема толерантности не решается так последовательно, как в христианстве, где терпение и смирение являются важными добродетелями.

Можно заключить, что терпимость в восточных религиях и христианстве рассматривается по-разному. В христианстве этот феномен насыщен нравственным содержанием, а в восточных учениях - это средство улучшения кармы, поэтому становится важна деятельность, а не результат, терпимость в этом смысле понимается до определенной границы. Итак, можно заметить, что многие концепции терпимости вытекали именно из религиозных концепций.

Особый и значительный вклад в рассмотрение этой проблемы внесли Л. Н. Толстой, А. Швейцер, Н. К. Рерих, И. А. Ильин, С. Н. Трубецкой, В. В.Розанов. В частности, Л.Н.Толстой рассматривал проблему терпимости как непротивления насилием злу. Человек, чтобы добиться этого, должен искоренить (побороть) в себе гордыню, стремление быть лучше других, выделяться, и он должен воспитывать в себе терпимость.

Н.К. Рерих рассматривает терпимость как активную форму взаимодействия. В его понимании нетерпимый человек не милосерден, не великодушен и не знает доверия. И терпимость необходимо

воспитывать в себе, это одно из испытаний. [3,с.462]

Подытожив, можно сделать вывод, что терпение, терпимость - это способность людей не реагировать внешне на неблагоприятное воздействие обстоятельств. Это и способность контролировать поведение, и внутренняя сила человека.

Принцип толерантности лежит в самом понимании культуры как многообразного, многофункционального, всеохватывающего явления. В множественности форм культуры, ее течений, направлений и субъектов толерантность выступает главным императивом для сохранения целостности, поиска компромиссов, взаимной уступчивости функционирования культуры.

Культура толерантности - это культура диалоговой (коммуникативной) открытости, которая подразумевает личностное развитие человека, свободу его выбора и баланс интересов конкурирующих сторон. Главенствующим элементом такой культуры выступают ценности, формирующиеся на базе знаний об иных культурах, служащие сдерживающим фактором нетерпимости. Ценности и знания связаны с практическими действиями, выражающимися в уважении и терпимости к иным культурным ценностям, осознанном отношении к действительности, признании общечеловеческих прав и свобод, открытость и уважение к методам и средствам проявления индивидуальности.

Вышеописанное понимание толерантности выступает ориентиром социальных отношений, но понимаемое как императив человеческого поведения неизбежно порождает проблему: стремление к абсолютной терпимости и свободе проявления индивидуальности, приводит к допущению вседозволенности и отрицанию вечных общечеловеческих ценностей. В обществе всегда существует терпимость и нетерпимость, единство, гармония и противостояние, борьба, толерантность и интолерант-ность. Мера толерантности и интолерантности, их соотношение определяется (конкретно-исторически) различными факторами, конкретными обстоятельствами.

Литература

1. Бондырева С.К.Колесов Д.В.Толерант-ность: Введение в проблему-Воронеж: МОДЭК,2003.- С.5

2. Панарин А. Народ и элиты: между отчаянием и надеждой//Наш современник.-2001.-№11.-С.С.205-216

3. Рерих Н.Л. О вечном.—М.:Респуб-лика,1994-С.462

4. Шабанова А.А.Шалин В.В. Технологии формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма: курс лекций.-Красно-дар: Краснодарский университет МВД, 2012- С.264

5. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость)- Краснодар : Периодика Кубани, 2000-С.256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.