Научная статья на тему 'Понятие термина «Инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса'

Понятие термина «Инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уваров Александр Фавстович, Осипов Юрий Мирзоевич

Рассмотрено понятие термина «инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), чтобы установить аналогию или какую-то равнозначность значений и границ «инновационного» и «технологического». Это необходимо для исключения неопределенности при прогнозировании основных направлений УНИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of INNOVATION is considered within the framework of activities for complex of education, science and innovation (CESI) in order to identify some analogy or equivalency of meanings and boundaries for adjectives TECHNOLOGICAL and INNOVATION. This is necessary for eliminating some uncertainty in predicting the main directions for CESI.

Текст научной работы на тему «Понятие термина «Инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса»

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Понятие термина «инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса

А. Ф. Уваров,

к. э. н., проректор по экономике, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Рассмотрено понятие термина «инновация» в деятельности учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), чтобы установить аналогию или какую-то равнозначность значений и границ определений «инновационный» и «технологический». Это необходимо для исключения неопределенности при прогнозировании основных направлений УНИК.

Ю. М. Осипов,

д. т. н., д. э. н., профессор, зав. отдел. каф. ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии»,

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники The concept of INNOVATION is considered within the framework of activities for complex of education, science and innovation (CESI) in order to identify some analogy or equivalency of meanings and boundaries for adjectives TECHNOLOGICAL and INNOVATION. This is necessary for eliminating some uncertainty in predicting the main directions for CESI.

Высока роль прогнозирования в процессе принятия решений и планирования деятельности на различных уровнях иерархии и в различных областях хозяйственной деятельности. Например, технологическое прогнозирование — это предсказание будущих характеристик полезных машин, процедур или методов работы. Теория и методология технологического прогнозирования хорошо разработаны, широко применяются в долгосрочном перспективном планировании, разработке программ развития ведущих мировых фирм [2].

По аналогии с технологическим предсказание основных направлений инновационной деятельности человека, группы людей, фирмы и т. п. назовем инновационным прогнозированием. Хотя понятия «инновационное» и «технологическое» могут быть не совсем равнозначны. Чтобы установить аналогию или какую-то равнозначность значений и границ определения «инновационный» и «технологический», рассмотрим трактовку термина «инновация».

В настоящее время отсутствуют общепринятое понимание и терминология инновационной деятельности. В термин «инновация» авторы монографий и учебников вкладывают разный смысл. Для эффективного анализа и правильного принятия решений необходимо установить правильное, соответствующее сегодняшним реалиям, понимание термина «инновация».

Й. Шумпетер еще в 1930-е годы ввел понятие «инновации», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Он отделил изобретение (открытие нового технического знания) от инновации (практическое применение нового знания в производстве) [8].

В монографии «Инновации на предприятиях и их внедрение» М. Хучек отмечает, что в «Словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинки, реформы [7].

А Р. А. Фатхутдинов прямо считает целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация»[6].

Термин «новшество» у него означает оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности (открытие, изобретение, товарный знак или рационализаторское предложение, подтвержденное, соответственно, дипломом, патентом, свидетельством; документация на новый (или усовершенствованный) продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, подлинники которой хранятся в архиве, в центре информации или стандартизации и т. п.).

Термин «инновация», по Р. А. Фатхутдинову, — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации.

В монографии «Предпосылки анализа и формирования инновационной политики» Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [5].

В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение)означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д. [3].

А. И. Пригожин в монографии «Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инновати-

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Таблица 1

Классификация инноваций

Этапы жизненного цикла товара

Новшества

Виды инноваций

Виды рынков

1. Прогнозирование и синтез идеи, научные исследования (НИР)

Научно-технические, организационные, социальные

Организационные, научные, социальные

Рынок

новшеств

2. Техническое задание (предложение), эскизный, технический и рабочий проект (ОКР)

Научно-технические, организационные, социальные, коммерческие

Организационные, конструкторско-технологические, социальные, коммерческие

3. Организационная и технологическая подготовка производства, изготовление и контроль

Научно-технические, производственно-технологические, организационные, социальные

Организационные, конструкторско-технологические, социальные

4. Предпродажная подготовка, процесс купли-продажи

Организационные, коммерческие, социальные

Организационные, коммерческие, социальные

Рынок

продукции

5. Эксплуатация и модернизация

Организационные,

производственно-технологические,

социальные

Организационновнедренческие, социальные

6. Утилизация

Организационные, научнотехнические, производственнотехнологические, социальные, коммерческие

Социальные, научные,

конструкторско-

технологические

ки)» считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах [4].

В справочнике, подготовленном более чем 40 ведущими специалистами России под редакцией Г. А. Краюхина и Э. С. Минаева, «инновация» (англ. innovation) трактуется и как новое научно-техническое достижение, используемое в человеческой деятельности, и как практическая реализация нового товара [1].

Налицо противоречивость двух смысловых понятий термина «инновация».

1. Инновация как получение новшества (синтез идеи, НИОКР, технологическая подготовка производства, производство).

2. Инновация как внедрение новшества (предпродажная подготовка, процесс купли-продажи — получение прибыли производителем, эксплуатация — удовлетворение потребностей или получение прибыли потребителем).

Это вносит неопределенность в понимание границ инновационной деятельности. Попробуем осмыслить это противоречие и найти точное понятие «инновация» для УНИК, в деятельности которого важно и создание новшества, и его внедрение (коммерциализация). Рассмотрим понятие «инновация» с различных позиций.

1. Трактовка инновации с позиций жизненного цикла конкретного товара.

Для получения стабильного качества и конкурентоспособности товара на всех этапах жизненного цикла должны создаваться инновации: научно-технические, производственно-технологические — создание новшества, организационные, социальные, коммерческие и т. п. — внедрение новшества (табл. 1). Из таблицы видно, что практически на всех этапах жизненного цикла мы имеем одни и те же виды инноваций.

2. Трактовка инновации с позиций Патентного законодательства.

Из ст. 4, п. 1 — условия патентоспособности изобретения: изобретение может состояться и ему предоставляется правовая охрана только в том случае, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Очевидно, что нельзя разделить создание новшества (патента на

изобретение) и его внедрение (оно начинается уже во время публикации, становится известным и находит практическое использование, например, при исследовании аналогичной продукции на патентную чистоту).

3. Трактовка инновации с позиций рыночной экономики.

Появился новый вид бизнеса — создание новшеств и торговля ими (внедрение) на рынке новшеств (продажа патентов, конструкторско-технологической документации, лицензий и т. п.). Коммерциализируемым товаром здесь будет задокументированное новшество. Можно получить прибыль и не переводя новшество из бумажной стадии в промышленный образец.

4. Трактовка инновации с позиций УНИК.

УНИК — это многоплановый учебный, научный

и инновационный объект экономики. В его задачи входит и создание, и внедрение новшеств, а также обучение и тому, и другому.

Итак, анализ показывает правильное, соответствующее сегодняшним реалиям, понимание термина «инновация».

1. Инновация первого уровня (полная) — это интегрированный результат получения и внедрения новшеств на всех этапах жизненного цикла товара.

2. Инновация второго уровня в зависимости от этапа может быть научной, конструкторской, технологической, коммерческой и т. п.

3. Понятие «инновационное» широкое и включает в себя «научно-техническое», «технологическое», «предпринимательское», «коммерческое» и т. п.

Литература

1. Книга делового человека: Справочник/Л. Е. Варданян,

A. И. Канащенков, А. В. Носов и др. Под ред. Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева. М.: Высш. шк. 1993. 350 с.

2. Дж. Мартино. Технологическое прогнозирование./Пер. с англ. под общ. ред. д. э. н. В. И. Максименко. М.: Изд-во Прогресс, 1977.

3. Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В. Г. Горохов,

B. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987.

4. А. И. Пригожин. Нововведение: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). Политиздат, 1989.

5. Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб.: ГУЭФ, 1997.

6. Р. А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 624 с.

7. М. Хучек. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992.

8. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.