Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА'

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»

Использованные источники:

1. Будущее России определяется сегодня. У истоков кадетского образования //ж. Казачий сполох №1, 2010, с. 20 - 42

2. Водолацкий В.П. Развитие казачьего кадетского образования в России и на Дону: итоги, проблемы и перспективы. // По материалам к заседанию Совета по делам казачества при Президенте РФ. Ростов н/Д, Изд. «Донской изд. дом», 2010, с .4 - 12

3. Тикиджьян Р.Г. Историческое регионоведение. Донская этно-социальная мозаика. Ростов-на-Дону. «Донской издательский дом» , 2011, с. 385-389

ТрифоноваЛ.В., кпед.н. заведующий кафедрой экономики и управления

КузГТУ

филиал в г. Прокопьевске Россия, г. Прокопьевск ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА

Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а, следовательно, увеличилась ценность образования. Но соответствует ли уровень знаний, который дает ребенку современная система образования, требованиям нового времени?

По сравнению с прошлым веком условия резко изменились. В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности [1].

Социально-экономические, научно-технические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, вызвали к жизни образовательные стандарты второго поколения, которые нацеливают на обновление содержания образования и использование новых технологий в целях развития у обучающихся универсальных умений: самостоятельно заниматься своим обучением, работать в группе, принимать решения, получать информацию и использовать её в практических целях.

Для современной школы необходимы деятельностное содержание, мышление, учебное сотрудничество, особая педагогическая технология, в том числе контрольно-оценочная деятельность как механизм управления обучением детей.

Разработка стандарта общего образования второго поколения начата в 2005 году в соответствии с решением Правительства РФ. Принципиальное отличие стандартов нового поколения - ориентация на результат образования.

На первом плане - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Учителю необходимо сформировать у младшего, а затем и старшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности.

Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касаются условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений.

Можно сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования.

Деятельностный метод - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности [3].

Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым, достаточно широко применяется в системе общего образования. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активный субъект учебно-познавательной деятельности.

Современные образовательные технологии также не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское действие.

Прежде чем рассмотреть базовые педагогические технологии деятельностного типа, остановимся на определении, что же такое деятельность? По мнению В. В. Давыдова: «Деятельность - это такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека» [3].

Видов деятельности много, но именно учебная деятельность как универсальный способ учения определяет особую деятельностную образовательную технологию: переход от «ситуации успеха» к «ситуации разрыва» через рефлексивную оценку (постановку учебной задачи); моделирование и конструирование (этап решения учебной задачи); продвижение от диагностической работы на «входе» через коррекцию к диагностической работе на «выходе» (этап решения частных задач); проверочная работа как переход от одной учебной задачи к другой (констатирующая оценка); перенос способов действий и средств в квазиреальные ситуации (этап решения проектных задач).

В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения. Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациям. Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.

Традиционный подход к обучению строится по принципу «Делай, как я...». В нем нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.

Каким образом строятся принципы обучения в деятельностном подходе? Отличие деятельностного подхода в обучении от традиционного представлено в таблице.

Таблица

Отличие деятельностного подхода обучения от традиционного

Традиционный подход Деятельностный подход

главным процессом является понимание главным процессом становится мыследействование

основным средством являются тексты (в частности, учебник) главными средствами становятся ситуации

содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации

при традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование ситуации

Таким образом, деятельностный подход обеспечивает:

более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса; формирование более дружественной, доброжелательной обстановки; повышение самооценки и коммуникативной компетентности.

Деятельностный подход позволяет: уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях, изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.

Деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели:

• обеспечивает включение детей в деятельность;

• создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;

• обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Деятельностный подход в обучении позволяет осуществлять:

• формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели - самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов - рефлексия);

• формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

• формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

А какие деятельностные образовательные технологии можно считать основными для введения ФГОС?

Вначале дадим определение. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий; это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2].

Таким образом, педагогическая технология обучения - это, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [2].

Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности здесь противопоставлен традиционному принципу наглядности; принцип деятельности - принципу сознательности.

Необходимы специфические принципы конструирования деятельностного содержания: система общих способов действий через систему учебных задач; моделирование как основное средство для конструирования общего способа; поиск и проба как способы развертывания системы понятий; перенос общих способов действий и способов сотрудничества в модельные ситуации через систему проектных задач.

Содержание и формы обучения в технологии деятельностного типа:

• Системный подход (с позиций принципа целостной картины мира, принципа непрерывности, принципа минимакса).

• Коллективный диалог (обмен информацией, общение «учитель-ученик», «ученик-ученик», при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации).

• Групповой метод (формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели).

• Креативный метод.

• Эвристический (поисковый)метод.

• Метод проектов.

• Педагогические игры (учебно-познавательные).

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии воспитательно-образовательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности.

Технология деятельностного типа включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2) выделяется содержательная область (могу).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к

проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку

соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3.Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения

проблемной ситуации и на основе выбранного метода - выдвижение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного типа.

Использованные источники:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Селевко, Г. В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие /Г. В. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

3. Ступени мастерства. Из опыта работы ассоциации учителей-победителей, участников приоритетного национального проекта «Образование» [Текст] /Сост. А. И. Серов, С. Н. Субботин. - Рассказово, 2012. - 36 с.

Тулеев М.Т. магистр философии Международный казахско-турецкий универитет им. Х.А. Ясави Казахстан, г. Туркестан КРИТИКА АТОМИЗМА КИНДИ Как известно, в истории мысли ислама первым человеком, подвергшим атомизм критике стал имам Наззам. Скорей всего, он озвучил свои мысли в «Китабу-ль Джюз» (Книга об атоме), довольно известном, но не дошедшем до нас произведении. Позднее, как и Аристотель, Кинди, а вслед за ним и Ибн Сина (Авицена), критиковали доктрину атомизма.

Доктрина, в которой философы и философы-физики утверждали, что мельчайшие частицы материи - атомы - являются неделимыми, вечными и похожими друг на друга, отличаясь только формой, весом и месторасположением, называлась атомизмом.

Известный специалист Кейт в своей работе «Индийцы и атомизм» говорит о том, что индийский атомизм имеет корни в древнегреческом атомизме, таким образом подтверждая идею о том, что атомизм зародился у греков. Как философия атомизм началась с Лесиппа и была развита его учеником Демокритом. Мы же идеи и мысли этих философов можем почерпнуть из разрозненных частей произведений Демокрита, а так же Аристотеля, Теофраста и латинского поэта Лукреция. Кроме того, эти двое ученых утверждали, что материя появилась из бесконечно маленьких, похожих друг на друга, находящихся в движении, с физической, но не математической точки зрения, неделимых частиц, коих множество. Эти частицы получили название атомы (по древнегречески - átomos) [1].

Доктрина этих двух мыслителей охватывает как атомизм метафизики Элеата, где все сущее неизменно, само в себе и недвижимо, так и полную противоположность этого атомизма - доктрину Гереклитоса, утверждавшего, что все сущее постоянно меняется и находится в постоянном движении. Таким же образом, согласно Аристотеля, на идеи этих двух мыслителей повлияли работы древнегреческих натуралистов во главе с Гиппокритом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.