КОРЫСТОВЕДЕНИЕ
Сергей Евгеньевич Семёнов*
ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ
Проблема понятия таможенной преступности появилась в науке уголовного права относительно недавно, поскольку УК РСФСР 1960 г. содержала лишь одну статью 78 (контрабанда), которая и имела непосредственное отношение к таможне. В современных условиях рыночной экономики изменились функций и роль таможни в государстве, что привело к существенному расширению юридической базы, регулирующей таможенные отношения.1 Появление в УК РФ нескольких норм, призванных прямо или косвенно защитить от преступных посягательств сферу функционирования таможенной системы России, вызвало необходимость их интеграции в самостоятельную группу. Однако до настоящего времени перечень деяний, которых следует отнести к таможенным преступлениям, и их содержание остаются предметом дискуссий в науке уголовного права.
Одни авторы к таможенным преступлениям относят деяния, предусмотренные статьями 188 (контрабанда), 189 (незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, 190 (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран), 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) УК РФ.2 Другие относят к таможенным преступлениям деяния, предусмотренные статьями 188, 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) и 193 УК РФ. 3 В науке есть суждения как о необходимос-
* Сергей Евгеньевич Семенов — начальник отдела административного расследования Северо-Западной оперативной таможни, полковник таможенной службы, соискатель Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия).
© С.Е. Семёнов, 2009.
1 Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. — 1998. — № 11. — С. 40.
2 Гаухман Л.Д. Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. — М., 1999. — 293 с.
3 См., например: Диканова Т., Остапенко Т. Борьба с таможенными преступлениями // Законность. — 2001. — №4. — С. 26—30.
ти отнесения ст. 193 УК РФ к числу таможенных преступлений,4 так и отнесения ст. 194 УК РФ к налоговым преступлениям.5
Как видим, расхождения возникают только в отношении двух составов: ст. 193 и 194 УК РФ, и расхождения эти обусловлены как сложностью конструкции этих составов, так и составным характером видового объекта этих преступлений. Так, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) — одновременно и таможенное и валютное правонарушение. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), также посягает и на налоговые, и на таможенные правоотношения.
Анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что нет среди учёных и однозначности в дефиниции таможенной преступности. В научной литературе, специально посвящённой правонарушениям таможенной сферы, таможенные отношения, таможенные преступления и таможенная преступность рассматриваются как равнозначные понятия, что, на наш взгляд, неправильно. Понятие «таможенные отношения» значительно шире понятия «таможенное преступление», поскольку первые «вбирают» в себя все многообразие политических, экономических, географических, социальных, культурных и других отношений, в которые вступают различные субъекты (физические и юридические лица) при пресечении и при перемещении предметов материального мира через таможенную границу Российской Федерации.
Чаще всего таможенные преступления определяются как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и ввоза на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.6
Это определение больше подходит к каждой, отдельно взятой статье Уголовного кодекса, обеспечивающей уголовно-правовую защиту таможенных отношений, но не таможенной преступности. Кроме того, оно включает в себя признак «правового запрета», тогда как, например, порядок ввоза и вывоза товаров и ценностей через таможенную границу России может быть нарушен
4 Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные преступления. — Н. Новгород, 2000. — С. 111.
5 Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. — М., 1999. — С. 362.
6 Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения // Законодательство и экономика. — 2006. — № 12; Нестеров А.В. Указ. Раб. С. 18; Козы-рин А.Н. Преступления в таможенной сфере //Налоговый вестник. — 2001 — № 2, 3. Конашков Д.В. Преступления, совершаемые в сфере таможенного регулирования (толкование, применение и совершенствование уголовного законодательства). Дис... канд. юрид. наук. — СПб., 2002; Тюнин В.И. Уклонение от уплаты таможенных платежей // Юрист. — 2005. — № 4; Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. Под ред. К.К. Саркисова // Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97». — 2004.
и при отсутствии прямого «правового запрета». Например, статья 124 ТК РФ (декларирование товаров) определяет, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации. Значите, те случаи, когда декларант выходит за рамки необходимости (которые, в принципе определить невозможно), то налицо нарушение. Но это же не запрещено Таможенным кодексом РФ (далее ТК РФ).
Полагаю, что авторам, прежде чем выводить дефиницию следовало определиться в понятиях «преступление», «преступления» и «преступность».
Развитие понятия «преступность» в российской науке происходит в плоскости ответа на вопрос — следует ли сводить преступность как социальный феномен к совокупности (системе) совершаемых в обществе преступлений (традиционная криминология), или же она представляет собой нечто иное (критическая криминология).7
В российской науке переосмысление понятия преступности произошло отчасти под воздействием взглядов Э. Дюркгейма о том, что преступность — нормальное явление, некая функция общества, его неотъемлемая часть. Э. Дюр-кгейм полагал, что преступность не только определяет направления для необходимых перемен в обществе, но иногда и подготавливает эти изменения8.
Д. А. Шестаков, применяя семантический подход, исходя из смысла слова «преступность» вывел собственное понимание феномена преступности. Он пишет: «Преступность конкретного человека от совершаемого им преступления отличается тем, что преступление — это проявленное вовне деяние, в то время как преступность — внутренняя предрасположенность индивида к совершению преступлений, сформировавшееся у него свойство поступать в определенных ситуациях преступно». Соответственно под преступностью этот автор понимает свойство общества воспроизводить множество опасных для человека деяний, поддающееся количественной интерпретации и предопределяющее введение уголовно-правовых запретов.9 В другой своей работе Д. А. Шестаков развивает это определение и рассматривает преступность как свойство человека, социального института, общества отдельной страны, глобального общества воспроизводить массу преступлений.10
7 Шестаков ДА. Криминология: Преступность как свойство общества. — 2001. — С. 71.
8 Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. — М., 1966. — С. 39-40.
9 Шестаков Д.А. Преступность как свойство общества. — СПб., 2001. — С. 72.
10 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодей-
Полагаем, что такое широкое понимание преступности весьма удачно, поскольку уже потому, что согласуется с извечностью, неистребимостью совершаемых в обществе преступлений. Исходя из него, общество не может ставить перед собой цели уничтожения преступности как явления, поскольку эта цель не достижима. И, наконец, такое понимание преступности заостряет внимание на необходимости раскрытия механизма порождения преступлений,11 оно позволяет видеть в ней проблемы общественного устройства, устранение которых способствует лучшей самоорганизации общества, но не ликвидации преступности.
Вместе с тем понятие «преступность», на наш взгляд, не применимо ни к чему единичному — ни к отдельному преступлению, ни к отдельному поступку отдельной личности как некое мерило его личностных характеристик поступать при определенных условиях преступно. Оно является понятием, обобщающим определенное множество нарушений норм уголовного закона. В дальнейшем мы постараемся обосновать эту позицию, однако вряд ли у кого вызовет сомнения в том, что внешним или материальным выражением «свойства общества воспроизводить массу преступлений» общества и является то, что определёнными членами общества, за определённый промежуток времени совершено определённое количество нарушений определенных норм уголовного закона.
Поэтому мы считаем приемлемым для практических целей, хотя всё же и несколько упрощённого традиционного понимания преступности, как совокупности совершённых всех или определённых общественно-опасных деяний. Изучение массы преступлений (преступного множества) позволяет обнаруживать новые свойства, которые обрела преступность в новых условиях, увидеть определённое соотношение между разными преступлениями и видами преступности. За множеством преступлений просматривается и устойчивость преступного поведения, и организованность, и общественная опасность и т. д. А это, в свою очередь, позволяет выработать оптимальные меры, как противодействия преступности, так и воздействия на лиц, совершивших отдельные преступления.
Признание того, что таможенная преступность — это свойство таможенной системы и связанных с нею иных систем общества воспроизводить преступления, конечно, глубже охватывает процесс воспроизводства таможенных преступлений, их системные причины и, очевидно, позволяет выработать меры противодействия им. Но даже если ограничиться рассмотрением совокупности частных случаев посягательств на сферу таможенных отношений,
ствие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.— СПб., 2006. — С.136.
11 Аврутин Ю.Е., Гуляев А.П., Егоршин В.М., Сальников В.П., Шапиев С.М. Преступность, общество, государство: проблемы социогенеза / Под общ. ред. В.П.Сальникова. — СПб., 2002. — С. 52—54.
предварительно определив критерий, по которому группируются деяния, то всё же можно провести довольно-таки адекватный анализ, обнаружить их внутренние связи, увидеть закономерности, недостатки в законодательстве и т. д. Именно такую скромную задачу перед собой и ставим.
Поэтому главным составляющим признаком в понятии «преступность» для нас остаётся совокупность условно определённой по какому-либо критерию группы преступлений (в терминологии семантической концепции — множество таможенных преступлений), которые являются объектом конкретного исследования. В нашем случае для выведения понятия в такую группу должны включаться деяния, предусмотренные статьями 188, 189, 193, 194 УК РФ. Придерживаясь такого мнения, мы исходим из того, что статья 151 УПК РФ (подследственность) в части третьей (п. 5) определяет подследственность таможенных органов Российской Федерации уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. А в соответствии ч. 2 ст.157 УПК (производство неотложных следственных действий) таможенные органы наделены полномочиями, производить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвёртой, 189, 190, 193 УК РФ. Кроме того, Главное управление таможенных расследований и дознания, ежегодно делает обзор правоохранительной деятельности таможенных органов по этим четырём статьям УК (ст.ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ). Общественные отношения, возникающие в связи с совершением этих преступлений, и являются объектом нашего исследования.
Далее потребуется вывести характерные признаки этих составов, включение которых придаст завершённый вид — как было отмечено выше, усечённому операционному понятию «таможенной преступности». А характерные признаки приведены в диспозициях этих статей, которые сформулированы законодателем либо как описательные (ч.1 ст.188, 194), либо как бланкетные (ч.2 ст.188, 189, 193). Очевидно, насколько объёмным получится определение «таможенной преступности», если включить в неё признаки всех этих преступлений. Полагаем, приемлемым для целей настоящего исследования следующее (усечённое) понятие таможенной преступности: «совокупность деяний, предусмотренных статьями 188, 189, 193, 194 УК РФ совершённых на определённой территории за определённый период времени». Мы отдаем себе отчёт в том, что такое определение ставит нас под удар научной критики, но для нас это определение является «рабочим» вариантом. Там, где мы говорим о таможенной преступности, то в неё вкладываем следующее содержание: совокупность деяний, предусмотренных статьями 188, 189, 193, 194 УК РФ совершённых в Северо-Западном Федеральном округе в 2002—2007 годах.
При исследовании криминологических проблем сложился ряд показателей, к которым обычно прибегают для характеристики массы совершаемых
преступлений (преступного множества), их причин, а также противодействия, оказываемого преступности со стороны общества12.
Наиболее разумным и выгодным методом получения информации об объеме таможенной преступности, её уровне, структуре и динамике, является статистический метод.
Анализ статистики показывает, что сфера внешнеэкономической деятельности России, несмотря на предпринимаемые государством меры по ужесточению таможенного контроля, остается достаточно криминогенной.
Так, если в 1993 году уголовно-наказуемых фактов контрабанды в целом по России было выявлено лишь 101 преступление, то за 4 последующих года их количество выросло почти в 22 раза и в 1997 г. составило 2487 преступлений, а в 2000 г. уже 7926 преступлений.13 К сказанному следует добавить, что высокая степень криминализации отношений в сфере внешнеэкономической деятельности в совокупности с другими структурами создали благоприятные условия для развития феномена, получившего название «бегство капитала»14. Выявление и расследование незаконных экспортных операций и связанных с ними многочисленных случаев невозвращения валютной выручки из-за рубежа представляло и представляет особую трудность, поэтому многие из них носят латентный характер.
В 2007 году таможенными органами России зарегистрировано 9467 сообщений о преступлениях. По тем из них, в которых содержалась информация о совершённых преступлениях, которые относятся к таможенным преступлениям, а их абсолютное большинство (98% или 9169 сообщения) приняты решения в соответствии со ст.145 УПК России. Лишь менее половины из них стали в 2007 году поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела. Так, если в 2006 году таможенными органами России было возбуждено 4423 уголовных дела, что на 35,5% больше показателя 2005 года (3264 дела), то в 2007 году было возбуждено 4504 уголовных дела (+ 1,8 %)15.
Уровень таможенной преступности представляет собой количество таких преступлений совершённых в 2002—2007 гг. в расчете на количество населения или на количество всех зарегистрированных преступлений. За анализируемый шести летний период общее количество совершённых таможенных
12 Шестаков Д.А. Преступность как свойство общества. СПб., — 2001. — С. 61.
13 Иванов М.Г. Проблемы теории, практики и законодательной регламентации противодействия служебно-экономическим преступлениям в Российской Федерации (криминологическое и уголовно- правовое исследование). Дис... докт. юрид. наук. Нижегородская академия МВД России. Нижний Новгород. 2005. С. 116.
14 Шевченко Ю.Ю. Незаконный вывоз капитала за рубеж: криминологический аспект. Дисс. канд. юрид. наук. — СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России. 2003.
15 Информационно- аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов за 2007 год. № 18-12/ 12128 от 31.03.2008.
преступлений в России составило 20344, а в Северо-Западном федеральном округе — 3619 преступления. Вывести коэффициент, рассчитанный на 100 тыс. человек населения с криминологической точки зрения мало что даёт, и можно вывести лишь приблизительную цифру (0.014 %), поскольку, по данным института демографических исследований численность населения России ежегодно сокращается при усилении миграционных процессов16.
Таблица №1
Динамика количества возбужденных таможенными органами уголовных дел в 2002—2007 гг. (в России / в Северо-Западном Федеральном округе)
Годы Статьи УК РФ ИТОГО
Ст.188 Ст.189 Ст.193 Ст.194
2002 1718 / 207 1 /1 94 / 8 840 / 282 2653 / 448
2003 1974 / 229 1 /1 42 / 7 835 /155 2817 /392
2004 2129 / 235 3 /3 15 / 3 507 /29 2654 / 270
2005 2899 / 511 0 /0 8 / 0 356 / 43 3264 / 554
2006 4026 / 896 11 /3 9 / 1 377 / 41 4423 / 941
2007 4194 / 909 6 / 1 8 / 0 296 / 54 4504 / 964
ИТОГО 16940 / 2987 17 / 9 176 / 19 3211 / 604 20344 / 3619
Если вывести коэффициент, рассчитанный на количество всех совершённых преступлений, то получится по России около 0,7 %. Таким образом, в общей массе совершаемых преступлений, таможенные преступления «теряются», поскольку составляют незначительную долю.
Удельный вес отдельных преступлений, входящих в таможенную преступность, от общего числа возбуждённых таможенными органами уголовных дел, составляет, например, деяния, предусмотренного ст.194 УК в 2006 г. — 8,5% и 2007 г. — 6,5 %.
Анализ статистики так же показывает, что в структуре выявленных таможенных преступлений преобладает деяние, предусмотренное ст. 188 — контрабанда, доля которой в общем количестве возбуждённых таможенными органами уголовных дел, составляет 93,0 %. В 2007 г. всеми таможенными органами России таких дел было возбуждено 4194, что на 4,2 % больше, чем в 2006 г. (4026 преступлений). Из них Северо-Западное таможенное управление возбудило 909 уголовных дела.
Таблица №2
Структура таможенной преступности в России по итогам 2007 года
Статьи УК ст.188 ст.189 ст.193 ст.194
Количество возбужденных дел в России 4194 6 8 296
% от общего числа таможенных преступлений 93% 0,10% 0,17% 6,5 %
Количество возбужденных дел в Северо-
Западном Федеральном округе 909 1 — 54
16 http://www.demographia.ru/articles_N/index.html7idR-21 &^АЛ=822
Основным показателем, отражающим изменение состояния уровня и структуры преступлений в течение того или иного временного периода, является динамика преступлений.
Динамика является особенностью таможенной преступности, требующей самостоятельного анализа, тем более что динамика различных составов входящих в таможенную преступность развивается не однозначно. Так, если в 2002-2004 гг. контрабанда (ст.188 УК) оставалась относительно стабильной, то в 2005 году происходит рост на 770 позиций, а к 2007 увеличивается вдвое, а в Северо-Западном Федеральном округе более чем втрое (см. табл. № 1).
В отличие от контрабанды, которая имеет стабильно положительную динамику, деяние, предусмотренное ст. 194 УК за последние шесть лет имеет обратную тенденцию. Количество случаев его совершения с 2002 года в России сократилось втрое (СЗФО в четыре раза).
Таблица №3
Динамика преступлений, предусмотренных ст.194 УК РФ
Годы 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Кол-во 798 526 1363 1118 840 835 507 356 377 296
Так, если в 1998 г. по ст.194 УК РФ таможенными органами России было возбуждено — 798 дел, в 1999 г. — 526, то в 2000 г. — 1363 преступления, а в 2001 г. — 1118 преступлений17.
В 2006 году было выявлено 377 таких преступлений, что на 5,9% больше, чем за аналогичный период 2005 года (356 дел), и на 21,4 % больше чем в 2007 году (296 дела).
Резкий, почти в три раза, рост числа совершённых преступлений в 2000— 2001 гг., и такое же резкое снижение 2005—2007 гг., на наш взгляд, обусловлено происходившими в стране в начале XXI века политическими процессами и изменениями в законодательстве. Значительное возрастание террористических угроз, потребовало наведения должного порядка на границе России, что, видимо, и способствовало выявлению в 2000—2002 гг. большого числа правонарушений и преступлений. Кроме того, именно на эти годы приходится рост внешнеторгового оборота России, который в 2002 году достиг наивысшего за последние десять лет уровня.
По данным таможенной статистики, в 2002 году он составил 151,8 млрд. долларов и по сравнению с 2001 годом вырос на 7,0%, в том числе экспорт — 105,8 млрд. долларов (рост на 5,8%), импорт — 46,0 млрд. долларов (рост на 9,8%).18
17 Таможня. 2004. — № 1. — С. 3; http://www.customs.ru/ru/right_def/invest.../print-аЫе.рЬр?;а286=3076&;286= 1&рпМ.
18 Дорофеев В. Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей // Российская юстиция. — 2004. — № 2.
Рост товарооборота при отсутствии должной правовой регламентации и опыта правоприменительной практики у таможенных органов приводило и увеличению количества возбужденных дел. Сами эти дела, попав в статистику возбужденных дел, впоследствии прекращались или приостанавливались, не доводя до суда, либо прекращались судами в ходе предварительного слушания.
Так, даже в 2003 году, когда, казалось бы, таможенными органами наработан некоторый опыт процессуальной деятельности, с обвинительным актом в суды было направлено лишь 6 уголовных дела. И только одно из них было рассмотрено (К 329823 возбуждено Орловской таможней по ч. 2 ст. 194 УК РФ). По этому делу подсудимой назначено наказание в виде штрафа с конфискацией вещественных доказательств (сахарный песок) в доход государства.19 По двум делам были вынесены оправдательные приговоры, а три уголовных дела прекращены судами по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 и п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Низкий процент представления дел в суд с обвинительным заключением — это тоже особенность деяния, предусмотренного ст.194 УК. В частности в 2007 году из 296 возбуждённых дел по ст.194 УК, в суд с обвинительным заключением было направлено всего 6 дел.
Эту особенность характеризуют и другие дела, возбуждённые таможенными органами. В частности, при общем росте в 2007 году количества дел, оконченных с составлением обвинительного заключения (509, против 324 — в 2006 году), почти в четыре раза увеличилось число уголовных дел, приостановленных производством по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.208 УПК. Таких дел 57,0 % от общего числа всех расследованных дел. Чаще всего дела приостанавливаются по причине того, что не удаётся установить лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого (п.1 ч.1 ст.208 УПК). В общем, из 4504 возбуждённых в 2007 году уголовных дел, до суда дошло 344 дела, из которых в ходе предварительного слушания судами было прекращено 7 дел и лишь по 337 делам вынесены обвинительные приговоры, что составляет менее 7,5 %.
Таким образом, для исследования таможенной преступности пригодным для использования является такое определение, которое охватывает её внешние проявления, а именно совокупность деяний, предусмотренных статьями 188, 189, 193 и 194 УК РФ, совершённых на определённой территории за определённый период времени (множество таможенных преступлений). При неустойчивой динамике в структуре множества этих преступлений всё же очевидно преобладает контрабанда.
19 Обзор правоприменительной практики рассмотрения в судах уголовных дел, возбуждённых таможенными органами, направленных прокурору с обвинительным актом и по подследственности в 2003 году. // Приложение к Письму ГТК РФ N 17-12/ 24414 от 02.07.2004.