Научная статья на тему 'Понятие, сущность и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации'

Понятие, сущность и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
федеральный орган исполнительной власти / нормотворчество / нормативный правовой акт / министерство / нормотворческие полномочия / federal executive authority / rulemaking / regulatory legal act / ministry / rulemaking powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деревянко Мария Сергеевна

Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации является одной из важнейших функций данных органов и неотъемлемой частью законодательного процесса в стране. Эта деятельность направлена на создание и изменение нормативных актов, которые служат основой для правового регулирования различных сфер жизни общества. Сущность нормотворческой деятельности заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов, которые определяют поведение граждан и организаций, а также основные принципы функционирования государства и общества в целом. Содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти включает в себя разработку проектов нормативных актов, их согласование с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, а также принятие окончательного решения о введении нормативного акта в действие. Таким образом, понятие, сущность и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации являются важнейшими составляющими регулятивного процесса и способствуют созданию нормативных правовых актов, которые содействуют развитию общества и гарантируют соблюдение законности и прав человека. Актуальность темы статьи обусловлена отсутствием в настоящее время исследований, всецело раскрывающих и определяющих понятие, сущность и содержание нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Целями настоящего исследования является изучение понятия, сущности и содержания нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Задачей исследования является описание и определение понятия, сущности и содержания нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Результаты настоящего исследования могут быть использованы государственными гражданскими служащими в целях обеспечения исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. Для решения обозначенных задач использованы сравнительно-правовой, системно-структурный методы, а также метод анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деревянко Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT OF THE NORMATIVE ACTIVITY OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The normative activity of the federal executive authorities of the Russian Federation is one of the most important functions of these bodies and an integral part of the legislative process in the country. This activity is aimed at creating and changing regulations that serve as the basis for legal regulation of various spheres of society. The essence of rule-making activity consists in the development and adoption of normative legal acts that determine the behavior of citizens and organizations, as well as the basic principles of the functioning of the state and society as a whole. The content of the normative activity of the federal executive authorities includes the development of draft regulations, their coordination with other federal executive authorities and public organizations, as well as the adoption of a final decision on the introduction of a regulatory act into effect. Thus, the concept, essence and content of the normative activity of the federal executive authorities of the Russian Federation are the most important components of the regulatory process and contribute to the creation of regulatory legal acts that promote the development of society and guarantee respect for the rule of law and human rights. The relevance of the topic of the article is due to the absence of Currently, there are studies that fully disclose and define the concept, essence and content of the normative powers of the federal executive authorities of the Russian Federation. The purpose of this study is to study the concept, essence and content of the normative powers of the federal executive authorities of the Russian Federation. The objective of the study is to describe and define the concept, essence and content of the normative powers of the federal executive authorities of the Russian Federation. The results of this study can be used by state civil servants in order to ensure the execution of the powers of federal executive authorities. Comparative-legal, system-structural methods, as well as the method of analysis are used to solve these tasks.

Текст научной работы на тему «Понятие, сущность и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»

Понятие, сущность и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Деревянко Мария Сергеевна,

студент (магистрант), Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: meretsi@yandex.ru

Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации является одной из важнейших функций данных органов и неотъемлемой частью законодательного процесса в стране. Эта деятельность направлена на создание и изменение нормативных актов, которые служат основой для правового регулирования различных сфер жизни общества.

Сущность нормотворческой деятельности заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов, которые определяют поведение граждан и организаций, а также основные принципы функционирования государства и общества в целом. Содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти включает в себя разработку проектов нормативных актов, их согласование с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, а также принятие окончательного решения о введении нормативного акта в действие. Таким образом, понятие, сущность и содержание нормотвор-ческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации являются важнейшими составляющими регулятивного процесса и способствуют созданию нормативных правовых актов, которые содействуют развитию общества и гарантируют соблюдение законности и прав человека.

Актуальность темы статьи обусловлена отсутствием в настоящее время исследований, всецело раскрывающих и определяющих понятие, сущность и содержание нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Целями настоящего исследования является изучение понятия, сущности и содержания нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Задачей исследования является описание и определение понятия, сущности и содержания нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы государственными гражданскими служащими в целях обеспечения исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Для решения обозначенных задач использованы сравнительно-правовой, системно-структурный методы, а также метод анализа.

Ключевые слова: федеральный орган исполнительной власти, нормотворчество, нормативный правовой акт, министерство, нормотворческие полномочия.

см о см

Давая определение какому-либо понятию необходимо помнить, что под этим действием логика как наука понимает краткое раскрытие сути того, что представляет собой какое-либо свойство, деятельность, явление и другие объекты, которые мы хотим определить. А для того, чтобы раскрыть суть объекта, необходимо его всесторонне изучить, понять его сущность и содержание.

Исследованию нормотворчества уделяли внимание многие ученые-правоведы. Так, точка зрения Ю.Г. Арзамасова о нормотворчестве выглядит следующим образом: «Нормотворчество - это определенная форма юридической деятельности, направленная на создание, конкретизацию, дополнение или отмену норм права в целях упорядочения уже существующих либо возникновения новых отношений в социуме». «Оно включает в себя разные способы создания правовых норм. Это принятие нормативных правовых актов путем всенародного голосования (референдума), государственными и муниципальными органами, должностными лицами, актов, выраженных как в форме законов, так и подзаконных актов (актов Президента, Правительства, федеральных министерств, федеральных служб и т.д.)» [1 ].

По мнению А.П. Альбова и С.В. Николюкина «Нормотворчество - это организационно оформленная деятельность государственного органа (должностного лица) и иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ и т.д.) по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения» [2].

По мнению А.П. Альбова и С.В. Николюкина «Правотворчество - это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые носят официальный характер, подготовлены и оформлены в строго процессуальной процедуре и регулируют наиболее важные общественные отношения» [2].

Бакарджиев Я.В. в своих трудах отмечал: «Правотворчество - деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем закрепления их в формах права» [3]. В.Н. Протасов указывает, что правотворчеством является выражение и закрепление юридических норм в разных видах источников права - нормативных правовых актах, судебных прецедентах, нормативно-правовых договорах, обычном праве и т.д. [4]

По мнению Д.Н. Кордика: «В то же время представляется, что по своему смысловому значению

понятие «правотворчество» является более широким и включает в себя в том числе и понятие «нормотворчество...в понятие нормотворческой деятельности в широком смысле входит не только самостоятельная деятельность федеральных органов исполнительной власти по созданию нормативных правовых актов, но и подготовка ими проектов федеральных законов, президентских и правительственных актов. В узком же смысле нормотворческую деятельность можно трактовать исключительно как подготовку и принятие федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, отнесенных к их ведению (компетенции)» [5].

По мнению автора, нормотворчество является частью правотворчества, как и законотворчество, то есть правотворчество охватывает своим обширным понятием три вышеуказанных. Несмотря на многообразие вариантов толкования понятия нормотворчества, единый подход к этому в настоящее время отсутствует. Таким образом, основным признаком, характеризующим нормотворчество, выступает то, что оно является деятельностью государственных органов по созданию подзаконных актов.

Нормотворческая деятельность основывается на Конституции Российской Федерации.

Возведение воли государства в закон, то есть закрепление ее в нормах права, является сущностью нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которая имеет ряд характерных только ей особенностей:

осуществляется государственными органами (нормы права создаются государством, им же санкционируются и охраняются);

основывается на Конституции Российской Федерации;

обусловлена потребностью в урегулировании общественных отношений путем формулирования правил поведения для их участников на основе анализа процессов и явлений, характерных данным общественным отношениям;

наличие профессиональных навыков и развитого мышления у государственных гражданских служащих, ею занимающихся;

урегулирована нормами права; является процессуальной и делится на стадии, несоблюдение последовательности которых может привести к срыву разработки нормативного правового акта, возникновению социальной напряженности и иным негативным последствиям;

имеет своей основной целью принятие новых норм права, но может также проявляться и в форме их изменения или отмены.

Целью нормотворческой деятельности является выработка предложений с последующим их включением в проект нормативного правового акта, а затем утверждение (принятие) нормативного правового акта соответствующим органом в лице уполномоченного должностного лица. Но чтобы в полной мере достичь этой цели, нормотворче-

ская деятельность должна осуществляться на базе неких основных принципов.

«Данные принципы должны пронизывать все стадии и этапы нормотворчества, распространяться на всех субъектов нормотворчества. Во многом отсутствие нормативно закрепленных принципов нормотворчества создает дополнительные трудности правового регулирования общественной жизни» [6].

По результатам анализа ряда мнений ученых-правоведов представляется необходимым отметить, что под принципами нормотворчества можно понимать научно обоснованные постулаты, которые, в случае их учета при нормотворческой деятельности, позволяют нормативному правовому акту быть волеизъявлением народа.

Представляется необходимым выделить следующие принципы нормотворческой деятельности.

1. Принцип демократизма - выступает основополагающим принципом в нормотворческой деятельности, поскольку выражается в открытом, доступном общественности порядке разработки, обсуждения и утверждения нормативных правовых актов. Посредством данного принципа народ выражает свою волю и интересы, давая предложения и замечания к проекту нормативного правового акта.

Концепция акта не может преследовать чьи-то конкретные интересы, не может быть однобокой или чрезмерно регламентировать общественные отношения. Именно соблюдение принципа демократизма позволит нормативному правовому акту быть действительно волеизъявлением народа.

«Этот принцип предполагает участие народа в принятии нормативных правовых актов и прежде всего законов. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие законов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных актов в СМИ. С содержательной стороны этот принцип требует, чтобы в законах и иных нормативных актах были отражены ожидания, интересы, потребности народа» [4].

2. Принцип законности - проявляется в том, что нормативные правовые акты должны приниматься федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации исключительно в рамках предоставленной им компетенции, установленной соответствующими положениями о таких органах. Кроме того, нормативные правовые акты не должны противоречить международному праву, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Нормы подзаконных актов, как правило, направлены на детализацию положений федераль- р ных законов, чем создают условия для их эффек- Д тивной реализации. Ч

т

Также принцип законности гласит о том, что фе- К деральный орган исполнительной власти Россий- ё ской Федерации, приступая к подготовке проекта у нормативного правового акта (будь то проект фе- А

см о см

дерального закона, проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, проект ведомственного акта и т.д.), должен точно установить, что предмет правового регулирования будущего нормативного правового акта относится к его компетенции.

«При подготовке любого нормативного правового акта (указа, приказа, положения и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью проекта нормативного правового акта вопрос относится к компетенции того или иного органа власти. При этом допускается решение вопроса строго в тех пределах, которые установлены предписаниями, содержащимися в федеральных законах, указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства» [1].

3. Принцип гуманизма - является нравственно-юридическим принципом и подразумевает меры ответственности за нарушение моральных принципов и неправильное поведение. Его реализация требует сбалансированности интересов различных сторон и учета общественного мнения. Часто возникают споры о том, какой «моральный кодекс» должен быть применен и какие ценности следует соблюдать. Поэтому важно постоянное обсуждение и совершенствование юридических норм, чтобы они отражали современные представления о добре и зле.

Гуманизм является фундаментальным принципом правовой системы, основой для создания законов и иных нормативных правовых актов. Он предполагает высокую степень уважения к личности, признание и защиту ее прав и свобод. Гуманистический подход в праве обеспечивает равенство перед законом и защиту прав и свобод каждого человека.

В современном мире гуманизм принимает на себя еще большую значимость. Гуманистические ценности признаются всемирными и отражаются в международных стандартах и документах, таких как Всеобщая декларация прав человека. Эти стандарты предлагают общепризнанные принципы, которым должны следовать все государства.

Гуманизм в правовой системе подразумевает, что законы должны быть справедливыми и отражать общечеловеческие ценности. Они должны гарантировать защиту прав и свобод каждого гражданина, независимо от его пола, расы, религии или убеждений. Это важное условие для создания справедливого и развитого общества.

Принцип гуманизма также требует активного участия граждан в формировании законов. Демократические принципы и механизмы, такие как выборы и общественное мнение, должны быть учтены при разработке правовых актов. Это позволяет учитывать интересы и потребности каждого гражданина и создавать законы, отвечающие потребностям общества в целом.

Таким образом, гуманизм играет важную роль в правовой системе, обеспечивая защиту и уважение к правам и свободам каждого человека. Он требует соблюдения общечеловеческих ценностей

и соответствия международным стандартам. Гуманистический подход в праве способствует созданию справедливого и развитого общества, где каждый гражданин равноправен и защищен законом.

4. Принцип научности. Важным фактором является анализ существующих нормативных актов и их практическое применение в жизни общества. Для этого необходимо изучить действующую нормативную базу, сравнить ее с практикой применения права и выявить возможные проблемы и противоречия.

Для достижения научности в нормотворчестве также важно учитывать международные стандарты и мировые тенденции развития права. Современное право является динамичной системой, которая постоянно претерпевает изменения и адаптируется к новым вызовам и требованиям общества. Поэтому для разработки и принятия научных нормативных актов необходимо учитывать и анализировать международный опыт и передовую практику других стран.

Однако научность в нормотворчестве не ограничивается только изучением и анализом информации. Важную роль играют также компетенции и опыт служащих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Необходимо иметь квалифицированный персонал, обладающий глубокими знаниями в области права, социологии и других смежных наук.

Кроме того, научность в нормотворчестве требует прозрачности и открытости процесса принятия нормативных актов. Интересы и мнения различных сторон должны быть учтены при разработке новых законов и правил. Для этого необходимы публичные обсуждения и широкое привлечение общественности к процессу нормотворчества.

Таким образом, для достижения научности в нормотворчестве необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы: анализ информации, учет международного опыта, компетентный персонал и прозрачность процесса принятия решений. Только так можно создать эффективную и справедливую нормативную базу, которая будет соответствовать современным вызовам и потребностям общества.

5. Принцип профессионализма. При разработке норм и правил важно обращаться за помощью к компетентным специалистам из различных областей, включая юристов, политологов, социологов, экономистов, философов и психологов. Ведь каждая из этих профессий уделяет особое внимание разным аспектам жизни общества.

Когда мы создаем нормы и правила, необходимо учитывать взгляды различных социальных групп, чтобы наши предложения могли быть успешно приняты и реализованы. Это позволит учесть интересы разных слоев населения и сделать нормы более справедливыми и эффективными. Не должны быть оставлены без внимания мнения и потребности работников, представителей различных социальных групп и меньшинств. Таким образом, для создания эффективных норм и пра-

вил необходимо вовлекать в процесс нормотворчества юристов-практиков, так как они могут предоставить ценную информацию о реальной практике применения законов и помочь обеспечить соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Ведь именно юристы-практики сталкиваются с проблемами, возникающими при применении законодательства на практике и могут предложить наиболее эффективные решения.

Взаимодействие компетентных специалистов из разных областей и практикующих юристов в процессе создания норм и правил поможет сделать их более справедливыми, эффективными и соответствующими потребностям общества в целом. Только такое сотрудничество позволит обеспечить развитие правового государства и защиту прав и свобод граждан, что является одной из основных задач нашего общества.

6. Принцип плановости. Этот принцип говорит нам о необходимости учитывать общественное мнение и специализированные исследования, чтобы разработать соответствующую стратегию для развития законодательства в долгосрочной перспективе. Кроме того, важно определить приоритетные области, которые требуют наибольшего внимания и первостепенного регулирования.

Осуществление правовых реформ и внесение изменений должно осуществляться поэтапно и систематически. Необходимо учитывать реальные потребности и тенденции развития общества, а также принимать во внимание политические и экономические факторы. Плановость помогает избежать необдуманных и несогласованных решений, а также обеспечивает стабильность и надежность в правовой системе.

Для успешной реализации плановых мер необходимо создание механизмов мониторинга и контроля за выполнением поставленных задач. Анализ действующего законодательства, выявление предпосылок реализации федеральными органами исполнительной власти нормотворческих полномочий [7], регулярное обновление и оптимизация правовой базы также являются важными компонентами планового подхода.

Плановость в разработке и принятии правовых актов играет важную роль в обеспечении стабильности и эффективности правовой системы. Долгосрочная перспектива и учет реальных потребностей общества позволяют принимать обоснованные и устойчивые решения, а также способствуют развитию и улучшению правовой среды. Планирование также помогает предотвратить противоречия в законодательстве, обеспечивая более эффективное функционирование государства. Результаты планирования в правотворческой деятельности могут быть оценены на основе достижения поставленных задач и целей, в том числе путем учета мнения общественности и экспертных оценок.

Таким образом, планирование является важной составляющей и инструментом в области нормотворчества федеральных органов исполни-

тельной власти Российской Федерации, способствующим улучшению нормативно-правовой базы и обеспечению развития государства.

7. Принцип технико-юридического совершенства. Юридическая техника - это набор правил и методов, используемых для создания и структурирования юридических документов. Главная цель этой техники - сделать эти документы понятными и эффективными. Юридическая техника применяется к текстам правовых актов и включает в себя деловые подходы и приемы, разработанные в ходе их создания. Она может быть закреплена в специальных нормативных актах или основана на установившихся обычаях. Кроме того, юридическая техника играет важную роль в юридическом образовании и практике, помогая юристам разбираться в сложности правовых текстов и составлять их правильно и грамотно.

При написании юридических текстов необходимо придерживаться определенных требований. Прежде всего, тексты должны быть лишены эмоциональных выражений. Также важно, чтобы материал был точным, понятным, связанным и последовательным.

Допускается использование устойчивых юридических штампов, клише и специальной терминологии, если это необходимо. Однако следует помнить о читаемости текста и избегать излишнего количества специфичных терминов.

Юридические тексты должны быть уместно структурированы, с использованием заголовков, абзацев и списков, чтобы облегчить понимание информации. Кроме того, необходимо предусмотреть ссылки на законодательные акты, предыдущие решения и другие источники права, чтобы обеспечить полноту информации и узнаваемость.

В целом, юридические тексты должны быть выверенными и внимательно проработанными. Они представляют собой инструмент для точного и ясного регулирования правовых отношений и требуют особого внимания и аккуратности при их составлении.

8. Принцип гласности. Принцип гласности предусматривает возможность представления общественного мнения. Граждане имеют право высказывать свои взгляды и мнения в отношении деятельности государственных органов. Это важно для формирования конструктивного диалога между властью и людьми, а также для учета интересов граждан при принятии решений.

Участие граждан в принятии решений и контроле за деятельностью органов власти также является важной составляющей принципа гласности. Гражданам должны быть предоставлены возможности участвовать в процессе принятия решений, особенно в отношении вопросов, касающихся их р интересов. Кроме того, контроль за деятельностью ИД органов власти должен осуществляться не только Е государственными структурами, но и обществен- К ными организациями и гражданами. ё

Принцип гласности является необходимым ин- у струментом для борьбы с коррупцией и злоупо- А

треблениями властью. Открытость и прозрачность деятельности государственных органов позволяет предотвратить возможность сокрытия информации о неправомерных действиях и обеспечивает возможность контролировать деятельность органов власти.

«Суть принципа гласности заключается в том, что он является одним из признаков правового государства и гражданского общества, и означает открытое обсуждение и принятие законодательных актов, доведение до всеобщего сведения законодательных решений, обеспечивает условия для осуществления контроля общества за функционированием законодательных органов» [8].

Таким образом, принцип гласности является важным элементом демократического общества. Он предусматривает раскрытие информации о деятельности государственных органов, предоставление доступа к ней каждому гражданину, возможность представления общественного мнения и участие граждан в принятии решений и контроле за деятельностью органов власти. Этот принцип является необходимым условием для развития демократии и обеспечения прав граждан.

Таким образом, содержанием нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации является создание, изменение, принятие или отмена подзаконных правовых норм в рамках установленных процедур.

По мнению автора, нормотворчество играет важную роль в утверждении правопорядка и регулировании общественных отношений. Данная деятельность должна осуществляться на основе компетенции и соблюдения установленных процедур, чтобы обеспечить законность и справедливость принимаемых нормативных актов. Автор отмечает, что нормотворчество является одним из фундаментальных элементов государственного управления и его регулятивной функции, а также приходит к выводу, что эффективное нормотворчество способствует стабильности правовой системы и развитию гражданского общества.

Литература

1. Нормография: теория и технология нормотворчества: учебник для вузов / Ю.Г. Арзамасов [и др.]; под редакцией Ю.Г. Арзамасова. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 542 с. - (Высшее образование).

2. Правотворчество: учебное пособие для вузов / А.П. Альбов [и др.]; под редакцией А.П. Альбо-ва, С.В. Николюкина. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 254 с. - (Высшее образование).

3. Теория государства и права в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / Я.В. Бакарджиев, В.А. Рыбаков, Р.А. Ромашов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 304 с. - (Высшее образование).

4. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В.Н. Протасов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 455 с. - (Высшее образование).

5. Кордик Д.Н. Понятие и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти: теоретические и правовые аспекты // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 5.

6. Административно-правовые формы государственного и муниципального управления:учебное пособие / А.Н. Миронов. - Москва: Академия управления МВД России, 2021. - 67 с.

7. Деревянко М.С. Предпосылки реализации нор-мотворческих полномочий федеральными органами исполнительной власти // Правовая позиция. 2023. № 8.

8. Иванов К.К. Принцип гласности в российском законотворчестве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4.

9. Тапорина В.В., Долгов С.Ф. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ // 2022. № 1.

THE CONCEPT, ESSENCE AND CONTENT OF THE NORMATIVE ACTIVITY OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Derevyanko M.S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The normative activity of the federal executive authorities of the Russian Federation is one of the most important functions of these bodies and an integral part of the legislative process in the country. This activity is aimed at creating and changing regulations that serve as the basis for legal regulation of various spheres of society. The essence of rule-making activity consists in the development and adoption of normative legal acts that determine the behavior of citizens and organizations, as well as the basic principles of the functioning of the state and society as a whole. The content of the normative activity of the federal executive authorities includes the development of draft regulations, their coordination with other federal executive authorities and public organizations, as well as the adoption of a final decision on the introduction of a regulatory act into effect.

Thus, the concept, essence and content of the normative activity of the federal executive authorities of the Russian Federation are the most important components of the regulatory process and contribute to the creation of regulatory legal acts that promote the development of society and guarantee respect for the rule of law and human rights.

The relevance of the topic of the article is due to the absence of Currently, there are studies that fully disclose and define the concept, essence and content of the normative powers of the federal executive authorities of the Russian Federation.

The purpose of this study is to study the concept, essence and content of the normative powers of the federal executive authorities of the Russian Federation.

The objective of the study is to describe and define the concept, essence and content of the normative powers of the federal executive authorities of the Russian Federation.

The results of this study can be used by state civil servants in order to ensure the execution of the powers of federal executive authorities.

Comparative-legal, system-structural methods, as well as the method of analysis are used to solve these tasks.

Keywords: federal executive authority, rulemaking, regulatory legal act, ministry, rulemaking powers.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Normography: theory and technology of rulemaking: textbook for universities / Yu.G. Arzamasov [et al.]; edited by Yu.G. Arza-

masov. - 2nd ed., ispr. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 542 p. - (Higher education).

2. Lawmaking: a textbook for universities / A.P. Albov [et al.]; edited by A.P. Albov, S.V. Nikolyukin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 254 p. - (Higher education).

3. Theory of state and law in 2 h. Part 2: textbook for universities / Ya.V. Bakardzhiev, V.A. Rybakov, R.A. Romashov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 304 p. - (Higher education).

4. Theory of state and law: textbook and workshop for universities / V.N. Protasov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 455 p. - (Higher education).

5. Kordik D.N. The concept and content of the normative activity of federal executive authorities: theoretical and legal aspects //

Bulletin of the Moscow University. Episode 11. Right. 2015. № 5.

6. Administrative and legal forms of state and municipal management: textbook / A.N. Mironov. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. - 67 p.

7. Derevyanko M.S. Prerequisites for the implementation of normative powers by federal executive authorities // Legal position. 2023. No. 8.

8. Ivanov K.K. The principle of publicity in Russian lawmaking // Actual problems of humanities and natural sciences. 2012. No. 4.

9. Taporina V.V., Dolgov S.F. LEGAL TECHNIQUE CONCEPT, APPROACHES TO RESEARCH AND PROBLEM STATEMENT // 2022. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.