Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 139-143. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 139-143.
Научная статья УДК 332.025.28
https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.19
Понятие, сущность и принципы приватизации Николай Витальевич Яновский
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена такому явлению, как приватизация, ее сущности, различным подходам к определению этого явления. Отмечается, что данный феномен представляет собой один из важных механизмов государственного управления. Он позволяет достигать цели и решать задачи, в первую очередь экономического характера, которые перед собой ставят собственники. В качестве последних выступают органы власти и государство в целом. Приватизация является важным аспектом экономической эффективности страны. Именно она отвечает за создание сильной конкурентоспособной рыночной экономики, формирует эффективных собственников, создает условия социального равенства граждан в приватизационном процессе, а также обеспечивает существование эффективного инвестиционного климата. Заключается, что приватизация является сложным и всеобъемлющим явлением, затрагивающим все сферы нашей жизни и необходимым для построения благополучного, демократического государства.
Ключевые слова: государство, экономика, политика, приватизация, имущество, органы власти, повышение эффективности государственного управления, подходы к определению приватизации
Для цитирования: Яновский Н.В. Понятие, сущность и принципы приватизации // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 139-143. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.19.
Original article
The Concept, Essence and Principles of Privatization
Nikolay V. Yanovsky
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is focused on the phenomenon of privatization, its essence, different approaches to the definition of this phenomenon. It is emphasized that this phenomenon is one of the important mechanisms of public administration. It allows achieving goals and solving tasks, primarily, of an economic nature, which the owners set for themselves. The latter are the authorities and the state as a whole. Privatization is an important aspect of the country's economic efficiency. It is responsible for creating a strong competitive market economy, forming effective owners, creating conditions for social equality of citizens in the privatization process, and ensuring the existence of an effective investment climate. Conclusion dwells upon the fact that privatization is a complex and comprehensive phenomenon that affects all spheres of our life and is necessary for building a prosperous, democratic state.
Keywords: state, economy, politics, privatization, property, authorities, increasing the efficiency of public administration, approaches to the definition of privatization
For citation: Yanovskii, N.V. (2023) The Concept, Essence and Principles of Privatization. Society: Politics, Economics, Law. (6), 139-143. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.19 (In Russian).
Государство - крупный собственник, однако этот статус не может противоречить основам экономической деятельности в стране: защите механизмов конкуренции, противодействию монополизации экономики, коррупции, развитию институтов национальной экономики, в том числе института предпринимательства.
Разумеется, сам факт наличия у государства какого-либо имущества не говорит о том, что оно эффективный собственник. По мнению Г.В. Горланова, Н.Г. Дехановой, для этого оно должно действовать по принципам честности, прозрачности и ответственности, эффективно управлять своим имуществом, чтобы создавать условия для экономического роста и улучшения благосостояния населения (Горланов, Деханова, 2004). При этом исследователи подчеркивают необходимость борьбы с коррупцией и введения жестких механизмов контроля за использованием имущества; отмечают, что эффективное государственное управление должно основываться на внедрении передовых технологий и оптимальных методов управления, что поможет минимизировать издержки и повысить эффективность работы (Горланов, Деханова, 2004).
© Яновский Н.В., 2023
ЕСОШМЮЭ
Государство как эффективный собственник может достичь определенных преимуществ благодаря своим возможностям и ресурсам. Например, оно может использовать их для финансирования долгосрочных проектов, таких как строительство дорог, мостов и других инфраструктурных объектов.
Кроме того, государство может обеспечивать свою стабильность и надежность в отношениях с другими странами и организациями, что может привести к привлечению в народное хозяйство иностранных инвестиций и экономическому росту. Однако эффективность государственного собственника может быть ограничена недостаточной прозрачностью и управляемостью его деятельности, а также наличием коррупции и бюрократических препятствий. Важно, чтобы государство работало на благо общества и не злоупотребляло своими полномочиями в интересах отдельных групп или лиц.
По мнению Минфина России, государство, как эффективный собственник, должно стремиться к:
- созданию клиентоориентированной системы управления федеральным имуществом и рентабельной системы управления хозяйственными обществами с государственным участием;
- созданию сервиса цифрового взаимодействия в рамках государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) «Электронный бюджет» и иных подобных структур, содержащих сведения о федеральном имуществе1.
В ином случае государство стремится передать свое имущество более эффективному (частному) собственнику и делает это по нескольким причинам.
1. Коммерческие структуры могут более гибко реагировать на рыночные условия, поэтому передача имущества в их руки может способствовать экономическому росту и улучшению благосостояния населения страны.
2. Сокращение государственных расходов, продажа имущества могут высвободить средства, необходимые для содержания и обновления инфраструктуры. Это может быть особенно полезным для стран с высоким уровнем государственного долга.
3. Передача имущества частным компаниям может способствовать специализации бизнеса и повышению качества продуктов или услуг, что также может привести к росту экономики.
Однако в последнем случае могут возникнуть социальные проблемы, такие как возрастание цен на производимую продукцию, потеря рабочих мест и ухудшение условий труда. Поэтому государственный контроль в этой сфере может способствовать защите интересов населения и сохранению социальной стабильности.
Процесс приватизации - обычное явление для многих стран с рыночной экономикой. Она представляет собой передачу имущества из собственности публично-правовых образований (государства, регионов, муниципальных образований) в собственность частных лиц или компаний и может также выражаться в продаже государственных и муниципальных (публичных) активов гражданам или частным компаниям с переходом к ним всех прав, принадлежащих собственнику.
Суть приватизации заключается в том, чтобы передать экономические ресурсы (как правило, землю, капитал) из сферы государственной и муниципальной собственности и управления в руки частных лиц или компаний. Целью является изменение организационной структуры и формирование новых отношений собственности, а также повышение эффективности использования ресурсов для создания условий развития экономики.
Существует множество подходов к пониманию приватизации. Так, О.В. Шатрова отмечает, что данный термин используется в различных областях юридической, экономической и управленческих науки и трактуется исследователями то в широком, то в узком смысле, исходя из специфики их работ2.
В.М. Игнатов также понимает приватизацию двояко:
- как институт публичного управления национальной, региональной и местной экономикой через сокращение государственного и муниципального (публичного) сектора и повышение вклада частных акторов в хозяйственное развитие;
- как комплекс мероприятий по минимизации участия государства и увеличению доли частного сектора в экономической деятельности страны3.
1 Государство как эффективный собственник [Электронный ресурс] // Минфин России. URL: https://min-fin.gov.ru/ru/perfomance/projects/govement_like_effective_owner/?ysclid=lfzj3cujh2182140952 (дата обращения: 25.03.2023).
2 Шатрова, О.В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 117 с.
3 Игнатов В.М. Приватизация государственной' собственности в Российской Федерации: проблема правового регулирования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 21 с.
B.П. Камышанский считает, что приватизация является деятельностью, которая характеризуется как целенаправленная, возмездная, упорядоченная и сформированная и заключается в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц объектов государственной и муниципальной собственности (Камышанский, 2009). Приватизация как деятельность реализуется по решению специальных и уполномоченных органов публичной власти и при личном участии их должностных лиц в конкретное время в установленном порядке и формах.
Экономический подход несколько шире представляет приватизацию, чем юридический. Она противопоставляется национализации - процессу перехода частной собственности в публичную (государственную или муниципальную). В рамках этого подхода считается, что и национализация, и приватизация - это важнейшие экономические инструменты развития хозяйственных систем, в которых есть определенная доля участия государства. Оно прибегает к приватизации, когда перестает быть эффективным собственником, или развитие экономики требует негосударственного управления.
C.В. Новикова определяет данный феномен как комплекс мероприятий, которые направлены на возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, в пользу физических и юридических лиц (Новикова, 2016).
Таким образом, приватизацию можно считать специфическим основанием для возникновения и прекращения права собственности. В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации1 соответствующие права и обязанности у субъектов могут возникнуть из актов органов публичной власти.
В связи с обозначенной выше дефиницией приватизации и нормой отечественного гражданского законодательства можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества:
- объект приватизации - имущество, которое находится в собственности публично-правовых образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
- изъятие имущества;
- возмездность, или же иначе говоря, - платность отчуждения;
- покупатели - физические и юридические лица;
- публичное имущество переходит из собственности публичной в собственность частную.
А.В. Пащенко отмечает, что приватизация не сводится лишь к процессу передачи прав собственности, она играет куда более важную роль в государстве, так как призвана уменьшить государственный сектор в национальной экономике и оздоровить ее, создать импульсы для ее количественного и качественного развития (Пащенко, 2012). С такой позицией следует согласиться, потому что приведенная дефиниция расширяет понимание приватизации: теперь это не просто технический процесс (передача имущества из одних рук в другие), а улучшение экономической ситуации и совершенствование государственного управления. Приватизация способствует укоренению позиций частного сектора в национальной экономике и расширению роли предпринимательской деятельности в стране.
А.В. Кашанин также является сторонником трактовки приватизации с позиций широкого и узкого смыслов:
- как процесса уменьшения государственного сектора в национальной экономике;
- как способа передачи конкретного имущества из публичной собственности в «частные руки» (Кашанин, 1997).
При управленческом подходе приватизация относится к форме деятельности, при которой государство (в лице своих органов публичной власти) как весьма крупный управленец старается создать благоприятные условия для развития всех участников различных правоотношений. Оно не захватывает имущество, а старается оздоровить ситуацию в национальной экономике, передать права собственности эффективным собственникам.
При этом приватизация - это не благотворительность, а поэтому предполагается, что имущество, обладающее в любом случае какой-либо ценностью, будет передано новому собственнику на возмездной основе. Его стоимость компенсирует потери казны вследствие отчуждения. Вырученные денежные средства пополняют бюджеты страны разных уровней.
Таким образом, приватизацию можно определить как:
- переход права собственности на имущество непосредственно от государства к частным лицам, обеспечиваемый им самим и контролируемый;
- форму отчуждения публично-правовой собственности;
- способ конкретного приобретения права частной собственности.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ECONOMICS
В.А. Белов отмечал, что приватизация есть обязательное в силу закона и принимаемых на его основании программ и планов приватизации отчуждение общественно значимых вещей из государственной или муниципальной собственности в частную1. Приватизация не является видом гражданско-правовой сделки, так как договор ее не предусматривает полноту свободы его реализации. В таких правоотношениях объекты заблаговременно известны, а субъекты подвластны не столько гражданскому законодательству, сколько условиям специальных нормативно-правовых актов.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что существует несколько подходов к пониманию приватизации. Вкратце рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Экономический подход понимает приватизацию как процесс передачи публичной собственности в руки частных владельцев с целью эффективного управления имуществом. С точки зрения теоретиков, приватизация должна способствовать улучшению использования экономических ресурсов, повышению эффективности производства и улучшению качества товаров и услуг.
2. Политический подход рассматривает приватизацию в качестве инструмента реформы, направленной на создание свободного рынка и ликвидации государственного вмешательства в экономику. По мнению сторонников этого подхода, приватизация представляет собой важную составляющую перехода к свободному рынку и демократии.
3. Социальный подход. Основной целью его является защита интересов населения и трудящихся. Он рассматривает приватизацию с точки зрения ее социальных последствий, таких как потеря рабочих мест, сокращение возможностей для социальной защиты, экологический ущерб и т.д.
4. Финансовый подход. Приватизация может быть использована государством как инструмент для сокращения бюджетного дефицита путем продажи государственных активов.
5. Исторический подход проводит ретроспективный анализ становления и развития приватизации. Процесс приватизации в России начался в 1990 г. после принятия Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»2, целью которого закона было ускорение экономических реформ и переход к рыночной экономике. На начальном этапе, с 1992 по 1994 гг., каждому гражданину России выдавались купоны на покупку акций предприятий, были проведены массовые аукционы. Однако такой метод приватизации стал причиной возникновения коррупционных схем, и многие предприятия были проданы дешево. Позже новые правила покупки акций предполагали их реализацию только на конкурсной основе при установлении минимальной цены на за каждую из них. В результате многие крупные предприятия были приватизированы и попали в руки небольшой группы богатых людей, что привело к возникновению олигархов в России. Этот период в истории российской приватизации получил название «дикий капитализм».
После прихода к власти Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в 2000 г. были проведены реформы, направленные на укрепление государственного контроля над экономикой страны. В результате были национализированы некоторые крупные предприятия, купленные олигархами в период 1990-х гг.
В последующие годы правительство России продолжило реформирование экономики, в том числе и реформу приватизации, которая стала более прозрачной и законодательно оформленной.
Каждый из представленных подходов к пониманию приватизации имеет свои плюсы и минусы, характеризуя изучаемый нами феномен с разных сторон.
Принципы реализации приватизации предполагают:
- прозрачность - процесс должен быть открыт и ясен для всех участников, включая инвесторов, предпринимателей, граждан, представителей научного сообщества, экспертов;
- конкуренцию между покупателями, что позволяет получить наилучшую цену за активы и минимизировать риск монопольного контроля на рынке;
- целесообразность - активы должны передаваться в частную собственность только в том случае, если это обеспечит повышение эффективности их использования. Важно, чтобы после приватизации следовало улучшение на национальном рынке;
- справедливость, чтобы минимизировать возможность коррупции и неоднозначного воздействия на правительство;
- эффективность, чтобы обеспечить наилучший результат для экономики страны.
- участие общественности для контроля проводимых действий.
Таким образом, приватизация может проводиться как национальными, так и региональными органами власти и включать в себя частичную или полную продажу государственных предприятий и других активов. Она является важным инструментом внутренней политики в области
1 Белов В.А. Вещные гражданско-правовые формы : учебное пособие для вузов. М., 2023. С. 139-140.
2 О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
экономики и может иметь различные цели: от получения дополнительных финансовых средств до стимулирования инвестиций и сокращения затрат.
Под приватизацией следует понимать возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан или их объединений. Данный процесс осуществляется в соответствии с такими принципами, как прозрачность, конкуренция, целесообразность, справедливость, эффективность, участие общественности. Очень важно, чтобы органы публичной власти, проводя процесс приватизации стремились к качественному и количественному улучшению национальной экономики, благополучию граждан, к достижению национальных целей развития.
Список источников:
Горланов Г.В., Деханова Н.Г. Эффективный собственник: вопросы теории и методологии // Управление собственностью. 2004. № 1. С. 23-33.
Камышанский В.П. Приватизация предприятий. Право собственности. М., 2009. 336 с.
Кашанин А.В. Понятие и правовая природа приватизации // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 2 (217). С. 116-128.
Новикова С.В. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 100. С. 1680-1697. Пащенко А.В. Цели правового регулирования приватизации // Реформы и право. 2012. № 2. С. 15-21.
References:
Gorlanov, G. V. & Dehanova, N. G. (2004) Jeffektivnyj sobstvennik: voprosy teorii i metodologii [Effective Owner: Questions of Theory and Methodology]. Upravlenie sobstvennostju. (1), 23-33. (In Russian).
Kamyshanskii, V. P. (2009) Privatizacija predprijatii. Pravo sobstvennosti [Privatization of Enterprises. Ownership]. Moscow. 336 р. (In Russian).
Kashanin, A. V. (1997) The Concept and the Legal Nature of Privatization. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie. (2 (217)), 116-128. (In Russian).
Novikova, S. V. (2016) The Concept and Methods of Privatization of State and Municipal Property. Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University. (100), 1680-1697. (In Russian).
Paschenko, A. V. (2012) Objects of Legal Regulation of Privatization. Reformy ipravo. (2), 15-21. (In Russian).
Информация об авторе Н.В. Яновский - студент магистратуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия.
Information about the author N.V. Yanovskii - Master's Degree student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.