23. СЗ РФ,- 2008.- № 47 .- Ст. 5489.
24. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан . В 2002 году статус наблюдателей в ЕврАзЭС получили Молдавия и Украина, а в 2003 году - Армения. В 2005 году заявку о вступлении в ЕврАзЭС подал Узбекистан Таким образом, интеграционными связями в рамках ЕврАзЭС сегодня охвачено более половины постсоветских государств
25. В качестве ключевых целей Центра высоких технологий были названы следующие: содействие разработке и внедрению согласованной инновационной политики стран-участниц; координация со-
вместных работ по созданию Евразийской инновационной системы и по развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности стран ЕврАзЭС; содействие развитию механизмов финансирования инновационных программ и проектов; создание оптимальных условий для привлечения капиталовложений в инновационную сферу и др .
26 . Совершена в г. Москве 9 сентября 1994 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке
27 . Евразийское ведомство выполняет все административные функции Евразийской патентной организации
28. См.: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 декабря 2011 г. № ВАС-13850/11 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ
УДК 347.23
Трофимова А.Х.*
ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Трофимова А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспекты). - Статья .
Статья посвящена анализу понятия приватизации, ее юридическим и экономическим аспектам. Автор рассматривает разные подходы к доктринальному и нормативному закреплению понятия приватизации . Отмечаются недостатки в нормативном определении приватизации в законодательстве России. Подчеркивается, что понимание приватизации как юридической категории значительно уже его экономического содержания . В связи с этим делается вывод о необходимости расширенного толкования термина приватизации как юридической категории, но с учетом экономического обоснования
Ключевые слова: приватизация, государственный сектор, частный сектор, прекарий, безвозмездное отчуждение, государственная собственность .
Trofimova A.Kh. Concept of privatization (legal and economic aspects). - Article .
The article reviews the concept of privatization, its legal and economic aspects . Different approaches to doctrinal and regulatory consolidation of privatization concept are examined . The shortcomings of regulatory definition of privatization in the Russian legislation are pointed out. The author emphasizes that understanding of privatization as a legal category is much narrower than its economic content and comes to the conclusion that it is necessary to extend the interpretation of privatization concept as a legal category taking into account its economic justification .
Keywords: privatization, public sector, private sector, prekary, gratuitous alienation, state ownership .
* Трофимова Альфия Харисовна - помощник судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва, Россия.
Трофимова А.Х Поняття приватизації (юридичний та економічний аспекти). - Стаття .
Стаття присвячена аналізу поняття приватизації, її юридичним і економічним аспектам. Автор розглядає різні підходи до доктринального та нормативного закріплення поняття приватизації. Відзначаються недоліки в нормативному визначенні приватизації в законодавстві Росії. Підкреслюється, що розуміння приватизації як юридичної категорії значно вужче його економічного змісту У зв'язку з цим робиться висновок про необхідність розширеного тлумачення терміна приватизації як юридичної категорії з урахуванням економічного обґрунтування .
Ключові слова: приватизація, державний сектор, приватний сектор, прекарий, безоплатне відчуження, державна власність
Понятие «приватизация» (от лат. privatus) впервые было введено в оборот в 1976 году американским исследователем Робертом У Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reason Foundation». Однако терминологические истоки этого понятия восходят к 1969 году, когда П Друкер в своей книге «Век прерывания традиций» употребил слово «реприватизация» для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам [1, с . 11]. В научной доктрине при исследовании приватизации различают экономическое и юридическое определение приватизации.
В словаре Уэбстера экономическое понятие термина «приватизация» впервые появилось в издании 1983 года и расшифровывалось как «преобразование общественной формы правления» или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную» [2, с. 755]. Следует согласиться с исследовавшими процесс приватизации в развивающихся странах Мэри Шерли и Джоном Ниллисом, что в качестве условий для успешной приватизации являются ориентированная на рынок макроэкономическая политика, способствующая увеличению эффективности как государственного, так и частного сектора, адекватный рынок капиталов и достаточный период времени для выявления фирм, которые можно было бы продать, не прибегая к значительным и неоправданным уступкам покупателю [3, с. 129].
В подходах к определению приватизации с экономической точки зрения также
нет единства в странах Западной Европы, США. Ученые выдвигают обширный список действий, которые могут квалифицироваться как приватизация Американские авторы понимают приватизацию как «стратегию и методы, имеющие своей целью передачу (трансформацию) системы производства или системы производства или системы обеспечения общественных нужд от правительственных (государственных) органов к частному сектору» [4, с. 71]. Канадские ученые исходят из того, что приватизация представляет собой не только передачу материальных средств, систем производства и обеспечения от государственных компаний частным корпорациям и лицам, но и процесс «усиления роли рынка за счет ослабления системы государственного регулирования» В исследованиях английских правоведов последовательно проводится мысль о том, что приватизация выступает как «трансформация государственной собственности в частную, негосударственную» Термин «приватизация» толкуется западными специалистами двояко - в широком и узком смысле В широком смысле этот процесс представляет собой некоторые аспекты общей политики дерегулирования экономики, например, замедление темпов роста или сокращение производства в государственном секторе, что приводит к увеличению доли частного сектора в общественном производстве В узком смысле термин «приватизация» означает полную или частичную передачу хозяйственному обществу, товариществу или отдельному гражданину права собственности на имущество определенного государственного
предприятия [5, с. 76]. Их общим критерием является сокращение доли и ограничение функций государственного сектора
Также употребляется понятие промышленной приватизации (industrial
privatisation), принимающей в европейских странах различные формы: продажа государственных предприятий гражданам и юридическим лицам; продажа части акций предприятия, являющихся собственностью государства или контролируемых им; продажа филиалов, принадлежащих государственным предприятиям К этому в последние годы добавились реорганизация составных частей фирм, принадлежащих государству; новые частные капиталовложения в государственное предприятие; выкуп предприятия его директором и (или) работниками; аренда. При этом каждая страна находит собственное специфическое решение проблем, связанных с государственным сектором Разнообразие используемых методов приватизации повышает ее эффективность, приносит определенные дивиденды государству: уменьшаются расходы, облегчается проведение самого процесса приватизации
В М Игнатов раскрывает сущность приватизации в широком и узком смысле понимания: «Приватизация в широком смысле понимается как один из институтов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенным физическим и юридическим лицам» [6, с 11]
Российской юриспруденции понятие приватизации не было известно до конца 80-х годов XX века. Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала издавна, однако особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось. Значительные трудности вызывает правовая оценка последствий
передачи имущества государственными органами в предшествующие годы, когда из самих актов передачи ее цель не вытекает с необходимой ясностью В советское время передача объектов от государства осуществлялась без указания условий и срока передачи [7, с. 17]. В римском праве такая передача называлась прекарием - передачей имущества без предоставления права и до востребования [8, с 71-74]
Юридическое понятие приватизации значительно уже экономических определений. В.С. Белых считает, что юридическое понятие термина «приватизация» должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающим его пригодным для практического применения, оно должно иметь «...строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д . ), для того чтобы исключить неопределенность в толковании и, соответственно, различия в практической применимости Рассмотрение же приватизации в широком значении может указывать лишь на многогранность и многозначность данной категории (так, приватизация может имеет политический, коммерческий психологический и др . аспекты)» [9, с. 27].
По утверждению Э .С . Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» было использовано для обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности [10, с. 15] . Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в
частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов, для того чтобы дать простор частной инициативе» [11, с. 63].
С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С И Ко-марицким: «Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности» [12, с. 7]. В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества: на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, - все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями [13, с. 2].
Д . А. Герцев считает, что под приватизацией следует понимать урегулированный нормами права порядок передачи имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц за плату или безвозмездно, который осуществляется в строго установленных законодательством о приватизации формах и предполагает: издание органом власти акта ненормативного характера, в котором содержится решение о передаче имущества в частную собственность; совершение сделки по отчуждению указанного имущества; исполнение этой сделки [14, с. 15].
М .Т. Абаев, раскрывая понятие приватизации государственного и муниципального имущества как особого способа приобретения права частной собственности [15, с. 15], говорит о том, что для целей гражданского права ключевым в понятии приватизации является определение приватизации именно как возмездного отчуждения имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц, то есть как специфического основания возникновения и прекращения права собственности.
В законодательстве понятие «приватизации» было впервые раскрыто в Законе РСФСР от 24 12 1990 г «О собственности в РСФСР» [16, ст. 416], в соответствии со статей 25 которого (приватизация государственного и муниципального имущества) предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий .
Понятие юридического термина «приватизация» появилось в Законе Российской Федерации от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации» [17, ст. 416], в статье 1 которого под при-
ватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий [18, с 116-117] По смыслу данного определения предполагалось, что приватизация может быть как возмездной, так и безвозмездной
С позиции современного правопони-мания такое определение приватизации обнаруживает ряд недостатков [19, с. 16] , которые не могли не отразиться на практике применения Закона Так, на момент принятия Закона о приватизации 1991 года отсутствовал реальный правовой механизм разделения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов федерации и муниципальную собственность Он появился лишь с принятием Постановления Верховного Совета от 27 12 1991 г № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [20, ст. 89]. Хотя подобные понятия и были уже диффе-
ренцированы в Законе РСФСР от 24 12 1990 г. «О собственности в РСФСР»), правом на приватизацию, как следует из статьи 1 Закона о приватизации 1991 года, обладали лишь граждане, акционерные общества (товарищества); не было четкого указания на имущество как объект государственной собственности (приватизации); допущено смешение экономического и юридического понимания собственности
Конституционным Судом Российской Федерации в Федеральном законе «О приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» выявлено ряд неточностей нормативноправового характера, в том числе использование юридической терминологии, неадекватно отражающей природу и сущность определяемых правовых явлений, а также противоречивость и непоследовательность формулировок Это касается, в частности, положения статьи 21 о «безвозмездном отчуждении объекта приватизации» (хотя фактически имеет место лишь возвращение имущества собственнику), а также ее положений, которыми неточно определяются субъекты, обязанные предъявлять иски в суде и согласовывать социальные условия конкурса [21, ст. 3411].
Приватизация государственного и муниципального имущества является не только способом прекращения права собственности по воле государства или муниципальных образований, но и рассматривается как форма масштабных преобразований отношений собственности в стране. Это в свою очередь требует скоординированной деятельности органов государственной и муниципальной власти, принятия актов административноправового характера В этом смысле приватизация выходит за рамки гражданских правоотношений, поскольку приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии со специальным законодательством о прива-
тизации, что нашло отражение в статьях 217, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [22, с. 3301].
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Названной статьей также предусмотрено, что положения ГК РФ о порядке приобретения и прекращения права собственности применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное
Статья 235 ГК РФ, определяя общие основания прекращения права собственности у физических и юридических лиц (некоторые из них имеют отношение и к государственной собственности), подчеркивает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации
Кроме того, при определении понятия «приватизации» в статье 217 ГК РФ используется термин «передано» (в отношении имущества), который включает как возмездное, так и безвозмездное отчуждение публичной собственности Однако отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц осуществляется только по решению собственника в порядке, предусмотренном законом о приватизации Исходя из этого термина, в ГК РФ, таким образом, подразумевается возможность осуществления приватизации, в том числе, на безвозмездной основе.
Федеральный закон от 21 07 1997 г № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» [23, с. 3595] (далее по тексту - Закон о приватизации 1997 года) наделил понятие приватизации необходимым признаком возмездности, определив приватизацию как возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц Это не совсем согласовывалось со способами приватизации государственного и муниципального имущества, перечисленными в статье 16 того же Закона Нельзя рассматривать возмездным отчуждением (продажей) публичного имущества преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности (статья 20 Федерального закона о приватизации 1997 года) Термин «приобретение», использованное в статье 1 Закона о приватизации 1991 года, точнее отражало характер правовой формы преобразования отношений собственности. Период между двумя этими законами можно охарактеризовать как период от раздачи государственной собственности к торговле ею [24, с. 55].
Федеральный закон от 21 12 2001 г № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации 2001 года) [25, с. 251] не внес существенных изменений в данное Законом о приватизации 1997 года определение
Согласно статье 1 Закона о приватизации 2001 года под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных
образований, в собственность физических и (или) юридических лиц Хотя данное определение нельзя считать полным, поскольку оно не охватывает преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества В это понятие не укладывается отчуждение принадлежащих государству исключительных прав Ведь ГК РФ не считает исключительные права имущественными (статья 128 ГК) Кроме того, сам термин «отчуждение» нуждается в дополнительном определении. ГК РФ не дает понятия отчуждения имущества, хотя широко оперирует им (статьи 209, 235, 239, 267, 273 ГК РФ). По смыслу указанных норм ГК РФ под отчуждением понимается передача - как возмездная, так и безвозмездная, -собственником имущества в собственность другого лица В результате имущество для бывшего собственника становится чужим (отсюда - отчуждение)
Законом дано скорее экономическое, нежели юридическое понятие приватизации В этом понятии отражена общая цель приватизации, то есть безотносительно к конкретным объектам приватизации Итак, данное в Законе понятие приватизации - это ее цель В целом, приватизация в юридическом значении этого термина - это результат исполнения решений органов власти и совершенных на их основе сделок, направленных на передачу государственного и муниципального имущества в частную собственность юридических и физических лиц. Правовой результат приватизации - переход права собственности на объекты государственной собственности в собственность физических и юридических лиц на основе сложного юридического состава, включающего акт органа власти (акт органа власти ненормативного характера как юридический факт), сделку по отчуждению имущества в частную собственность и исполнение этой сделки
Институт приватизации как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих поведение участников отношения
по поводу прекращения права публичной собственности на имущество и приобретения его на праве частной собственности, включает в себя нормы, которые прямо или косвенно регулируют проблему эффективности. Пробелы в этом аспекте приватизационного законодательства приводят, особенно в условиях трансформационной приватизации, к серьезным экономическим и социальным потерям Приватизация отражает, инициирует и закрепляет становление как нового права частной собственности, так и обновленного права публичной собственности Договор в приватизационном обязательстве появляется лишь на завершающем этапе приватизационной сделки Гражданские права и обязанности возникают в приватизационном обязательстве не из договора, а по другому основанию Таким образом, следует обратить внимание на то, что заключению договора предшествует властно-распорядительный акт о приватизации имущества [26].
Осуществление приватизации в порядке, предусмотренном федеральными законами о приватизации государственного и муниципального имущества, предполагает переход от государства в частную собственность не только вещей, но и не только вещей или даже совокупности вещей, но и всего объема прав титуло-держателя имущественного комплекса Под приватизацией государственных и муниципальных предприятий с этой точки зрения должно пониматься «не просто приобретение у государства в частную собственность средств производства, неких объектов собственности (набора движимого и недвижимого имущества), а приобретение титула обладателя целостного имущественного комплекса, в состав которого могут входить все виды имущества, предназначенные для его деятельности, а также исключительные права на объекты интеллектуальной собственности - изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, объекты
охраны авторского права и смежных прав и другие объекты, для которых предусмотрена охрана согласно законодательству Российской Федерации, законодательству других государств, на территории которых таким объектам предоставлена правовая охрана» [27, с. 122].
Таким образом, понимание приватизации как юридической категории значительно уже его экономического содержания. Неслучайно, широкая трактовка термина «приватизация» характерна для экономической литературы
Между тем, узость юридического понятия приватизации, в отрыве от экономической составляющей, не может полностью раскрывать весь объем критериев, отражающих явление приватизации. Необходимость новой трактовки понятия приватизации с точки зрения самого явления заключается во взаимосвязи экономической и юридической стороны термина «приватизация», в связи с чем следует дать расширенное толкование термина приватизации как юридической категории, но с учетом экономического обоснования: «приватизация представляет собой взаимосвязанное юридически и экономически обоснованное явление, заключающееся в возмездном отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц с целью повышения эффективности экономики», что представляется наиболее правильным [28, с. 94], поскольку учитывает все факторы развития процесса приватизации в настоящее время с точки зрения экономических и юридических реформ в стране .
Список литературы
1. Тяпкина Е А Способы приватизации / Е .А. Тяпкина // Гражданин и право . - 2003. -№ 2. - С 9-14.
2. Экономика : Учебник / Под ред. АС . Булатова. - М.: Изд-во «Бек», 1997. - 730 с.
3. Шерли М., Ниллис Дж. Реформа и приватизация государственных предприятий: обобщение опыта / Мэри Шерли, Джон Ниллис - Мировой банк Институт экономического развития - Тбилиси : Изд-во «КОКА», 1992,- 129 с.
4. Марченко М . Приватизация: А как «у них»? / М . Марченко . // Человек и закон . -1992,- № 4-5,- С . 71-80 .
5. Камышанский В.П. Приватизация предприятий Право собственности / В П Ка-мышанский - М , 2009 - 192 с
6. Игнатов В.М. Приватизация государственной собственности в РФ: проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. М . Игнатов . - М . , 2002. -
19 с
7 . Тяпкина Е .А. Правовые проблемы приватизации государственных предприятий Дис...канд. юрид. наук / Е.А. Тяпкина. - М., 2003.- 201 с
8. Скловский К.И. О принадлежности неприватизированных объектов недвижимости, находящихся во владении негосударственных организаций / К . И. Скловский // Хозяйство и право . - 1999. - № 8 . - С . 71-74.
9. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономикоправовые вопросы / В . С . Белых // Государство и право - 1996 - № 10 - С 25-32
10 . Савас Э .С . Приватизация: ключ к рынку / Э С Савас - М : Дело, 1992 - 414 с
11. Бинер Г. Приватизация и разгосударствление в ФРГ - М , б/г С 63
12 Комарицкий С И Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций / С И Ко-марицкий // Исследовательский центр частного права; Российская школа частного права - М : Статут, 2000 - 94 с
13 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред . П.В . Крашенинникова - М : Статут, 2011 - 533 с
14 Герцев Д А Гражданско-правовое регулирование отношений по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности : Дис канд юрид наук / Д А Герцев - М , 2008 - 200 с
15. Абаев М .Т. Приватизация государственного и муниципального имущества как особый способ приобретения права частной собственности Автореферат дисс кандидата юридических наук / М .Т. Абаев . -Ростов-на-Дону, 2010 - 19 с
16 О собственности в РСФСР : Закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. -№ 30. - Ст. 416. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 11 1994 № 52-ФЗ .
17 Ведомости СНД и ВС РСФСР,
04. 07.1991. - № 27 . - Ст. 927. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21. 07.1997. - № 123-ФЗ.
18 Калинин А В Понятие и правовая природа приватизации / А В Калинин // Правоведение - 1997 - № 2 - С 116-117
19. Скворцов О .Ю . Приватизационное право . Учебное пособие / О . Ю. Скворцов . -М .: Интел-Синтез, 1999. - 271 с.
20 О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : Постановление Верховного Совета от 27.12.1991 г. № 3020-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - 1992 -№ 3. - Ст. 89 (изм . от 23.05.92).
21 Постановление Конституционного Суда РФ от 25 07 2001 г № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О прива-
тизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 06 08 2001 - № 32 - Ст 3411
22 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21. 10. 1994) (ред. от
07 02 2011) // Собрание законодательства РФ - 05 12 1994 - № 32 - Ст 3301
23 О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации : Федеральный закон от
21 07 1997 г № 123-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.07.1997 г. - № 30 . - Ст. 3595. (в ред. Федеральных законов от 23 06 1999 № 116-ФЗ, от 05.08.2000 №109-ФЗ) . Закон утратил силу
24. Коршунов Н.М . Приватизационный процесс Российской Федерации: Методология правового регулирования: Дис.док. юрид наук / Н М Коршунов - М , 1998 -292 с
25 О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21. 12.2001 г. № 178-ФЗ // Российская газета - № 16 - 26 01 2002; Собрание законодательства РФ - № 4 - Ст 251
26 Богатырев М А Приватизация как гражданско-правовой институт / М А Богатырев // Право и экономика - 2006 -№ 10 . - С 22-28.
27 Максимов Б , Сесекин В Вопросы регулирования имущественных отношений, связанных с объектами охраняемой интеллектуальной собственности, возникающие в процессе приватизации / Б . Максимов, В . Сесекин // Хозяйство и право. - 1995. -№ 10. - С. 121-124.
28 Трофимова А Х Особенности правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества Дис.канд. юрид. наук / А. Х. Трофимова. -М ., 2012.