Научная статья на тему 'Понятие «статуса депутата»'

Понятие «статуса депутата» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3555
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПУТАТ / СТАТУС ДЕПУТАТА / ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдукадыров К. А.

В статье исследуются актуальные теоретические проблемы понятия статуса депутата и изучаются по этому понятию взгляды ученых канституционалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deputy status concept

The article views relevant theoretical problems of the deputy status concept and presents opinions of the leading scientists-constitutionalists concerning this notion.

Текст научной работы на тему «Понятие «статуса депутата»»

К. А. Абдукадыров

ПОНЯТИЕ СТАТУСА ДЕПУТАТА

Работа представлена кафедрой конституционного права Санкт-Петербургского университета МВДРоссии. Научный руководитель - кандидат юридических наук, профессор П. В. Иванов

В статье исследуются актуальные теоретические проблемы понятия статуса депутата и изучаются по этому понятию взгляды ученых канституционалистов

The article views relevant theoretical problems of the deputy status concept and presents opinions of the leading scientists-constitutionalists concerning this notion.

Социальная значимость депутатского корпуса в государстве с демократическим режимом правления определяется выполняемой депутатами функцией представительства народа в государственных органах, призванных от имени народа и в его интересах осуществлять государственную власть1 .

В юридической науке понятие «депутат» (от лат. deputatus - «уполномоченный, посланный»2) обозначает лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное уча-

ствовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа3. Кроме этого, автору хотелось бы обратить внимание на то, что ряд ученых, таких как В. И. Борисов, А. А. Ильюхов, О. А. Кажа-нов, считают, что термин «выборный» является синонимом слова депутат4.

Правовое регулирование статуса депутата является необходимым условием эффективной работы представительных орга-нов государственной власти и полноценной депутатской деятельности во всех ее проявлениях, связанных с социальным назна-

1 1

чением депутата5, а в частности, заключается в осуществлении государственной политики и принятии беспрепятственных и важнейших решений в пользу народа и своего государства.

Место парламентария в обществе и государстве определяется его статусом.

В науке конституционного права под статусом понимается «теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений»6.

Слово «статус» латинского происхождения, в переводе означает положение, состояние7 . Этот термин определяется в праве как оформленное нормативным актом положение (правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты и совершаемые действия8. Кроме того, термины «правовой статус» и «правовое положение» являются синонимами, идентичными понятиями9. С этим соглашается и А. Н. Лебедев, который считает, что данные термины являются не просто синонимами, но и имеют одинаковое смысловое значение, обозначая место, положение, состояние, а не конкретное правоотношение10.

Исходя из вышеизложенного, понятие «статус депутата» можно определить как правовое положение депутатов представительных органов государственной власти, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные политико-правовой природой депутатского мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями депутатов, гарантиями их деятельности, а также подотчетностью, подконтрольностью и ответственностью депутатов11 .

Продолжая дискуссию, автору хотелось бы отметить, что по названию данной

дефиниции у теоретиков-конституционалистов нет единого мнения, каждый из них понимает и дает определение по-своему. Несомненно, что вследствие этого в науке конституционного права фундаментально устоялись три категории понятий о правовом положении депутатов: «статус депутата», «правовой статус депутата» и «конституционный статус депутата». Позднее в современной науке конституционного права появился еще один вид, объединяющий два названия, - термин «конституционно-правовой статус депутата». Данное понятие, как считает Л. А. Нудненко, впервые возникло, после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., и содержание термина «конституционно-правовой статус» в современной науке конституционного права представляется аналогичным содержанию термина «правовой статус депутата»12 .

Мы разделяем точку зрения А. В. Зиновьева, что «статус депутата», «правовой статус депутата» и «конституционный ста -туе депутата» существенно между собой различаются. Автор обоснованно утверждает, что первые два названных термина различны по своему объему и содержанию. Если «статус депутата» определяется как правовыми, так и неправовыми нормами, то «правовой статус» урегулирован только юридическими нормами. Понятие же «конституционный статус депутата» значительно уже двух вышеназванных. Специфика конституционного статуса обусловлена назначением и самой природой Конституции, которая призвана закреплять основополагающие, руководящие начала организации государства и общества и регулировать основные, наиболее существенные общественные отношения. Нормы Конституции являются исходными, определяющими статус депутата, его ядром. И понимание многих ученых о статусе депутата является более узким и неполным, так как положение депутатов не может регламентироваться только правовыми нормами. Кроме того, также общеизвестно, что право

Понятие статуса депутата

представляет лишь одну из форм социального регулирования, пределы которого обусловлены объективными и субъектив-ными факторами. Депутат в своей деятельности руководствуется не только правовыми нормами, но и обычаями, нормами морали, сложившейся практикой, правилами общественных объединений, содержащимися в уставах и положениях13. Что касается понятия «конституционно-правовой статус», то Н. А. Богданова считает, что данный термин является более широким, в него включены нормы не только конституции, но и других источников конституционного права. Он более разносторонен и богат по содержанию, учитывает видовые признаки субъекта, и, следовательно, ему не свойственны однотипность и унификация14.

По мнению А. В. Зиновьева, для того, чтобы дать правильное определение понятия статуса депутата, надо, во-первых, исходить из фактических отношений, в которые приходится вступать депутату по роду своей деятельности; во-вторых, определить, какими нормами регулируются данные отношения; в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность и беспрепятственность депутатской деятель -ности.

Учитывая все эти условности, А. В. Зиновьев полагает, что под статусом депутата следует понимать фактическое положение депутата, определяемое правовыми и иными социальными нормами, обеспечиваемое соответствующими гарантиями15.

С точки зрения Т. Я. Хабриевой, под статусом парламентария следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с замещением мандата представителя: осуществлением прав и обязанностей парламентария, его ответственностью, а также гарантиями его деятельности16.

Н. А. Богдановой была высказана мысль, схожая с мнением А. В. Зиновьева, о том, что необходимо отличать норматив -ный конституционно-правовой статус от фактического статуса, под которым пони-

мается реальное положение субъекта кон -ституционно-правовых отношений в связи с действием норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях17. Справедливо было отмечено Л. А. Нудненко, что фактический статус депутата в «определенной мере зависит от политической и экономической ситуации», существующей в данном государстве18.

УМ. В. Варлена по этому поводу есть свое мнение, под правовым статусом депутата выборного должностного лица ука-занный автор понимает комплексный, самостоятельный конституционно-правовой институт, содержание которого составля-ют правосубъектность, правовые принципы, права, свободы и обязанности, юридические гарантии их реализации и юридическая ответственность депутатов, выборных должностных лиц19.

Нам стоит согласиться с мнением Л. А. Нудненко о том, что в каких бы формах статус ни проявлялся, он в любом случае обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости20 .

Под качеством устойчивости следует понимать нормативное закрепление регулируемых отношений, что, в свою очередь, обеспечивает относительное постоянство содержания данных отношений. Применительно к конституционно-правовому статусу депутата эти качества означают неизменность основополагающих начал, идей, правомочий, форм деятельности депутата законодательного органа государственной власти в течение длительного времени, и изменения, вносимые в содержание, правомочия, формы их реализации не затрагивают сути и основных форм проявлений народного представительства. Устойчивость и относительное постоянство придают конституционно-правовому статусу депутата своего рода статичность.

Внутренняя согласованность как качественный признак статуса депутата проявляется во взаимосвязи и взаимозависимо-

сти отдельных элементов упомянутого статуса21 .

Кроме того, автору хотелось бы к этому добавить, что статус депутата должен рассматриваться как совокупность элементов, совокупность устойчивых связей между элементами, обеспечивающих его целостность.

На наш взгляд, неотъемлемыми элементами статуса депутата являются: политико-правовая природа депутатского мандата, а также условия возникновения и его прекращения; полномочия депутата; гарантии депутатской деятельности и конституционно-правовая ответственность.

Таким образом, изучив взгляды ведущих специалистов конституционного права, мы считаем, что статус депутата должен быть обязательно закреплен законом. В противном случае речь может идти лишь об общественном статусе. Права и обязанности, составляющие юридический статус, регламентируются исключительно законом, поскольку именно закон предусматривает не только права и обязанности, но и устанавливает ответственность за их невыполнение либо ненадлежащее выполнение, а также регламентирует сроки их осуществления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Богданова Н. А. Статус народного депутата: новые нормы и практика // Вестник Московского Университета, Сер. 11, Право. 1990. № 6. С. 12.

2 Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В. В. Маклаков. М.: Юристъ, 2001. С. 127.

3 Конституционное право: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. С. 191.

4 Борисов В. И. и др. Словарь по конституционному праву Российской Федерации / В. И. Борисов, А. А. Ильюхов, О. А. Кажанов. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003. С. 55.

5 Богданова Н. А. Указ. соч. С. 13.

6 Богданова Н. А. Категория статуса в конституционном праве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. № 3. С. 3.

7 Юридическая энциклопедия. М.: Юрист, 1997. С. 426.

8 Конституционное право: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян. С. 559.

9 Нудненко Л. А. Конституционно-правовой статус депутата Законодательного органа государственной власти в Российской Федерации СПб., 2004. С. 45.

10 Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С. 26.

11 Борисов В. И. и др. Указ. соч. С. 342.

12 Нудненко Л. А. Указ. соч. С. 45.

13 Зиновьев А. В. Статус народного депутата в СССР (проблемы теории и практики). Л.: Издательство ЛГУ, 1987. С. 8-9.

14 Богданова Н. А. Категория статуса в конституционном праве. С. 5.

15 Зиновьев А. В. Указ. соч. С. 10.

16 Парламентское право России / Под ред. Т. Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Юристъ, 2003. С. 117.

17 Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 61.

18 Нудненко Л. А. Указ. соч. С. 46.

19 Варлен М. В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Государственная власть и местное самоуправление // Юридический мир. 2006. № 8. С. 33.

20 Богданова Н. А. Категория статуса в конституционном праве. С. 3.

21 Нудненко Л. А. Указ. соч. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.