Конституциялыц жэне этмшШк цуцьщ
УДК 342.4
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Караев Алипаша Агаханович
Старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, профессор ВШП «Адилет» Каспийского Университета, кандидат юридических наук, доцент, г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Конституция; конституционный строй; конституционная безопасность; национальная безопасность; экономическая безопасность; конституционно-правовые риски и угрозы, конституционализм.
Аннотация. В статье анализируется понятие и содержание конституционной безопасности на современном этапе.
Конституционная безопасность представляет собой устойчивое политико-правовое состояние общества, гарантирующее легитимность и дееспособность власти на протяжении неопределенно длительного периода времени, суверенитет страны и правовую защищенность личности.
Практика показывает, что обеспечить защиту конституционного строя и эффективную реализацию принципов правового государства в условиях низкой правовой и политической культуры, противостояния интересов различных социальных групп, без эффективных механизмов, обеспечивающих своевременное выявление угроз конституционного развития весьма проблематично.
В статье на основе правовых актов и монографической литературы анализируется состав конституционной безопасности. Особое внимание обращается на содержание внутренних и внешних угроз, способных нарушить режим конституционной безопасности.
В качестве составляющих конституционной безопасности автор называет эффективность законодательного процесса, проведение справедливой социальной политики, а также формирование правовых гарантий политической конкуренции.
КОНСТИТУЦИЯЛЫЦ КАУШС1ЗД1КТЩ ¥ГЫМЫ, Ц¥РАМЫ ЖЭНЕ МАЗМ¥НЫ
Алипаша Агаханович Караев
Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц конституциялыц,
экгмшшк зацнама жэне мемлекеттж басцару бвлiмiнiц ага зылыми цызметкерг,
Каспий УниверситетШц «Эдглет» жогары цуцыц мектебiнiц профессоры,
зац зылымдарыныц кандидаты, профессор, Алматы цаласы, Казацстан Республикасы;
e-mail: [email protected]
ТYйiн свздер: Конституция; конституциялыц ЖYйесi, конституциялыц цаутЫздж; улт-тыц цаутЫздж; экономикалыц цаутЫздж; конституциялыц жэне цуцыцтыц тэуекелдер мен цатерлер; конституционализм.
Аннотация. Мацала цазiргi кезецдегi Конституциялыц цаутЫздж угымы мен мазмунын талдайды.
Конституциялыц цаутЫздж тулганыц цщыцтыц цоргалуы жэне елдщ егемендтне, узац уацыт кезещ штде билжтщ зацдылыгы мен эрекет цабшеттштне кетлдж беретт, цогам-ныц турацты саяси-цуцыцтыц жагдайын бiлдiредi.
Тэжiрибе темен цуцыцтыц жэне саяси мэдениет жагдайында, эр тYрлi элеуметтж топ-тардыц мYдделерiнiц царсыластыгы кезтде конституциялыц дамудыц цауттерт дер кезтде аныцтауды цамтамасыз ететт тиiмдi тетжтерЫз, конституциялыц цурылысты цоргауды жэне цуцыцтыцмемлекеттщ цагидаларын тиiмдi ЖYзеге асыруды цамтамасыз ету жогары проблемалыц екент керсетедi.
Мацалада цуцыцтыц актшер жэне монографиялыц эдебиеттер негiзiнде конституциялыц цаутЫздж цурамы талданады. Конституциялыц цаутЫзджрежимт буза алатын imrn жэне сыртцы цаут-цатерлер мазмунына ерекше кены белiндi.
Автор конституциялыц цаутЫзджтщ цурамдас белiктерiреттде зац шыгару процеЫнщ тшмдшгт, элеуметтж саясатты ЖYргiзу, саяси бэсекелестжке жагдай жэне кетлджтер жасауды атайды.
DEFINITION, COMPOSITION AND CONTENT OF CONSTITUTIONAL SECURITY
Karaev Alipasha Agahanovich
Senior Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Professor of the HLS «Adilet» of the Caspian University, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: Constitution; constitutional order; constitutional security; national security; economic security; constitutional and legal risks and threats; constitutionalism.
Abstract. The article analyzes concepts and content of constitutional security at the present stage.
Constitutional security is a stable political and legal state of society that guarantees the legitimacy and capacity of the authorities for an indefinitely long period of time, the sovereignty of the country and the legal protection of the individual.
Practice shows that it is very problematic to ensure the protection of the constitutional system and the effective implementation of the principles of the constitutional state in a low legal and political culture, the opposition of the interests of various social groups, without effective mechanisms that ensure the timely detection of threats to constitutional development.
The article analyzes the composition of constitutional security on the basis of legal acts and monographic literature. Particular attention is paid to the content of internal and external threats that could violate the constitutional security regime.
As components of constitutional security, the author refers to the effectiveness of the legislative process, the conduct of a fair social policy, the creation of conditions and guarantees for political competition.
«Мы должны ясно понимать, что новые угрозы требуют создания новых механизмов обеспечения национальной безопасности»
Н. Назарбаев
В условиях роста противоречий различного характера значительное развитие получают научные исследования, посвященные анализу понятия «конституционная безопасность». Этот интерес главным образом вызван экономическим и политическим кризисом, охватившим практически все страны мира, ростом внутренних и внешних противоречий, миграционными и иными процессами, способными нарушить политическую стабильность и мирную жизнь граждан.
Ценность правовых исследований состоит в том, что своевременное выявление угроз и рисков правового развития снижает напряженность в обществе, позволяет совершенствовать институциональные и иные механизмы обеспечения конституционной безопасности. В своих трудах ученые делают попытки дать его определение, проанализировать составные части и соотношение с иными
правовыми институтами. Результатом таких исследований является вывод о том, что данное понятие раскрыто, суть его ясна и нет необходимости предпринимать новые попытки его изучения. В то же время необходимо отметить, что ни одна область общественных знаний не исследована настолько, чтобы нельзя было сделать новых выводов. Особенно справедливо это утверждение в отношении гуманитарных наук, где практически отсутствуют истины, принятые как абсолютные.
В этой связи, раскрытие понятийного аппарата занимает важное место в процессе изучения различных аспектов данного явления. Понятие фиксирует наиболее существенные признаки, раскрывающие не только его предмет и объект, но и выявляет внутренние закономерности его возникновения и развития. Не менее важным является вопрос о структуре, или составных частях механизма конститу
Конституциялыц жэне этмшШк ц^Цыц
ционной безопасности, выявление которых раскрывает не только сущность данного политико-правового феномена, но и позволяет отличить его от иных смежных институтов. В связи с этим, в юридической науке подчеркивается, что «точное определение содержания каждого из взаимосвязанных понятий необходимо не только для строгости теоретических построений, но и для правовой практики - как нормотворческой, так и правоприменительной» [1, с. 114].
Таким образом, свою задачу мы видим в том, чтобы через анализ данного понятия, раскрыть его предмет, объектный и субъектный состав, выявить угрозы и риски конституционного развития, показать факторы, влияющие на его динамику, и на этой основе, разработать предложения, направленные на совершенствование правовых и институциональных основ механизма конституционной безопасности.
Прежде всего, отметим, что понятие «безопасность» является изменчивой категорией, и в зависимости от исторических условий, экономической ситуации, роли и места государства на мировой арене, и особенно его военно-политических возможностей может различаться. Анализ энциклопедической и иной специальной литературы посвященной вопросам безопасности показывает, что большинство авторов толкуют данное понятие через призму категории «отсутствие угроз и рисков». С.И. Ожегов, например, определял безопасность «как состояние, при котором опасность не угрожает кому-нибудь, или чему-нибудь. Такого подхода придерживается и профессор Н.С. Бондарь, по мнению которого «безопасность представляет собой отсутствие опасности, а также состояние стабильности и защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [2].
Аналогичные подходы высказывают и другие авторы, обращая внимание на «отсутствии какого-либо риска, в случае реализации которого возникают негативные последствия в отношении кого-либо или чего-либо» [3]; либо определяют его как «состояние сохранности и надежности, предполагающее поддержание определенного баланса интересов между негативным воздействием на субъект окружающей среды и его способностью преодолеть это воздействие» [4, с. 62]. Таким образом, согласно этимологии этого слова, термин безопасность означает, прежде всего «отсутствие опасности и наличие определенной защищенности».
Безусловно, что понятие «безопасность» приобретает особое значение именно в условиях роста угроз различного характера, актуализируя проблемы эффективности и на-
дежности имеющихся инструментов ее обеспечения. Между тем, состояние «отсутствия угроз и рисков» для общества в широком понимании представляется идеальным, к которому сильное суверенное государство должно стремиться. Однако, практика показывает, что в современных условиях обеспечить «спокойную и счастливую жизнь» проблематично даже развитым странам. Террористические атаки, имевшие место в США, Франции, Германии, Испании и др. странах, яркое тому подтверждение. Угрозы, обладая фактором внезапности, существуют повсюду, сопровождая человечество на протяжении всей его истории, и в определенной степени являются движущей силой совершенствования не только внутригосударственных, но и международно-правовых механизмов обеспечения глобальной безопасности и поиска совместных усилий в борьбе с ними.
Таким образом, сказанное побуждает нас обратиться к исследованию истории возникновения данного понятия, на протяжении которой менялось не только его этимологическое значение, но и расширялся состав и институциональный механизм. Исторически сложилось так, что впервые термин безопасность стал употребляться еще в источниках римского права, когда оно связывалось обычно с властью единоличных правителей, способных оградить государство от опасности и обеспечить защиту своих подданных. В те времена, безопасность фактически отождествлялась с государственными (чаще территориальными) интересами и не имела ничего общего с современными концепциями.
Вследствие этого, вклад римских юристов в разработке отдельных аспектов обеспечения безопасности государства не остался незамеченным, поскольку в своих трудах они обращали внимание не только на необходимость обеспечения общественной безопасности, но и подчеркивали важность защиты интересов личности. «Цель государства - отмечали они, - состоит в обеспечении мира и безопасности общества». Такой подход, по мнению ученых, обуславливался тем, что с процессом территориального расширения римской империи интенсивно развивались товарно-денежные отношения, и перед юриспруденцией ставилась задача законодательного закрепления понятий, связанных с безопасностью [5, с.67].
Римские юристы воспринимали «ius naturale» (естественные права) как важнейшую часть позитивного права и нормативной основы обеспечения безопасности. Но при этом, в их понимании позитивное право основывалось на обеспечении безопасности всех людей государства, в тоже время как естественное право основывалось на соображении добра и справедливости [6, с.16].
Несомненно, что дух римского права, основой которого выступали идеи «справедливости» и «доброй совести», в силу определенных причин и обстоятельств, не позволял юристам воспринимать безопасность в широком - системном смысле этого слова, с охватом не только правовых ее аспектов, но и качественных характеристик, связанных с обеспечением безопасности каждого человека, проживающего на территории империи. Однако, несмотря на это, их взгляды оказали заметное влияние на политико-правовые взгляды последующих мыслителей, став фундаментом становления и развития средневековой юридической науки.
С течением времени, в период феодальных отношений, при господстве монархических форм правления конструкция понятия «безопасность» особо не изменилась, и по-прежнему понималась в узком смысле, суть которой сводилась главным образом к безопасности правителей - королей, царей и иных первых лиц государства, а также их территориальных владений. Иначе говоря, термин «безопасность», по-прежнему употреблялся с позиций государственных интересов. Немногим позже, при становлении капитализма стал применяться термин «национальная безопасность», впервые использованный в речи Президента США Теодора Делано Рузвельта [7].
Безусловно, современное понимание рассматриваемого понятия имеет более содержательное значение, поскольку, являясь многосоставным институтом охватывает не только юридические, но экономические, экологические, международные, военные, политические, информационные и иные аспекты. Между тем, применительно к понятию «конституционная безопасность» понимание безопасности «как отсутствие угроз и рисков» не достаточно для раскрытия его содержания. Именно поэтому, изучение данного понятия как одного из важнейших составных частей механизма национальной безопасности требует более детального анализа различных мнений. Рассмотрим наиболее характерные подходы, встречающиеся в трудах современных ученых.
Так, профессор А.А. Езеров «конституционную безопасность определяет как состояние конституционных правоотношений, складывающихся в процессе целенаправленной деятельности государства, результатом которой является достижение оптимального функционирования и развития гражданского общества, правового государства и их структурных компонентов, и характеризующееся способностью противостоять угрозам, представляющим опасность для конституционного строя. По мнению ученого, основанием выделения конституционной безопасности в
самостоятельный вид безопасности является воплощенность конституционной составляющей в базисные сферы жизнедеятельности общества» [8, с.71]. Данную позицию поддерживают и другие ученые, отмечая что, «обеспечение безопасности и защита конституционного строя, являются неотъемлемой частью государственной деятельности» [9, с.3], суть которой состоит в эффективном и своевременном противостоянии современным угрозам в базисных сферах правоотношений» [10, с.17].
Анализируя подходы ученых, напрашивается вывод, что целью любого конституционного государства, основанного на принципах справедливости, является поиск оптимальной политико-правовой формулы обеспечения безопасности гражданского общества и защиты конституционного строя. Прежде всего, это касается политических и социально-экономических основ общественного строя, формы государства и интересов личности.
Ряд ученых в это понятие вкладывают более широкий смысл, полагая что «конституционная безопасность представляет собой чрезвычайно многомерное понятие, охватывающее своим содержанием буквально все стороны общественной жизни и различные подсистемы, в совокупности образующие современный конституционный строй» [11]. Развивая данные мысли, в качестве составных частей конституционной безопасности называют «предсказуемость правовых решений, создание необходимых правовых возможностей устранения из правового пространства возможных негативных последствий на социальную систему» [12]. Данные определения носят достаточно обширный характер и, по всей видимости, связаны с междисциплинарным пониманием юридической природы рассматриваемого понятия.
В юридической литературе существуют и иные подходы. Так, например, одни ученые рассматривают конституционную безопасность «в числе определяющих факторов, способных обеспечить стабильность и безопасность общественного уклада жизни» [13], другие, изучают ее во взаимосвязи с конституционно-правовыми рисками, характерными для современных стран [14, с.32], а третьи, сводят «к необходимости обеспечения правовой защиты прав и свобод граждан от возможных негативных последствий» [8, с.54]. Среди причин, вызывающих к жизни институт конституционной безопасности ученые называют количественный рост нормативных актов, мировой кризис, конфликты и противоречия, повышенный интерес к проблеме безопасности специалистов в сфере экономики, социологии и политологии» [15, с.4].
Несмотря на тесную взаимосвязь кон-
Несомненно, что дух римского права, новой которого выступали идеи «справед-вости» и «доброй совести», в силу опре-ленных причин и обстоятельств, не позво-л юристам воспринимать безопасность в роком - системном смысле этого слова, с ватом не только правовых ее аспектов, но качественных характеристик, связанных с еспечением безопасности каждого челове-проживающего на территории империи. нако, несмотря на это, их взгляды оказа-заметное влияние на политико-правовые ляды последующих мыслителей, став фун-ментом становления и развития средневеко-й юридической науки.
С течением времени, в период феодальных ношений, при господстве монархических рм правления конструкция понятия «безо-сность» особо не изменилась, и по-прежне-понималась в узком смысле, суть которой одилась главным образом к безопасности авителей - королей, царей и иных первых ц государства, а также их территориальных адений. Иначе говоря, термин «безопас-сть», по-прежнему употреблялся с позиций ссударственных интересов. Немногим поз, при становлении капитализма стал приме-ться термин «национальная безопасность», ервые использованный в речи Президента 11А Теодора Делано Рузвельта [7].
Безусловно, современное понимание ссматриваемого понятия имеет более со-ржательное значение, поскольку, являясь огосоставным институтом охватывает не лько юридические, но экономические, эко-гические, международные, военные, поли-ческие, информационные и иные аспекты. жду тем, применительно к понятию «кон-итуционная безопасность» понимание без-асности «как отсутствие угроз и рисков» достаточно для раскрытия его содержания. енно поэтому, изучение данного понятия к одного из важнейших составных частей ханизма национальной безопасности тре-ет более детального анализа различных ений. Рассмотрим наиболее характерные дходы, встречающиеся в трудах современ-х ученых.
Так, профессор А.А. Езеров «конститу-онную безопасность определяет как со-яние конституционных правоотношений, ладывающихся в процессе целенаправлен-й деятельности государства, результатом торой является достижение оптимального нкционирования и развития гражданского щества, правового государства и их струк-рных компонентов, и характеризующееся особностью противостоять угрозам, пред-авляющим опасность для конституцион-го строя. По мнению ученого, основанием деления конституционной безопасности в
Конституциялыц жэне жтшШк ц^Цыц
ституционной и национальной безопасности, вместе с тем, ученые проводят определенные различия между ними [16, с.3]. Так, В.В. Мамонов отмечает, что «если конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции и прежде всего защиту конституционного строя, то национальная -фактической Конституции, затрагивая такие ее аспекты как рождаемость, физическое и нравственное здоровье, а также продолжительность жизни и др.» [17, с.23].
Примечательно также, что проблемы конституционной безопасности изучаются и казахстанскими учеными, которые рассматривают ее в качестве составной части общественной безопасности. Так, профессор Е.О. Тузельбаев полагает, что «это система общественных отношений, урегулированных правовыми нормами, в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов» [18, с.34].
Вместе с тем, несмотря на различные подходы, основной целью обеспечения конституционной безопасности остается превентивное выявление угроз конституционного развития, эффективность правового механизма разрешения политических кризисов и минимизация противоречий между ветвями власти. В основе обеспечения конституционной безопасности лежит, прежде всего, национальный интерес, который является жизненно важной материальной, интеллектуальной и духовной основой общества. Являясь базисом правовой системы, национальные интересы «выступают тем ориентиром, который способен придать ей высший ценностный смысл и выстроить перспективные цели» [8, с.53]. Содержанием конституционной безопасности всегда выступает правовая защищенность интересов личности, общества и государства.
Таким образом, опираясь на различные подходы и собственный научный поиск, мы приходим к пониманию того, что конституционную безопасность необходимо рассматривать не только как исторически конкретную систему общественных отношений, основанную на легитимной Конституции и правовых законах. Конституционная безопасность представляет собой устойчивое политико-правовое состояние общества, гарантирующее легитимность и дееспособность власти на протяжении неопределенно длительного периода времени, суверенитет страны и правовую защищенность личности. В современном Казахстане основы обеспечения конституци-
онной безопасности заложены в Конституции, ряде конституционных и иных законах и подзаконных актах, в которых политическая стабильность, защита конституционного строя и прав человека рассматриваются базисными элементами становления сильного независимого государства.
Анализ юридической литературы показывает, что механизм конституционной безопасности имеет многосоставной характер и наряду с организационно-правовыми гарантиями, включает в себя систему институтов власти, которые в установленном порядке наделены властными полномочиями по обеспечению верховенства Конституции и защите интересов личности.
Конституционное законодательство в качестве основных субъектов обеспечения конституционной безопасности называет государство и его органы. Причем в институциональном аспекте все субъекты представляют собой структурную часть механизма государства, каждый из которых в пределах своих возможностей реализует контрольно-надзорные функции по поддержанию режима конституционной безопасности.
Среди субъектов, безусловное лидерство принадлежит Президенту Республики Казахстан, обладающему особым конституционным статусом, широкими дискреционными полномочиями, правовым иммунитетом и конституционными гарантиями деятельности. В соответствии с конституционным законодательством он принимает все необходимые меры по защите суверенитета государства, ее независимости и территориальной целостности. Как верховный арбитр и гарант политического мира он «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти и их ответственность перед на-родом»1.
Современный опыт конституционализма свидетельствует, что не менее важная роль в механизме конституционной безопасности принадлежит высшим представительным органам власти - парламентам, которые, в зависимости от формы правления обладают достаточно широкими контрольными возможностями. В механизме защиты конституционного строя задействованы также Конституционный Совет, суды и органы прокуратуры, выполняющие правозащитные функции в государстве. Активная деятельность названных органов призвана снизить правовые угрозы, защитить национальные интересы, а также права и свободы личности.
Законодательно обозначены и объекты
1 Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002733_
конституционной безопасности. Так, Конституция в качестве основополагающих приоритетов называет обеспечение прав и свобод личности и сохранение общественного согласия, политическую стабильность и экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм и незыблемость конституционного строя. Опираясь на конституционные нормы, Закон «О Национальной безопасности»2 среди приоритетных направлений закрепляет необходимость реализации основополагающих принципов деятельности Республики.
Таким образом, в системе правовых средств обеспечения безопасности, главную роль выполняет Конституция, которая вносит строгую упорядоченность в систему политико-властных отношений, определяет взаимоотношения между государством и личностью, формирует необходимую правовую среду для обеспечения национальной безопасности.
В научном анализе проблем обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан важное место занимает рассмотрение конституционно-правовых угроз и их видов. Изучение конституционного законодательства и соответствующей юридической литературы позволяют сделать вывод о том, что угрозы подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам, способным повлиять на режим конституционной стабильности относятся:
- разрыв между юридической и фактической Конституцией;
- несовершенство действующих законов; правовые коллизии и пробелы;
- монократический характер казахстанской государственности, опирающийся на харизматическую концепцию власти;
- несбалансированность системы сдер-жек и противовесов;
- неразвитость института конституционной ответственности высших должностных лиц государства за принятие неправовых решений;
- социальная пассивность общества и низкий уровень правосознания;
- неверие граждан в силу закона;
- низкий уровень доверия граждан к судебной системе;
- высокий уровень коррупции;
- монопартийность представительных органов власти всех уровней;
- несовершенство избирательного законодательства;
- отсутствие выборности местных исполнительных органов и неразвитость систе-
мы местного самоуправления;
- отсутствие в механизме государственной власти дееспособного органа конституционного контроля, способного защитить конституционные права и свободы граждан и гарантировать верховенство Конституции;
- отсутствие эффективного парламентского контроля;
- неразвитость института референдума (в том числе местного) как формы коммуникации между государством и обществом;
- отсутствие правовых гарантий оппозиционной деятельности и конструктивного национального диалога между государством и всеми политическими партиями и общественными объединениями;
- рост экстремизма как проявление крайних политических, национальных и религиозных взглядов и др.
Среди угроз общего характера, оказывающих негативное воздействие на внутренний климат страны необходимо выделить:
- дальнейший рост внешнего совокупного долга;
- инфляционные процессы;
- нестабильность национальной валюты;
- социальное расслоение общества;
- высокий уровень закредитованности граждан и снижение их платежеспособности;
- административные штрафы, не соответствующие принципам справедливости и соразмерности;
- ухудшение криминогенной ситуации;
- миграционные процессы;
- слабость оборонного и военного потенциала страны;
- санкционная политика ЕС и США в отношении России, влияющая и на экономику Казахстана;
- зависимость бюджета страны от цен на сырьевые ресурсы и др.
Профессор Б.С. Эбзеев к ним относит также и «отсутствие механизма реализации принятых нормативных правовых актов и ответственности за их неисполнение, транснациональную преступность, неконтролируемую деятельность некоторых общественных объединений, создание политических партий и других общественных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели и др. [11].
Изучение мирового опыта и соответствующей юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что угрозы существуют и могут обостриться в любой момент. Среди перечисленных выше составляющих, наиболь-
2 Закон Республики Казахстан от 6января 2012 года «О Национальной безопасности» //http://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z1200000527
Конституциялыц жэне эктшШк цуцыц
шую угрозу для современного Казахстана могут представлять действия, направленные на подрыв основ конституционного строя. Экстремизм, направленный на разжигание политической, национальной, религиозной и иной розни, по своей разрушительной силе, способен нанести колоссальный ущерб стране и отбросить ее поступательное развитие.
Практика показывает, что не менее важными составляющими могут выступать несовершенство законов, правовые коллизии и пробелы, инфляционные процессы, нестабильность национальной валюты и др. которые в совокупности являются серьезными факторами, создающими угрозу правовой, экономической и политической безопасности Республики Казахстан.
Таким образом, угрозы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в стране. Нерешенность проблем, неминуемо возникающих в ходе этих процессов, формирует благоприятную почву для дестабилизации ситуации. Поэтому нужны не только точечные конституционные корректировки, направленные на минимизацию рисков и снятие возможных противоречий, но
и эффективная государственная программа, направленная на защиту национальных интересов.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие невозможно и без духовного возрождения общества, его культуры и традиций являющихся залогом построения сильного и независимого государства. Русский историк и литератор Н.М. Карамзин писал по этому поводу, что «государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество» [19]. В этом отношении объявленная в Послании Президента страны программа Рухани жацгыру направлена на модернизацию общественного сознания, целью которой является сохранение своей культуры, собственного национального кода и возрождение духовности, без которой не может состояться современная демократическая государственность.
Важно также понимать, что основу конституционной безопасности должны составлять правовые законы, справедливая социальная политика, политическая конкуренция, а также общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные Республикой Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении: Монография.- М.: НОРМА-ИНФРА. -1974. - С. 114.
2. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России - гарант конституционной безопасности личности, общества, государства//http://www.concourt.am/hr/ccl/vestnik.
3. http://ozhegov.info/slovar.; Заплатинский В.М. Терминология науки о безопасности. // Электронный ресурс.
4. Казаков П.Д. Безопасность синергетики (опыт философского осмысления) //Безопасность. - 1994, № 4. - С. 62-63.
5. Дождев Д.В. Римское частное право. - М., 1996. - 342 с.
6. Новицкий И.Б. Римское право. -М.: ТЕИС, 1997. - 312 с.
7. Копылов А.В. О генезисе и сущности понятия «национальная безопасность» // http:// www.milresource.ru
8. Езеров А.А. Объект и содержание конституционной безопасности // Конституционное право. Журнал юридическая наука. - 2011, № 1. - С. 76.
9. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России //Журнал Российского права. - 2007, № 7. - С. 3.
10. Толкаченко А.А. Конституционная безопасность человека в Российской Федерации // Журнал «Право и безопасность». -1996, № 1. - С. 10-24.
11. ЭбзеевБ.С. Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения//http:// isfic.info/ebzeev/konprav.
12. Арутюнян Г.Г. Правовая безопасность страны в призме системного конституционного мониторинга // VII Петербургский международный юридический форум. 17 мая 2017 г. // http. concourt.am/russian.
13. Селиванов А.А. Конституционная безопасность в обеспечении суверенитета народа // http://dspace.nlu.edu.ua.
14. Киреев В.В. Категория риска в Российской конституционно-правовой науке //Журнал. Проблемы права. - 2013, № 2(40). - С. 31-35.
15. Хрулева В.В. Безопасность как конституционная категория //Журнал. Вестник Воро-
нежского института МВД РФ. - 2009, № 4. - С. 3-5.
16. Никитяева В.В. Конституционная безопасность как условие эффективности реализации основ конституционного строя // Журнал. Вестник Воронежского института МВД РФ. - 2007, № 4. - С. 2-4.
17. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности. //Автореф. дисс. д.ю.н. Саратов 2004. - С. 23-24.
18. Тузельбаев Е.О. Правовые основы управления общественной безопасностью в Республике Казахстан (проблемы теории и практики). - Бишкек: 2004. - 51 с.
19. Афоризмы и цитаты Николая Карамзина. // http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-nikolaya-karamzina.
REFERENCES
1. Halfina R.O. Obshhee uchenie o pravootnoshenii: Monografija.- M.: NORMA-INFRA. -1974. - S. 114.
2. Bondar' N.S. Konstitucionnyj Sud Rossii - garant konstitucionnoj bezopasnosti lichnosti, obshhestva, gosudarstva//http://www.concourt.am/hr/ccl/vestnik.
3. http://ozhegov.info/slovar.; Zaplatinskij V.M. Terminologija nauki o bezopasnosti. // Jelektronnyj resurs.
4. Kazakov P.D. Bezopasnost' sinergetiki (opytfilosofskogo osmyslenija) //Bezopasnost'. -1994, № 4. - S. 62-63.
5. Dozhdev D.V. Rimskoe chastnoe pravo. - M., 1996. - 342 s.
6. Novickij I.B. Rimskoe pravo. - M.: TEIS, 1997. - 312 s.
7. Kopylov A.V. O genezise i sushhnosti ponjatija «nacional'naja bezopasnost'» // http://www. milresource.ru
8. Ezerov A.A. Ob'ekt i soderzhanie konstitucionnoj bezopasnosti // Konstitucionnoe pravo. Zhurnal juridicheskaja nauka. - 2011, № 1. - S. 76.
9. Patrushev N.P. Osobennosti sovremennyh vyzovov i ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii // Zhurnal Rossijskogoprava. - 2007, № 7. - S. 3.
10. Tolkachenko A.A. Konstitucionnaja bezopasnost' cheloveka v Rossijskoj Federacii //Zhurnal «Pravo i bezopasnost'». -1996, № 1. - S. 10-24.
11. Jebzeev B.S. Konstitucionnaja bezopasnost' Rossii i problemy ee obespechenija //http://isfic. info/ebzeev/konprav.
12. Arutjunjan G.G. Pravovaja bezopasnost' strany v prizme sistemnogo konstitucionnogo monitoringa // VII Peterburgskij mezhdunarodnyj juridicheskij forum. 17 maja 2017 g. // http. concourt.am/russian.
13. Selivanov A.A. Konstitucionnaja bezopasnost' v obespechenii suvereniteta naroda // http:// dspace.nlu.edu.ua.
14.Kireev V.V. KategorijariskavRossijskojkonstitucionno-pravovojnauke//Zhurnal. Problemy prava. - 2013, № 2(40). - S. 31-35.
15. Hruleva V.V. Bezopasnost' kak konstitucionnaja kategorija // Zhurnal. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD RF. - 2009, № 4. - S. 3-5.
16. Nikitjaeva V.V. Konstitucionnaja bezopasnost' kak uslovie jeffektivnosti realizacii osnov konstitucionnogo stroja //Zhurnal. Vestnik Voronezhskogo institutaMvD RF. - 2007, № 4. - S. 2-4.
17.Mamonov V.V. Konstitucionnye osnovy nacional'noj bezopasnosti. //Avtoref. diss. d.ju.n. Saratov 2004. - S. 23-24.
18. Tuzel'baev E.O. Pravovye osnovy upravlenija obshhestvennoj bezopasnost'ju v Respublike Kazahstan (problemy teorii ipraktiki). - Bishkek: 2004. - 51 s.
19. Aforizmy i citaty Nikolaja Karamzina. //http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-nikolaya-karamzina.