Научная статья на тему 'Понятие школьная тревожность в России и за рубежом'

Понятие школьная тревожность в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3333
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / MENTAL STATE / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SCHOOL UNEASINESS / ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / PERSONAL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевкун А. В.

В статье рассматриваются основные подходы к изучению понятия «школьная тревожность». Влияние тревожности на становление личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the main approaches to studying of the concept "school uneasiness" are considered. Influence of uneasiness on formation of the personality.

Текст научной работы на тему «Понятие школьная тревожность в России и за рубежом»

УДК 740

А.В. Шевкун ОГТИ (филиал) ОГУ, гор. Орск, Оренбургская обл., Россия

Понятие школьная тревожность в России и за рубежом

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к изучению понятия «школьная тревожность». Влияние тревожности на становление личности.

Ключевые слова: психическое состояние, школьная тревожность, личностная характеристика.

Скорее всего, не большое количество найдется таких психологических явлений, значение которых является в одно время и очень высоко, и предельно узко, или функционально. Таким психологическим явлением выступает тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации» [1], как достаточно важная характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей присваивается значение основного жизненного чувства современности. В противовес этому — психическое состояние, которое появляется в результате специфических условий эксперимента или окружающей обстановки.

В результате этого, данную проблему настолько тщательно изучают, и не только в психологии и психиатрии, но и в таких науках, как биохимия, физиология, философия, социология. На сегодняшний день, различные работы на заданную тему публикуются в геометрической прогрессии. [5]

Проанализировав психологическую публицистику, можно сделать вывод о том, что такое понятие как тревожность рассматривается в различных аспектах. Большое количество ученых считают правильным рассматривать этот термин разделено, а именно: как действие, зависящее от окружающей ситуации и как характеристику отдельной личности, учитывая переход с одного состояния в другое и динамические показатели данного перехода. Главным условием такой неоднозначности в подходах к рассмотрению тревожности является то, что это понятие трактуется обычно в двух устойчивых значениях. Данные значения связаны между собой, однако принадлежат разным определениям. По большей части, понятие «тревожность» употребляется для того, чтобы обрисовать отрицательное эмоциональное состояние, или же условия характеризующееся чувством волнения, угнетения. В противовес этому, с физиологической стороны, а именно началом работы автономной нервной системы. Чувство тревоги появляется у человека, когда им воспринимается определенный раздражитель или ситуация, которая несет звенья опасности, угрозы, вреда. Чувство тревожности часто колеблется по интенсивности и меняется во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. Понятием «тревожность» обозначают относительно стабильные личные отличия в предпочтениях индивида переживать это состояние. В таком случае тревожностью обозначают характеристику

личности. Проявление тревожности или личностной тревожности напрямую в поведении не наблюдается. Однако уровень этой тревожности можно узнать по тому, с какой интенсивностью у человека возникает чувство тревоги [6].

У тревожности присутствует такое свойство, которое называется самоподкреплением. Данное свойство позволяет сформировать «выученную беспомощность».

На чувстве тревоги или тревожности человек обычно свое внимание не концентрирует, и в результате этого индивид не в состоянии изменять свое поведение неосознаваемом уровне. Наблюдать тревожное поведения тоже достаточно сложно, ведь такое поведение обычно скрывается под некими поведенческими проявлениями.

Нужно заметить, что это зачастую относится к западной науке. Если обратить внимание на отечественную литературу, можно сделать вывод о том, что публицистики на данную тему не так много, при этом, они носят поверхностных или частичный характер. Можно предположить, что так происходит не только из-за социальных причин, но и из-за влияния, оказанного на становление западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия [5].

Несмотря на это, большое количество работ, а также тот факт, что существует некая не разработанность и неопределенность проблемы, многозначность и отсутствие полного понятия самого термина «тревожность» занимают первостепенное место при исследовании данной проблемы.

По мнению Н. Д. Левитова, тревожность - это такое психическое состояние, которое выражается в состоянии опасения и нарушения покоя, в результате появления каких-либо проблем или неприятностей [6].

По мнению Вергера А.Л., Тревожность - это личностная особенность, состоящая в особо легком появлении чувства тревоги. Данное чувство возникает как ощущение угрозы, ожидание какой-либо опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, т.е. нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Однако острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности, паническим поступкам [2].

Бреслав Г. М. считает, что тревожностью является личностная характеристика, которая отражает понижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям. Тревожность проявляется в частом чувстве угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность — это тенденция к состоянию тревоги, которая характеризуется низким уровнем появлении реакции тревоги: один из основных характеристик индивидуальности [6]. К. Гольдштейн, З. Фрейд, К. Хорни это те люди, которые изучали тревожность, они пришли к выводу к том, что тревожность - смешанное опасение. Важным различием между тревожностью и страхом является то, что страх, в свою очередь, это ответная реакция на какую-либо опасность, а чувство тревожности является

беспредметным. Специфической чертой тревожности является чувство непостоянности и беспомощности перед лицом опасности [6].

Спилбергер Ч.Д. и Ханин Ю.Л. считают, что понятие "тревожность" применяется чтобы обозначить сравнительно стабильные индивидуальные отличия в желании индивида прочувствовать это чувство. Данное отличие непосредственно не проявляется в поведении, однако уровень можно установить исходя из того, насколько многократно человеку свойственно чувство тревоги. Индивид, обладающий проявляющийся тревожностью склонен чувствовать окружающий мир, который содержит опасность, угрозу в гораздо большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [3].

Понятие «тревожность» является не таким простым, как кажется первоначально. Разные психологи и психиатры часто придерживаются при рассмотрении тревожности «теории глыбы», такое название ей дал Рахман. Если рассматривать тревожность с этой позиции, то она существует в разнообразных видах, таких как поведенческая, психическая, физиологическая. Эти виды между собой взаимодействую так, что человек с чувством тревоги испытывает их синхронно. Такое выражение тревожности можно измерить, и это дает возможность выявить испытывает ли человек тревожность в данный момент, или нет. Однако Ланг, который являлся одним из первых, кто указал на ошибочность этой точки зрения, установил, что тревожность представлена категорией свободно связанных частей [1].

Конкретный показатель тревожности — естественная и нужная качество активной личности. При этом, повышенный уровень тревожности - это субъективное проявление неблагополучия личности. Также имеется лучший индивидуальный показатель полезной тревоги [6].

Р. Мэй сделал вывод о том, что тревожность - это угроза своему "Я", а не оболочке безопасности личности. Он привлек отдельных ученых представлять тревожность как некоторое «космическое переживание». Такая точка зрения необходима, чтобы понять, почему тревожность представляет собой субъективное беспредметное переживание. Кьеркегор С. установил, что данная черта личности имеет отношение к внутреннему состоянию, а Фрейд З. отмечает, что в состоянии тревожности «игнорируется объект». В это же время, это не значит, что ситуация, которая вызывает тревожность, не имеет значения [1 ].

Тревожность как указание опасности, привлекающее внимание к допустимым проблемам, помехам, чтобы достигнуть поставленную цель, которая содержится в ситуации. Такая цель дает возможность воодушевить силы, и в результате этого происходит достижение предпочтительного итога. Поэтому подходящий порог тревожности анализируется как нужный для эффективного приспособления к действительности. Сверхмерно высокого показателя изучается как дезадаптивная реакция, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности человека.

В данном направлении исследования проблем тревожности рассматривается как неимение тревоги как явление, которое является преградой нормальной

адаптации. И устойчивая тревожность, которая препятствует нормальному развитию и продуктивной деятельности.

Более нечеткое положение дел обстоит аргументами влияния тревожности на развитие личности. Кьеркегор С. установил, что тревожность является основополагающим фактором, который определяет историю человеческой жизни. Впоследствии данная позиция развивалась в философии, в работах экзистенциалистов и в психологическом плане — в психоаналитических исследованиях.

На сегодняшний день мнение о том, насколько влияет тревожность на становление личности, основывается обычно на тех данных, которые представлены клиническими исследованиями. Например, те материалы, которые получены на основе пограничных расстройств. Вместе с тем, освещаются фиксированные в эмпирических исследованиях связи между тревожностью и другими личностными качествами: например, тревожностью и самооценкой, тревожностью и видами акцентуаций. Без сомнения, распространена и обратно противоположная толкование обретенных связей, когда тревожность изучается как производная от этих качеств.

Многие исследовательские работы посвящаются месту тревожности в появлении неврозов и психосоматических расстройств, а также и у детей [5].

Микляева А. В. и Румянцева П. В. считают, что тревожность является фактором, который опосредует поведение индивида или в определенных, или в масштабных ситуациях. При этом, наличие феномена тревожности у практикующих психологов не вызывает подозрений, и ее выражение в поведении проследить достаточно сложно. Это зависит от того, что тревожность обычно скрывается под поведенческими проявлениями других проблем. Например, агрессивное поведение, подчиненность и склонность к нему, лживость, лень как результат "выученной беспомощности", ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. [3].

В отечественной литературе не так много публицистики на тему тревожности, ко всему прочему, они носят достаточно фрагментарный характер. Можно предположить, что это детерминировано не только признанными социальными причинами, но и тем воздействием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия. В последнее десять лет заинтересованность российских психологов к исследованию тревожности достаточно увеличился в связи с резкими изменениями в жизни общества, образующими неточность и непредвиденность будущего и, в результате, чувствование эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Важно заметить, что и на сегодняшний день в нашей стране тревожность изучается главным образом в узких рамках конкретных, прикладных проблем. Например, школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность [6].

В отечественной психологии тревожность также общепринято изучалась как выражение невзгоды, которое вызвано нервно психическими и тяжелыми

соматическими заболеваниями, или представляющее собой результат перенесенной психической травмы.

В данный момент со причастие к феномену тревожности в российской психологии достаточно сильно поменялось, и суждение насчет этой личностной характеристики является не столь однозначными и категоричными. Современный подход к явлению тревожности опирается на то, что последнюю не нужно изучать как первоначально негативную черту личности. Тревожность является звонком неадекватности структуры деятельности индивида по отношению к ситуации. Для каждого человека свойственен свой оптимальный уровень тревожности, или другими словами - полезная тревожность. Такая тревожность является важным условием развития человека.

На данный момент тревожность рассматривается как один из ведущих параметров индивидуальных особенностей. Вдобавок ее свойство одного или другого уровня психической организации индивида, как и прежде остается спорным вопросом; ее можно интерпретировать и личностная характеристика человека [3].

Существует множество классификаций тревожности. Например, Прихожан А.М. выделила три вида, которые основываются на различных жизненных ситуациях:

1) связанные с процессом обучения - школьная тревожность;

2) связанные с представлениями о себе - самооценочная тревожность;

3) связанные с общением - межличностная тревожность [5].

Итак, Хотина Л.А, под школьной тревожностью подразумевает одну из классических проблем, с которыми встречается педагог и школьный психолог. Повышенное внимание эта проблема притягивает из-за того, что является ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, неблагоприятно оказывая влияние на все сферы его жизни и деятельности: не только на учебу, но и на общение, а также и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия [7].

Отечественный психолог Немов Р.С. в своих научных трудах изучал школьную тревожность - как непрерывную или ситуативно проявляемую характеристику индивида оказываться в состоянии повышенного беспокойства, постигать страх и тревогу в особенных социальных ситуациях [4].

Школьная тревожность — это достаточно широкое понятие, которое содержит различные стороны стабильного школьного эмоционального неблагополучия. Она проявляется в волнении, завышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании безрадостного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны преподавателей и сверстников. Индивид безостановочно чувствует свою неадекватность, анормальность, не уверен в правильности своих поступков, своих выводов.

В общих чертах, школьная тревожность возникает в результате связи личности с ситуацией. Это особенный вид тревожности, свойственный для определенного класса ситуаций. Это ситуации, при которых возникает связь индивида с различными элементами школьной образовательной среды.

Библиографический список

1. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия /Сост. и общая редакция В. М. Астапова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 240 с. - ISBN 9785-9292-0167-7

2. Вегнер А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.: Изд-во Наука, 2000. 125 с.

3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция - Издательство: Речь, 2004 г., 248 с. ISBN 5-9268-0300-4

4. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования - Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»). ISBN 5—89502—089—5 (МПСИ) ISBN 5—89395—174—3 (НПО «МОДЭК»)

6. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110.

7. Хотина Л. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 146-150.

Научный руководитель - к.п.н., Мантрова М.С.

A. V. SHevkun

Concept school uneasiness in Russia and abroad

Summary. In article the main approaches to studying of the concept "school uneasiness" are considered. Influence of uneasiness on formation of the personality. Keywords: mental state, school uneasiness, personal characteristic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.