ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ ИхПСИХОЛОГИЧЕСКИЕхНАУКИ
ДЕТСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО ОПОСРЕДОВАННАЯ ФОРМА СТРАХА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Э.Г. АБАКАРОВА,
кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
abakar [email protected]
Аннотация. Раскрывается понятие тревожности детерминированной конституционально-типологическими или социальными факторами.
Ключевые слова: тревожность, психокоррекция, компенсация, адаптация, психические состояния, страх.
CHILDREN'S UNEASINESS AS SOCIALLY MEDIATED FORM OF FEAR AT PRESCHOOL AGE
E.G. ABAKAROVA,
the candidate of psychological sciences, the senior lecturer the Stavropol state university
The summary. In article the author the concept of uneasiness determined konstitutsionalno-typological and-or social factors reveals.
Key words: uneasiness, psychocorrection, indemnification, adaptation, mental conditions, fear.
Термин «тревога» используется чаще всего для описания неприятного психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию негативных результатов. Это состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда.
Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Состояние тревоги — уникальная форма эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту о необходимости тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя таким образом оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта.
На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы, особенностями конституции, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, наличием очага патологии в коре головного мозга, разными заболеваниями. Психофизиологическая основа тревожности
состоит в расстройстве гомеостатических механизмов ретикулярной формации, которая выражается в нарушении координации и активности ее тормозных влияний.
Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих и реагировать на них состоянием тревоги. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью. Возникновение состояния тревоги при его постоянном повторении становится доминантой и обусловливает формирование новообразования, т.е. ведет к закреплению соответствующего свойства — тревожности.
Процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение. Этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности — личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло. Это своего рода замкнутый психологический круг, в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей к накоплению и углублению
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
отрицательного эмоционального опыта. Последний, в свою очередь, порождая негативные прогностические оценки и определяя во много модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
В генезисе личностной тревожности лежит недостаточная сформированность или нарушение механизмов психологического самоуправления. Не соответствие субъективной модели действительности, сопровождающееся проявлением неадекватно завышенной тревоги, может привести к нарушению регу-ляторных процессов. Тогда тревожность закрепляется в качестве свойства личности и развивается в доминирующую черту характера.
Личностная тревожность не обязательно проявляется в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающей психику. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека.
А.И. Захаров обращает внимание на разделение понятий страха и тревоги. Эти явления имеют общий компонент в виде чувства беспокойства, восприятия угрозы и отсутствия чувства безопасности, но тревога — сигнал опасности, а страх — ответ на нее; тревога скорее предчувствие, а страх — чувство опасности; стимулы тревоги имеют общий, неопределенный и абстрактный характер, страх более конкретен и определёнен; тревога как ожидание опасности спроецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником, главным образом, травмирующий опыт. Важной является мысль А.И. Захарова о присутствии у тревожной, склонной к неврозам личности, черт «контрастности», противоречивости личностных характеристик, например гордость, самоуверенность сочетается с ранимостью, агрессивность — с робостью, стремление к лидерству — с неверием в свои силы1.
Тревожность может быть, по мнению Ю.М. Ан-тонян, разного уровня. Если она достигает уровня страха смерти, человек начинает защищать свой биологический статус, свое биологическое существова-ние2. Одним из путей преодоления тревожности выступают насильственные преступления как форма защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный. Другим путем защиты может стать суицид, уход из этого мира. Однако тревожность может сформироваться и сохраниться на уровне беспокойства и неуверенности как свойств, внутренне присущих данной личности.
По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная воз-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
можность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.
Обратную связь между страхом и возбуждением мы наблюдаем, когда эмоция интереса-возбуждения перерастает в страх. Косвенное подтверждение тесной взаимосвязи между страхом и возбуждением можно найти в исследовании Н. Балл, посвященном гипнотически внушенному страху. Она пишет о том, что испытуемые, переживая внушенный страх, одновременно стремились исследовать объект страха и избежать его. Н. Балл рассматривает этот конфликт как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует подобный поведенческий конфликт как результат колебания между эмоцией страха (мотивирующей реакцию избегания) и эмоцией интереса (мотивирующей исследовательскую активность)3.
Таким образом, страхи как условно-рефлекторные аффективные ответы на воображаемую или реальную опасность имеют эмоциональную основу, когнитивную направленность и межличностную обусловленность, являясь одновременно динамическим стереотипом личностного реагирования. Знание особенностей возрастной динамики страхов в условиях нормы и патологии позволит создать, в случае необходимости, эффективный комплекс ранних психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий, имеющих своей целью предотвращение развития тревожно-мнительных черт личности.
1 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. М., 1993.
2 Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и расследования преступлений. М., 1996.
3 Bull N. Experimental investigation of the body-mind continuum in affective states //Journal of Nervous and Mental Deseases. 1951. № 113. P. 512—521.
Литература
1. Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. 1974. № 1.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
3. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л., 1990.
4. Maslow A.H. Motivation and Personality Harper and Row. NY, 1970. S. 286.
5. Mead G.H. On Social Psychology: Selected Paper University of Chicago Press. 1977. S. 209.
6. Zimbardo P. The Effect of effort and Improvisation on Self — persuasion Produced by Role Playing. J. of Experimental Social Psychology. 1965. P. 101—120.