Научная статья на тему 'Понятие счастья в эллинистической философии'

Понятие счастья в эллинистической философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
994
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие счастья в эллинистической философии»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

использования лоботомии как средства превращения пациентов в «обезличенных призраков», способных выполнять закодированные команды, а также репрезентируется репрессивная культура, расценивающая отошедшее от стандартов поведение индивидуума как признак психического расстройства.

Выводы: апелляция к феномену лоботомии происходит во многих популярных голливудских кинокартинах, несмотря на тот факт, что в медицине данная хирургическая процедура в большинстве стран мира находится под официальным запретом. В кинематографе метод лоботомии в ряде случаев представлен в контексте неразрешённых главными персонажами социальных и внутренних конфликтов, нежелания смириться с реалиями собственного бытия. Кроме того, в современной кинокультуре подчёркивается возможность применения метода лоботомии в корыстных целях — как средства манипуляции сознанием индивидуумов.

ПОНЯТИЕ СЧАСТЬЯ в ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Доброва Ю.А., Измайлова А.А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Станиславова И.Л.

Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: люди всегда стремились достичь счастья, считая его необходимым компонентом жизни. Философы издавна трактовали счастье по-своему, привнося в его содержание разнообразные смыслы. Представляется интересным рассмотреть это понятие в эллинистической философии, которая создала новое представление о счастье.

Цель исследования: изучение понятия счастья человека, существовавшее в эпоху эллинизма, которая рассматривала человека с точки зрения индивидуалистических качеств и видела в этом истоки его счастья.

Материалы и методы: системный подход, принцип историзма, философские источники, в которых раскрывается понимание счастья человека представителями эпикурейской и стоической школ эпохи эллинизма.

Результаты: Эпикур и его последователи рассматривали счастье, как вытеснение страдания и беспокойства. По их мнению, для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого, для этого излишни различные социальные институты, знатность, богатство, слава. Эпикур требовал от человека господства над своими желаниями и страстями, так как удовольствие, к которому он стремится, есть свобода от страданий, и может быть достигнута добродетелью, отказом от предрассудков и ограничением желаний. Только он сам может достичь собственного блаженства и счастья. Для стоиков достижение счастья — цель жизни. Они считали, что счастье состоит в следовании природе и для его осуществления нужно отрешиться от всех страстей, жить, не противореча судьбе. Поэтому с точки зрения стоиков достижение счастья возможно благодаря смирению, покою и терпению.

Выводы: в качестве вывода следует отметить, что в эпоху эллинизма философы представили в своих учениях новое видение счастья человека. Эпикурейцы и стоики, несмотря на содержательную разноликость своих философских взглядов, считали, что счастье человека зависит от него самого, а обязательным его условием является отречение от богатства, власти, славы, успеха, погони за удовольствиями. Они были уверены в том, что человек, освобождаясь от власти внешнего мира, прежде всего социально-политической сферы, может приобрести собственное блаженство.

Литература

1. Дынник М.А. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты древней Греции. М., 1995.

239 с.

2. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней // Реале Дж., Антисери Д. СПб:

«Петрополис», 1997. 321 с.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

512 с.

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.