Понятие ресентимента как инструмента анализа социальных явлений
Шафаревич И.О.
Понятие ресентимента характеризует завистливую бессильную злобу низших по отношению к высшим, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус. Исследование ресентимента в трудах Ф. Ницше и М. Шелера, а также ряда современных философов, свидетельствует, что данное понятие используется ими как инструмент анализа социальных явлений. Ф. Ницше выявил психологические и исторические истоки ресентимента, показал его вину в пороках общества и выдвинул программу его преодоления. М. Шелер сделал понятие ресентимента оружием критики буржуазного общества и включил его в контекст своей философской антропологии. Современные авторы продолжают использовать данное понятие для анализа социальной, в том числе виртуальной, реальности и выявления в ней признаков ресентимента.
Ключевые слова: ресентимент, ценность, человек, М. Шелер, Ф. Ницше.
Shafarevich I.O.
The concept of resentiment as a tool of analysis of social phenomena The concept of resentiment characterizes the envious impotent anger of the lower towards the higher, the painful consciousness of the futility of attempts to improve their status. The research of resentment in the works of F. Nietzsche and M. Scheler, as well as a number of modern philosophers shows that they use this concept as a tool for the analysis of social phenomena. F. Nietzsche revealed the psychological and historical origins of resentiment, showed his guilt in the vices of society and put forward a program to overcome it. M. Scheler made the concept of resentment a weapon of criticism of bourgeois society and included it in the context of his philosophical anthropology. Modern authors continue to use this concept for the analysis of social, including virtual, reality and identification of signs of resentiment in it.
Key words: resentiment, value, person, M. Scheler, F. Nietzsche
В самом общем смысле понятие ресентимента характеризует завистливую бессильную злобу низших по отношению к высшим, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус. Исследование феномена ресентимента в качестве инструмента анализа социальных явлений представляется весьма актуальным, так как, по мнению ряда авторов, сегодня происходит массовое смещение ценностей, а само общество никак не обретет равновесие. Оно как бы зажато в «культурные тиски», причиной чего является расхождение идеальных и реальных ценностей, а человек балансирует на своеобразных «качелях», бросаясь из крайности в крайность. Следствием этого состояния стал кризис духовности, одним из свидетельств которого стало возникновение ресентименторной личности. Используя понятие ресентимента, можно прояснить причины духовных пролем, а также нивелировать столкновения интересов в межличностной, социальной и религиозной сфере. Выход из состояния ресентимента является непростым и болезненным процессом, который требует трансформировать негативные эмоции и изменить социальную практику.
Понятие «ресентимент» происходит из французского языка, однако первым к его исследованию обратился Ф. Ницше. Указанный термин также вызвал интерес у православного русского мыслителя Н. А. Бердяева: он обратился к нему перед началом революционных событий, так как не мог подобрать другого понятия для характеристики духовного состояния российского общества того времени [1, с. 61]. К рассматриваемому понятию проявил интерес и М. Шелер, который отмечал, что ресентимент - сложное понятие, которое отличается от зависти, ненависти или неприязни [6]. Как отмечал З. Фрейд, феномен ресетимента имеет корни «в сублимации понимания собственной неполноценности в обособленную систему морали» [2, с. 51].
Большинством современных авторов ресентимент рассматривается в аксиологическом ас-
пекте, при этом обозначается его роль в формировании новых ценностей. Заслуживают внимания труды таких авторов, как Р. Г. Апресян, А. С. Синебрюхова, В. А. Жилина, которые исследовали проблему ресентимента с этической точки зрения [11]. По мысли М. Н. Эпштейна, ре-сентимент позволяет провести анализ скриптов хранения социальной информации, в основе которых заключены современные обобщения скрипторики солидарности социально групповых отношений.
Целью данной статьи является исследование понятия ресентимента как инструмента анализа социальных явлений.
Как уже было отмечено, термин «ресенти-мент» был введен в научный оборот Ф. Ницше. В работе «К генеалогии морали», целью его применения была критика «морали современного ему общества» [3, с. 71]. Перевод с французского слова «ресентимент» означает негодование и мстительность, возникающие у слабых людей (рабов) по отношению к людям, которые располагаются на «высших ступенях» лестницы, причиной чего является собственная неполноценность человека. Ф. Ницше отмечал, что феномен ресентимента зародился в Европе в качестве «комплекса негативных эмоций» [3, с. 82], всплеска ненависти, ожесточения толпы против реформ XVI—XVII веков, которые были призваны преобразовать католическое христианство. Как отмечает Ф. Ницше, формирование ресентимента произошло после того, как субъект осознал свое низкое положение в обществе, следствием чего стало формирование стыда, отчаяния, злости, вызванной ощущением униженности собственного достоинства. Многократно возвращаясь к негативным эмоциям, человек начинает испытывать зависть и ненависть, которые перерождаются в желание мстить, при этом одновременно формируется объект для мести. Если у субъекта есть убеждение, что его неустроенность есть вина посторонних лиц (правительства, работодателя), то направленность его мести определена заранее, происходит формирование экстравертируемой модели ресентимента [3, с.89]. В случае, когда социальным субъектом особенно остро осознается собственная ущербность и никчемность по сравнению с другими, если им признается собственная несостоятельность, то злость и ненависть могут быть направлены на самого
себя. Тогда имеет место формирование интра-вертируемой модели ресентимента. И в первом, и во втором случае деформируется ценностная система и изменяется поведение субъектов.
Ф. Ницше также выдвинул идею существования морали господ и морали рабов, которые он разделяет по ряду оснований, основным из которых выступает аксиологическая антитеза «внутреннее» - «внешнее». Если мораль господ исходит изнутри субъекта, то реализация плебея происходит в отрицании, так как ему приходится подчиняться и подлаживаться под господ. Если первую мораль можно назвать инициативной, то вторую именуют реактивной.
Особенно ярко феномен ресентимента, как отмечает Ф. Ницше, проявляется в «восстании рабов»: «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности...» [3, с.94]. В процессе восстания рабов утверждается новая мораль и новый способ оценивания. Местом концентрации ресентимента выступает «поворот оценивающего взгляда»: взгляд с необходимостью обращается «вовне, вместо обращения к самому себе»; «мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения, прежде всего, в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, - её акция в корне является реакцией» [3, с.95]. Напротив, мораль господ является спонтанной, и «ищет своей противоположности лишь для того, чтобы с большей благодарностью, с большим ликова-нием утверждать самое себя» [3, с. 98].
Таким образом, Ф. Ницше использует понятие ресентимента для анализа современной ему духовной ситуации, выявляет ее исторические корни и психологические причины, предлагает «мораль господ» как средство решения проблемы.
Концепция ресентимента Ф. Ницше в дальнейшем получила развитие по ряду направлений. Одним из ее проявлений является критическая верификация, при которой концепцию ресентимента принимают, но критически переосмысливают в соответствии с каким-либо основанием. В частности, М. Шелер, давая высокую оценку сделанному Ф. Ницше открытию феномена ресентимента, критически высказывается о его учении, в рамках которого христианство трактовалось как чистейший продукт ресентимента. М. Шелером было убедительно
55
i
Социол
[ОГИЯ №5 2019 Теория и методология
доказано, что ряд выводов Ницше, относительно ресентименторной сущности христианства был обусловлен неправомерной трактовкой христианства только как морального учения, которое ограничивает заповеди благоразумия. Подлинное понимание духа христианства возможно только тогда, когда принято фундаментальное для него представление о Цар-стве Божьем [4, с. 68].
Как определяет М. Шелер, ресентимент является скрытой движущей силой, вызвавшей разложение этоса, по той причине, что произошел переворот в позитивном порядке ценностей. Центром творчества М. Шелера всегда выступает «борющийся» скептический мыслитель, который антагонистически противостоит яду ресентимента своего времени.
Понятие «ресентимент» играет важную роль в системе взглядов М. Шелера, обладает в ней всеохватывающим значением. Другими словами, основной тезис шелеровской концепции ресентимента в концентрированной форме включен во все затрагиваемые им темы, составляя с ними единое целое. В шелеровском учении о симпатии происхождение ресентимента феноменологически объясняет ненависть, а происхождение симпатии, или сочувствия, - любовь [4, с. 71]. При этом, отправная точка в концепции ресентимента - материальная этика ценностей с ее вечным ранговым порядком ценностей (ordre du coeur). Заблуждения в ordo amoris (desordre du coeur) рассматриваются М. Шелером в качестве первых негативных проявлений ресентимента [5, с. 19]. То, что ресенти-мент фальсифицирует ценностные таблицы, вызывает в восприятии личности (или групп) процесс искажения образа конкретного объекта или же всего мира, причем, получаемые искаженные образы включаются затем в качестве «идеальных факторов» в действие человека и преобразуют общество, используется в теории действия и социологии знания. Если же М. Шелер позиционирует ресентимент в качестве «отравляющего личность яда», нарушающего акт, где личность, открываясь миру, независимо от масштабов и числа наблюдений или телесно обусловленного опыта, может постичь множество сущностных качеств и структурных форм мира, то это раскрывает ряд основных положений шелеровской философской антропологии и теории интерсубъективности.
1
Особую опасность ресентимента Шелер усматривает в становлении «механистического мировоззрения» как необходимой составляющей буржуазного общества. Все неудобства, вызванные развитием индустриализации, рассматриваются не как временные трудности, а становятся ценными сами по себе, предпочтительными и благородными. Причины этих процессов Шелер видит в смещении порядка материальных ценностей: замена ценностей «витального» на ценности «полезного», ценность орудия труда определяется выше ценности человеческой жизни. Эти процессы, по мнению Шелера, способствуют деградации общества, упадку жизни. Таким образом, понятие ресентимента у М. Шелера используется как инструмент социальной критики буржуазного общества, а также как философская характеристика целостного модуса человеческого бытия.
В современные научные исследования понятие ресентимента продолжает использоваться для понимания социальных процессов. Ч. Пак писал: «Верно, когда в ресентименте видят первопричину переворота в абсолютном порядке ценностей и, отправляясь от него, описывают этот процесс. Но переворот в ценностях еще не означает того, что влияние ресентимента закончилось. Оно идет дальше, чем обычно предполагают» [6, с.152]. В качестве социальных предпосылок, которые способствуют возникновению ресентимента, исследователи называют: социальную дифференциацию общества; социальную неудовлетворенность субъектов, вызванную статусной неопределенностью или социальной несправедливостью; социальную дезорганизация (аномия), маргинализацию при потере социального статуса; социальную изоляцию (отчуждение); личностную неустроенность (потеря работы, неудачи в жизни, непризнание) [7, с.52]. С психологической точки зрения ресентимент как негативная реакция субъекта содержит в себе посыл враждебности. В структуру враждебности всегда включаются аффективный и поведенческий компоненты, которые могут представлять собой вербальную или невербальную агрессию. Любые проявления агрессии обладают разрушительной силой, под их воздействием деформируется внутренний мир субъекта, складываются деструктивные наклонности, следствием чего является увеличение правонарушений во всех сферах жизни.
56
На нынешнем этапе развития общества очень остро ощущается социальная дифференциация, по причине которой у людей отсутствует равный доступ к материальным и духовным благам. Еще одним критерием социального неравенства выступает возможность для граждан участвовать в политической и общественной жизни общества. Если у субъектов власти формируется чувство вседозволенности, то в остальных слоях общества из-за отсутствия ресурсов власти складывается комплекс униженных, следствием чего выступают различные формы протеста [8, с.62]. Из-за социального и политического неравенства разрушаются нравственные основы общества, нивелируется мораль, пропагандируется прагматизм и гедонизм, а субъекты стремятся достичь успеха любой ценой, пусть даже путем проявления агрессивности.
Еще один фактор, который сегодня повышает уровень завистливой агрессивности, - это рыночные отношения, так как конкуренция диктует свои правила, порождает неудовлетворенные амбиции, бессильную зависть к чужому богатству. Стремясь достичь успеха, субъекты рынка воздействуют на конкурента разными способами, в том числе и публичным унижением, местью, физическим насилием.
Новые проявления ресентимента формируются в информационно-сетевом пространстве. Сегодня индивиды реализуют свою активность при помощи социальных сетей, а соответственно, ресентимент в значительной степени генерируется в электронных коммуникациях. Исследователи сетевых текстов утверждают, что имеют место определенные шаблоны и клише, ведутся игры бессубъектных форм культуры. Сетевые дискуссии строятся по определенным правилам, которые кодируют реальность и где существуют определенные правила общения. Сетевыми текстами репрезентируется целый ряд социальных отношений, где полным ходом идет «сетевая жизнь» [8, с. 62]. В социальных сетях люди, представляющие определенные слои общества, демонстрируют высокий уровень жизни, достаток, успешность и беззаботную жизнь, которые выступают предметом зависти и ненависти тех, кто не может получить данные материальные и духовные блага. Отсутствие возможности самореализации, неполноценность и неудовлетворенность создают благоприятные условия для формирования ресентимента. Нельзя
не отметить роль в этом процессе ряда сайтов, имеющих экстремистскую направленность: они распространяют информацию, которая призвана изменить жизненные установки, ценности, сформировать межклассовую, межэтническую вражду, сформировать чувства ненависти, желание мести, а значит, и ресентимент [9, с.56]. Перенос реальной жизни в виртуальную дает многим возможность уйти от реальных проблем, но при этом проявлять все свои чувства -от ненависти до восторга - в социальных сетях и виртуальном мире, где также сегодня имеется некое расслоение общества, но, однако есть и возможность некоторой безнаказанности действий. Именно через призму ресентимента можно исследовать современный социум, в котором имеет место отказ многих людей от реальности, напрямую связанный с чувством беспомощности, неспособностью сопротивляться обстоятельствам.
Таким образом, понятие ресентимента остается полезным философским инструментом анализа социальной реальности, поскольку фиксируемый им феномен воспроизводится все в новых формах и обстоятельствах.
Выводы. Понятие ресентимента характеризует завистливую бессильную злобу низших по отношению к высшим, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус. Исследование ресентимента в трудах Ф. Ницше и М. Шелера, а также ряда современных философов, свидетельствует, что данное понятие используется ими как инструмент анализа социальных явлений. Ф. Ницше выявил психологические и исторические истоки ресентимента, показал его вину в пороках общества и выдвинул программу его преодоления. М. Шелер сделал понятие ресентимента оружием критики буржуазного общества и включил его в контекст своей философской антропологии. Современные авторы продолжают использовать данное понятие для анализа социальной, в том числе виртуальной, реальности и выявления в ней признаков ресентимента.
Литература
1.Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Путь, 1911. - 254 с.
2.Фрейд З. Введение в психоанализ / Перевод Г.В.Барышниковой. - Алетейя СПб, 1999. -371 с.
[■Щ
ОГИЯ №5 2019
Теория и методология
Социол
3.Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990. 461 с.
4.Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения / Под ред. А.В. Денежкина. М., 1994. С. 129-194.
5.Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. М.: Наука, 1999. (URL: http://krotov.info/ libr_min/25_sh/ el/er1.html).
6.Пак Ч. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера: опыт исследования социологии чувств / Перевод А.Н. Малинкина [Электронный ресурс] // Социологический журнал, 1997. № 4. С. 151-164.
7.Рулина Т. К. Ментальные подходы к фаси-литации больших социальных групп: проблема безопасности коллективного интеллекта общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2015. № 3(12). С. 52-55.
8.Бакшутова К. В. Проблема ресентименто-емкости этноса сетевой среды: социальная эпистемология сетевого ресентимента // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 3. - С. 61-64
9.Исаченко Н. Н. Ресентимент как социальное явление современного общества // Общество: философия, история, культура. - 2018. -№ 2. - 55-61
10.Синебрюхова А. С., Жилина В. А. Ресентимент как черта современных моральных рисков // Социальные нормы в условиях современных рисков: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 мая 2017 г.). Челябинск, 2017. С. 278-282.
11.Эпштейн М. Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.
1
58