Научная статья на тему 'Ресентимент как социальное явление современного общества'

Ресентимент как социальное явление современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4716
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСЕНТИМЕНТ / РЕСЕНТИМЕНТНАЯ ДОМИНАНТА / ЗАВИСТЬ / НЕНАВИСТЬ / МЕСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / RESENTMENT / RESENTMENT DOMINANT / ENVY / HATRED / REVENGE / AGGRESSIVE BEHAVIOR / CRISIS SITUATIONS / SOCIAL DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаченко Надежда Николаевна

Тема ресентимента, впервые озвученная в конце XIX в. Фридрихом Ницше, обрела особую актуальность в современном обществе. Динамичность социокультурных процессов способствует кардинальным изменениям в обществе, а также накладывает отпечаток на формирование сознания и поведение социальных субъектов. Обращение к исследованию этой проблемы европейских и российских исследователей, рассматривающих ресентимент в морально-этическом или аксиологическом аспекте и признающих его роль в формировании новых ценностей, позволило осуществить лишь небольшую реконструкцию этого понятия. В статье применяется социально-философский подход, который характеризует ресентимент как социальное явление, возникающее на основе социальной дифференциации общества и при отсутствии возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей. Опасность ресентимента заключается в способности преобразовываться в силу, объединяющую социальных субъектов, социальные движения, несущие угрозу стабильности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resentment as a social phenomenon of modern society

The phenomenon of resentment was first introduced at the end of the 19th century by Friedrich Nietzsche. Nowadays, it is of particular relevance to modern society. The dynamic social and cultural processes contribute to fundamental changes in society as well as have an impact on the development of consciousness and behavior of social actors. The ideas of European and Russian researchers considering resentment in the moral and ethical or axiological aspect and recognizing its role in the development of new values allow one to reconstruct this concept to some extent. From the standpoint of the social and philosophical approach, resentment is described as a social phenomenon which arises on the basis of social differentiation of society when it is impossible to meet the material and spiritual needs. The danger of resentment lies in its ability to be converted into a force that unites social actors, i.e. social movements that pose a threat to the stability of society.

Текст научной работы на тему «Ресентимент как социальное явление современного общества»

УДК 316.613.43:159.942-056.157

https://doi.org/10.24158/fik.2018.4.2

Исаченко Надежда Николаевна

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры гуманитарных наук и технологий

Тюменского индустриального университета

РЕСЕНТИМЕНТ

КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Isachenko Nadezhda Nikolaevna

PhD, Associate Professor, Department of Humanities and Technologies, Industrial University of Tyumen

RESENTMENT AS A SOCIAL PHENOMENON OF MODERN SOCIETY

Аннотация:

Тема ресентимента, впервые озвученная в конце XIX в. Фридрихом Ницше, обрела особую актуальность в современном обществе. Динамичность социокультурных процессов способствует кардинальным изменениям в обществе, а также накладывает отпечаток на формирование сознания и поведение социальных субъектов. Обращение к исследованию этой проблемы европейских и российских исследователей, рассматривающих ресентимент в морально-этическом или аксиологическом аспекте и признающих его роль в формировании новых ценностей, позволило осуществить лишь небольшую реконструкцию этого понятия. В статье применяется социально-философский подход, который характеризует ресен-тимент как социальное явление, возникающее на основе социальной дифференциации общества и при отсутствии возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей. Опасность ресентимента заключается в способности преобразовываться в силу, объединяющую социальных субъектов, - социальные движения, несущие угрозу стабильности общества.

Ключевые слова:

ресентимент, ресентиментная доминанта, зависть, ненависть, месть, агрессивность, кризисные ситуации, социальная дифференциация.

Summary:

The phenomenon of resentment was first introduced at the end of the 19th century by Friedrich Nietzsche. Nowadays, it is of particular relevance to modern society. The dynamic social and cultural processes contribute to fundamental changes in society as well as have an impact on the development of consciousness and behavior of social actors. The ideas of European and Russian researchers considering resentment in the moral and ethical or axiological aspect and recognizing its role in the development of new values allow one to reconstruct this concept to some extent. From the standpoint of the social and philosophical approach, resentment is described as a social phenomenon which arises on the basis of social differentiation of society when it is impossible to meet the material and spiritual needs. The danger of resentment lies in its ability to be converted into a force that unites social actors, i.e. social movements that pose a threat to the stability of so-ciety.

Keywords:

resentment, resentment dominant, envy, hatred, revenge, aggressive behavior, crisis situations, social differentiation.

Современное общество, включившись в процессы информатизации и компьютеризации, отличается высокой динамичностью, что нашло отражение в социокультурных процессах, которые вносят кардинальные изменения в структуру общества, подвергают трансформациям социальные институты. Социокультурные процессы имеют два вектора направленности развития. Одни способствуют прогрессивным преобразованиям и направлены на совершенствование, усложнение систем и повышение уровня жизни. Другие ведут к утрате положительных результатов, к негативным последствиям. Как правило, социальные изменения влекут за собой трансформационные процессы в сознании социальных субъектов, их поведении.

Известно, что новое несет разрушительные потенции по отношению к существующему, старому. Разрушение старого и построение нового часто сопровождается разломом политической системы, социальных институтов, свержением устоявшихся традиций, ценностей, что может способствовать появлению нестабильности, неустойчивости развития, кризисных ситуаций. Ситуация нестабильности негативно отражается на уровне жизни людей, усиливает социальную дифференциацию, способствует маргинализации населения. Отсутствие благоприятных условий для развития социальных субъектов и возможности удовлетворения насущных потребностей способствует формированию различных негативных проявлений, в частности ресентимента.

Термин «ресентимент» введен в научный оборот Ф. Ницше и был использован им в работе «К генеалогии морали» для критики «морали современного ему общества» [1, с. 296]. «Ресентимент» переводится с французского как негодование, мстительность, возникающая у слабых людей (рабов) к людям, стоящим на «высших ступенях» лестницы, на основе ощущения собственной неполноценности. Согласно Ф. Ницше, ресентимент зародился в Европе как «комплекс негативных эмоций» [2, с. 298], как всплеск ненависти, ожесточения против реформ XVI-XVII вв., направленных на преобразование католического христианства.

К изучению ресентимента обращались зарубежные и российские исследователи, осуществляя при этом процесс реконструирования данного понятия. Большинство авторов рассматривают ресентимент в аксиологическом аспекте, признавая его роль в формировании новых ценностей. Заслуживают внимания труды Р.Г. Апресяна, А.С. Синебрюховой, В.А. Жилиной [3], исследующих проблему ресентимента в морально-этическом аспекте. Фундаментальным является этический труд М. Шелера, в котором признается важная роль ресентимента в структурировании морали [4].

Согласно Ф. Ницше, формированию ресентимента предшествует осознание субъектом своего низкого положения в обществе. Через это осознание формируются стыд, отчаяние, затем появляется злость, вызванная ощущением приниженности собственного достоинства. Многократное возвращение к негативным эмоциям способствует формированию зависти, ненависти, которые постепенно трансформируются в желание мстить, определяя объект для мести. Если субъект убежден, что в его неустроенности, бедности виновны посторонние лица: правительство, работодатель, и его месть направлена на них, формируется экстравертируемая модель ресентимента. В случае, когда социальный субъект осознает собственную ущербность, никчемность в сравнении с другими, признавая собственную несостоятельность, отсутствие воли и стремления изменить свою жизнь к лучшему, злость и ненависть направляется на самого себя, формируется интравертируемая модель ресентимента. В обоих случаях происходят деформация ценностной системы и изменение поведения субъектов.

Мы считаем, что предпосылками, способствующими возникновению ресентимента, могут стать: социальная дифференциация общества; социальная неудовлетворенность субъектов, вызванная статусной неопределенностью или социальной несправедливостью; социальная дезорганизация (аномия), маргинализация при потере социального статуса; социальная изоляция (отчуждение); личностная неустроенность (потеря работы, неудачи в жизни, непризнание). Эти ситуации способствуют формированию экстравертируемой и интравертируемой модели ресентимента. Обе модели несут опасность для общества, потому что ресентимент как негативная реакция субъекта несет посыл враждебности. Враждебность всегда содержит аффективный и поведенческий компонент, способный проявиться в форме вербальной или невербальной агрессии. Агрессия в любом ее проявлении несет разрушительную силу, деформируя внутренний мир субъекта, способствуя формированию деструктивных наклонностей, что ведет к правовому нарушению.

Своеобразие современного общества заключается в том, что формально равенство утверждается, а в реальности наблюдается социальная дифференциация, порождающая социальное неравенство. Социальное неравенство создает неравный доступ субъектов к материальным и духовным благам, привилегиям, наделяя их неравными возможностями удовлетворения собственных потребностей. В современном обществе критерием социального неравенства является возможность (или ее отсутствие) участия граждан в политической и общественной жизни общества. У субъектов, обладающих властью, формируется чувство вседозволенности, а отсутствие ресурсов власти у низших слоев формирует комплекс униженных. Социальное и политическое неравенство маргинализи-рует обездоленные слои общества, подталкивая их к нелегитимным формам протеста. Кроме того, социальное и политическое неравенство способствует разрушению нравственных основ общества, нивелированию морали. Пропаганда прагматизма и гедонизма ориентирует субъектов на достижение успеха любой ценой, через выраженную маскулинность и агрессивность.

В современном обществе рынок диктует свои правила, что способствует нездоровой рыночной конкуренции, формирующей зависть, жадность, тщеславие, карьеризм, превращая бизнес в «поле военных действий». На пути к успеху бизнесмен использует все способы воздействия на конкурента: публичное унижение, месть, физическое насилие.

Социокультурное пространство современного общества неоднородно, в нем сосуществуют различные социальные слои, представители которых имеют разный статус, ориентируются на различные ценности. Формированию ресентимента способствует информационно-сетевое пространство. В информационно-сетевом поле ярко проявляется социальная дифференциация общества [5]. Демонстрация в сетях представителями бизнеса и их детьми высокого уровня жизни, достатка, успешности и беззаботной жизни вызывает неприятие, становится предметом зависти и ненависти тех, кто лишен возможности доступа к материальным и духовным благам. Отсутствие возможности для самореализации, ощущение неполноценности, неудовлетворенности способствуют формированию замаскированной ненависти, что создает условия для формирования ресентимента.

Различные сайты с экстремистской направленностью, распространяющие информацию, ориентированную на изменение смысложизненных установок, ценностей, формирование межклассовой, межэтнической вражды, формируют чувства ненависти, желание мести, а значит, ресентимента.

В процессе развития современного общества в социокультурном пространстве сформировалось новое поле, получившее название «киберпространство», «виртуальная реальность».

Негативным проявлением является интернет-зависимость, способствующая социальной изоляции, нарушению межличностных отношений, выступающая причиной распада семей и одним из факторов депрессивных состояний. Нахождение в виртуальном пространстве отрывает человека от реального мира, что затрудняет процесс адекватного восприятия действительности, ведет к растерянности, бегству от действительности, отчуждению, которое способствует развитию инвертируемой модели ресентимента.

Распространяясь, ресентимент обретает способность формировать своеобразный тип людей, мировоззрение которых подчиняется «ресентиментной доминанте» [6, с. 60]. Современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии обладают возможностью быстрого распространения ресентимента. Охватывая сознание субъектов с «ресентиментной доминантой», ресентимент начинает распространяться на уровне общественного сознания, вовлекая большое количество людей в свои ряды. Так ресентимент становится силой, которая не только изменяет ценностную систему, но и, объединившись, способна стать «источником социальных взрывов» [7, p. 487].

Итак, мы рассматриваем ресентимент как социальное явление, источником которого являются социально-политическая нестабильность, социальная дифференциация общества и отсутствие возможности у социальных субъектов удовлетворить материальные и духовные потребности. Опасность ресентимента как социального явления заключается в способности преобразовываться в силу, способную организовать социальных субъектов на деструктивные действия, нелегитимные формы протеста, несущие угрозу цивилизационному развитию общества.

Снижению «ресентиментной доминанты» способствуют благоприятные условия жизни. Социальные субъекты, имеющие возможность удовлетворять материальные и духовные потребности, не склонны к зависти, ненависти, у них отсутствуют предпосылки к формированию мести, следовательно, будут отсутствовать условия для формирования ресентимента. Из этого следует вывод о необходимости формирования правового государства, утверждающего принципы справедливости, равенства людей перед законом, гражданского общества. Важно формировать общество на принципах гуманизма [8], который строит систему жизненных установок, убеждений, способствует формированию духовных, этических, социальных ценностей, обеспечивающих достойную жизнь и творческое развитие всех членов общества.

Ссылки:

1. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1990. 829 с.

2. Там же. С. 298.

3. Апресян Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали // Этическая мысль. Вып. 2. М., 2001. С. 27-40 ; Синеб-рюхова А.С., Жилина В.А. Ресентимент как черта современных моральных рисков // Социальные нормы в условиях современных рисков : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 мая 2017 г.). Челябинск, 2017. С. 278-282.

4. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / пер. А. Малинкина. СПб., 1999. 231 с.

5. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I: The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford, 2010. 625 p.

6. Шелер М. Указ. соч. С. 60.

7. Isachenko N., Iatsevich O. The Social Dynamics of Russian Society in the Context of Sociocultural Process // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. P. 484-491. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.56.

8. Vago S. Social Change. Englewood Cliffs, 1989. P. 75-79.

References:

Apresyan, RG 2001, 'Ressentiment and historical dynamics of morality', Eticheskaya mysl', iss. 2, Moscow, pp. 27-40, (in Russian).

Castells, M 2010, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. I: The Rise of the Network Society, 2nd ed. Oxford, 625 p.

Isachenko, N & Iatsevich, O 2017, 'The Social Dynamics of Russian Society in the Context of Sociocultural Process', The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, pp. 484-491. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.56. Nietzsche, F 1990, On the genealogy of morality, compositions, in 2 vols., vol. 2, Moscow, 829 p., (in Russian). Scheler, M & Malinkin, A (transl.) 1999, Ressentiment in the structure of morality, St. Petersburg, 231 p., (in Russian). Sinebryukhova, AS & Zhilina, VA 2017, 'Ressentiment as a feature of modern moral risks', Sotsial'nyye normy v usloviyakh sovremennykh riskov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 maya 2017 g.), Chelyabinsk, pp. 278-282, (in Russian). Vago, S 1989, Social Change, Englewood Cliffs, pp. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.