Научная статья УДК 316.75
DOI: 10.24412/cl-37031 -2023-2-181-186
ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО АСПЕКТА
Зайцева Н. П.1, Нестерова Н. В.2, Иванова Е. Н.3
12 3
' ' Чувашский государственный аграрный университет, г. Чебоксары, Россия 1 [email protected] nesterova-67-21@mail. ru ien161110@mail. ru
Аннотация. Региональная культура как ценностно-смысловое понятие прошла долгий путь эволюционного развития. Первоначально трактуемая, как местная специфика мировоззренческих и поведенческих стереотипов отдельного локального сообщества, под действием мировых процессов глобализации региональная культура стала главным инструментом развития регионализма, как политико-правового инструмента в новом мировом экономическом пространстве. Статья посвящена различным аспектам термина региональная культура, где авторами проводится оценка концептуальных взглядов и подходов к систематизации анализируемого элемента социально-экономического развития общественных формаций.
Ключевые слова: регионализм, культура, иерархия, социальная система, ценности, культурология, развитие.
THE CONCEPT OF REGIONAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE VALUE-SEMANTIC ASPECT
Zaitseva N. P.1, Nesterova N. V.2, Ivanova E. N.3
12 3
' ' Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia 1 [email protected] nesterova-67-21@mail. ru ien161110@mail. ru
Abstract. Regional culture as a value-semantic concept has gone a long way of evolutionary development. Initially interpreted as the local specificity of the ideological and behavioral stereotypes of a separate local community, under the influence of the global processes of globalization, regional culture has become the main tool for the development of regionalism as a political and le-
gal instrument in the new world economic space. The article is devoted to various aspects of the term regional culture, where the authors evaluate conceptual views and approaches to systematiza-tion of the analyzed element of socio-economic development of social formations.
Keywords: regionalism, culture, hierarchy, social system, values, cultural studies, development.
Культурология как отдельная наука начала формироваться с античности, пройдя долгий процесс становления в Средние века и эпоху Возрождения как философской категории познания идеального бытия созданного извне. Современное представление о феномене «культура» появилось в начале ХХ века и знакомо современному обществу как системное явление, сформированное на бытии, созданном самими людьми.
Понятие «культура» структурно-многообразное явление и в разных научных исследованиях характеризуется как возделывание, воспитание, образование. Как системному явлению культуре свойственна иерархичность уровней, тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Этническая, национальная, региональная культуры, мировое культурное пространство сообразуют целостный мир культуры.
В работах большинства современных авторов культурная среда рассматривается в первую очередь как образовательный компонент. Дополнением к этой роли является функция формирования культурных ценностей. В качестве инструментария выступают компоненты ее воплощения в виде развитой инфраструктуры и социальной среды развития общества.
Пространство как инструмент развития культурных ценностей объединяющих отдельную общность получил отдельное развитие в трудах современных культурологов. Региональная культура как феномен этих процессов сочетает в себе различные теории, концепции и категории.
В научной литературе существует несколько категорий, которые характеризуют культурно-исторические ценности региона, получившие название дефиниции. К ним относят «культурное гнездо», «культурное наследие», «культурная среда», «провинциальная культура» и т. п.
Дефиниция «культурное гнездо» как теория получила свое распространение в 20-х годах XX века, основываясь на слиянии культурных явлений, традиций и ценностей в отдельной общности, тремя признаками: деятели, их деятельность и выдвижение питомцев. Автор этой теории Н.К. Пиксанова акценти-
ровала внимание на деятелях культуры, как исторических личностях формирования региональной культуры.
Дефиниция «культурное наследие» получила свое распространение в 70-х годах XX века, как реакция на назревшую необходимость смены парадигм познания человека, общества и культуры. Автор А.И. Арнольдов закладывал в понятие своей теории преемственность культурного развития общества для формирования региональной культуры [5, с. 62].
Термин культурное наследие можно трактовать в двух аспектах:
1) как совокупность связей и результатов материального и духовного достижения прошлых тел;
2) культурные ценности, доставшиеся современному поколению и используемые в решении конкретно - исторических задач современности.
Многие авторы считают, что развитию региональной культуры способствовали процессы глобализации в современном мире. Так, процессы регионализации делят на три уровня: макроуровень - противостояние внешней экспансии и формирование замкнутой системы; мегауровень - интеграция отдельных территорий, входящих в состав разных государств, формирование этнических групп; микроуровень - внутренняя политика отдельных государств и стремление к суверенитету
Применительно к российской модели формирования региональной культуры многими авторами приводится довод в пользу превращения провинциализма в регионализм и последующее формирование политико-правового института -«субъект Федерации». Происходящие процессы стали результатом защитной реакции на кризисную ситуацию командно-административного управления, построенного на жестком централизме.
Новая концепция регионализации РФ отражается в Концепции стратегии социального - экономического развития регионов, призванной отражать процессы трансформации, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ [4, с. 96].
Изучая феномен культуры нельзя не затронуть проблему синонимов, характерную для современной российской действительности. Авторами уже рассматривалась аналогия связи организационной и корпоративной культур, согласно которой было установлено совершенно разное значение этих двух направлений. Авторы пришли к выводу, что организационная культура призвана
определять целевое направление управленческой деятельности, а корпоративная культура формирует социально-исторический процесс ценностей [1, с. 151], [3, с. 660].
Применительно к региональной культуре встречается аналогия двух понятий «региональная культура» и «культура региона», воспринимаясь отдельными авторами за синонимы [6, с. 162], [7, с. 257].
Культура региона географически (территориально) закреплена и несет основные ценности национальной культуры. Ее можно рассматривать как форму отражения материального бытия или основу производственно - экономических отношений, где отличительны только бытовой уклад и повседневная действительность.
Региональная культура формирует собственный тип социокультурных, хозяйственных и экономических связей, отличается по характеру функционирования, формирует свой тип личности и оказывает влияние на общественную культуру в целом, обладая интегрирующим началом и проявляясь через специфику разнородных культурных проявлений. По сути, получается, что не каждый регион является инструментом формирования региональной культуры.
Сложность и многогранность феномена региональной культуры затрудняет концептуальные основы ее для ее единого и всестороннего изучения, выработки общего и понятного инструментария. Рядом ученых предлагается использовать распространенный в управлении системный подход, основанный на главном свойстве - целостности всех структурированных и функционирующих элементах. Такой подход позволил бы охватить и структурировать множество элементов: определить уровень для исследования в четко очерченных границах; подобрать под него методологию исследования; сформировать категорийный аппарат с заимствованными, видоизмененными или новыми элементами терминологии; установить иерархичность, схожую с общепринятой трехуровневой системой в управлении. Иерархия считается одним из главных элементов упорядочения по которой формируется большая часть систем. Если проводить аналогию с социальными явлениями, то трехуровневая система могла бы включать в себя: первый уровень - общесоциологическую теорию; второй уровень - специальную социологическую теорию; третий уровень - эмпирические исследования.
Взаимодействие этих уровней позволит сформировать диалектику анализа и синтеза, как основополагающих фоновых законов социальных систем.
Современная региональная культура - это уникальное сочетание традиций и инноваций развития общества [1, с. 150]. Являясь важным фактором духовного, политического и социально-экономического развития регионов, она является не только стратегическим ресурсом государства, но и выступает главным инструментом для достижения устойчивого развития территорий на всех уровнях [2, с. 154]. Поэтому вопрос изучения региональной культуры очень важен для современной России, ведь от ее состояния зависит не только судьба будущего поколения россиян, но и ее духовный потенциал.
Библиографический список
1. Зайцев П. В., Зайцева Н. П. Этические аспекты государственного и муниципального управления // Экономика и управление АПК региона: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 27 апреля 2018 года). Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. С. 149-152.
2. Зайцев С. П., Зайцева Н. П. Источники повышения эффективности муниципального управления // Экономика и управление АПК региона: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 27 апреля 2018 года). Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. С. 153-156.
3. Зайцева Н. П., Зайцев С. П., Зайцев П. В. Трактование термина организационная (корпоративная) культура в российской модели предпринимательства // Организационно-экономический механизм функционирования АПК в условиях многоукладной экономики: история, современность и перспективы: Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (Чебоксары, 05 ноября 2021 года). Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2021. С. 658-662.
4. Мясников А. А., Литвинова О. В. Нормативно-правовые основы разработки программ социально-экономического развития регионального уровня // Экономика, право и управление: теория, методология и практика: Сборник материалов заочной научно-практической конференции, посвященной юбилею за-
служенного работника высшей школы Российской Федерации и Чувашской Республики Ю. П. Леванова (Чебоксары, 30 мая 2015 года.). Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2015. С. 94-97.
5. Погосбекова Д. А. Региональная культура - ценностно-смысловой аспект // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2012. № 3 (3). С. 60-63.
6. Тихонова А. Ю. Региональная культура как объект исследования // Симбирский научный вестник. 2011. № 4(6). С. 160-167.
7. Яковлева Е. Н. К определению понятия "региональная культура" // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28). С. 256-262.