Научная статья на тему 'Понятие «Профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании'

Понятие «Профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казак Екатерина Геннадьевна

В статье представлены подходы к определению термина «профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании. Исследователи профессиональной мобильности человека, определяя сущность феномена, выделяют его интегративный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казак Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании»

The notion of «professional mobility» in educational research Kazak E. (Russian Federation)

Понятие «профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании Казак Е. Г. (Российская Федерация)

Казак Екатерина Геннадьевна / Kazak Ekaterina - аспирант, кафедра теории и методики профессионального образования,

Дальневосточный Федеральный государственный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье представлены подходы к определению термина «профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании. Исследователи профессиональной мобильности человека, определяя сущность феномена, выделяют его интегративный характер.

Abstract: the article presents approaches to the definition of "professional mobility" in pedagogical research. Researchers professional mobility rights, defining the essence of the phenomenon, it is isolated integrative character.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность.

Keywords: mobility, professional mobility.

Одной из актуальных задач современного образования в России становится стремление к постоянному повышению квалификации, формирование профессиональной мобильности специалиста. Актуальность этой задачи относительно подготовки и повышения квалификации педагогических кадров определена тем, что только профессионально - мобильная личность может сформировать готовность к развитию такой способности у учащегося.

Проблемное поле развития профессиональной мобильности педагога определяется разнообразием взглядов на суть термина «профессиональная мобильность».

В современных словарях понятие «мобильность» интерпретируется как «способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту».

В последнее время появился целый ряд работ, уточняющих понятие мобильности и профессиональной мобильности для педагогического исследования.

В профессиональной педагогике мобильность рассматривается в следующих позициях:

• социально-экономической - как готовность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда;

• профессиологической - достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и новые технологии в рамках одной профессии, а так же при необходимости овладевать смежными и новыми профессиями, а так же статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии;

• педагогической инноватики - как деятельность по созданию, освоению и использованию нововведений в образовании.

Так, профессиональную мобильность П.Р. Атутов рассматривает «в аспекте подвижности трудовых функций и способности работника адаптироваться к изменяющимся видам труда. В это понятие кроме знаний, эрудиции, деловитости, профессионального мастерства, интеллигентности входят готовность к творческому труду, принятие нестандартных решений, инициативность, социальная активность» [2].

Э.Ф. Зеер пишет о профессиональной мобильности как о готовности и способности работника к смене выполняемых производственных заданий, к освоению новых специальностей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований, т.е. эффективную адаптацию личности к требованиям профессии.

По мнению Н.О. Вербицкой под профессиональной мобильностью понимается «способность человека с достаточной быстротой реагировать на изменяющуюся ситуацию». Далее автор отмечает, что профессиональная мобильность выступает как черта личности, которая «может стать привычной, постоянной» и как условие выживания специалиста во многих критических ситуациях, «когда нужно мобильно среагировать на нечто непредвиденное, сохранив при этом по возможности оптимальную форму жизнедеятельности» [3].

Б. М. Игошев рассматривает профессиональную мобильность как «...интегральное динамическое качество личности, обуславливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность к освоению инноваций в образовании и к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе» [5]. Автор подчеркивает, что наличие профессиональной мобильности предусматривает готовность специалиста к быстрой смене выполняемых профессиональных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии; способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием научно-технологических преобразований [5].

С точки зрения Л.В.Горюновой, профессиональная мобильность это:

- качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека;

- деятельность человека, детерминированную меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

- процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [4].

Важной для нашего исследования является позиция Амировой Л.А, которая определяет профессиональную мобильность «как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в её структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, продуцирующего в отдельные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды» [1].

Автор рассматривает профессиональную мобильность педагога в потенциальном и актуальном аспектах, и утверждает, «что это интегративное качество личности специалиста может быть представлено в двух взаимозависимых плоскостях — как черта личности и как характеристика деятельности педагога в познавательном и профессиональном процессах» [1].

По мнению Амировой Л.А., профессиональная мобильность поддается целенаправленному формированию и развитию, может проявляться в мобилизации педагогом внешних ресурсов профессиональной деятельности: разработка и создание необходимых для успешного осуществления деятельности педагогических условий; реорганизация методической и содержательно-технологической базы деятельности; внедрение и генерация инновации; построение эффективных отношений в пространстве профессиональной деятельности. «Проявляясь только лишь в деятельности, актуальная мобильность выступает как интегративное образование, вбирающее в себя личностные и деятельностные составляющие, которые существуют и развиваются в единстве, взаимно обуславливая друг друга» [1].

Таким образом, исследователи профессиональной мобильности человека, определяя сущность феномена, выделяют его интегративный характер, объединяющий знания, умения, опыт, ценностно-смысловую направленность, личностные качества в единое целое и обеспечивающий высокий уровень профессиональных достижений.

Литература

1. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. — 460 с.

2. Атутов П.Р. Политехническая подготовка — основа профессиональной мобильности учащихся // Избранные труды: в 2 т. — М.,2001/- Т.1: Педагогика трудового становления учащихся. — С. 241-250.

3. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. -2002. - №6. - С. 14-19.

4. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис...д-ра пед. наук:— Ростов-на Дону, 2006. — 39с.

5. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов]: автореф. дис...д-ра пед. наук: - М., 2008. — 422с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.