ОБЗОРЫ
УДК 159.9
ПОНЯТИЕ ПРОАКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
А.И. ЕРЗИН*, Г.А. ЕПАНЧИНЦЕВА
Оренбургский государственный университет, Оренбургская государственная медицинская академия
В обзорной статье освещена проблема изучения относительно нового для отечественной психологии феномена проактивности. Представлены основные критериальные характеристики этого явления. К ключевым характеристикам указанного феномена отнесены осознание личностью своих поступков и их последствий, волевой компонент, спонтанность, ответственность, доминирование высших человеческих потребностей, а также ориентация при выборе моделей поведения преимущественно на убеждения, идеалы и ценности личности, а не на внешние факторы. По мнению авторов, отсутствие сформированной, целостной концепции проактивности и типологии проактивного поведения побуждает к исследованиям данной области в ближайшем будущем.
Ключевые слова: проактивность, проактивное поведение, сознание, воля, ответственность, потребности, направленность личности.
Введение. Поведение и деятельность.
Проблема поведенческой активности человека и факторов, ее детерминирующих, в начале XXI века не утратила свою актуальность. В современной психологической науке деятельность определяется как сознательная активность человека, обладающая целью, формирующаяся под действием определенных побуждений, сопровождаемая переживаниями и направленная на достижение результата [11]. В основе этого определения заложены ключевые компоненты, при отсутствии хотя бы одного из которых человеческую активность невозможно было бы в полной мере назвать деятельностью. Так, специфической чертой человеческого действия является его сознательный, целенаправленный характер.
© Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А., 2012
* Для корреспонденции:
Ерзин А.И.
аспирант Оренбургского государственного университета, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Оренбургской государственной медицинской академии Тел.: +7 (906) 835-81-31 E-mail: [email protected]
Любое поведение, направленное на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений (включающих в себя такие компоненты, как потребности, интересы и т.д.). Поскольку цель, побуждающая человека к действию, в той или иной степени является для него значимой, она всегда должна сопровождаться эмоциональными переживаниями. И наконец, деятельность, не имеющая конечного результата, утрачивает свой смысл. Трагичной становится ситуация осознания человеком абсурдности, бессмысленности своего труда [4].
Несмотря на столь простое и доступное определение деятельности человека, взгляд на нее в современной науке полностью не лишен противоречий. Деятельность осуществляется посредством действий. Действия различаются по своему характеру. Например, выделяют рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия [11]. Специфическим для человека видом действия выступает именно волевое действие, которое направлено на осуществление какой-либо цели.
Другим, не утратившим актуальность, представляется вопрос о соотношении внешних сил (условий) и внутренних по-
Теоретическая и экспериментальная психология • 2013 • Т. 6 • № 1 • С. 79-83
79
буждений в формировании поведенческой модели человека. В этом контексте обычно выделяют два противоположных вида поведения человека - реактивное и проактивное [10, 13, 14, 16]. Под реактивным поведением понимается активность, источником которой преимущественно выступают внешние раздражители, условия, в которых пребывает человек, обстоятельства и т.д., то есть некие внешние силы определяют характер и направленность поведения. Представление о проактивности провозглашает свободную независимую волю человека как главнейший фактор, оказывающий влияние на поведение.
Термин «проактивный» впервые употребил В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» [14]. Это понятие он использовал для обозначения личности, которая принимает ответственность за себя и свою жизнь, а не ищет причин происходящих с ней событий исключительно в окружающих людях и обстоятельствах. По мнению Г. Олпорта [10], человеку вообще свойственна проактивность как одно из важнейших личностных качеств, являющихся критериями психологического здоровья и определяющих успешность адаптации человека к меняющимся условиям.
Стоит отметить, что, несмотря на популярность понятия «проактивность» в литературе по менеджменту [6], в психологической науке оно еще недостаточно изучено и не оформлено в целостную концепцию. Подобная ситуация требует не только тщательного исследования данного феномена в различных группах людей, но и разработки методологического аппарата современной концепции проактивности личности, включая формулирование базовых критериев изучаемого понятия.
Воля. Ключевым понятием, через которое необходимо рассматривать феномен проактивного поведения, выступает воля. Она является многоуровневым, полифункциональным понятием, включенным в широкий мировоззренческий план сознания и поведения личности [1]. Философская
трактовка данного явления уходит глубоко в прошлое. Понятие воли в истории европейской философии имеет два основных значения: 1) это способность разума к самоопределению и порождению специфической причинности; 2) фундаментальное свойство сущего в рамках волюнтаристической традиции (Шеллинг, Шопенгауэр, Гартман, Ницше и др.). Аристотель рассматривал волю как специфическую причинность, отличную от «чистой» интеллектуальной сферы и от «чистых» аффектов. Фундаментальной способностью души, по Аристотелю, является стремление, а воля -это единственный вид стремления, который зарождается в разумной части души и представляет собой синтез разума и стремления. Плотин полагал, что воля - это специфическая способность разума, проявляющаяся до всякого действия. Декарт понятие воли рассматривал несколько шире понятия разума, в то время как Спиноза и Лейбниц отождествляли эти два понятия. И. Кант определял волю как «вид причинности живых существ, поскольку они разумны» [5]. П. Рикер понимал волю как «фундаментальную способность» - интеллектуальную интенцию, содержащую «проект» действия [17]. А. Шопенгауэр ставит во главу угла понятие «мировой воли» как сущности бытия, для него воля - это некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы [15].
В психологической науке под волей понимается способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками. В более общем понимании воля представлена у С.Л. Рубинштейна. Согласно ему, любое волевое действие является целенаправленным действием, которое характеризуется осознанностью, целеустремленностью и регулированием человеком хода своей деятельности в соответствии с поставленной целью [11]. В сложном волевом действии Рубинштейн выделял 4 последовательные фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) фаза возбуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) собственно волевое действие -
выполнение программы [11]. Отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) доказано, что в механизмах волевого действия огромную роль играет система речевых сигналов. Воля, по мнению представителей отечественной психологии, тесно связана с сознанием и эмоциями человека.
Сознание. Другим ключевым понятием, характеризующим феномен проактив-ного поведения, является сознание. Эта не менее важная, чем воля, характеристика проактивности личности закономерно проистекает, в том числе, и из волевого действия. Под сознанием в философии понимается состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида [7]. Проблема изучения сознания восходит к античности. Так, Платон и Аристотель считали, что сознание существует как отдельная от материи онтологическая реальность. Парменид полагал, что бытие и мышление (сознание) едины. Позже, в Новое время сознание стало важнейшим объектом исследования в философии и психологии и было представлено в трудах Декарта, Спинозы, Локка, Юма. В зарубежной психологии проблема сознания представлена в работах В. Вундта, В. Джемса, Ф. Бретано, Э. Титченера, Анны Фрейд, Х. Гартмана, Р. Спитца, М. Малер, Э. Глоувера, Э. Эриксона и др.
Отечественными психологами и нейрофизиологами также накоплен громадный опыт по изучению данной темы. Феномен сознания в XX веке изучался такими выдающимися учеными, как И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.
Сознание выступает не только как процесс активного отражения окружающей человека реальности. Сознание является одним из главных, наряду с волей, регулятором поведения человека. Именно с помощью сознания личность становится способной к оценке себя и своих поступков. В этой связи надо отметить такие структур-
ные характеристики личности, как самосознание, самопознание, самооценка, саморегуляция, самокритика и пр.
Спонтанность. Кроме воли и сознания, среди процессов и личностных качеств, характеризующих поведение человека с точки зрения его проактивности, необходимо выделить спонтанность. Под спонтанностью понимается способность человека действовать под влиянием внутренних побуждений, а не только (не столько) под действием внешних причин. Спонтанная личность - это, прежде всего, личность самопроизвольная, способная поступать так, как ей хочется в конкретный момент времени. Важный вклад в изучение этого феномена внес создатель психодрамы Я. Морено. Он определял спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию» [9]. По мнению Морено, спонтанность представляет собой скорее не качество, характеризующее личность со стороны ее самопроизвольности, а некую энергию, которая, наряду с конституциональной обусловленностью и социальными влияниями, участвует в формировании поведенческой модели. Спонтанность следует понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию. Согласно Морено, спонтанность не накапливается, как, например, энергия либидо, она существует «здесь и сейчас». Именно наличие спонтанности определяет конструктивное начало в поведении человека - способность созидать новый продукт, будь то материальный или духовный. В этой связи еще одной характеристикой проактивного поведения надо считать творческую активность.
Метапотребности. Существенную роль в формировании проактивного поведения играет мотивационно-потребностная сфера личности. Мотив в отечественной психологии понимается как опредмеченная потребность [8]. Система мотивов, безусловно, формирует все варианты поведения человека - и реактивные, и проактивные. Однако человек, обуреваемый своими страстями, находящийся в плену у физиологи-
ческих потребностей, постепенно утрачивает способность к активному созиданию, к творчеству. Порой эти физиологические (дефицитарные, по терминологии А. Мас-лоу) потребности настолько доминируют в сознании человека, что он становится не способным выстраивать конструктивную линию поведения и адекватно реагировать на происходящие с ним события. Как писал К. Маркс, «чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом». Это утверждение в полной мере описывает человека исключительно реактивного, способного действовать лишь в соответствии с внешними обстоятельствами и под влиянием внутренних дефицитарных потребностей. В противоположность этому, проактивная личность не просто обладает способностью к сознательному контролю и управлению своими «практическими» нуждами. В сознании проактивной личности доминируют потребности высшего порядка - потребность в красоте, в познании, в саморазвитии и самореализации. Руководствуясь метапотребностями, личность отнюдь не игнорирует и не подавляет свои физиологически нужды - для нее высшей ценностью становится способность конструировать что-то новое в мире и в самой себе, познавать мир и себя, раскрывать свой внутренний духовный потенциал.
Мировоззрение. Важной в этой связи является способность человека действовать в соответствии со своим духовным арсеналом - мировоззренческой основой личности, определяющей ее социальный и духовный облик не менее, чем биологические основы и характер. Убеждения человека, его идеалы, вера, интересы, принципы определяют все многообразие направленности личности. Личность с большим мировоззренческим «багажом» -проактивная личность - способна не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям существования, она способна воздействовать на эти условия, убеждать других, влиять на окружающих, выстраи-
вать конструктивную модель взаимодействия с другими людьми. Эти способности, вне всякого сомнения, будут определять степень проактивности человека, степень готовности действовать в соответствии с элементами высшего уровня личности.
Ответственность. И наконец, еще одной ключевой особенностью проактивного поведения является ответственность как личностная характеристика, описывающая способность человека тщательно анализировать ситуацию, заблаговременно прогнозировать последствия своих действий в данной ситуации и делать выбор модели своего поведения с готовностью принять последствия выбора. В истории философии этот феномен очень часто рассматривался наряду и вместе с понятием свободы человека (И. Кант, К. Ясперс, Ф.М. Достоевский, В. Франкл и др.). В некоторой степени ответственность можно рассматривать как некий внутренний ограничитель свободы, имеющий истоки, главным образом, в нравственной основе личности. Поэтому ответственность прямо проистекает из мировоззренческой сферы и теснейшим образом с ней связана. Ответственность является важнейшей характеристикой зрелой, проактивной личности. Именно с позиции ответственности можно судить о степени развития человека как организованной, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки личности.
Заключение. В заключение необходимо подчеркнуть, что в современной отечественной психологии только намечаются зачатки теоретического осмысления феномена проактивности. В частности, исследованию подвергаются психологические особенности проактивного поведения в рамках концепции совладающего поведения [2, 12]. Д.В. Иванов [3] выделил несколько аспектов, характеризующих современное состояние проблемы изучения регуляции активности личности в отечественной психологии. Они имеют отношение и к проблеме изучения проактивности. К сказанному необходимо еще добавить то, что на текущий момент в
российской психологии отсутствует единая классификация видов проактивного поведения с выделением ключевых характеристик каждого из них. Недостаток эмпирических данных о феномене проактивности требует подробного исследования этого явления в различных группах испытуемых, в том числе, и на материале людей, страдающих психическими заболеваниями. Разработка целостной концепции проактивности является сложной проблемой, попытка решить которую стимулирует исследования в этой области в ближайшие десятилетия.
Литература
1. Байдакова М.Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии. Ав-тореф. дисс. ... канд. философ. наук. - М., 2008.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с. (Серия «Практикум»). С. 274-282.
3. Иванов Д.В. Регуляция различных видов субъектной активности. // Актуальные проблемы психологического знания. - М., 2010. - № 2. - С. 3-11.
4. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь / Пер. с фр. О.И. Скуратович. - Мн.: Попурри, 2000.
5. Кант И. Метафизика нравов. Введение, 1. Соч. в 6 т. - М., 1965. - Т. 4 (1). - С. 268.
6. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты разви-
тия личности. - М.: «Альпина Паблишер», 2012.
7. Лекторский В.А. Сознание / Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2005.
9. Морено Я. Театр спонтанности / Пер. с англ. Авт. вступ. ст. Б.И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.
10. Олпорт Г. Становление личности. - М.: Смысл, 2002.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
12. Старченкова Е.С., Подсадный С.А. К вопросу проактивного совладающего поведения / В кн.: Психология совладающего поведения: Материалы II Междунар. на-уч.-практ. конф. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
13. Торндайк Э., Уотсон Джон Б. Бихевиоризм.
- М.: АСТ-ЛТД, 1998.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
15. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый / Пер. Ю.И. Айхенваль-да под ред. Ю.Н. Попова. - М.: «Московский клуб», 1992.
16. Anderson C.A., Huesmann L.R. Human Aggression: A Social-Cognitive View / Chapter 14 in «The Sage Handbook of Social Psychology». Ed. by Michael A. Hogg & Joel Cooper.
- Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 2003.
17. Ricceur P. Philosophie de la volonté, t. 1. Le volontaire et l'involontaire. - Paris, 1950.
CONCEPT OF PRO ACTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY A.I. ERZIN, G.A. EPANCHINTSEVA
Orenburg State University, Orenburg State Medical Academy, Orenburg
Current review is devoted to the problem of investigating the phenomenon of proactivity. The main criterial features of this phenomenon are presented. The key characteristics of proactivity include personal awareness of the actions and their consequences, volitional component, spontaneity, responsibility, dominance of higher human needs, and orientation primarily on beliefs in the selection of the behavior model, ideals and values of the individual, not on external factors. According to the authors, the absence of formed, holistic concept of proactivity and typology of proactive behavior provokes research in this area in the near future.
Keywords: proactivity, proactive behavior, consciousness, will, responsibility, needs, personal orientation.