Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CORPORATE LEGAL RELATIONS / CORPORATE COMMERCIAL AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS / PROPERTY AND PERSONAL NON-PROPERTY RELATIONS / ORGANIZATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колонтаевская Ирина Федоровна

В статье рассматриваются основные точки зрения на природу и сущность корпоративных правоотношений, раскрывается их место в системе гражданско-правового регулирования общественных отношений, выявляются особенности и специфика корпоративных правоотношений, приводятся примеры различных групп корпоративных отношений, возникающих в процессе создания, деятельности и прекращения коммерческих и некоммерческих корпоративных организаций. Обращается внимание на то, что норма статьи 65.2. ГК РФ, закрепляющая права и обязанности участников корпорации, не проводит при этом различий между коммерческими и некоммерческими корпоративными организациями. Соответственно, предлагаемые законодателем единые подходы к регулированию отношений, складывающихся в рамках корпораций, не учитывают различий в целях их создания и правовом положении их участников, что неминуемо приводит к противоречиям в правовом регулировании данной сферы отношений. Вместе с тем, делается вывод, что изменения и дополнения гражданского законодательства о юридических лицах, наделившие участников корпоративных организаций правами и обязанностями по отношению к самой корпорации (гл. 9.1 «Решения собраний» ГК РФ), существенно обогатили внутреннее правовое регулирование юридических лиц корпоративного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, NATURE, ESSENCE AND FEATURES CORPORATE RELATIONS

The article discusses the main points of view on the nature and essence of corporate legal relations, reveals their place in the system of civil law regulation of public relations, identifies features and specifics of corporate legal relations, gives examples of various groups of corporate relations arising in the process of creation, activity and termination of commercial and non-commercial corporate organizations. Attention is drawn to the fact that the norm of Article 65.2. The Civil Code of the Russian Federation, which enshrines the rights and obligations of the participants of the corporation, does not distinguish between commercial and non-profit corporate organizations. Accordingly, the unified approaches proposed by the legislator to regulate relations that take shape within corporations do not take into account the differences in their creation and the legal status of their participants, which inevitably leads to contradictions in the legal regulation of this sphere of relations. At the same time, it is concluded that changes and additions to civil legislation on legal entities that gave participants of corporate organizations the rights and obligations towards the corporation itself (Chapter 9.1 “Decisions of meetings” of the Civil Code of the Russian Federation) significantly enriched the internal legal regulation of corporate entities.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

УДК 347.191.1

ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Колонтаевская Ирина Федоровна,

д-р пед. наук, канд. юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса,

e-mail: kolont@bk.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

В статье рассматриваются основные точки зрения на природу и сущность корпоративных правоотношений, раскрывается их место в системе гражданско-правового регулирования общественных отношений, выявляются особенности и специфика корпоративных правоотношений, приводятся примеры различных групп корпоративных отношений, возникающих в процессе создания, деятельности и прекращения коммерческих и некоммерческих корпоративных организаций. Обращается внимание на то, что норма статьи 65.2. ГК РФ, закрепляющая права и обязанности участников корпорации, не проводит при этом различий между коммерческими и некоммерческими корпоративными организациями. Соответственно, предлагаемые законодателем единые подходы к регулированию отношений, складывающихся в рамках корпораций, не учитывают различий в целях их создания и правовом положении их участников, что неминуемо приводит к противоречиям в правовом регулировании данной сферы отношений. Вместе с тем, делается вывод, что изменения и дополнения гражданского законодательства о юридических лицах, наделившие участников корпоративных организаций правами и обязанностями по отношению к самой корпорации (гл. 9.1 «Решения собраний» ГК РФ), существенно обогатили внутреннее правовое регулирование юридических лиц корпоративного типа.

Ключевые слова: корпоративные правоотношения, корпоративные коммерческие и некоммерческие организации, имущественные и личные неимущественные отношения, организационные отношения

CONCEPT, NATURE, ESSENCE AND FEATURES CORPORATE

RELATIONS

Kolontaevskaya I. F.,

doctor of pedagogical sciences, PhD in law, professor, head of the department of civil law and process, e-mail: kolont@bk.ru, Moscow Witte University, Moscow

The article discusses the main points of view on the nature and essence of corporate legal relations, reveals their place in the system of civil law regulation ofpublic relations, identifies features and specifics of corporate legal relations, gives examples of various groups of corporate relations arising in the process of creation, activity and termination of commercial and non-commercial corporate organizations. Attention is drawn to the fact that the norm of Article 65.2. The Civil Code of the Russian Federation, which enshrines the rights and obligations of the participants of the corporation, does not distinguish between commercial and non-profit corporate organizations. Accordingly, the unified approaches proposed by the legislator to regulate relations that take shape within corporations do not take into account the differences in their creation and the legal status of their participants, which inevitably leads to contradictions in the legal regulation of this sphere of relations. At the same time, it is concluded that changes and additions to civil legislation on legal entities that gave participants of corporate organizations the rights and obligations towards the corporation itself (Chapter 9.1 "Decisions of meetings" of the Civil Code of the Russian Federation) significantly enriched the internal legal regulation of corporate entities. Keywords: corporate legal relations, corporate commercial and non-profit organizations, property and personal non-property relations, organizational relations

DOI 10.21777/2587-9472-2019-1-73-79

Центральной категорией понятийного аппарата корпоративного права являются корпоративные правоотношения, однако до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения относительно содержания этого понятия. В свою очередь, разное понимание сущности корпоративных правоотношений обусловливает различия в подходах к решению многих важных теоретическо-пра-вовых, практических, правоприменительных, правотворческих проблем. Введённые законодателем в Гражданский кодекс Российской Федерации основополагающие понятия в полной мере не раскрывают сущность и природу корпоративных отношений, а потому вопросы природы отношений членства (участия) в коммерческих и некоммерческих компаниях и обоснованность закреплённых в ГК РФ формулировок остаются открытыми.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути вопроса, отметим, что, как и любые правоотношения, корпоративные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные соответствующими нормами права. В данном случае такими нормами выступают нормы корпоративного права. То есть можно утверждать, что корпоративные отношения и корпоративные правоотношения - идентичные понятия.

Следует также подчеркнуть, что корпоративное право пока не оформилось в самостоятельную отрасль права. В настоящее время корпоративные отношения входят в сферу регулирования гражданского права, что явно следует из смысла и содержания п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ1. Таким образом, корпоративные отношения в определённой степени являются гражданскими правоотношениями, что также подтверждается их преимущественно частноправовой направленностью и широкой диспо-зитивностью нормативно-правового регулирования.

Между тем относительно сущности и природы корпоративных отношений (корпоративных правоотношений) имеются существенные разногласия. Так, понятие «корпоративные отношения» некоторыми юристами толкуется настолько широко, что включает общественные отношения, возникающие в процессе самой разнообразной совместной (корпоративной) деятельности по достижению общих целей. Это могут быть отношения членов семьи или целого семейного клана, иной социальной (профессиональной, служебной, творческой, религиозной, этнической, ментальной, досуговой, спортивной и пр.) группы, союза лиц и участников, коммерческой или некоммерческой организации, совместных собственников и соавторов, солидарных и субсидиарных должников и кредиторов, участников хозяйственных товариществ, обществ и кооперативов, хозяйственных партнёрств, ассоциаций, политических партий, общественных объединений и т.д. Кроме того, многие исследователи также относят к корпоративным отношениям внешние отношения, возникающие в связи с образованием, деятельностью и прекращением корпораций как юридических лиц посредством частноправового и публично-правового регулирования [10, с. 121-125].

Другие юристы понимают корпоративные отношения в узком смысле, как внутренние отношения, связанные с участием учредителей (участников, членов, акционеров) хозяйственных обществ в управлении и контроле за деятельностью этих обществ. В связи с этим отмечается, что «специфика корпоративных отношений заключается в том, что они являются отношениями лиц в организациях корпоративного типа, то есть понимаются как организационно-управленческие внутренние отношения. При этом предполагается, что корпоративные правоотношения с психологической и управленческой точки зрения вызывают особое переживание участия в деятельности корпорации, дают ощущение власти, а также осознание связи с юридическим лицом - корпорацией» [6, с. 101].

Отдельные исследователи, наоборот, призывают относить к корпоративным отношениям лишь те, которые возникают между участниками (членами) корпорации. По их мнению, участие самой корпорации в качестве субъекта отношений ещё не даёт оснований именовать данные отношения корпоративными [13, с. 136-148].

Е.С. Суханов выделяет внутренние (членские) и внешние отношения компании, которые следует считать корпоративными. Среди внутренних он называет:

- отношения участников (членов, акционеров и др.) корпорации между собой;

- отношения между участником (членом, акционером) корпорации и самой корпорацией;

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

К внешним корпоративным отношениям, соответственно, относятся:

- частноправовые отношения корпораций с третьим лицам, в том числе с другими корпорациями;

- различные случаи выступления от имени корпораций (например, представительство);

- отношения между корпорацией, с одной стороны, и корпоративными кредиторами - с другой;

- взаимоотношения коммерческих корпораций, составляющих концерны и (или) холдинги [17, с. 47-48].

В целом, учитывая широкий и узкий подходы, можно сказать, что корпоративные отношения -это урегулированные нормами права общественные отношения участников (учредителей, членов, акционеров) корпоративной организации между собой, а также предусмотренные корпоративным законодательством отношения участников (учредителей, членов, акционеров) с корпорацией, и направленные на удовлетворение корпоративных интересов и достижение корпоративных целей.

Корпоративные отношения могут быть внутренними, то есть возникать внутри корпоративных организаций, участники (учредители, члены, акционеры) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства). Это характерно для хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций и союзов, хозяйственных партнёрств, крестьянских (фермерских) хозяйств, некоммерческих корпоративных организаций (ст. 65.1 ГК РФ).

Кроме того, корпоративные отношения могут быть внешними, то есть возникать в процессе создания, функционирования, реорганизации и ликвидации корпорации, а также взаимодействия корпорации с государственными и муниципальными органами, другими корпоративными и унитарными организациями.

Следует также отметить, что, по мнению ряда исследователей, корпоративные правоотношения являются вещными [14, с. 10], имущественными, возникающими и реализующимися в экономических сферах [11, с. 33]. Отмечается, что в основе внутренних корпоративных отношений лежат экономические отношения [19, с. 24] коллективной собственности [15, с. 28]. Утверждается, что современным реалиям в наибольшей степени соответствует определение корпорации с акцентом именно на объединении капиталов [4, с. 24].

Однако, как это следует из законодательства и практической деятельности организаций, в основе корпоративного объединения могут лежать не только материальные (имущественные), но и нематериальные (неимущественные), социально-значимые интересы и цели.

В.А. Рахмилович по этому поводу отмечает, что внутриорганизационные отношения участия-членства в корпорации - это сочетание имущественных и личных неимущественных отношений2. По мнению М.А. Рожковой, внутрикорпоративные отношения представляют собой правоотношения между участниками (членами корпорации) и/или создаваемыми ими органами корпорации, что находит проявление в ведении дел и управлении корпорацией (управленческие и организационные отношения) [13, с. 138]. Вероятно, именно в этом значении упоминается «корпоративность» как один из основных принципов деятельности адвокатуры (ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)3. О.А. Красавчиковым была выдвинута концепция организационных отношений, в соответствии с которой организационные отношения представляются служебными по отношению к основным, имущественным и, тесно переплетаясь с ними, направлены на их упорядочение (нормализацию) [7, с. 48, 49, 54, 55].

Некоторые учёные рассматривают корпоративные отношения в качестве личных неимущественных. С.Н. Братусь, в частности, отмечал, что корпоративные права и обязанности участников (членов) различных кооперативных и общественных организаций, по сути, являются личными неимущественными. Права членства неотчуждаемы, неотделимы от члена организации и принадлежат ему до тех пор, пока он имеет соответствующий определённый законом статус [5, с. 74]. Другие учёные, соглашаясь с тем, что корпоративные отношения являются неимущественными, не признают их имеющими личный характер [18, с. 70].

2 Рахмилович В.А. Гражданское право России: курс лекций / под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юрид. лит., 1996. - Ч. 1. - С. 57.

3 Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

В науке также существует взгляд на корпоративные отношения как на отношения относительно самостоятельные. Так, Ю.Н. Андреев подчёркивает, что отношения, именуемые корпоративными и складывающиеся между корпорацией и её участниками, а также между самими участниками организации, имеют особую корпоративную природу. В свою очередь, В.К. Андреев и В.А. Лаптев, ссылаясь на ст. ст. 65.1 и 65.3 ГК РФ, полагают, что корпоративные права отделены от обязательств и составляют новую систему прав в гражданском законодательстве. Они признают, что это управленческие неимущественные права, неимущественные обязательства, которые нехарактерны для гражданского права [3, с. 352]. Специфичность корпоративных отношений, как отмечают В.К. Андреев и В.А. Лаптев, заключается в том, например, что корпоративные права имеют только участники корпоративных организаций (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Учредители (участники) таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративных организациях их участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности созданного ими юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ).

К корпоративным отношениям можно отнести всю совокупность отношений, возникающих между органами управления корпорации, обществом в целом и отдельными участниками по поводу управления корпорацией. Конгломерат этих корпоративных отношений, связанных с участием в общих делах созданной организации, даёт основание считать корпорацию единым самостоятельным лицом, а не союзом участников (членов) [16, с. 4-21].

Следует отметить, что правильное понимание правовой природы корпоративных правоотношений позволяет адекватно понять и оценить их место и значение в юридической системе. Обращение к данной категории в правоприменительной деятельности даёт возможность правильно квалифицировать возникающие общественные отношения, а в законотворческой - точно, понятно и однозначно формулировать нормы права. В то же время, различное понимание фактического и юридического состава корпоративных правоотношений обусловливает расхождение и несоответствие в определении их правовой природы. Так, по мнению Д.В. Ломакина, понятия «корпоративное правоотношение» и «правоотношение членства (участия)» - вовсе не являются синонимичными. Более широкий по своему содержанию термин «корпоративное правоотношение» включает в себя не только права участников (учредителей, членов, акционеров) в отношении корпорации (право формировать высший орган корпорации, участвовать в ведении дел и т.д.), но и права корпорации по отношению к своим участникам (учредителям, членам, акционерам). В свою очередь, правоотношения членства (участия) при определённых условиях (например, возникновении дополнительных юридических фактов) могут создавать для участников (членов) корпорации и иные права [9, с. 62].

Н.Н. Пахомова определяет корпоративные отношения как особые отношения в сфере собственности. Собственность корпоративного юридического лица она определяет как трансформированное из собственности каждого участника объединённое имущество (собственность с множественным составом субъектов-собственников), сознательно сформированное его участниками для целенаправленного достижения синергетического эффекта. При этом каждый из участников, внесших свою долю (пай, процент), получает определённый объём власти на объединённое имущество. Иными словами, в данном случае корпоративные правоотношения можно охарактеризовать как отношения «ограниченных» собственников в соответствии с определённым набором прав, полученных взамен [12, с. 60].

Следует отметить, что статья 65.2. ГК РФ закрепляет права и обязанности участников корпорации, не проводя при этом различий между коммерческими и некоммерческими корпоративными организациями. Соответственно, предлагаемые законодателем единые подходы к регулированию отношений, складывающихся в рамках корпораций, не учитывают различий в целях их создания и правовом положении их участников. При этом признаками имущественных отношений обладают отношения, возникающие в коммерческих корпорациях, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Отношения, складывающиеся в некоммерческих организациях, могут как обладать, так и не обладать имущественной составляющей. Например, имущественный характер может иметь участие (членство) в некоммерческих корпоративных организациях [1, с. 14, 15]. Тот факт, что они не занимаются целенаправленно предпринимательской деятельностью, а их участники (члены) не участвуют в распределении прибыли (п. 1 ст. 50, п. 1 ст. 123.1 ГК РФ), не исключает имущественную

природу правоотношения участия (членства). Так, целью объединения граждан и юридических лиц в потребительский кооператив является, прежде всего, удовлетворение их материальных потребностей. Сам же кооперативный союз основывается на консолидации его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 123.2 ГК РФ). Сходная ситуация наблюдается в отношении других разновидностей некоммерческих корпораций, поскольку они создаются с целью прямого участия в имущественном обороте и обеспечения опосредованного (через корпоративную структуру) участия в таком обороте своих участников (членов).

Кроме того, у участников потребительских кооперативов и некоммерческих партнёрств возможно появление обязательственных прав требования по отношению к юридическому лицу. В сельскохозяйственном потребительском кооперативе при прекращении членства члену кооператива должна быть выплачена стоимость его паевого взноса или должно быть выдано имущество, соответствующее его паевому взносу, а также произведены другие причитающиеся ему выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом кооператива (ст. 18 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»)4. В силу ст. 14 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»5 при прекращении членства члену кредитного кооператива (пайщику) выплачивается сумма его паенакопления (пая), включающая сумму паевых взносов и присоединённых начислений на паевые взносы, а также возвращаются денежные средства, привлечённые от члена кредитного кооператива (пайщика). Члены некоммерческого партнёрства вправе получать в случае его ликвидации часть имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнёрства в его собственность (ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)6. В других некоммерческих корпорациях, например, в общественных организациях, обязательственные права требования участников не могут появиться ни при каких условиях.

Анализ норм новой редакции ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель рассматривает корпоративные отношения в первую очередь как организационные отношения, имеющие имущественное содержание. Участие в них даёт потенциальную возможность получить определённые материальные блага. В научной литературе взаимосвязанные подобным образом отношения зачастую именуются основными и зависимыми (производными) корпоративными правоотношениями.

Между тем в некоммерческих организациях подобные отношения могут иметь различное содержание. Например, права и обязанности членов потребительских кооперативов и некоммерческих партнёрств аналогичны тем, что возникают у участников коммерческих корпораций. В связи с этим следует отметить, что некоторые учёные относят к юридическим лицам - корпорациям - только те организации, учредители которых, передавая в собственность корпорации имущество, сохраняют в отношении его права требования. Соответственно, некоммерческие организации, которые становятся индивидуальными собственниками переданного им имущества, в связи с отсутствием у их участников каких-либо прав на него, не могут рассматриваться как корпорации. Исключением признаются лишь потребительские кооперативы и, с определёнными оговорками, некоммерческие партнёрства. Однако такой подход не учитывает всех особенностей отношений, которые могут сложиться в некоммерческих корпоративных юридических лицах, в частности, в общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. При выходе из такой общины её члену и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины (ст. 11 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ») [10, с. 121-125].

По мнению И.С. Шиткиной, корпоративная природа свойственна только для некоммерческих партнёрств, потребительских кооперативов, союзов (ассоциаций), то есть для основанных на участии (членстве) некоммерческих организаций7. Ю.Н. Андреев, в свою очередь, признаёт некоммерческими корпорациями лишь потребительские кооперативы, некоммерческие партнёрства, общественные орга-

4 Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4870.

5 Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3627.

6 Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

7 Корпоративное право: учебник для студ. вузов / отв. ред. И.С. Шиткина // СПС «КонсультантПлюс».

низации, отмечая, что ассоциации и союзы, исходя из целей их создания, могут быть названы корпорациями лишь условно. Выполняемые ими функции, в том числе способствующие деятельности коммерческих структур, позволяют их признать корпорациями второго уровня [2]. Другие авторы, напротив, рассматривают ассоциации (союзы), в том числе действующие как саморегулируемые организации, в качестве типичного примера корпорации, обладающего всеми необходимыми признаками [8, с. 39].

Различия в определении места ассоциаций (союзов) в системе юридических лиц во многом объясняется особенностями возникающих в них отношений, поскольку в них может внешне присутствовать имущественная составляющая. При этом следует отметить, что она имеет несколько иную природу, позволяющую отграничивать такие отношения от имущественных отношений, возникающих в коммерческих организациях. Участие в ассоциациях (союзах) может служить основанием для приобретения материальных благ, но не в рамках и не на основании корпоративных отношений, а вследствие позитивной деятельности юридического лица вовне.

Также следует обратить внимание на то, что, закрепляя обязанность лица, входящего в состав корпорации, участвовать в образовании её имущества (в гл. 4 ст. 65.2 ГК РФ), законодатель не в полной мере учитывает особенности отношений, возникающих в рамках некоммерческих организаций и их отдельных форм. Например, участие лиц, входящих в состав общественных организаций, носит, прежде всего, личный характер, поскольку их участие в формировании имущества организации не является обязательным. Внесение соответствующих взносов, как правило, устанавливается либо актами самой организации, либо является добровольным. Так, источниками формирования имущества общественного объединения являются в том числе вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом, добровольные взносы и пожертвования (ст. 31 Закона об общественных объединениях).

Таким образом, корпоративные отношения занимают особое место в предмете регулирования гражданского законодательства и характеризуются действием норм не только о юридических лицах в целом, но и решениями собраний, выражающих действия участников корпорации, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия. Изменения и дополнения гражданского законодательства о юридических лицах, наделившие участников корпоративных организаций правами и обязанностями по отношению к самой корпорации (гл. 9.1 «Решения собраний» ГК РФ), существенно обогатили внутреннее правовое регулирование юридических лиц корпоративного типа.

Список литературы

1. Аминов И.И. Государственный аппарат в условиях административной и судебной реформы (теоретико-правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - C. 14, 15.

2. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты // СПС «КонсультантПлюс».

3. Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России: монография. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Проспект, 2017. - 352 с.

4. Антонова Е.С. Понятие, содержание и особенности корпоративных прав // Юридический мир. -2000. - № 11. - С. 24-28.

5. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. - М.: Госюриздат, 1963. - 196 с.

6. Камышанский В.П., Карнушин В.Е. Гражданское правоотношение: социально-психологический аспект. - М.: Статут, 2016. - 222 с.

7. Категории науки гражданского права: избр. тр.: в 2 т. Т. 1. - М.: Статут, 2005. - С. 48, 49, 54, 55.

8. Лескова Ю.Г. Саморегулируемые организации в системе некоммерческих корпоративных организаций // Юридическая наука. - 2011. - № 3. - С. 39.

9. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика её применения в хозяйственных обществах. - М.: Статут, 2008. - 509 с.

10. Майорова К.И. Корпоративные отношения в некоммерческих организациях: проблемы определения, природы и содержания // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 6 (55). - Июнь. -С.121-125.

11. Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных правоотношений (правовой аспект). - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2004. - 113 с.

12. Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. - Екатеринбург, 2005. - 336 с.

13. Рожкова М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник ВАС РФ. -2005. - № 9. - С. 138.

14. Сперанский В.К. Именные эмиссионные ценные бумаги в системе корпоративного и акционерного правоотношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - Краснодар, 2005. - 29 с.

15. Степанов П.В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 1999. - 190 с.

16. Суханов Е.А. О Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник гражданского права. - 2010. - № 4. - С. 4-21.

17. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. - М., 2014. - 456 с.

18. Эрделевский А.М. О защите личных неимущественных прав акционеров // Хозяйство и право. -1997. - № 6. - С. 70.

19. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - 224 с.

References

1. Aminov !.!. Gosudarstvennyj apparat v usloviyah administrativnoj i sudebnoj reformy (teoretiko-pravovye aspekty): аvtoref. dis.... kand. yurid. nauk. - M., 2005. - S. 14, 15.

2. Andreev Yu.N. Mekhanizm grazhdansko-pravovoj zashchity // SPS "Konsul'tantPlyus".

3. Andreev V.K., Laptev V.A. Korporativnoe pravo sovremennoj Rossii: monografiya. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Prospekt, 2017. - 352 s.

4. Antonova E.S. Ponyatie, soderzhanie i osobennosti korporativnyh prav // Yuridicheskij mir. - 2000. -№ 11. - S. 24-28.

5. Bratus 'S.N. Predmet i sistema sovetskogo grazhdanskogo prava. - M.: Gosyurizdat, 1963. - 196 s.

6. Kamyshanskij V.P., Karnushin V.E. Grazhdanskoe pravootnoshenie: social'no-psihologicheskij aspekt. -M.: Statut, 2016. - 222 s.

7. Kategorii nauki grazhdanskogo prava: izbr. tr.: v 2 t. T. 1. - M.: Statut, 2005. - S. 48, 49, 54, 55.

8. Leskova Yu.G. Samoreguliruemye organizacii v sisteme nekommercheskih korporativnyh organizacij // Yuridicheskaya nauka. - 2011. - № 3. - S. 39.

9. Lomakin D.V Korporativnye pravootnosheniya: obshchaya teoriya i praktika ee primeneniya v hozyajstvennyh obshchestvah. - M.: Statut, 2008. - 509 s.

10. Majorova K.!. Korporativnye otnosheniya v nekommercheskih organizaciyah: problemy opredeleniya, prirody i soderzhaniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2015. - № 6 (55). - Iyun'. - S. 121-125.

11. Pahomova N.N. Osnovy teorii korporativnyh pravootnoshenij (pravovoj aspekt). - Ekaterinburg: Nalogi i finansovoe pravo, 2004. - 113 s.

12. Pahomova N.N. Civilisticheskaya teoriya korporativnyh otnoshenij. - Ekaterinburg, 2005. - 336 s.

13. Rozhkova M.A. Korporativnye otnosheniya i voznikayushchie iz nih spory // Vestnik VAS RF. - 2005. -№ 9. - S. 138.

14. Speranskij V.K. Imennye emissionnye cennye bumagi v sisteme korporativnogo i akcionernogo pravootnoshenij: avtoref. dis. ... kand. yurid. Nauk: 12.00.03. - Krasnodar, 2005. - 29 s.

15. StepanovP.V. Korporativnye otnosheniya v kommercheskih organizaciyah kak sostavnaya chast' predmeta grazhdanskogo prava: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03. - M., 1999. - 190 s.

16. Suhanov E.A. O Koncepcii razvitiya grazhdanskogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii // Vestnik grazhdanskogo prava. - 2010. - № 4. - S. 4-21.

17. Suhanov E.A. Sravnitel'noe korporativnoe pravo. - M., 2014. - 456 s.

18. ErdelevskijA.M. O zashchite lichnyh neimushchestvennyh prav akcionerov // Hozyajstvo i pravo. - 1997. -№ 6. - S. 70.

19. Yakovlev V.F. Rossiya: ekonomika, grazhdanskoe pravo (voprosy teorii i praktiki). - M.: RIC ISPI RAN, 2000. - 224 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.