Научная статья на тему 'Понятие преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов'

Понятие преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1993
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

Рассматриваются основные криминологические характеристики преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19(200). Право. Вып. 24. С. 84-86.

Е. В. Кунц

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НА ПОЧВЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ

Рассматриваются основные криминологические характеристики преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов.

Ключевые слова: межнациональный конфликт, религиозный конфликт, преступность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за деяния, направленные на нарушение принципа равенства граждан по их национальной или расовой принадлежности, на возбуждение межнациональной, расовой, религиозной вражды, полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Однако преступность, порождаемая межнациональным, расовым или религиозным конфликтом, в настоящее время недостаточно исследована. В криминологии этот вид преступности специально не выделяется, хотя в правоохранительных органах уже ведется статистический учет такого вида преступлений.

Ю. Н. Демидов относит преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов к преступности в экстремальных ситуациях, включая и массовые беспорядки, и террористические акты, и групповые драки, а также все преступления на почве межнациональной розни. Экстремальные события и их последствия можно подразделить на локальные, региональные и глобальные. Критерием данной классификации считается степень пораженности той или иной местности негативными последствиями события1.

Р. А. Сабитов отделяет преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов от других ее видов по признаку направленности против лиц другой национальности или расы, принадлежности к религии, мотиву совершения преступления: ненависть, неприязнь, враждебность, нетерпимость к лицам другой национальности и расы2.

В. В. Лунеев объединяет преступления, причиной которых явились межнациональные и межплеменные конфликты, в отдельный вид преступности, называя ее преступностью в межнациональных конфликтах: 1986 г. — Алма-Ата; 1988 г. — Сумгаит, Нагорный Карабах; 1989 г. — Тбилиси, Ашхабад; 1990 г. — Баку, Душанбе, Ташкентская область; 1991 г. — Южная Осетия, Северная Осетия, Нагорный Карабах; 1992 г. — Абхазия, Грузия, Северный Кавказ; 1993 г. —

Абхазия, Грузия, Нагорный Карабах; 1994 г. — Абхазия, Азербайджан, Нагорный Карабах, Чечня; 1995-1996 гг. — Абхазия, Таджикистан, Чечня3. Не вызывает сомнения тот факт, что такой вид преступности порождают межнациональный, религиозный конфликты, освобождая негативную энергию людей, демонстрируя безнаказанность и воплощая идею так называемой «справедливости».

В отечественной научной литературе понятие конфликта однозначно не определено, существует неясность и в таких понятиях, как религиозные явления, религиозные процессы, которые близки к конфликту, но таковыми не являются.

Конфликт — это противоборство сторон, которое обусловлено противоположностью или существенными различиями интересов, взглядов и ценностных ориентаций4, то есть ситуация, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга4. Для начала конфликта, как показывает мировой опыт, требуется наличие трех условий.

Во-первых, нужна конфликтная ситуация. Речь идет об объективном сочетании разных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обуславливают, как правило, несовместимые требования к различным лицам. Одни и те же, но с противоположным знаком требования, притязания или возможности открываются для двух сторон, причем удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой. Во-вторых, нужны конфликтные личности (конфликтные группы). Наличие одной конфликтной ситуации еще недостаточно для конфликта, если стороны миролюбивы. В-третьих, нужно иметь повод для конфликта, то есть такое внешнее обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий5.

Исследования, проведенные П. Сорокиным, свидетельствуют о том, что на протяжении более чем 24-х веков истории развития человечества в среднем приходилось лишь четыре мирных года

на каждый год, сопровождающийся различными конфликтами серьезных масштабов (войнами, революциями, восстаниями)6. Так, например, за период с 1900 по 1961 гг. в мире произошло 363 революции7.

Значительную помощь при анализе насилия в межнациональных конфликтах может оказать опыт зарубежных исследований, которые стали актуальны в конце 60-х гг. прошлого столетия. Это объясняется тем, что в это время резкий всплеск гражданского насилия в странах Европы и Америки проявился, в частности, в возникновении и деятельности массовых общественных движений, в студенческих выступлениях, расовых волнениях и беспорядках в городах США.

Необходимо отметить, что преступные деяния совершаются зачастую агрессивной толпой или в толпе. В ней в условиях непосредственного общения происходит процесс эмоционального заражения, в результате чего возрастает число людей, охваченных общей эмоцией. С повышением внушаемости уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально перерабатывать воспринимаемую информацию. В толпе возникает ощущение собственной анонимности, безнаказанности и чувство силы. Под влиянием толпы субъект совершает то, на что он никогда бы не решился в одиночку8. Как правило, межнациональные и религиозные конфликты сопряжены с противодействием власти и силам правопорядка.

В подтверждение существования преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов и в целях выявления ее признаков приведем некоторые примеры преступлений, совершенных с 1986 по 1998 гг.

В декабре 1986 г. студенты алма-атинских вузов вышли на улицу, протестуя против того, что вместо первого секретаря ЦК КП Казахстана Д. Кунаева был назначен первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Г. Колбин (по национальности русский). В результате столкновений два человека погибли, тысячи получили различные травмы. Для восстановления порядка впервые со времени начавшейся перестройки были применены войска. Это был первый случай открытого выступления против московских властей, положивший начало межнациональным конфликтам в годы перестройки. Уроки из этих событий не были извлечены, и поэтому уже через год с небольшим в феврале 1988 г. начались кровавые столкновения в Нагорном Карабахе,

а затем произошел погром в Сумгаите, в котором приняли участие граждане азербайджанской национальности, в основном молодежь. Они участвовали в погромах квартир, поджогах, избиениях, изнасилованиях и убийствах ни в чем не повинных жителей армянской и других национальностей9.

В ноябре 1988 г. произошла новая вспышка межнациональной вражды. В Кировобаде, Закаталы, Шеки и других населенных пунктах Азербайджана во время массовых беспорядков были совершены многочисленные преступления на национальной почве10.

В Нагорном Карабахе в течение года наблюдались стычки между армянами и азербайджанцами с применением холодного и огнестрельного оружия, самодельных взрывных устройств, бутылок с зажигательной смесью, имелись и случаи нападений на сотрудников милиции и военнослужащих, обстрелы из засады людей и транспортных средств, неоднократно предпринимались попытки блокировать движение по дорогам.

В июле 1989 г. в Исфаринском районе Таджикской ССР произошел конфликт между таджиками и киргизами по поводу пользования оросительным каналом и землей на границе между республиками. В нем участвовали тысячи людей, было применено оружие11.

В это же время в г. Сухуме Абхазской АССР между грузинами и абхазами произошли столкновения на межнациональной почве, повлекшие гибель 16 человек и госпитализацию 186 человек. Поводом послужили разногласия между ними в связи с организацией в Сухуми филиала Тбилисского государственного университета12.

В январе 1990 г. Народный фронт Азербайджана, ставший, по сути, оппозиционной партией, пытался осуществить план захвата власти. Для этого он создал структурные ячейки, параллельные государственным, сплотился организационно и поставил под ружье десятки тысяч людей.

В феврале 1990 г. массовые беспорядки произошли в г. Душанбе. Поводом к ним послужил прошедший по городу слух о приезде пяти тысяч армян, которым якобы без очереди дают квартиры. В действительности же прибыло 47 беженцев из Закавказья (русских, армян, азербайджанцев), которые собирались жить у родственников.

В июне 1990 г. в Ошской области произошел межнациональный конфликт между киргизами и узбеками, поводом к которому послужило

стремление группы киргизской молодежи захватить 32 гектара пахотной земли, принадлежащей колхозу с преимущественно узбекским населением, для строительства индивидуальных домов. Столкновения распространились на 30 населенных пунктов Ошской области.

В начале ноября 1990 г. усилилась конфронтация гагаузов с руководством Молдовы в связи с намерением первых образовать Приднестровскую республику. Произошли столкновения между отрядами самообороны гагаузов, молдовских добровольцев, милиции13.

Известны факты дискриминации инонациональной части населения и военнослужащих в республиках Советской Прибалтики, морального террора, дискриминации всех несогласных, глумления над символами государства и памят-никами14.

Вспышки шовинистической активности наблюдались в Москве, Ленинграде и других городах. Назревал межнациональный конфликт в Саратовской области между русскими и немецкой частью населения по поводу создания Немецкой АССР. В адрес немцев публично допускались оскорбительные выпады, имели место угрозы и требования уехать из области, приехавшим отказывали в приеме на работу, проводилась антинемецкая агитация15.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в стране поднялась волна антисемитизма, возникали экстремистские группировки, программы которых предусматривали дискриминацию евреев. Некоторые литературные издания, например, журналы «Молодая гвардия», «Наш современник», выступали с антисемитских позиций. В средствах массовых информации распространялись слухи о предстоящих еврейских погромах16.

Межнациональная напряженность повлияла на отношение населения к армии, военнослужащим и на взаимоотношения между ними. Национальную окраску стали приобретать случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими. В 1989 г. по национальным мотивам в армии было совершено 60 преступлений.

Повышенная общественная опасность деяний, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье, достоинство граждан, в том числе преступлений, совершаемых на почве межнациональных и религиозных конфликтов, обусловлена:

1) использованием виновными условий обще -ственного бедствия как фактора, облегчающего совершение преступлений;

2) совершением преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии (женщин, стариков, детей);

3) преобладанием низменных мотивов поведения виновных;

4) увеличением объема общественных отношений, одновременно подвергаемых противоправным посягательствам;

5) массированным и интенсивным противодействием правоохранительным органам.

Таким образом, преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов — социально-правовое явление, которое состоит из совокупности преступных посягательств на социальные отношения в сфере развития и самоуправления наций как этнических общностей, обеспечения целостности их территорий, культурно-исторического достояния, равноправия граждан всех национальностей, проживающих на определенной территории, а равно преступных посягательств на права, законные интересы, свободы граждан и правопорядок, осуществленных с использованием обстановки межнациональных и религиозных конфликтов.

Примечания

1 См.: Криминология / под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 633.

2 См.: Сабитов, Р. А. Преступность на почве межнациональных конфликтов и уголовно-правовые меры борьбы с нею. Хабаровск, 1991. С. 8.

3 См.: Лунеев, В. В. Преступность XX века. М., 1997.

С. 354-361.

4 См.: Кудрявцев, В. Н. Проблемы конфликтологии // Социс. 1993. № 9. С. 52.

5 Там же. С. 54.

6 Sorokin, Р. Sozial and Cultural Dynamics vol // New York. 1937. Р. 409-475.

7 Calvert, P.A. Study of Revolution. Ocford, 1970.

8 См.: Рогачевский, Л. А. Эмоции и преступления. Л., 1984. С. 15.

9 См., напр.: Пральников, А. Нуждается в дополнительном расследовании // Моск. новости. 1988. 20 нояб.; Сумгаит: прокуратура продолжает следствие // Нагорный Карабах: разум победит. Документы и материалы. Баку, 1989. С. 180-181.

10 Известия. 1989. 5 января.

11 Правда. 1989. 16 июля.

12 Правда. 1989. 18, 19 июля.

13 Известия. 1990. 4 ноября.

14 См.: Заявление ЦК КПСС о положении в республиках Советской Прибалтики // Правда. 1989. 28 авг.; Заявление Политбюро ЦК КПСС «Об антидемократических актах и нарушениях прав человека в Литовской ССР» // Правда. 1990. 30 нояб.

15 См.: Кичихин, А. Дранг нах вестей! — Анатомия конфликта // Мегаполис-экспресс. 1990. 14 июня. С. 14.

16 См.: Рогов, С. Существует ли у нас еврейский вопрос? // Правда. 1990. 22 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.