В.А. Пономарёв
К ВОПРОСУ О ГЕНОЦИДЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА В ТУРЦИИ И ЗАКАВКАЗЬЕ
В Х1Х-ХХ вв.
Рассматривается проблема геноцида. Исследуются и анализируются исторические факты применения геноцида по отношению к армянскому населению со стороны турецких властей в Х1Х-ХХ вв. и властей Азербайджанской ССР в конце ХХ в. Ключевые слова: Армения; геноцид; Турция.
Политика геноцида и действия, применённые по отношению к армянскому народу, берут начало с тех времён, когда тюркские племена вторглись из Дальнего Востока и Средней Азии в Армению и Малую Азию. Кровавый режим Османской Турции был нетерпим не только для армян, но и для других народов. Избиения, грабёж, насилие, осуществлённые по отношению к армянам турецкими правителями, и религиозная неприязнь продолжались на протяжении пяти веков. Что касается массовых убийств, они учинялись начиная с
XIX в. и продолжались до 20-х гг. XX в.
Геноцид армян был поднят до уровня государственной политики в период правления Абдул-Гамида II - печально известный период «зулума» (чудовищная смута). Пользуясь попустительством великих держав, правители султанской Турции фанатично продолжали взятую на вооружение политику арменоцида. История показала, что Берлинский конгресс сверхдержав (1878 г.) не решил армянский вопрос, что послужило причиной трагедии западных армян. После этого конгресса не только не были претворены в жизнь предначертанные реформы и преобразования в Западной Армении, но началось массовое истребление армянского населения. В период правления султана Абдул-Гамида II была разработана и осуществлена страшная программа арменоцида. Воспользовавшись благоприятными для режима условиями капитуляции, султан Абдул Гамид II практически отказался проводить в Западной Армении реформы в интересах армянского населения. Собственно, другого нельзя было ожидать от деспота, который публично заявил после Берлинского конгресса, что для решения армянского вопроса нужно истребить армянский народ [1. С. 5].
В начале века младотурецкие правители совершили по отношению к армянам первое преступление. На апрель 1909 г. турки наметили депортацию армян-вилайетов Аданы и Мараша. Они организовали и осуществили страшную резню армян в Адане и в прилежащих армянонаселённых селениях. На этой территории Киликии турецкими войсками варварски были уничтожены более 35 тыс. армян, разрушены армянские кварталы Аданы и близлежащие армянские сёла. Материальный ущерб армян Аданы составил более чем 80 млн долл. [2. С. 378]. За это преступление младотурок никто не понёс наказания, а губернатор Аданы был удостоен правительственной награды. Резня армян в 90-х гг. XIX в. и в 1909 г. в Адане подтвердила запланированный геноцид, разработанный младотурецкими правителями на государственном уровне. Турецкая сторона поводом для геноцида армян считала также армянское добровольческое движение. Эти аргументы также беспочвенны, поскольку целью армянского добровольческого движения являлись самооборона и национальное самоопределение.
Геноцид армян начался и был приведён в исполнение в несколько этапов. Первый - с 1 ноября 1914 г. по 20 апреля 1915 г. Второй - с 20-24 апреля 1915 г. до декабря того же года. В этот период в основном была осуществлена депортация и физическое уничтожение западных армян. Третий - с декабря 1915 г. по октябрь 1918 г. В этот период продолжились насильственное обращение в магометанство и уничтожение оставшейся части западных армян. Одновременно во время походов, предпринятых турецкими войсками на Восточную Армению, началось и истребление восточных армян. Геноцид армян продолжился и в последующие годы. Для осуществления арменоцида была создана 10-тысячная специальная организация «Теш-килят-ы мех-суссе» (штаб отрядов «Теш-килят-ы мехсуссе» был размещён в Эрзеруме, его возглавили видные деятели «Иттихада» Азиз-бей и доктор Назим), которая должна была осуществлять организацию и контроль над всеми действиями. Одним из первых шагов в геноциде армян была мобилизация армянских мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Они были расстреляны по особому специальному приказу Энвера-паши. За короткое время было расстреляно более чем 60 тыс. армянских воинов [2. С. 373].
Первая мировая война, ознаменовавшаяся блестящими русскими победами над турками, казалось, должна была принести освобождение подъярёмному армянскому народу в Турции, но произошло иное. Видя, что они проигрывают войну, турки учинили неслыханную резню армян. Воспользовавшись военной обстановкой, младотурецкое правительство (Талаат, Энвер, Джемаль и др.) в 1915 г. осуществило чудовищную акцию геноцида в отношении жителей Западной Армении, объявив их всех «русскими агентами», «врагами империи». Было уничтожено полтора миллиона человек. Лишь немногим удалось спастись бегством. Из трехмиллионного армянского населения Турции уцелело лишь несколько десятков тысяч, и появилось новое слово, теперь широко употребляемое во всём мире, - «геноцид» [3].
В 30-х гг. ХХ в. Премьер-министр Великобритании (1940-1945, 1951-1955 гг.) Уинстон Черчилль (18741965) отмечал: «В 1915 г. турецкое правительство начало проводить по отношению к армянам, жившим в Малой Азии, политику беспощадной массовой резни и высылок. 300 или 400 тыс. мужчин, женщин и детей бежали на русскую территорию, а отчасти в Персию и Месопотамию. Но Малая Азия была настолько основательно очищена от армянских элементов, насколько только могли достичь этого подобные меры, проводимые в самом широком масштабе. По приблизительным подсчётам, этим репрессиям подверглись 1 млн 250 тысяч армян, из которых погибло больше полови-
ны. Нет никакого сомнения, что это преступление было задумано и выполнено по политическим мотивам...» [4].
Однако уже в начале этих бедствий по личному приказанию Государя Императора Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 млн 651 тыс. душ армянского населения Турции было спасено 375 тыс., т.е. 23%, что само по себе является исключительно внушительной цифрой. То есть в лице России армяне имели защитницу от агрессии мусульманских держав, прежде всего от Турции и Ирана [5. С. 90].
Кровавые события геноцида времён Первой мировой войны на этом не закончились. В Закавказье пришла советская власть. Что она принесла многострадальному армянскому народу в Армении и Карабахе? Обратимся к истории. 26 августа 1919 г. под сильным давлением англичан VII съезд Карабаха заключил временное соглашение с правительством Азербайджана, в соответствии с которым до решения вопроса о нагорной части Карабаха на мирной (Парижской) конференции Нагорный Карабах будет временно в пределах Азербайджана [6]. При этом данное соглашение не изменило статуса Нагорного Карабаха, который по-прежнему оставался самостоятельной политической единицей. Основываясь в том числе и на этом соглашении, Лига Наций включила вопрос о Нагорном Карабахе в повестку Парижской мирной конференции [7. С. 173-174; 8. С. 23-25]. В начале 1920 г. Азербайджан перебросил к границе Нагорного Карабаха крупные соединения регулярной армии и множество иррегулярных соединений.
19 февраля 1920 г. азербайджанский представитель обратился к Национальному совету Карабаха с требованием «немедленно решить вопрос окончательного присоединения Карабаха к Азербайджану». С 28 февраля по 4 марта 1920 г. состоялся VIII съезд Карабаха, который отверг это требование. Получив отказ, мусаватистские войска, подкреплённые частями турецкой регулярной армии, начали широкомасштабные боевые действия против Карабаха. 23 марта 1920 г. турецко-азербайджанские войска взяли столицу Карабаха г. Шуши, уничтожив более 20 тыс. армян.
23 апреля 1920 г. состоялся IX съезд Карабаха, который аннулировал соглашение от 26 августа ввиду организованного нападения азербайджанских войск на мирное армянское население Карабаха, истребления населения в Шуши и в деревнях [9. Л. 98]. Съезд также объявил о присоединении Нагорного Карабаха к Республике Армения как неотъемлемой её части.
5 июля 1921 г. на внеочередном заседании пленума Кавбюро РКП(б) под давлением Сталина и без учёта волеизъявления народа Карабаха край был передан Азербайджану с предоставлением ему широкой областной автономии с административным центром в г. Шуши [10. Л. 67]. 7 июля 1923 г. на части территории края была образована Автономная Область Нагорного Карабаха (впоследствии переименованная в Нагорно-Карабахскую Автономную Область). Оставшаяся часть Нагорного Карабаха была включена в состав Азербайджанской ССР. Областным центром стал не г. Шуши, а Степанакерт, который тогда был маленьким населённым пунктом. Территория Нагорного
Карабаха была расчленена таким образом, что он стал анклавом. Попытки поднять проблему Нагорного Карабаха перед центральными органами СССР предпринимались в 1930, 1945, 1965, 1967 и 1977-е гг., но все они были жестоко подавлены.
С конца 1987 г. начинается новый этап карабахского движения, который характеризуется проведением митингов и демонстраций с участием десятков тысяч жителей области. 20 февраля 1988 г. состоявшаяся в Степанакерте внеочередная сессия областного Совета народных депутатов приняла следующее решение: «Заслушав и обсудив выступления депутатов областного Совета народных депутатов НКАО о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов решила:
Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР» [11]. Это вызвало демонстрации поддержки в Ереване и митинги протеста в Азербайджане. Инцидент с гибелью двух азербайджанцев в г. Аскеран во время демонстрации протеста привел к эскалации межнационального конфликта [12. С. 182]. Погромы, избиения и убийства армян в Сумгаите, расположенном в получасе езды на автобусе от Баку, совершались средь бела дня на виду у большого числа зевак, спешащих по своим делам прохожих. Пик совершённых азербайджанскими погромщиками преступлений пришёлся на 27-29 февраля. Этим событиям предшествовала волна антиармянских выступлений и митингов, прокатившаяся в феврале 1988 г. по всему Азербайджану.
Почти вся территория 250-тысячного города стала ареной массовых беспрепятственных погромов армянского населения. Погромщики врывались в квартиры, имея на руках заранее составленные списки проживающих там армян. Вооружены они были металлическими прутьями (куски арматуры), камнями. Использовались также топоры, ножи, бутылки и канистры с бензином. О количестве погромщиков можно судить хотя бы по тому факту, что, как отмечают многие очевидцы, в налёте на отдельные квартиры принимали участие одновременно группы по 50-80 человек. Такие же толпы (до сотни участников) бесчинствовали на улицах. Десятки убитых (по уточнённым, но всё же неполным данным, число погибших армян составило, по меньшей мере, 53 человека), значительная часть которых - заживо сожжённые после избиений и пыток. Сотни ни в чём не повинных людей получили ранения различной степени тяжести, стали инвалидами. Свыше двухсот разгромленных квартир, десятки сожжённых или разбитых автомобилей, десятки разгромленных мастерских, магазинов, киосков. Тысячи беженцев. В лучшем
случае гробовое молчание, а в худшем - попытки оправдать содеянное со стороны людей, называвших себя интеллигенцией и «солью» азербайджанской нации. Весь армянский народ, Верховный Совет Армянской ССР, широкая общественность СССР резко осудили чудовищное злодеяние в Сумгаите. Газета «Известия» отмечала, что приходится признать «горькое, дикое, непостижимое: людей убивали, калечили физически и нравственно только потому, что они другой национальности» [13].
Погром, совершённый в Сумгаите в последних числах февраля 1988 г., так и не получил адекватной политической и юридической оценки, а его организаторы и главные исполнители не только ушли от наказания, но и имена их остались до сих пор неизвестными широкой мировой общественности. Таким образом становится совершенно очевидно, что в Сумгаите был совершён спланированный и организованный азербайджанскими властями геноцид, направленный не только на устрашение всей армянской общины в Азербайджане, но и преследующий вполне конкретную цель - полную ликвидацию армянской общины Сумгаита или, как сейчас говорят, этническую чистку города. Союзное руководство всячески затушевало этнополитическую сущность конфликта и винило в его эскалации некие мафиозные силы. Комитет особого управления был упразднён за бесполезностью в ноябре 1989 г. Бессилие центра активизировало местную инициативу. Началась война законов. Верховный Совет Азербайджана упразднил статус автономной области. В ответ Верховный Совет Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) провозгласил независимость, а Верховный Совет Армении объявил о создании Армянской Республики на территории Армянской ССР и НКАО [12.
С. 183]. Последовавшие за этим армянские погромы в Баку вызвали ввод войск и январскую трагедию 1990 г. В столицу НКАО Степанакерт также был введён полк советских войск. Ситуация окончательно вышла из-под контроля союзных властей. Началась открытая война с нарастающей жесткостью и переменным успехом сторон. В район конфликта потянулись наёмники. Война стала источником опыта и оружия для участников последующих конфликтов в СНГ [12. С. 183].
Конфликт в Карабахе привёл к столкновению по всему периметру армяно-азербайджанских границ. Официально война не признавалась обеими республиками. Конфликт считался внутренним делом Азербайджана. Постепенно обозначилось преимущество лучше вооружённой и более грамотной армии Карабаха. Основную тяжесть военных действий с армянской стороны несли воинские части армян Нагорного Карабаха. К концу 1992 г. войска НКР насчитывали не менее 7 тыс. человек. В августе 1992 г. руководство НКР провело всеобщую мобилизацию граждан Нагорного Карабаха, в результате которой под ружьё могло быть поставлено около 30 тыс. человек. Фактически это максимум сил, который могли собрать карабахские армяне, и реальная численность армии наверняка была меньшей. Армии НКР оказывали поддержку (особенно до лета 1992 г.) небольшие контингенты добровольцев из собственно Армении, направлявшиеся в Карабах на ротационной основе. Армянские власти категорически отрицают
официальное участие вооружённых сил самой Армении в карабахском конфликте, и имеется мало данных
об обратном. Всеобщая мобилизация в Армении до сего дня не объявлялась. До лета 1992 г. Армения официально выступала против формирования отдельных армий в республиках СНГ и за создание объединённых вооружённых сил СНГ под командованием Москвы. Когда эта позиция не нашла поддержки со стороны других стран - членов СНГ, Армения летом 1992 г. объявила о создании собственной армии. Этот период также служит водоразделом между чисто добровольческими силами карабахских армян, подкреплёнными волонтерами из Армении (из которых неустановленное число, по некоторым сведениям, большинство, состояло из армян карабахского происхождения, проживавших за пределами Карабаха), и регулярной армией НКР со своим центральным командованием и военной структурой, отличной от армии самой Армении [14]. Зимой 1992-1993 гг. азербайджанская армия отступила, потеряв Зангезур, Гардез, Физули, Лачин, Кельбад-жар с территориями районов. Погибло в конфликте 1014 тыс. человек - военнослужащих и мирных граждан Нагорного Карабаха [12. С. 183].
Россия и российский народ никогда не стояли в стороне и не наблюдали безучастно за кровавыми событиями геноцида по отношению к армянскому народу, где бы то ни было и в какое бы время не происходили события: в 1915 г. в Турции или в 80-90-х гг.
XX в. в Нагорном Карабахе. И этому есть многочисленные подтверждения. Попытки прекратить конфликт российской стороной предпринимались начиная с декабря 1991 г. Но лишь 12 мая 1994 г. в Москве при посредничестве Совета глав государств СНГ был подписан договор о прекращении огня. Урегулирование конфликта приняло международный характер, так как одностороннее российское посредничество Азербайджан не принял. Миротворческие войска введены не были, стороны сами соблюдают условия перемирия. Урегулирование конфликта идёт в рамках ОБСЕ. Созданная ещё
24 марта 1992 г. для урегулирования конфликта группа представителей 12 стран во главе с сопредседателями от России, Франции и США пока не добилась успехов. Последние серьёзные усилия в разрешении конфликта были предприняты в 2002 г. [12. С. 183].
Вероятнее всего, Карабахский конфликт не имеет быстрого решения. Карабах, располагая серьёзной армией в 25 тыс. человек и имея мощное вооружение, не станет лёгкой добычей для военного решения проблемы. Получив немалой ценой независимость, армяне Карабаха не пойдут ни на какой вариант подчинения Баку. Азербайджан же будет добиваться возвращения утраченной территории под свой контроль, не принимая формулы «территория в обмен на мир». Любые переговоры обречены на провал без участия Нагорного Карабаха, руководителей которого к столу не зовут. Армении нужен мир, но не любой ценой. Посредники, в том числе и Россия, стараются найти компромисс. Например, признание формулы «общего государства», когда неопределённая формулировка даст сторонам возможность сохранить лицо: Азербайджану формально сохранить целостность, Карабаху - получить фактическую независимость. Создавшееся положение объек-
тивно ослабляет позиции Азербайджана и Армении, оставляет бедственным положение населения Карабаха [12. С. 183-184].
Мировое сообщество никогда не забывало прошлого Османской империи, и такие факты, как геноцид армян, на протяжении всей истории турецкой республики создавали серьёзные проблемы тому, кто определял её внешнеполитический курс. Для кемали-стской системы, базирующейся на приоритете «наднационального», невозможно признать факт геноцида армян из-за опасности потерять легитимность. Вот почему отрицание факта геноцида армян имеет под собой и исторические, и национальные, и политологические основы, связанные с мировоззренческим восприятием Турцией своей роли в мире и регионе. В принципе Турецкая республика, придерживающаяся так называемой «кемалистской» идеологии, имеет определённые формальные основания отвергнуть османское наследие и осудить геноцид 1915 г., осуществлённый свергнутым кемалистами младотурецким режимом. Но власть предпочла наложить на эту тему запрет и жестко реагировала на любые попытки мировой общественности вернуться к оценке давних событий [15]. В основе отказа Турции признать геноцид армян находится националистическое наследие идеологии пантюркизма. Турция не признает факт геноцида, т.к. турецкие руководители отчётливо представляют себе международно-правовые последствия преступления геноцида. По мнению исследователей, именно юридический характер ответственности за
геноцид побуждает Турцию систематически сопротивляться признанию самого факта геноцида армян вплоть до эскалации официальной кампании отрицания геноцида армян. Турецкое государство мобилизует все возможности, тратит огромные средства в целях политического давления на правительства, организует подкуп средств массовой информации, прибегает к платным услугам профессиональных лоббистских организаций и т.п. Делается всё, чтобы не допустить даже постановки вопроса о возможности признания геноцида, не говоря уже о материальной компенсации морального ущерба.
После окончания Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные Международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 г. В настоящее время политику геноцида по отношению к армянскому народу признали многие страны мира, в том числе и Россия, и решительно осуждают это бесчеловечное проявление политики одного народа по отношению к другому.
ЛИТЕРАТУРА
1. Геноцид армян в Османской империи: Сб. материалов. Ереван, 1982. C. 5.
2. ШамбаровВ.Е. За веру, царя и Отечество! М.: Изд-во Эксмо, 2003. 768., илл.
3. Режим доступа: http://www.nasledie.ru/voenpol/14_21/article.php?art=19
4. Уинстон Черчилль. Мировой кризис. М., 1932. 227 с.
5. Хандорин В.Г. Страны СНГ и Балтии: Курс лекций. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2008. 164 с.
6. Знамя Труда. 1919. 26 авг.
7. League of Nations, the Records of the First Assembly, Meetings of the Committees II. Geneva, 1920. Р. 173-174.
8. К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР (1918-1925). Документы и материалы. Баку, 1989.
С. 23-25.
9. Центральный исторический архив Армении. Ф. 220. Оп. 1. Д. 581. Л. 98.
10. Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА ИМЛ). Ф. 17. Оп. 13. Д. 384. Л. 67.
11. Советский Карабах. 1988. 21 февр.
12. Зиновьев В.П. Страны СНГ и Балтии: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 296 с.
13. Известия. 1988. 14 мая.
14. Режим доступа: http://poli.vub.ac.be/publi/ContBorders/rus/ch0102.htm
15. Араз Бюлент, Каракаш-Келеш Хавва. Армяно-турецкие отношения: критический анализ. Режим доступа: http://www.axisoflogic.com/ artman/publish/article_22549.shtml
Статья представлена научной редакцией «История» 11 февраля 2009 г.