ПОНЯТИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
А.В. Виноградов
I I редпринимательст-во, в том числе и российское, имеет многовековую историю. Со временем оно меняло или развивало формы, но при этом сохраняло свою сущность. Мировая научная мысль на протяжении длительного времени активно занималась и теорией и практикой предпринимательства. Приоритет научной мысли по проблемам предпринимательства принадлежит зарубежным экономистам, которые внесли несомненный вклад в разработку теорий и концепций его развития.
Сам термин «предприниматель» был введен в научный оборот в XVIII веке английским экономистом Ричардом Кантильоном, который охарактеризовал предпринимателя как человека с неопределенными нефиксированными доходами [1].
Анализ понятия «предприниматель-
ВИНОГРАДОВ
Артур
Владимирович -
исполнительный директор компании «НПО», г. Москва
ство» встречается в работах Д. Рикардо, А. Смита, Ф. Уокера, А. Шапиро и других ученых [2-4].
По мнению французского экономиста Ж.-Б. Сэя, предприниматель - это лицо, которое, рискуя, берется за свой счет и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Сэй подчеркивал активную творческую роль предпринимателя как управляющего и координатора факторов производства [5].
С точки зрения основателя кембриджской школы политической экономии, английского экономиста А. Маршалла, предпринимательство представляет собой высококвалифицированный труд по текущему управлению предприятием [6, с. 193].
Представителями классической теории предпринимательства считаются Л. Бретано, М. Вебер, В. Зомбарт и Й. Шумпетер. Классическая теория предпринимательства является дискриптивно-объясняющей -она объясняет природу и социальные роли социальной группы предпринимателей, при этом предприниматель рассматривается прежде всего с точки зрения его функционально-ролевой специфики в производственном процессе, основанием для анализа признается только хозяйственная функция предпринимателя как единственная его общественная роль [7-10].
По В. Зомбарту, предприниматель - это «завоеватель», «организатор», «торговец». Он видел ключевую отличительную черту истинного предпринимателя в том, что важнейшая цель его деятельности должна заключаться в стремлении к процветанию и росту его дела, а подчиненная, причем часто неосознанная, - в увеличении прибыли, так как без этого невозможно процветание.
Теоретики научно-технического прогресса (К. Фримен) и менеджмента (П. Дракер) безоговорочно признают, что последовательная теория предпринимательства была впервые предложена Й. Шумпетером [10-13]. Этот ученый называл предпринимателя «основным феноменом» экономического развития, его главной движущей силой, уникальной общеэкономической функцией любой общественно-экономической формации, подчеркивая при этом, что статус собственника не является определяющим и обязательным атрибутом предпринимателя [10, с. 148-149].
В работах К. Марса и Т. Веблена предпринимательство рассматривается как дисфункциональное явление социальной системы. К. Маркс полностью отождествлял предпринимателя с капиталистом, видел в нем лишь инвестора производственного процесса и эксплуататора пролетариата [14; 15].
Как считает Ф. фон Хайек, предпринимательство и предприниматель характеризуются не родом занятий, а поведением хозяйственного субъекта. Основной постулат его концепции заключается в том, что свобода предпринимательства служит предпосылкой для формирования человека нового типа. Свобода предпринимательства выступает и ключевым условием экономического процветания всех слоев общества [2; 16].
Современные концепции предпринимательства в своей массе не отвергают концепции классиков, но, как правило, существенно дополняют их содержание. В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников [17].
М. Фридмен считал, что роль бизнеса состоит в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману. Д. Сэвэдж и М. Фридмен интерпретировали предпринимательство в первую очередь как деятельность, связанную с риском [18].
Социокультурный аспект предпринимательства оказывается в поле зрения таких исследователей, как П. Верхан, Дж. Гэлбрейт, В. Ой-кен [19-21].
Концепция человеческого капитала, ориентированная на создание рационального человека, стремящегося максимизировать свою полезность представлена работами Г. Бера, Б. Вайсборда, Дж. Минцера, А. Хансена [22].
В работах Л. фон Мизеса предпринимательство рассматривается как процесс развития идеи и отражены поведенческие функции людей, занимающихся предпринимательством [23].
И. Кирцнер построил теорию предпринимательства как процесс перехода от одного равновесного состояния «арбитражных сделок» к другому [24].
П. Дракер включает в рассмотрение предпринимательства не только сущностные, но и управленческие аспекты предпринимательской деятельности, переходя на междисциплинарный уровень анализа [12, с. 19; 25].
Г. Пинчотт впервые ввел термины «интрапренер», «интрапренерство» и «интра-капитал» [26].
В последние годы возрос интерес к предпринимательству как в среде историков, психологов и социологов, так и со стороны практиков, бизнесменов и законотворцев. В то же время теория предпринимательства еще не получила должного освещения в отечественной научной литературе. Это связано с тем, что советская научная литература вообще не затрагивала данную проблему, поскольку она находилась вне рамок предмета социалистической политэкономии. Появившиеся в последнее время многочисленные публикации на эту тему в основном касаются злободневных практических и методических вопросов организации предпринимательства.
На наш взгляд, исследование предпринимательства предполагает прежде всего раскрытие основных методологических подходов к определению предпринимательства, которые могли бы содействовать разработке целостной концепции предпринимательства, способной сыграть эффективную роль в условиях нашей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. N.Y.: A.M. Kelley, 1964.
2. Веселов Ю.В. Экономическая социология: История идей. СПб.,
1995.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2 т. М., 1935. Т. 1.
4. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство / Пер. с англ. М., 1992.
5. СэйЖ.-Б. Трактат политической экономии. М., 1996.
6. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли / Сост. В.А. Жамин и др. М., 1990. Вып. 2.
7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.
8. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.
9. Он же. Современный капитализм. М., 1994.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., 1982.
11. Freeman С. Schumpeter's Business Cycles Revisited' Evolving Technology and Market Structure // Studies in Schumpeterian Economics. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1990. P. 17-38.
12. Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. N.Y.: Harper and Rou, 1985.
13. SchumpeterJ. Business Cycles. N.Y.; L.: McGraw-Hill Book Company, Inc, 1964.
14. Веблен Т. Теория праздного класса: Экономическое исследование институтов. М., 1984.
15. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. М., 1970. Т. 3, кн. 3.
16. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10.
17. Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. № 5.
18. Фридмен М., Сэвэдж Д. Анализ выбора в условиях риска // Российский экономический журнал. 1993. № 9.
19. ГэлбрейтДж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
20. Верхан П. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность / Пер. с нем. Минск, 1992.
21. ОйкенВ. Основные принципы экономической политики. М., 1991.
22. Елизарова А.Н. Из истории экономической теории. Сыктывар,
1996. Ч. 2.
23. БезгодовА.В. Очерки социологии предпринимательства. СПб., 1999.
24. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992.
25. Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М., 1992.
26. Pinchot G. Intrapreneuring. Harper Collins Publishers, 1985.