Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БАНК РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуева А. В.

В данной статье определяется понятие правового статуса Центрального Банка Российской Федерации. Выделяются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Банка России, которые помогают проанализировать его статус и место в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE LEGAL STATUS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article defines the concept of the legal status of the Central Bank of the Russian Federation. The normative legal acts regulating the activities of the Bank of Russia are highlighted, which help to analyze its status and place in the state.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Чуева А.В.

студент 2 курса магистратуры юридический факультет Саратовский национальный исследовательский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского Научный руководитель: Шамионов А.Р., к.ю.н.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье определяется понятие правового статуса Центрального Банка Российской Федерации. Выделяются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Банка России, которые помогают проанализировать его статус и место в государстве.

Ключевые слова: правовой статус, Центральный Банк Российской Федерации, Банк России.

Chueva A. V.

2nd year master's student faculty of law

Saratov National Research State University named after N. G.

Chernyshevsky

Scientific supervisor: Shamionov A.R., candidate of law

THE CONCEPT OF THE LEGAL STATUS OF THE CENTRAL BANK

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: This article defines the concept of the legal status of the Central Bank of the Russian Federation. The normative legal acts regulating the activities of the Bank of Russia are highlighted, which help to analyze its status and place in the state.

Keywords: legal status, Central Bank of the Russian Federation, Bank of Russia.

Центральный банк — это банк, который возглавляет банковскую систему страны и имеет исключительное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Банк России занимает особое положение в банковской системе, а его правовое положение отличается рядом особенностей. Является главным банком в Российской Федерации, обладает

определенным статусом, который позволяет ему вступать в гражданско -правовые отношения с коммерческими банками и государством43.

Если проанализировать законодательство Российской Федерации, то можно заметить, что Центральный банк Российской Федерации является одним из самых независимых банков в мире.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации внешне отражен в системе нормативно-правовых актов, выступающих источниками российского законодательства. Итак, к ним можно отнести Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Банка России.

Как следует из ст. 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Иными словами, все ключевые аспекты правового статуса Центрального банка РФ могут регулироваться только законами. Но, некоторые вопросы, связанные с правовым статусом, также могут регулируются подзаконными актами.

Безусловно, конституционно-правовое закрепление статуса Центрального банка Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации в самом общем виде и требует дальнейшего уточнения. Конституция Российской Федерации устанавливает лишь основы функционирования отдельных государственных учреждений, в том числе Центрального банка Российской Федерации. Именно, положения о статусе центрального банка Российской Федерации, непосредственно связанные с реализацией основ конституционного строя государства, получили конституционное закрепление. Так, статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает функции Центрального банка Российской Федерации по выпуску денежных знаков, защите и обеспечению устойчивости рубля44.

Конституционные нормы призваны исключить влияние других органов на деятельность Банка России. Таким образом, выпуск банкнот осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Этот принцип является ключевым в решении вопросов денежной эмиссии.

Поскольку, конституция не закрепляет цель Банка России, но устанавливает его важнейшие функции. Следовательно, отсутствие конституционной цели позволяет возлагать на Центральный банк

43 Клочков Д.А. Правовая природа Центрального банка России // Инновационная наука: межд. науч. журнал.- 2017. -№ 2.- С. 114.

44 Аржановская Д.М., Касевич Е.В. К вопросу о правовом статусе ЦБ Российской Федерации // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 9. - С. 119.

Российской Федерации иные функции, которые связаны с организацией деятельности банка, а именно, регулирование банковской деятельности и надзор за ее осуществлением.

Конституция РФ также устанавливает принципы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с органами государственной власти. Основным направлением взаимодействия является подведение итогов деятельности Банка России за год, в форме утверждения отчета, а также назначение и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации. В основном взаимодействие органов исполнительной власти с Банком России происходит по вопросам, связанным с реализацией единой денежно-кредитной политики в РФ, а также защиты и стабильности курса рубля45.

Ключевую роль в обеспечении статуса Центрального банка Российской Федерации играют федеральные конституционные законы. Однако, Конституцией РФ не предусмотрено принятие отдельного федерального конституционного закона о статусе Центрального банка Российской Федерации. Тем не менее вопросы взаимодействия Центрального Банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации закреплены в Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Основным органом в сфере финансовой, денежно-кредитной политике, валютному регулированию и контролю является Правительство Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются по наиболее важнейшим вопросам, в том числе по вопросам статуса Центрального банка Российской Федерации РФ. Сегодня, наиболее детальное регулирование деятельности Банка России закрепляет Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основной целью принятия данного закона является приведение норм о Центральном банке Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ. Данный федеральный закон регулирует наиболее важные аспекты деятельности Банка России, формирует цели, основные направления функционирования банка, закрепляет функции, кроме этого, определяет принципы взаимодействия с органами государственной власти, закрепляет компетенции национального финансового совета, совета директоров Банка России, затрагивает вопросы проведения денежных операций, регламентирует осуществление международной и внешнеэкономической деятельности, регулирует процедуру банковского надзора, устанавливает

45 Арзуманова Л.Л. Финансово-правовое регулирование наличного денежного обращения в России // Актуальные проблемы российского права. М.: Изд-во МГЮА. - 2012. - № 3. - С.53.

правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов

46

и т.п.46.

Также Бюджетный кодекс РФ закрепляет отдельные функции Банка России в области бюджета. Согласно Конституции РФ, Банк России подготавливает и вносит на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, которые позволяют реализовать бюджет на следующий год. Центральный банк Российской Федерации создает для Федерального казначейства специальный единый счет федерального бюджета, а также иные счета федерального бюджета, которые необходимы для управления средствами бюджета, государственным долгом и осуществления платежей. Банк России реализует полномочия в области бюджета совместно с Правительством РФ, а также в соответствии с единой финансовой, денежно-кредитной политикой РФ.

Следуя правовой позиции, которая выражена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 №268-О, от 15.01.2003 №45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а полномочия Банка России относятся, по своей природе, в функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Так, Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования47.

Банк России не входит в систему органов государственной власти. Банк России одновременно является органов государственного управления социальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Так, по мнению, О.М. Олейник Центральный банк Российской Федерации является организационным образованием, сущность которого нельзя сводить к исполнительной или административно власти. Государственное управление денежно-кредитной системой осуществляется Банком России путем денежной эмиссии, банковского

46 Арзуманова Л.Л. Финансово-правовое регулирование наличного денежного обращения в России // Актуальные проблемы российского права. М.: Изд-во МГЮА. - 2012. - № 3. - С.49.

47 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. N 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 3.

регулирования, а также в форме надзора и контроля за деятельностью

48

кредитных организации, непосредственное ему не подчиненных48.

Таким образом, учитывая особенности публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации, а также устойчивую тенденцию законодательного закрепления статуса Центрального банка Российской Федерации как единичного субъекта индивидуальной группы, формирующуюся тенденцию судебной практики непризнания Центрального банка Российской Федерации органом государственной власти в налогово-правовых спорах, представляется обоснованным определять финансово-правовой статус Центрального банка Российской Федерации исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно -властными полномочиями49.

Использованные источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

3. Адарченко Е.О. Сложности определения статуса Центрального Банка РФ // Право и политика. - 2015. - № 7. - С. 910.

4. Аржановская Д.М., Касевич Е.В. К вопросу о правовом статусе ЦБ Российской Федерации // Аллея науки. - 2017. -Т. 2. № 9. - С. 119.

5. Валиева А.С., Алиева З.Б. Центральный Банк Российской Федерации, сущность и функции // Экономика и социум. - 2014. - № 4. - С. 22.

6. Джаншанло Р. О функциях центрального банка страны // Общество и экономика. - 2014. - № 2-3. - С. 65.

7. Земцов А.С., Пастушенко Е.Н. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:17.05.2021).

8. Ибрагимова Л.Г. К вопросу о правовом статусе центрального банка российской федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 4. - С. 33.

48 Пастушенко Е.Н. К вопросу о публично-правовом статусе ЦБ РФ // Вестник. - 2005. - №11. - С. 123.

49 Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:17.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.