Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 30
УДК 347.61
Б01: 10.17223/22253513/30/15
Н.В. Липовских
ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СТРУКТУРА СЕМЕЙНОЙ ТАЙНЫ
Обосновывается понятие семейной тайны как сведений, касающихся определенного круга субъектов семейных правоотношений, разглашение которых может повлечь неблагоприятные последствия. Правовая природа семейной тайны многогранна, предлагается рассматривать ее как систему норм, как благо, как правомочие. Структура предлагается в виде четырех элементов: тайны происхождения детей, тайны имущественного характера, тайны личного характера, тайны завещания. Наиболее сложным элементом в структуре является тайна завещания. Критикуется проект закона «О совместном завещании супругов».
Ключевые слова: семейная тайна, структура семейной тайны, понятие семейной тайны, тайна завещания.
Наука семейного права сегодня обогащается новыми подходами, идеями, оценками, которые отражают развитие научной мысли и являются закономерной реакцией на меняющиеся социально-экономические, мировоззренческие, юридические условия жизни общества.
Многие специалисты говорят о необходимости формирования общей теории семейного права, которая должна содержать основополагающие характеристики сущности и принципов этой отрасли, а также понятийный аппарат, обозначающий основные явления брачно-семейных отношений.
До настоящего времени в российском семейном законодательстве отсутствует легальное определение понятий «семья», «член семьи», «личная и семейная тайна» и др. В законодательстве существует много смежных понятий, относящихся к семейной тайне: в ст. 150 ГК РФ названы личная и семейная тайны, неприкосновенность частной жизни. В ст. 1 Семейного кодекса РФ в числе принципов семейная тайна обозначена как недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Но нигде не указаны критерии отнесения той или иной информации к этим видам тайн.
Право на семейную тайну - это конституционное право граждан. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на семейную тайну имеет корни во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.
Нормы о защите личной и семейной тайны содержатся в различных отраслях. Статья 139 СК РФ устанавливает нормы о сохранении тайны усыновления. В ст. 15 СК РФ говорится о тайне медицинского обследования лиц, вступающих в брак. В Уголовном кодексе РФ защита личной и семейной тайны осуществляется на основании ст. 137 УК РФ. Нормами УПК РФ и ГПК РФ предусматривается закрытое судебное разбирательство в целях сохранения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны усыновления. В ряде федеральных законов, таких как ФЗ «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об актах гражданского состояния» и др., содержится немало норм, направленных на защиту личной и семейной тайны.
Четко выражена и позиция Конституционного Суда РФ: «Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера» [1].
Есть попытки определения семейной тайны и в юридической литературе. Так, А.А. Каунова определяет личную тайну как охраняемые уголовным законом сведения, отражающие особо важные стороны частной жизни лица, которые придают им конфиденциальный характер; а семейную тайну -как сведения, отражающие особо важные стороны частной жизни нескольких лиц, находящихся в друг с другом в семейных отношениях, которые придают им конфиденциальный характер [2. С. 645].
По мнению В.А. Новикова, семейная тайна является групповой тайной, носителями которой выступают члены одной семьи и которая представляет информацию о взаимоотношениях между ними [3. С. 20].
Рассматривая понятие семейной тайны, И.В. Маклаков определил ее следующим образом: семейная тайна - это сведения, затрагивающие интересы лиц, состоящих в семейных отношениях, которые определены соответствующими лицами или в силу закона и в отношении которых введен режим ограниченного доступа (конфиденциальности) [4. С. 136].
Субъектами личной и семейной тайны могут быть физические, юридические лица, органы власти и местного самоуправления, осуществляющие действия с конфиденциальной информацией о физических лицах. Обладателем личной и семейной тайны всегда является физическое лицо или неопределенный круг лиц, связанных между собой отношениями родства или брака.
Содержание права на семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться этой информацией по своему усмотрению, а также обязанностью тайну сохранять.
По мнению профессора М.Н. Малеиной, если нельзя обособить, «вырвать» сведения, касающиеся только одного члена семьи, то согласие всех других членов семьи, имеющих право на тайну семейной жизни, должно испрашиваться. Следует отметить, что при этом вопрос не может и не
должен решаться количеством голосов. Даже наличие одного «против» должно привести к отказу от раскрытия тайны семейной жизни [5. 175].
Как известно, предмет семейного права специфический - это довольно узкий круг отношений, и далеко не все вопросы, касающиеся семьи, могут регулироваться семейным законодательством (дружба, любовь и т д.).
Некоторые семейные тайны, например тайна усыновления, регулируются детально различными отраслями законодательства, но большинство внутрисемейных отношений регулировать невозможно. Обладателям личной и семейной тайны на законодательном уровне предоставлена возможность самим определять меры и средства защиты личной и семейной тайны.
С учетом сказанного выше в других публикациях, предлагается определять семейную тайну как сведения, касающиеся определенного круга субъектов семейных правоотношений, разглашение которых может повлечь неблагоприятные последствия.
Считаем, есть достаточно информации, свидетельствующей о многообразии семейных тайн1, но в законодательство нужно вводить более общие правила. Представляется, что в структуру семейной тайны могут входить:
1. Тайна происхождения детей (например, тайна усыновления и другие формы принятия детей, ЭКО). Следует иметь в виду, что обязанность сохранять тайну усыновления ребенка распространяется не только на лиц, обязанных хранить сведения об усыновлении как служебную и профессиональную тайну, но также на всех без исключения граждан, осведомленных об этом любым иным образом.
Подобные сведения могут стать известны лицам, непричастным к процедуре усыновления, из различных устных и письменных источников (из разговоров с работниками органа опеки и попечительства, родственниками усыновителей, писем и т.п.). Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли усыновителей, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
2. Тайны имущественного характера. Любые общественные отношения, в том числе и семейные, не могут нормально существовать и развиваться без обмена информацией между их участниками. Например, вопрос об информированности супругов о реальном имущественном положении друг друга. Множество вопросов возникает в тех случаях, когда речь идет о супругах, которые в течение брака берут потребительские кредиты, не информируя вторую половину об их числе и объемах. Это зачастую приводит к неплатежеспособности семьи и, как следствие, к разрушению семейных отношений.
3. Тайны личного характера (в том числе тайны, связанные с состоянием здоровья). При вступлении в брак один из будущих супругов предпочитает оставить в тайне те или иные обстоятельства своей добрачной жизни.
1 Так, В.И. Лопатин говорит о наличии в законодательстве около 30 видов тайн (на основе анализа более чем 90 законов), а при анализе подзаконных актов их число увеличивается до 40 [6. С. 32].
Эти тайны приобретают высокую значимость, особенно если это касается состояния здоровья.
4. Тайна завещания. Вопрос о тайне завещания в силу его сложности заслуживает особого внимания в связи с вынесением на обсуждение многомиллионной аудитории читателей «Российской газеты» (2018. 27 апр. № 7555 (92)) законопроекта о совместных завещаниях супругов.
К числу семейных тайн, несомненно, относится и тайна завещания. Казалось бы, достаточно одного упоминания об этой разновидности семейной тайны. Ведь в наследственном законодательстве всегда и везде без норм об этой тайне не обходится. То есть это универсальное явление и, можно предполагать, доктринально исследованное до мелочей.
Классическое понимание завещания как односторонней тайной строго формальной личной сделки по существу не оспаривается. При сравнении с другими односторонними сделками выделяется существенный ее признак -тайный характер. На этом качестве решения наследодателя (завещателя) и базируется приоритетная форма наследственного правопреемства - наследование по завещанию. Свобода завещательного распоряжения неотъемлема от воли. По-обывательски это означает, что за всю жизнь человеку, нажившему какое-либо имущество, надо им распорядиться.
Суть упомянутого законопроекта разъяснял П.В. Крашенинников. Обоснование для рядового читателя, может быть, и достаточное, если вопросы задавать не будет. Но с цивилистических позиций это явление заслуживает обстоятельного профессионального анализа.
Совместное завещание супругов подается как один из символов «вечной любви», «нерушимости брачного союза». Здесь нет необходимости доказывать обратное и подтверждать это убийственной статистикой разводов. Народ теперь предпочитает сожительство. Главное неблагоприятное ожидание от введения совместных завещаний в оборот - это разрушение тайны завещания. Воля наследодателя, охраняемая нормами о тайне завещания, - это стержневой элемент, ядро в любой правовой системе. На институте тайны и основана вся система норм о наследовании по завещанию, иначе не было бы необходимости различать наследование по закону и наследование по завещанию и ставить на первое место именно наследование по завещанию. Союз супругов не означает сумму их волеизъявлений, и завещание - не договор, а, как известно, односторонняя сделка.
В ст. 1118 ГК РФ записано: 1) распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания; 2) завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме; 3) завещание должно быть совершено лично; 4) в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина; совершение завещания двумя или более гражданами не допускается; 5) завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
В ст. 1119 ГК РФ предусмотрено, что «завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом опреде-
лить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание».
Тайна завещания как правовой многогранный феномен должна быть сохранена от всяких непродуманных и несостоятельных в теоретическом плане идей. Обобщая изложенное, автор приходит к следующим выводам:
1. Правовая природа семейной тайны проявляется в трех аспектах: во-первых, это совокупность норм разных отраслей; во-вторых, семейная тайна как благо, т.е. объекты гражданского права; в-третьих, содержание права на семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться этой информацией по своему усмотрению, а также обязанность эту тайну не разглашать.
2. Структура семейной тайны включает тайну происхождения детей, тайну имущественного характера, тайну личного характера, тайну завещания.
Литература
1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Золотоносова Михаила Нафталиевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 25 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 2128-О // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2017 (дата обращения: 14.11.2017).
2. Каунова А.А. К вопросу о понятии и сущности личной и семейной тайны // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 644-646.
3. Новиков В.А. Неприкосновенность частной жизни как конституционное право и объект уголовно-правовой охраны // Юридический мир. 2014. № 7.
4. Маклаков И.В. Проблема определения семейной тайны в законодательстве Российской Федерации // Юридические науки. 2015. № 2 (11). С. 136.
5. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: Понятие, осуществление, защита. М. : МЗ-Пресс, 2000. 244 с.
6. Лопатин В.И. Правовая охрана и защита права на тайну / Юридический мир. 1999. № 4. С. 32-36.
Lipovskikh Natalia V., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation) CONCEPT, LEGAL NATURE AND STRUCTURE OF A FAMILY SECRET
Keywords: family mystery, structure of a family secret, concept of a family secret, secrecy of the will.
DOI: 10.17223/22253513/30/15
The concept of a family secret of domestic literature was insufficiently investigated. The concept of a family secret as the data concerning a certain circle of subjects of family legal relationship which disclosure, can entail adverse effects is proved. The legal nature of a family secret is many-sided, it is offered to consider it as the system of norms as the benefit, as competence. The structure is offered in the form of 4 elements: mysteries of origin of children, mysteries of property character, mystery of personal character, secrecy of the will. The most difficult element in structure is the secrecy of the will. The bill "About the Joint Will of Spouses" is criticized.
180
H.B. flmoBCKUx
So far in the Russian family legislation there is no legal definition of a concept of family, the family member, a personal and family secret, etc. In the legislation exists many adjacent concepts relating to a family secret: in Article 150 of the Civil Code of the Russian Federation the personal and family secret, personal privacy are called. In Article 1 of the Family code among the principles the family secret is designated as inadmissibility of any intervention someone in affairs of family. But even criteria of reference of this or that information to these types of secrets are not specified anywhere.
The right for a family secret is a constitutional right of citizens. According to Part 1 of Article 23 of the Constitution of the Russian Federation everyone has the right to personal privacy, a personal and family secret, protection of the honor and a reputation.
The natural, legal entities, authorities and local government which are carrying out actions with confidential information on natural persons can be subjects of a personal and family secret. An owner of a personal and family secret is always the natural person or an uncertain circle of people connected among themselves by the relations of relationship or marriage.
Competences of the family member are the maintenance of the right for a family secret to demand nondisclosure of the corresponding data and competence to dispose of this information at discretion, as well as a duty to keep a secret.
The secrecy of the will as a legal many-sided phenomenon has to be kept from everyones the unreasoned and insolvent ideas in the theoretical plan. Generalizing stated, the author comes to the following conclusions:
1. The legal nature of a family secret is shown in three aspects: first is a set of norms of the different industries; secondly, family secret as benefit, i.e. subjects of civil law; thirdly, competences of the family member are the maintenance of the right for a family secret to demand nondisclosure of the corresponding data and competence to dispose of this information at discretion and also this secret not to disclose a duty.
2. The structure of a family secret includes: mystery of origin of children, mystery of property character, mystery of personal character, secrecy of the will.
References
1. The Constitutional Court of the Russian Federation. (2013) On refusal to accept for consideration of the complaint of citizen Zolotonosov Mikhail Naftalievich about violation of his constitutional rights by Part 3 of Article 25 of the Federal Law "On Archival Affairs in the Russian Federation: Definition No. 2128-O of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 24, 2013. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=376096#021420463133479362. (Accessed: 14th November 2017).
2. Kaunova, A.A. (2013) K voprosu o ponyatii i sushchnosti lichnoy i semeynoy tayny [On the concept and essence of personal and family secrets]. Molodoy uchenyy. 12. pp. 644-646.
3. Novikov, V.A. (2014) Inviolability of private life as a constitutional right and the object of criminal-law protection. Yuridicheskiy mir - Juridical World. 7. (In Russian).
4. Maklakov, I.V. (2015) Problema opredeleniya semeynoy tayny v zakonodatel'stve Rossiyskoy Federatsii [The problem of determining family secrets in the legislation of the Russian Federation]. Yuridicheskie nauki. 2(11). pp. 136.
5. Maleina, M.N. (2000) Lichnye neimushchestvennye prava grazhdan: Ponyatie, osushchestvlenie, zashchita [Personal non-property rights of citizens: Concept, implementation, protection]. Moscow: MZ-Press.
6. Lopatin, V.I. (1999) Pravovaya okhrana i zashchita prava na taynu [Legal protection and protection of the right to secrecy]. Yuridicheskiy mir- Juridical World. 4. pp. 32-36.