Научная статья на тему 'Понятие Православной интернет-журналистики и критерии успешности церковного интернет- публициста'

Понятие Православной интернет-журналистики и критерии успешности церковного интернет- публициста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1113
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / журналистика / религиозная журналистика / Интернет-журналистика / факторы эффективности журналиста / Православие / Русская Православная Церковь / Патриарх Кирилл / mass media / journalism / religious journalism / Internet journalism / journalistic efficiency factors / Orthodoxy / Russian Orthodox Church / Patriarch Kirill

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимкин Илья Валерьевич

Статья посвящена феномену православной интернет-публицистики и критериям эффективности интернет-журналиста. Автор выводит научное определение данного специфического раздела журналистики на основе современных исследований, определяет ряд особенностей православного публицистического материала, а также впервые формирует список критериев эффективности данного вида медиатекста. В результате исследования предлагаются факторы успешности, относящиеся как в целом к профессионализму автора, так и к конкретному публицистическому материалу в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ORTHODOX INTERNET JOURNALISM AND THE CRITERIA FOR THE SUCCESS OF THE CHURCH INTERNET JOURNALIST

The article is devoted to the phenomenon of Orthodox Internet journalism and the effectiveness criteria of an Internet journalist. The author deduces a scientific definition of this specific section of journalism on the basis of modern research, determines a number of features of Orthodox journalistic material, and also for the first time forms a list of criteria for the effectiveness of this type of media text. As a result, factors of success are proposed that relate both to the professionalism of the author and to specific journalistic material in particular.

Текст научной работы на тему «Понятие Православной интернет-журналистики и критерии успешности церковного интернет- публициста»

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEOLOGICAL RESEARCH

& & &

УДК 070 ГРНТИ 19.41.07

ПОНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ЦЕРКОВНОГО ИНТЕРНЕТ-

ПУБЛИЦИСТА

Тимкин Илья Валерьевич

МАУ «Информационный центр г. Нижнекамска», главный редактор официального сайта Нижнекамского муниципального района г. Нижнекамск 333tim333@bk. т

THE CONCEPT OF ORTHODOX INTERNET JOURNALISM AND THE CRITERIA FOR THE SUCCESS OF THE CHURCH INTERNET

JOURNALIST

Timkin Ilia Valerievich

MAU "Information Center of Nizhnekamsk", the editor-in-chief of the official site of Nizhnekamsk Municipal District Nizhnekamsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена феномену православной интернет-публицистики и критериям эффективности интернет-журналиста. Автор выводит научное определение данного специфического раздела журналистики на основе современных исследований, определяет ряд

особенностей православного публицистического материала, а также впервые формирует список критериев эффективности данного вида медиатекста. В результате исследования предлагаются факторы успешности, относящиеся как в целом к профессионализму автора, так и к конкретному публицистическому материалу в частности.

ABSTRACT

The article is devoted to the phenomenon of Orthodox Internet journalism and the effectiveness criteria of an Internet journalist. The author deduces a scientific definition of this specific section of journalism on the basis of modern research, determines a number of features of Orthodox journalistic material, and also for the first time forms a list of criteria for the effectiveness of this type of media text. As a result, factors of success are proposed that relate both to the professionalism of the author and to specific journalistic material in particular.

Ключевые слова: средства массовой информации; журналистика; религиозная журналистика; Интернет-журналистика; факторы эффективности журналиста; Православие; Русская Православная Церковь; Патриарх Кирилл

Key words: mass media; journalism; religious journalism; Internet journalism; journalistic efficiency factors; Orthodoxy; Russian Orthodox Church; Patriarch Kirill

По данным ВЦИОМ, 80 процентов жителей России пользуются Интернетом, из них 64 процента - ежедневно [20]. Стремительный рост «всемирной паутины» затронул многие сферы жизни общества, в том числе совершил революцию в журналистике, сделав СМИ максимально оперативными, относительно дешёвыми и потенциально независимыми. Свою нишу в интернете занял и такой специфический жанр, как художественная публицистика. Можно утверждать, что развитие коммуникационных технологий придало этому направлению новый вектор продвижения - сегодня публицистика представлена множеством специально созданных для неё платформ, от классического «Живого журнала» [29] до новинки 2018 года - редактора статей Вконтакте [19], позволяющего каждому пользователю оформлять свои размышления в качественный дизайнерский продукт и отслеживать статистику дочитываний материала до конца.

Русская Православная Церковь обозначила виртуальную реальность как поле для миссии, и в России появилось такое понятие, как православный интернет-журналист. Церковные СМИ пережили непростую эпоху становления и поиска себя, и в настоящее время одарённые публицисты создают в интернете произведения, отличающиеся евангельским взглядом на действительность. При этом православная журналистика, безусловно, отличается от светской, и требует в своей деятельности особых принципов. Назрела необходимость анализа критериев, предъявляемых к творчеству православных интернет-журналистов; выведения факторов, влияющих на успешность этой деятельности. Это и стало целью предпринятого нами исследования.

Итак, мы выделим критерии эффективности деятельности православного интернет-журналиста, изучим факторы успешности конкретного публицистического материала, выведем понятие предмета, определим место и роль православной интернет-публицистики в современном медиапространстве.

Объектом исследования станет православная интернет-журналистика, предметом - феномен успешности православного публицистического материала. Задачи исследования:

- определить место и роль православной журналистики в современном интернет-пространстве;

- разработать факторы эффективности деятельности православного интернет-журналиста;

- вывести критерии успешности публицистических материалов в интернет-

СМИ.

Эмпирической базой исследования стали результаты анализа нормативных документов, теоретической основой - пособие профессора М.Н. Кима «Основы творческой деятельности журналиста», доклад Н.А. Костиковой «Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности», документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" [18], итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров РПЦ [8] и др.

Говоря об актуальности исследования, следует отметить, что в настоящее время не существует общепринятого документа, отражающего модель творчества успешного православного интернет-публициста. В 2014 году состоялся V Общецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви [8], на котором частично был рассмотрен данный вопрос, но в итоговой резолюции тема раскрывается упрощённо. Мы считаем, что назрела необходимость анализа теоретических исследований по вопросу успешности православной интернет-публицистики и синтез выявленных факторов эффективности в единую модель. Этим обуславливается новизна нашей работы.

Практической значимостью исследования станет возможность применения системы факторов успешности православного интернет-журналиста сотрудниками редакционных отделов епархий РПЦ, авторами иных православных изданий для повышения уровня собственной профессиональной квалификации.

В первую очередь необходимо определить понятийный аппарат исследования. Известно, что современная журналистика включает в себя множество направлений, призванных решать разные задачи и наполнять информационное поле разных групп населения. Одним из таких направлений является религиозная журналистика, частным случаем которой можно назвать православную интернет-журналистику. Разберёмся в терминах.

Валерий Цвик называет журналистику одним из важнейших социальных явлений современной жизни, видом массово-информационной деятельности, обеспечивающим бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями [26]. Направления журналистики при этом способны уложиться в рамки научных типологий.

Существует различные подходы к классификации журналистики. Один из них - деление СМИ, журналистов и их произведений по тематической специализации. Сегодня в России известно множество различных типов

тематической направленности журналистики - от широко распространённых до экзотических. Это, к примеру, политическая, международная, деловая, корпоративная, музыкальная, бульварная, спортивная, научная, экономическая журналистика [2]. Подчеркнём, что типы журналистики внутри данной классификации способны пересекаться друг с другом. Однако общая направленность каждого типа является ярко выраженной и уникальной.

Одним из типов в данной классификации является религиозная журналистика.

Тамара Науменко считает, что журналистику можно определить как разновидность духовно-практической деятельности по внедрению в массовое сознание оценок текущих общественно-значимых явлений [13]. Предмет религиозной журналистики составляет «религиозное просвещение аудитории и рассмотрение совокупности вопросов культурного, социального, национального, экономического характера на основе религиозной традиции» [Там же]. Н.А. Костикова отмечает, что такая журналистика подразумевает освещение комплекса вопросов, связанных с духовным и нравственным состоянием общества, культурой, экономикой, различными научными проектами и социально-политическими прогнозами [Там же].

Максим Шевченко определяет это явление как направление журналистики, в рамках которого журналисты занимаются описанием и изучением жизни и деятельности религиозных конфессий, организаций и объединений, а также форм и степени их влияния на общественные, политические и культурные процессы [27].

Максим Шевченко предлагает включить в понятие религиозной журналистики также материалы авторов, не относящих себя к той или иной конфессии, но при этом занимающихся освещением вопросов религии - т.н. религиоведческое направление, описывающее жизнь верующих как феномен человеческого бытия, без придания ей сакрального смысла.

В своей работе мы разделим понятия религиозной и религиоведческой журналистики и будем опираться на следующее обобщённое понятие.

Религиозная журналистика - направление журналистики, освещающее общественно-значимые явления с точки зрения своей конфессиональной принадлежности.

Под термином «православная журналистика» следует понимать систему СМИ, авторов и произведений, относящихся к Православной Церкви. Точкой отсчёта своего существования Церковь называет пятидесятый день после воскресения Христа, случившегося в 33 году новой эры. За две тысячи лет истории Православная Церковь от небольшой группы верующих выросла до достаточно большого сообщества, включающего сегодня, по средним оценкам, более 150 миллионов человек [30]. Развитие письменности и книгопечатания исторически тесно связано с развитием христианства [23], и, безусловно, православная журналистика - один из старейших феноменов человеческого бытия. Французский философ Эрнест Ренан называл ветхозаветных библейских пророков (VIII - IV вв. до н. э.) публицистами древности [21], а многочисленные наставнические послания апостолов первого века [17] к христианским общинам, бережно хранимые и изучаемые Церковью до сих пор, с определённой долей уверенности можно считать публицистическими произведениями, актуальными вот уже в течение двух тысячелетий.

Прежде чем перейти к термину, который мы будем использовать в нашей работе, необходимо рассмотреть ещё более узкое понятие - православную интернет-журналистику. Действительно, одним из основных вариантов классификации СМИ является система деления журналистики на роды [26]. Здесь классификатором является тип коммуникационного средства. Таковых четыре - пресса, радио, телевидение, интернет. Из «Основ социальной концепции РПЦ» [18] мы знаем, что все четыре способа распространения журналистского слова Православная Церковь признаёт, и включает в круг своих медиа-интересов.

Максим Шевченко также считает, что религиозная журналистика может быть представлена во всех технологических отраслях журналистской деятельности, и принципы раскрытия содержания и проблематики религиозной

журналистики универсальны для печатных СМИ, радио, телевидения и Интернет [27].

Окончательно сужая понятие, нам необходимо выделить термин православной публицистики. Учитывая многообразие трактовок понятия публицистики и отсутствие среди исследователей единого мнения, в нашей работе мы будем исходить из дифференциации художественно -публицистического и информационного начал в журналистике. Как отмечает к.ф.н. Пётр Каминский, ссылаясь на выдающегося теоретика журналистики профессора Владимира Горохова, «признаками публицистики, по сравнению с информационной журналистикой, называются ярко выраженное авторское начало, концептуализм, масштабность выводов и обобщений, истолкования проблем жизни общества» [9, 99]. «В этом заключается смысл публицистики -убедить читателя в правильности того или иного взгляда, той или иной оценки, в правомерности предложенного подхода к решению той или иной проблемы. Без убеждающей силы публицистика лишается своего важнейшего качества», -пишут И. С. Варданян и Т. Я. Герчикова [1, 110].

Как было отмечено выше, применение художественной формы подачи общественно значимой информации, призванное убедить читателей в определённой точке зрения на события - наиболее традиционный формат для Церкви, который ведёт свой отсчёт с восьмого века до новой эры. До сих пор именно публицистика составляет подавляющую часть контента православных СМИ.

Исходя из вышеизложенного, а также опираясь на положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (подробнее этот документ мы рассмотрим далее), определим ключевое понятие.

Православная интернет-публицистика - направление журналистики, освещающее общественно-значимые явления и внутриконфессиональные темы с точки зрения Православной Церкви и призванное свидетельствовать о Христе в мире посредством Интернета.

Определив понятие православной интернет-публицистики, рассмотрим, чем же, собственно, она занимается, какую роль на неё возлагает Православная Церковь и какие задачи перед ней ставит. В нашей работе мы ограничимся деятельностью Русской Православной Церкви, и под термином «православная публицистика» будем понимать отечественную систему церковной журналистики.

В августе 2000 г. Архиерейский Собор РПЦ утвердил "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" [18]. Документ излагает базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем, а также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.

Пункт №15 «Церковь и светские средства массовой информации» сообщает, среди прочего, следующее.

«Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.

Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает её к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). <...>

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь — как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян — располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съёмка, запись, репродуцирование])» [18].

Как видно из документа, Русская Православная Церковь подразделяет свою журналистскую деятельность на три направления: создание и поддержка собственных церковных СМИ, ведение особых форм церковного присутствия в светских СМИ, а также создание, либо помощь в подготовке отдельных журналистских материалов для публикации в светских СМИ (вне специализированных рубрик, программ, приложений).

Следует отметить, что в интернет-пространстве наиболее представлены именно церковные СМИ как таковые. Например, только в рамках официального бесплатного проекта «Приход.ру» функционирует более 20 тысяч православных сайтов [32].

Что касается церковного присутствия на светских сайтах, то здесь системную работу ведут, как удалось выяснить, только крупнейшие информационные агентства. Так, в 2004 году был запущен проект «Интерфакс-Религия» [6], МИА «Россия сегодня» ведёт рубрику "Религия и мировоззрение"

[16], аналогичный раздел под названием «Религия» [7] открыт и на сайте агентства ТАСС.

Говоря о третьем направлении - периодическом сотрудничестве со светскими интернет-СМИ, отметим, что оно осуществляется на территории России неоднородно, и часто не соответствует задачам, которые перед ним ставит Церковь. 2 февраля 2016 года в своём докладе на Архиерейском Соборе на это обратил внимание Святейший Патриарх Кирилл. «Даже в медийно успешных епархиях стоит проблема распространения через светские издания собственно слова Божия, учения Церкви. Чаще всего под эти цели выделяются колонки или эфирное время в преддверии праздников, причем материалы нередко готовятся самими редакциями и изложены в культурно-историческом ключе», - отметил Патриарх [11].

Определив понятийный аппарат, перейдём к разработке критериев успешности православного интернет-журналиста.

Прежде всего необходимо отметить, что эволюция информационно-коммуникативных каналов и появление Интернета существенным образом преобразовало современную систему средств массовой информации. Активным воздействиям и изменениям подвержены все аспекты функционирования СМИ

- меняются условия их деятельности, структура и содержание, видоизменяется наполнение журналистской профессии [15, 1270]

В православной журналистике, как мы убедились выше, идет активное становление системы интернет-СМИ, развиваются технологии, осваиваются новые возможности, увеличивается число изданий и их читателей. «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве,

- заявил в 2013 году Патриарх Кирилл. - Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во

благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви» [12].

В ответ на вызовы времени появился целый пул православных журналистов, активно работающих в интернет-пространстве. При этом назрела необходимость выделения и изучения тех факторов, которые определяют успешность такого труда.

В нашей работе мы разделим критерии эффективной деятельности православного интернет-публициста на два направления. Первое (личностные качества и набор профессиональных компетенций) относится к журналисту как таковому, второе включает в себя факторы успешности медиапродукта, создаваемого журналистом. Рассмотрим оба направления по порядку.

Итак, на эффективность профессиональной деятельности журналиста влияют не только его компетентность в плане создания медиаконтента, но и личностные качества. Это было доказано в 2014 году группой исследователей во главе с А. П. Меркурьевой [4, 7-12] на основе анализа деятельности и психологических особенностей 40 журналистов.

Эмпирическое исследование позволило обнаружить достоверные различия между успешными и неуспешными журналистами по показателям смысложизненных ориентаций, самоотношения, личностных особенностей и самоактуализации.

«Для успешных журналистов характерно наличие целей и планов на будущее, наполняющих жизнь смыслом и задающих вектор развития, им присуща уверенность в своих силах и ответственность за свою жизнь. В группе неуспешных журналистов наблюдается меньшая выраженность целей в будущем, недостаточная уверенность в своих силах, склонность к фатализму, убежденность в том, что жизнь человека мало подвластна сознательному контролю.

Успешные журналисты готовы к сотрудничеству, естественны в общении, внимательны к окружающим людям. Неуспешные - холодны, ригидны, менее гибки в общении, обособлены от окружающих.

Успешным журналистам присуща дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, они понимают и осознают свои желания, потребности, не склонны подстраивать свою деятельность под ожидания окружающих, демонстрируют смелость, независимость во взглядах, стремятся самостоятельно принимать решения. Неуспешные журналисты легкоранимы, обладают низкой эмоциональной устойчивостью, не уверены в себе и в том, что они интересны собеседнику. Неуспешные журналисты подвержены влиянию чувств, для них характерна осторожность, зависимость от окружающих и стремление соответствовать их ожиданиям.

По показателям самоотношения успешных журналистов отличает высокий уровень самоинтереса, самоупорства, ожидания позитивного отношения от других. Успешные журналисты в большей степени испытывают интерес к собственным мыслям и чувствам», - пишет о результатах исследования к.п.н. Зоя Дудченко.

Итак, выделим личностные качества, которые являются основой для успешной профессиональной деятельности журналиста. Это целеустремлённость, уверенность в своих силах, ответственность за свою жизнь, готовность к сотрудничеству, естественность в общении, внимательность к окружающим людям, дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, высокий уровень рефлексии, смелость и независимость во взглядах, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень самоинтереса, самоупорства, ожидания позитивного отношения от других.

Перейдём к вопросу профессиональных компетенций, которыми должен обладать успешный интернет-публицист. «Наш ответ на информационные вызовы современности должен основываться на двух главных принципах. Во-первых, это стремление молитвой, словом и делом свидетельствовать об Истине в любых условиях, в каких бы мы ни оказывались. Во-вторых, это профессионализм, умение использовать инструменты масс-медиа в церковном делании», - отметил Патриарх Кирилл в своём докладе на Архиерейском Соборе 2013 года [12]. Что именно входит в этот профессионализм?

Классической схемой профессиональных компетенций журналиста в настоящее время принято считать декларацию, подписанную в 2006 году в Тарту европейскими школами и факультетами журналистики [3]. В последующем Европейская ассоциация преподавателей журналистики (EJTA) проводила дополнительные исследования в рамках этого документа, но они касаются дифференциации компетенций в соответствии с важностью. Нас же интересует общий список основных журналистских компетенций. Согласно Тартусской декларации, их десять. Итак, журналист должен:

- понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения;

- находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ;

- организовывать и планировать журналистскую работу;

- добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования;

- выявлять главную информацию;

- структурировать информацию в журналистской манере;

- излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму;

- оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность;

- быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе;

- работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера.

Учитывая специфику интернет-журналистики, мы выделим ещё один критерий - использование широкого спектра медиафайлов и средств их применения. Это условие того, что журналист будет известен потребителям медиаконтента разных видов, а значит, вырастет его узнаваемость и уровень

доверия. Именно об этих «инструментах масс-медиа» говорил Патриарх Кирилл в приведённой выше цитате [12].

«Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами», -пишет американский профессор Деннис Л. Уилкокс [24]. Это означает, что в процессе определения факторов эффективности церковного интернет-журналиста мы должны, безусловно, ориентироваться на задачи, которые ставит перед православной журналистикой Церковь.

Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» [18] можно выделить три основных функции, определяющие православную журналистику: просветительная, учительная и общественно-миротворческая. При этом основной целью православной журналистики Церковь определяет именно просветительную функцию - свидетельство о Христе, апостольскую проповедь. «Если православное СМИ пишет преимущественно о политических вопросах или о православной кухне, но не о Христе — то оно бесполезно», -отмечает в данном контексте Владимир Легойда [14].

Учительная функция призвана удовлетворить потребность людей в систематизированной, доступной, канонически верной информации о тех или иных догматах православного учения, аспектах церковного бытия, а также оценке общественно значимых явлений с точки зрения Церкви.

Православие является религией мирного духа, главной целью жизни христианина поставляя достижение любви. При этом христианское учение направлено на твёрдую защиту евангельских ценностей, смелую оценку проявлений зла в этом мире и борьбу с ним. Такой подход определяет общественно-миротворческую функцию православной журналистики.

Исходя из вышеизложенного, фактором эффективности православного журналиста является выполнение его материалами просветительной, учительной и общественно-миротворческой функций. При этом оценить подобные результаты (во всяком случае, в краткосрочной перспективе) представляется достаточно сложным. Однако определить направленность деятельности того или

иного журналиста на решение трёх вышеуказанных задач может анализ его творчества.

Следующие факторы эффективности деятельности православного журналиста были выделены в итоговом документе V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшегося в 2014 году в Москве [8]. Исследователи отметили пять важнейших принципов церковной журналистики: христоцентричность (о чем бы ни писал журналист, он не должен забывать о Христе; все предлагаемые на суд читателей идеи должны быть укоренены в Евангелии); ненасильственность (не должны применяться средства обмана, методы манипулирования и т.п.); доступность (мысли должны быть доступно изложены с учетом образовательного, возрастного, культурного уровня конкретной категории читателей); адресность (необходимо доносить ту информацию, которая нужна именно данной категории людей); актуальность (соответствие насущным потребностям пользователей).

Изучив исследования отечественных и зарубежных теоретиков журналистики, а также официальные церковные документы, обозначим портрет успешного православного публициста:

- обладание профессиональными личностными качествами (целеустремлённость, уверенность в своих силах, ответственность за свою жизнь, готовность к сотрудничеству, естественность в общении, внимательность к окружающим людям, дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, высокий уровень рефлексии, смелость и независимость во взглядах, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень самоинтереса, самоупорства, ожидания позитивного отношения от других);

- владение профессиональными журналистскими компетенциями (согласно Тартусской декларации);

- использование широкого спектра медиафайлов и средств их применения;

- соответствие содержания материалов журналиста просветительной, учительной и общественно-миротворческой функциям;

- умение создавать материалы, соответствующие принципам православной интернет-журналистики (христоцентричность, ненасильственность,

доступность для понимания, адресность подачи информации, актуальность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь рассмотрим основные критерии, соответствие которым позволяет публицистическому материалу становиться популярным в Интернете. А. М. Щербакова из редакции газеты «Ведомости» сформулировала эти критерии в своём докладе [28, 206] на научно-практическом семинаре «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (трагедия публицистики в информационном обществе)».

Исследователь отмечает, что хороший публицистический материал, как правило, посвящен злободневной теме, стилистически совершенен и может содержать определенную провокацию, чтобы заставить читателя задуматься. Действительно, по мнению британского журналиста Дэвида Рэндалла, «комментарий должен сообщать о новых толкованиях и взглядах — придавать новый смысл значению вещей» [22, 78]. Об этом же пишет М. Ким - согласно его исследованию, одним из главных критериев творчества является новизна созданного материала [10]. В числе основных факторов, привлекающих аудиторию, безусловно, присутствует и актуальность темы, считает А. М. Щербакова.

«Чаще всего сетевых читателей привлекают информативный заголовок и яркий лид», - дополняет ряд критериев автор. При этом основным элементом заголовочного комплекса, который может повлиять на читаемость, остается имя автора, выступающее как своего рода «бренд, гарантирующий высокое качество текста», - пишет А. М. Щербакова [28, 209].

На количество ссылок, которые повышают конверсию публикаций, влияет их длина. Как установил сетевой исследователь и маркетолог Нейл Пател, средняя длина 211 текстов, представленных в топ-10 Google, - около 2000 слов. Это трактуется таким образом: «Люди чувствуют, что контент ценен, и стремятся ссылаться на подробные тексты больше, чем на короткие» [31]. Таким образом, можно говорить о том, что читатель публицистики тяготеет к

подробным, аналитическим текстам и часто отдает им предпочтение перед поверхностными.

Считается также, что публицистический текст должен быть информативным, но при этом эмоционально сильным. Писатель и преподаватель Нью-Йоркского университета Уильям Зинсер советует: «Если уж вы взялись за перо, не тушуйтесь. Не надо в последний момент ослаблять свои высказывания увертками и оговорками» [5]. Предлагается придавать журналистскому материалу убедительность и напористость, текст должен выражать уверенность автора в правоте своих слов.

Таким образом, изучив исследования отечественных и зарубежных идеологов журналистики, мы можем определить критерии успешности публицистического интернет-материала. В них входят:

- актуальность;

- стилистическая выдержанность;

- определённая провокационность;

- новизна;

- информативность;

- убедительность;

- выделяющийся заголовок и лид;

- популярность автора;

- средняя длина в 2000 слов.

Итак, в процессе исследования нам удалось вывести понятие православной интернет-публицистики, рассмотреть её положение в современном медиа-пространстве, определить задачи, которые ставит перед своей деятельностью в сфере СМИ Русская Православная Церковь, а также выделить ряд критериев для оценки эффективности деятельности православного интернет-журналиста.

Отметим также, что помимо практической значимости для уже практикующих церковных журналистов, проведённое исследование представляется нам важной ступенью в разработке методологии обучения студентов на пастырских и богословских факультетах. Не только редактор

православного СМИ или автор тематического блога должен обладать компетентностью в предмете церковной журналистики, но и любой священник, одарённый литературно, может вести подобную творческую деятельность. Как писал известный дореволюционный пастырь Иосиф Фудель, "тем-то и велико и хорошо священство, что оно не замыкает дух в одну узкую область, а дает ему свободу воплощаться в самых разнообразных видах: богослужение, требоисправление, проповедь церковная, школьная деятельность, публицистика, духовное воспитание и т.д." [25, 28].

Список литературы

1. Вардянян И.С. Герчикова Т.А. Публицистика как форма познания действительности // Публицистика в современном обществе: материалы науч. -практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (трагедия публицистики в информационном обществе)» / Отв. редактор Б. Я. Мисонжников. Санкт-Петербург, 2013. 227 с.

2. Гранин Ю.Д. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник электронных и печатных СМИ. М. : ФГБОУ ДПО "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)", 2012.

3. Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании / Электронный научный журнал «Медиаскоп»: выпуск №3. М. : Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. ЦКЬ: http://www.mediascope.ru/node/859 (дата обращения: 26.04.2018).

4. Дудченко З.Ф. Личностные особенности успешных журналистов // "Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы": выпуск №1(21). СПб. : СПбГИПСР, 2014. 156 а

5. Зинсер У. Как писать хорошо. Классическое руководство по написанию нехудожественных текстов. М. : Альпина Паблишер, 2017. 292 с.

6. Интерфакс-Религия: российский информационный веб-портал. Ц^: http://www.interfax-religion.ru/ (дата обращения: 26.04.2018).

7. Информационное агентство России ТАСС: религия. URL: http://tass.ru/religiya (дата обращения: 26.04.2018).

8. Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Томск: миссионерско-апологетический проект «К истине», 2014. URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_document-01.htm (дата обращения: 26.04.2018).

9. Каминский П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе: научная статья // Вестник Томского государственного университета. Филология. Выпуск №1. Томск : Томский государственный университет, филологический факультет, 2007. 136 с.

10.Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. М. Трофимовой. СПб. : Питер, 2011. 400 с.

11.Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви / М. : Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского патриархата, 2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4366063.html (дата обращения: 26.04.2018).

12. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви / М. : Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского патриархата, 2013. URL: http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2770747.html (дата обращения: 26.04.2018).

13.Костикова Н.А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности / М. : «Радонеж.ру» : электронное периодическое издание, 2006. Режим доступа: http://radonezh.ru/analytics/pravoslavnaya-zhurnalistika-metodologicheskie-osobennosti-izucheniya-effektivnosti-deyatelnosti-47690.html (дата обращения: 26.04.2018).

14.Легойда В.Р. Православная журналистика может быть только христоцентричной / Сайт синодального отдела по взаимоотношениям Церкви

с обществом и СМИ Московского Патриархата, 2014. URL: http://www.smfo-mp.ru/lvr-vera-i-slovo-participant-meeting.html (дата обращения: 26.04.2018).

15.Машкова С.Г. Факторы эффективности интернет-СМИ // Вестник Тамбовского государственного технического университета: том 12, №4Б. Тамбов: ТГТУ, 2006. 1315 с.

16.МИА «Россия сегодня»: религия и мировоззрение. URL: https://ria.ru/religion/ (дата обращения: 26.04.2018).

17.Новый Завет: с параллельным переводом. М. : Сибирская Благозвонница,

2015. 1008 с.

18. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Под ред. А. Макарова. М. : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата ОВЦС МП, 2008. 174 с.

19.Паранько С. Редактор статей. URL: https://vk.com/blog/longreads (дата обращения: 26.04.2018).

20.Пресс-выпуск № 3577: Каждому возрасту - свои сети / Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 17.03.2018).

21. Публицистика: словарная статья // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Публицистика (дата обращения: 26.04.2018).

22.Рэндалл Д. Универсальный журналист / Пер. с англ. А. Порьяза. СПб. : ПроМедиа, 2000. 120 с.

23.Ужанков А. О специфике развития русской литературы XI - первой трети XVIII века. Стадии и формации. М. : Языки славянской культуры, 2009. 264 с.

24.Уилкокс Деннис Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М. : Инфра-М, ИМИДЖ-Контакт, 2004. С. 109.

25.Фудель С.И. Воспоминания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Русский путь,

2016. 208 с.

26.Цвик В.Л. Введение в журналистику: учеб. пособие. М. : МНЭПУ, 2000. 77 с.

27.Шевченко М.Л. Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы институционализации / М. : «Православие и мир»: ежедневное интернет -издание, 2009. URL: http://www.pravmir.ru/religioznaya-zhurnalistika-tipy-principy-i-problemy-mstitucionalizacii/ (дата обращения: 26.04.2018).

28.Щербакова А.М. Онлайн-журналистика мнений: между лайком и смыслом // Публицистика в современном обществе: материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (трагедия публицистики в информационном обществе)» / Отв. редактор Б. Я. Мисонжников. Санкт-Петербург, 2013. 227 с.

29.LiveJournal : сетевое сообщество. URL: https://www.livejournal.com (дата обращения: 26.04.2018).

30.Melton J. Gordon, Martin Baumann. Religious Adherents of the World by Continent and Region // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices: Second Edition. Santa Barbara, California; Denver, Colorado; Oxford, England: ABC-CLIO, 2010. 3200 p.

31.Patel N. How Content Length Affects Rankings and Conversions // Quick Sprout, 2002. URL: https://www.quicksprout.com/2012/12/20/the-science-behind-long-copy-how-more-content-increases-rankings-and-conversions (the date of application: 26.04.2018).

32.Prihod.ru: сеть православных сайтов. URL: http://prihod.ru (дата обращения: 26.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.