УДК 32; 303.02
Грек Ю.В. студент МГИМО (У) МИД РФ Россия, г. Москва ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ КАК ОБЪЕКТА ПОЛИТИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Аннотация: статья посвящена общей характеристике объекта политического прогнозирования. Дано понятие политики, определено содержание политики и ее взаимосвязь с государством.
Ключевые слова: содержание деятельности по политическому прогнозированию, объект политического прогнозирования, политика, внутренняя, внешняя политика, государство.
Grek Y. student
MGIMO (University) MFA Russia, Moscow
THE CONCEPT OF POLICY AS AN OBJECT OF POLITICAL
FORECASTING
Abstract: the article is devoted to the General characteristics of the object of political forecasting. This concept policy, determine the content of policy and its relationship with the state.
Key words: the content of the activities of political forecasting, political forecasting, policy, domestic, foreign policy, the state.
Деятельность по политическому прогнозированию, как особый вид деятельности по получению научно обоснованного, но вместе с тем вероятного по своей природе суждения о динамике развития того или иного политического события (явления) в будущем имеет свое содержание, которое включает в себя определение объекта и предмета прогнозирования, целей и задач прогнозирования, выбор методики и методов политического прогнозирования.
Так, целью деятельности по политическому прогнозированию является выработка достоверного прогноза развития политического события (явления) в определенном временном периоде будущего (оперативные - до 1 месяца, краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - до 5 лет, долгосрочные - до 20 лет, дальнесрочные - свыше 20 лет ). В свою очередь целью прогноза является повышение результативности и эффективности принимаемых политических решений, избегание нежелательного направления развития тех или иных политических событий (явлений).
Для достижения данной цели объект прогноза всесторонне изучается, выявляются его сущностные черты, сильные и слабые стороны,
закономерности развития и т.д. При этом сам объект прогноза и деятельности по политическому прогнозированию очень широкий и сложный по структуре и включает в себя политику и в целом политическое.
Термин «политика» на сегодняшний день употребляется в предельно широком смысле, им обозначают любую целенаправленную деятельность (политика предприятия, архитектурная политика и т.д.), данный термин встречается в научной литературе и в повседневной жизни. В рамках данного исследования политика рассматривается во взаимосвязи с политическим и предполагает более узкое значение, предполагающее наличие операциональности, как необходимого условия осуществления политического прогнозирования.
Наиболее полное операциональное определение политики , на наш взгляд, предложил М.А. Хрусталев: «политика - это один из видов социальной деятельности, направленный на сохранение или изменение существующего порядка распределение власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) или мировом сообществе (внешняя политика)» [2, с. 21].
В данном определении ученый выделяет четыре основных смысловых блока: характер, объект, цель и сфера политической деятельности. При этом, указывает, что характер политической деятельности является по своей природе социальным, к ее объекту он относит порядок распределения власти и собственности в рамках государственно-организованного общества или мирового сообщества, целью считает сохранение или изменение существующего социального порядка или миропорядка, а сферой -государственно-организованное общество или мировое сообщество.
Таким образом, в приведенном нами определении политики не содержится указания на государство как его неотъемлемую ее часть. Между тем, исследования политического до середины XX столетия относили государство к образующей силе политики, рассматривая его в качестве ее неотъемлемой составляющей, без чего политики не может быть в принципе. Однако со второй половины прошлого столетия, развивающийся научный инструментарий расширил представления о политики, включив в него все мировое сообщество.
На сегодняшний день мы можем наблюдать как меняется видение мира политики: от «государственного моноцентризма» к «социальному полицентризму», формально отдавая приоритет обществу и индивидам, по сравнению с государством и его институтами. В мировой политической практике на смену монополии государственной власти приходят идеи плюрализма, усиления значения различных социальных институтов гражданского общества и административных институтов, разделяющих и контролирующих власть. [1, с. 5]
Следовательно политика уже рассматривается в качестве сложного социального, но не государственного института. Данным воззрениям
придерживаются и большинство современных ученых (Т. В. Карадже, Л. В. Оленикова, А.А. Дегтярев и др.).
Политика и политическое в науке рассматриваются в качестве некой системы, имеющей определенное строение, включающее в себя несколько взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов, объединенных общей целью и в сумме определенную целостность, единство.
Данная система не сводится только к совокупности ее элементов, в ней эти элементы взаимодействуют между собой, воздействуя при этом на всю систему в целом. Элементы системы находятся в иерархичной связи между друг другом и в определенной степени могут рассматриваться так же как система. Сама же система (политика и политическое) так же входят в систему более общего порядка - общественную систему.
Однако такое понимание политики свойственно российской, но не европейской науке. Российское понимание основано на более широком подходе и связано с рассмотрением политики в качестве единого, нечто целого, системного, в то время как европейское понимание всегда было связано с вычленением составляющих, которые не всегда потом объединяются в единое целое. Не зря, в переводе на английский язык русское слово «политика» может быть заменено как минимум тремя терминами - policy, polity и politics, означающими содержательный, институциональный и процессуальный аспекты политики. [3, с. 55]
При осуществлении политического прогнозирования данную разницу в подходах к определению политики следует учитывать. Это позволит избежать неточностей и противоречий в переводе на русский язык политических текстов и документов европейских стран, которые могут лечь в основу прогноза развития того или иного политического явления (события).
Кроме того, свойство политики и политического выступать в качестве системы и быть частью ее, должно учитываться прогнозистом при постановке целей и задач прогнозирования, что позволит на начальном этапе предусмотреть возможные направления развития прогнозируемого политического явления (события) и его влияние на политическую обстановку в регионе (в мире), а так же придаст прогнозу практическую направленность.
Определяя объект политического прогнозирования так же стоит учитывать как объективные закономерности и законы по которым функционирует вся социально-политическая сфера, проявляющиеся тенденции или возможности ее развития, так свойства и законы присущие отдельно внешней и внутренней политики.
Так, при существовании в качестве объекта прогнозирования внешней политики стоит учитывать многообразие международных отношений, которые складываются как область отношений из собственно
политических, дипломатических, идеологических, правовых, экономических,
торговых, военных, научно-технических, культурных, социально-психологических и других связей и взаимоотношений между действующими на международной арене государствами, политическими организациями, партиями, социальными группами, народами и т.д.
При прогнозировании развития внешней политики в том или ином направлении оценивается как общая обстановка в мире, так и в отдельно взятом регионе, стране, при этом учитываются факторы влияющие на общий миропорядок со стороны отдельно взятой страны, региона, либо происходящего сейчас или предстоящего в будущем события, и наоборот факторы влияния общего мирового порядка на развитие страны, региона, того или иного события. В этом отношения предпринимаются попытки оценить новые возможные факторы, которые в будущем будут влиять на динамику развития внешнеполитической среды.
В случае если объектом прогнозирования выступает внутренняя политика, то при ее анализе необходимо наиболее полно учитывать ее содержание, связанное с многочисленными элементами политической организации общества и комплексом отношений между государством, партиями и социальными группами. При внутриполитическом прогнозировании могут анализироваться социальная, экономическая, информационная, образовательная, научная, культурная и другие сферы. При этом, так же необходимо учитывать факторы влияющие на развитие данных сфер, а так же влияние данных сфер на развитие в целом внутренней политики региона (государства).
В заключении стоит так же остановится на еще одном моменте. Как было указано выше, политика включает в себя такой вид социальной деятельности, который имеет направленность на сохранение или изменение существующего порядка распределение власти и собственности. При осуществлении политического прогнозирования стоит учитывать, что стремление установить порядок распределения власти - первично, а стремление установить порядок распределения собственности - производно. При этом, первый - моноцентричен, а второй - полицентричен и по своей природе они стремятся сохранить данный характер.
В качестве примера здесь может быть приведена попытка ликвидации частной собственности в СССР, что означало ее замену на государственную собственность. Т.е. была предпринята попытка перейти от свойственной собственности полицентризма к моноцентризму - т.е. сосредоточению собственности в руках одного (моно-) субъекта в лице государства. Однако, как известно, данный опыт оказался не удачным и в итоге, после череды политических событий 90-х гг. прошлого столетия собственность вновь приобрела свойства полицентризма.
Учет данных факторов, при анализе объекта политического прогнозирования имеет практическое значение и позволяет повысить достоверность прогноза в долгосрочной и дальнесрочной перспективе.
Использованные источники:
1. Карадже Т.В., Оленикова Л.В. Проблема определения политического в политической науке / Т.В. Карадже, Л.В. Оленикова // Методология исследования политического: основные подходы и направления: коллективная монография под ред. Т.В. Карадже - М.: МПГУ, 2013. - 194 с.
2. Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: учебное пособие / М.А. Хрусталев - М.: Аспект Пресс, 2015. -208 с.
3. Шабров О.Ф. Понятие политического: возможна ли политическая наука? / О.Ф. Шабров // Власть. - 2016.- № 9. - С. 55.
УДК 681.31
Грицок Е.Г. бакалавр МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва
кафедра «Система обработки информации и управления» Чувашская республика, Вурнарский район, дер. Сявалкас-Хирпоси
научный руководитель: Ревунков Г.И., к.тн.
доцент
кафедра «Система обработки информации и управления»
МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС: НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению пользовательского интерфейса: назначение, принципы его разработки и даются практические рекомендации по некоторым аспектам его реализации (распределение информации на экране дисплея и управление вниманием пользователя). Ключевые слова: интерфейс, пользовательский интерфейс.
Gritsok E. G. — undergraduate student of Information Processing and Control Systems Department, Bauman Moscow State Technical University
Moscow, Russian Federation. Scientific advisor — G.I. Revunkov, Cand. Sci. (Eng.), Assoc. Professor of Information Processing and Control Systems Department, Bauman Moscow
State Technical University, Moscow, Russian Federation USER INTERFACE: ASSIGNMENT, PRINCIPLES OF DEVELOPMENT AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS Abstract. Article is devoted to reviewing of the user interface: assignment, the principles of its development practical recommendations about some aspects of its implementation are also made (distribution of information on the screen of the display and control of attention of the user).