Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА В РОССИЙСКОМ ТРУДОВОМ ПРАВЕ'

ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА В РОССИЙСКОМ ТРУДОВОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

627
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / PERSONAL DATA / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА / ПРИЗНАКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА / СЕКРЕТНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА / PERSONIFICATION OF THE EMPLOYEE / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / CONFIDENTIALITY / SECRECY OF THE EMPLOYEE'S PERSONAL DATA / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / EMPLOYEE'S PERSONAL DATA / LEGAL FEATURES OF THE EMPLOYEE'S PERSONAL DATA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутенков Юрий Игоревич

Стремительно происходящие в мире и затрагивающие в той или иной степени Российскую Федерацию процессы интеграции, глобализации, и регионализации, в том числе европеизации, унификации права, формирования транснационального судебного контроля наднациональных судебных органов, интернационализации прав и свобод человека, не могут не оказывать влияние на формирование и развитие понятия персональных данных работника. В условиях постепенного становления Российской Федерации в качестве демократического, правового и социального государства, развития институтов гражданского общества, информационных технологий и их использования практически во всех сферах жизнедеятельности страны анализ данной правовой категории играет существенную роль в совершенствовании действующего нормативного правового материала в трудо-правовой сфере, обеспечивая его соответствие реалиям современного времени. Настоящая статья посвящена исследованию понятия персональных данных работника в трудовом праве Российской Федерации, результатом которого явилась выработка дефиниции указанной правовой категории для ее включения в основной источник трудового права России - Трудовой кодекс Российской Федерации. В процессе достижения указанной цели объективно потребовалась необходимость обращения к краткому историческому очерку появления норм, регулирующих понятие персональных данных работника в российском трудовом законодательстве, а также к признакам персональных данных работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE CONCEPT OF EMPLOYEE’S PERSONAL DATA IN THE RUSSIAN LABOUR LAW

The dynamics of integration, globalization and regionalization processes in the world including the Europeanization and unification of the law, the emergence of transnational judicial control and supranational judicial organizations, the internationalization of the human rights and freedoms pervasively affects the patterns of the theoretical and legislative development of the legal concept of employee’s personal data in any national legal system including the legal system of the Russian Federation. In the XXI century, the Russian Federation has been steadily evolving as a democratic, legal and social state with a broad political participation of the institutions of civil society. This process inevitably coincides with the growing informatization of the whole society, progressive development of information technologies and extensive computerization. The information flows have become more complex and diverse weaving into various spheres of life; hence, a thorough analysis of the concept of employee’s personal data is crucial for the sake of further rationalization and modernization of existing legislative regulation of the labour relations. This article examines the concept of employee’s personal data in the labour law of the Russian Federation and proposes a definition of this legal concept which might be incorporated into the Labour Code of the Russian Federation, a primary source of labour law in Russia. The research was reasonably supplemented with a brief historical outline of the development of employee’s personal data regulation in the Russian labour legislation and with tentative speculations about specific legal characteristics and features of the concept of employee’s personal data.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА В РОССИЙСКОМ ТРУДОВОМ ПРАВЕ»

УДК 34.08:001.103-027.552:349.2 Ю. И. Кутенков1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: dv2000@bk.ru

ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА В РОССИЙСКОМ ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Аннотация.. Стремительно происходящие в мире и затрагивающие в той или иной степени Российскую Федерацию процессы интеграции, глобализации, и регионализации, в том числе европеизации, унификации права, формирования транснационального судебного контроля наднациональных судебных органов, интернационализации прав и свобод человека, не могут не оказывать влияние на формирование и развитие понятия персональных данных работника. В условиях постепенного становления Российской Федерации в качестве демократического, правового и социального государства, развития институтов гражданского общества, информационных технологий и их использования практически во всех сферах жизнедеятельности страны анализ данной правовой категории играет существенную роль в совершенствовании действующего нормативного правового материала в трудо-правовой сфере, обеспечивая его соответствие реалиям современного времени. Настоящая статья посвящена исследованию понятия персональных данных работника в трудовом праве Российской Федерации, результатом которого явилась выработка дефиниции указанной правовой категории для ее включения в основной источник трудового права России - Трудовой кодекс Российской Федерации. В процессе достижения указанной цели объективно потребовалась необходимость обращения к краткому историческому очерку появления норм, регулирующих понятие персональных данных работника в российском трудовом законодательстве, а также к признакам персональных данных работника.

Ключевые слова: персональные данные, персональные данные работника, признаки персональных данных работника, конфиденциальность, секретность персональных данных работника, идентификация, персонификация работника.

1 Юрий Игоревич Кутенков, аспирант, ассистент кафедры трудового и экологического права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Кутенков, Ю.И. Понятие персональных данных работника в российском трудовом праве // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 4. С. 116-133.

Yuriy I. Kutenkov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: dv2000@bk.ru

REVISITING THE CONCEPT OF EMPLOYEE'S PERSONAL DATA IN THE RUSSIAN LABOUR LAW

Abstract. The dynamics of integration, globalization and regionalization processes in the world including the Europeanization and unification of the law, the emergence of transnational judicial control and supranational judicial organizations, the internationalization of the human rights and freedoms pervasively affects the patterns of the theoretical and legislative development of the legal concept of employee's personal data in any national legal system including the legal system of the Russian Federation. In the XXI century, the Russian Federation has been steadily evolving as a democratic, legal and social state with a broad political participation of the institutions of civil society. This process inevitably coincides with the growing informatization of the whole society, progressive development of information technologies and extensive computerization. The information flows have become more complex and diverse weaving into various spheres of life; hence, a thorough analysis of the concept of employee's personal data is crucial for the sake of further rationalization and modernization of existing legislative regulation of the labour relations. This article examines the concept of employee's personal data in the labour law of the Russian Federation and proposes a definition of this legal concept which might be incorporated into the Labour Code of the Russian Federation, a primary source of labour law in Russia. The research was reasonably supplemented with a brief historical outline of the development of employee's personal data regulation in the Russian labour legislation and with tentative speculations about specific legal characteristics and features of the concept of employee's personal data.

Key words: personal data, employee's personal data, legal features of the employee's personal data, confidentiality, secrecy of the employee's personal data, identification, personification of the employee.

1 Yuriy I. Kutenkov, post-graduate student, teaching assistant, Department of Labour and Environmental Law, School of Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citation'. Kutenkov, Yu. I. Revisiting the concept of employee's personal data in the Russian labour law // PACIFIC RIM. Economics, Politics, Law 2015. № 4. P. 116-133.

Начало XXI века в нашей стране было ознаменовано дальнейшим совершенствованием и развитием трудового законодательства, новым этапом которого стало принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) [27], законодательно закрепившего права и обязанности работников и работодателей, существенно изменившего взаимоотношения между ними [1].

В ТК РФ законодатель впервые определил понятия «персональные данные работника», «обработка персональных данных работника», требования к их обработке, а также права работников в целях защиты персональных данных [5]. Но сам термин «персональные данные» появился в российском законодательстве значительно раньше, одновременно с аналогичным понятием «информация о гражданах» в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее - Закон № 24-ФЗ) [12], в соответствии с которым под информацией о гражданах (персональными данными) подразумевались сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (ст. 2). Как отмечалось в данном законе, персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации (ст. 11 п. 1). Указанный закон являлся общеправовым регулятором информационного поля, не выделяя при этом персональную информацию в сфере наемного труда [10; с. 192].

Затем, 6 марта 1997 г., Президентом Российской Федерацией был подписан Указ № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», которым персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, были признаны не подлежащими свободному распространению [16].

Необходимо отметить, что данное определение критиковалось в специальной литературе, так как исходя из него к персональным данным могли относиться только те сведения, которые собирались в целях идентификации раннее не известного лица, в то время как информация может собираться и об уже известном лице [26]. Данная ошибка в настоящее время имеет место в определении персональных данных государственных служащих [18].

В 2001 г. Российской Федерацией был подписан один из основополагающих актов международного уровня в сфере персональных данных -Конвенция Совета Европы от 28 января 1981 г. «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Однако Российской Федерацией она была ратифицирована лишь 19 декабря 2005 г. [23] , что мотивировалось необходимостью внесения изменений во внутреннее законодательство страны [7; с. 32-36]. Применительно к отношениям в сфере труда указанная Конвенция была конкретизирована в 1989 г.

в Рекомендации Комитета Министров СЕ № Я (89)2 о защите персональных данных, использующихся в области найма (далее - Рекомендация СЕ № Я 89 (2). Международная организация труда (далее - МОТ) разработала также Кодекс практики по защите личных данных о работниках (далее -Кодекс практики МОТ), который обобщил опыт многих стран в данной области. 1 апреля 2015 г. Комитетом Министров государств - членов Совета Европы была принята Рекомендация СМ/Яес (2015)5 об обработке персональных данных в сфере занятости (далее - Рекомендация СМ/Яес (2015)5), из текста которой следует, что она заменяет Рекомендацию Я (89)2 1989 г. Применительно к понятийному аппарату необходимо отметить, что в Рекомендации СЕ № Я 89(2), Кодексе практики МОТ и Рекомендации СМ/Яес (2015)5 персональные данные понимаются как любая информация, относящаяся к идентифицированному или идентифицируемому работнику, или физическому лицу. Схожим образом это понятие определяется и в Законе № 152-ФЗ.

В принятом Государственной Думой Российской Федерации Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее - Закон № 149-ФЗ) [13] понятие персональных данных было исключено. В свою очередь, неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия отнесены к принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (п. 7 ст. 3). В соответствии с п. 9 ст. 9 ныне действующего Закона № 149-ФЗ порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

По нашему мнению, более правильный подход (нежели тот, который был зафиксирован в Законе № 24-ФЗ) избрали авторы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) [22]. В соответствии со статьей 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные определяются как любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Прав профессор Ю.Г. Просвирин, отмечая, что содержащееся в Законе № 152-ФЗ понятие персональных данных есть наиболее общее понятие, которое, в свою очередь, конкретизируется в действующем законодательстве в зависимости от цели правового регулирования [25; с. 175]. Действительно, конкретизация данного понятия находит свое отражение во многих правовых актах федеральных органов исполнительной власти, которые были приняты ими после вступления в силу Закона № 152 [21 и др.]. Но данное утверждение не относится к правовой категории «персональные данные работника», а также к их содержанию по нескольким причинам. Во-

первых, дефиниция «персональные данные работника» получила нормативное закрепление гораздо раньше принятия указанного универсального закона. Во-вторых, статья, регламентирующая определение «персональные данные работника», в настоящее время утратила силу.

Содержащееся (как в Законе № 24-ФЗ, так и в Законе № 152-ФЗ) определение персональных данных - это максимально широкое определение данного термина [26], носящее общий характер [10; с. 192]. Такой подход применительно к персональным данным человека следует считать правильным. Но он вызывает сомнения применительно к персональным данным работника. Персональные данные о человеке шире по содержанию, чем персональные данные работника [8; с. 93-101; 9; с. 873]. Персональные данные - категория, имеющая место в разнообразных сферах человеческой жизни и деятельности [6; с. 20-22], не является исключением и сфера отношений, входящих в предмет трудового права. Справедливой является точка зрения Е.Л. Никитина, А.А. Тимошенко, в соответствии с которой персональные данные работника органически включены в систему персональных данных лица [11].

ТК РФ не использует и не использовал термин «персональная информация», который употребляют некоторые авторы [4; с. 114]. Вместо него в ТК РФ, как уже указывалось, фигурирует понятие «персональные данные работника».

Согласно ранее действующей редакции ст. 85 ТК РФ под персональными данными работника понималась информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. При этом законодатель не устанавливал перечень таких сведений [8; с. 93-101], что предоставляло относительную свободу работодателю при определении ее границ [10; с. 191].

Возникал вопрос: кто и каким образом будет определять, насколько необходима работодателю та или иная информация, - сам работодатель, работодатель совместно с работником, или такая информация исчерпывается той, что содержится в документах, предъявляемых при трудоустройстве? Соответствующие положения главы 14 ТК РФ не позволяли дать однозначный ответ на этот вопрос.

В связи с этим на практике сложились два диаметрально противоположных подхода к толкованию этого положения:

а) критерий необходимости получения той или иной информации определял сам работодатель, с учетом содержащегося в п.п. 4,5 ст. 86 ТК РФ ограничения;

б) персональные данные работника исчерпывались теми сведениями, которые содержали документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, а также иные документы, которые работодатель вправе был требовать при приеме на работу у некоторых категорий работников [28; с. 49].

По сути, это означало, что иная информация, намеренно или случайно полученная работодателем и не являющаяся необходимой в связи с трудовыми отношениями с конкретным работником, не подлежала защите в соответствии с главой 14 ТК РФ, а только в соответствии с Законом № 152-ФЗ после его принятия [3; с. 503].

Однако определение соответствующего вида информации, как нами уже указывалось, было исключено из ТК РФ, и данные положения утратили свою силу [20]. Таким образом, в настоящее время остается открытым вопрос, что же понимать под персональными данными работника, каково их содержание и отраслевые признаки.

Содержание термина «персональные данные», регламентированного в Законе № 152-ФЗ, слишком широко. Данный закон не называет четких критериев отнесения тех или иных сведений к числу персональных данных [7; с. 32-36] работника. В то же время существовавшие ранее положения ТК РФ также не уточняли, какая именно информация о работнике была необходима и требовалась работодателю, а соответственно, являлась персональными данными работника.

Следует согласиться с мнением тех авторов, которые отмечали, что законодательное определение, существовавшее ранее в ст. 85 ТК РФ, представлялось неудачным, поскольку понятие, сформулированное таким образом, не выделяло сущностные признаки указанного рода информации, не определяло пределы ее возможного истребования и получения [11]. В ТК РФ не были даны квалифицирующие признаки персональных данных, которые могут быть объектом защиты; оценочный признак «необходимые работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающиеся конкретного работника» носил слишком общий характер и вызывал неоднозначное толкование [9; с. 868].

Благодаря закрепленным в п. 1 ст. 86 ТК РФ целям обработки персональных данных, объем сведений, которые работодатель может запросить у работника, мог быть ограничен. Однако этого не произошло в силу абстрактности самих целей. Иначе говоря, обозначенными целями, в силу их универсальности, можно обосновать необходимость получения любой информации, в том числе сведений о судимости работника или тестирования его на полиграфе [28; с. 49].

Согласно п. 2 ст. 86 ТК РФ при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и федеральными законами. Таким образом, объем подлежащей передаче работодателю информации должен устанавливаться нормативными актами не ниже уровня федеральных законов [10; с. 191-192]. Однако ни в одном из нормативных актов до настоящего времени не обозначено, какая именно информация является персональными данными работника.

При этом в Конституции Российской Федерации используется термин «частная жизнь» (ст. 23), а в ТК РФ - «персональные данные работника» [10; с. 191; 9; с. 865]. По обоснованному мнению ряда ученых, «частная жизнь» является более широким понятием и включает в себя «персональные данные» [9; с. 873]. Ранее термин «частная жизнь» встречался также в вышеназванном п. 4 ст. 86 ТК РФ, в соответствии с предыдущей редакцией которого работодатель не имел права получать и обрабатывать персональные данные работника о его частной жизни. Но в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе был получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия. Таким образом, можно было прийти к выводу, что элементы частной жизни входят в состав понятия «персональные данные» [10; с. 193]. В настоящее время данный пункт был приведен в соответствие с Законом № 152-ФЗ и упоминает только о «специальных категориях персональных данных».

По нашему мнению, выработке определения понятия персональных данных работника должно предшествовать исследование признаков персональных данных работника.

О признаках персональных данных работника прямо не упоминает ни ТК РФ, ни Закон № 152-ФЗ. Признаки персональных данных работника можно вывести путем логического анализа соответствующих положений данных нормативных правовых актов. По нашему мнению, признаками персональных данных работника являются:

- конфиденциальность (секретность). В силу ст. 88 ТК РФ лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Кроме того, данный признак раскрывается в ст. 7 Закона № 152-ФЗ, в соответствии с которой под конфиденциальностью персональных данных понимается то, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- документированность и официальность. Под документирован-ностью персональных данных работника мы понимаем их создание путем фиксации на материальном носителе, а не в сознании и памяти людей. В свою очередь под официальностью персональных данных работника нами понимается их документированность, материализация, объективизация (создание в объективной, телесной форме), овещест-вленность их определенным лицом (как физическим, в том числе должностным, так и юридическим) в связи с тем, что персональные данные работника не могут взяться ниоткуда. Источником их документирован-ности всегда является определенное лицо.

В ТК РФ названный признак подтверждают положения абз. 3 ст. 89 ТК РФ, в соответствии с которым работники имеют право на свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; абз. 5 ст. 89 ТК РФ, в соответствии с которым работники имеют право на доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору.

Подтверждением данного признака являются также положения п. 1 ст. 1, в котором говорится о поиске персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных и (или) доступ к таким персональным данным; п. 8 ст. 3, в котором говорится об уничтожении материальных носителей персональных данных; п. 10 ст. 3, ст. 13, в которых говорится об информационной системе персональных данных, представляющей собой совокупность содержащихся в базах данных персональных данных; п. 7 ст. 5, в соответствии с которым хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных; п. 1 ст. 8, в котором говорится об общедоступных источниках персональных данных (о справочниках, адресных книгах как формах выражения общедоступных источников персональных данных); п.п. 5 п. 2 ст. 19 Закона № 152-ФЗ, в котором говорится об учете машинных носителей персональных данных.

По нашему мнению, персональные данные работника могут содержаться только на материальном носителе. В противном случае отпадает необходимость в их трудо-правовой охране и защите, поскольку визуально они нигде не будут зафиксированы и, следовательно, не будут обладать объективным, предметным характером, представляя собой мнение о том или ином лице, клевету и т.п.;

- достоверность. Данный признак обусловлен предыдущим признаком и означает, что документированности определенным лицом подлежат только достоверные и правдивые персональные данные о конкретном физическом лице;

- возможность представления другим лицам. Данный признак обусловливает конфиденциальность (секретность) и документированную официальность персональных данных;

- принадлежность конкретному физическому лицу (конкретному работнику как субъекту персональных данных). Данный признак вытекает из п. 1 ст. 3 Закона № 152-ФЗ, в соответствии с названным пунктом персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Из указанной нормы

права следует, что субъектом персональных данных не может быть юридическое лицо.

Справедливой точки зрения придерживается проф. Ю.Г. Просвирин, говоря о том, что понятие «персональная информация (данные)» обладает двумя признаками: во-первых, она должна относиться к конкретному человеку (в нашем случае к конкретному работнику), что позволило бы идентифицировать его прямо или косвенно. Во-вторых, с учетом требования действующего законодательства такая информация должна быть зафиксирована на материальном носителе [25; с. 175];

- объективность и субъективный характер установления. Признак субъективного характера установления не следует путать с признаком официальности. В последнем случае речь идет о первоначальном создании конкретных персональных данных конкретного субъекта персональных данных, а не их закрепление в общем виде в документах, принимаемых государственными органами и работодателем. Ранее в ст. 85 ТК РФ при определении персональных данных работника прямо упоминалось о необходимости информации работодателю. Иными словами, в определении персональных данных содержался субъективный признак (необходимость работодателю).

По нашему мнению, при определении персональных данных работника необходимо исходить именно из их объективного признака, объективного характера персональных данных, а именно - из их принадлежности к лично-профессиональным и деловым качествам работника, связанности с объективной спецификой деятельности работодателя и будущей или настоящей трудовой функцией работника.

По мнению некоторых авторов, категория «персональные данные» в значительной степени носит субъективный характер, и физическое лицо вправе самостоятельно относить к их числу те или иные сведения [7; с. 3236]; это подтверждается открытостью перечня персональных данных, установленного Законом № 152.

По нашему мнению, данный подход не относится и не может быть применен к персональным данным работника, так как персональными данными работника является не любая информация, и соответственно, применительно не к любой информации работник может установить соответствующий режим защиты как со стороны государства, так и со стороны работодателя.

Однако необходимо отметить, что при определении персональных данных работника всё-таки может присутствовать субъективный признак (в широком или узком смысле) в их установлении.

Указанный субъективный признак в узком смысле проявляется при установлении работодателем перечня персональных данных работника в локальных актах. При этом, по нашему мнению, данный субъективный признак персональных данных работника не может прикрывать собой их объ-

ективности, а именно - их необходимости для непосредственного осуществления работником трудовой деятельности, связанной с выполнением конкретной трудовой функции и трудовыми обязанностями работника.

Связанность персональных данных работника, указанных в названных документах работодателя, со спецификой деятельности работодателя и трудовой функцией работника необходима для того, чтобы избежать ряд негативных последствий и не допустить желание работодателя связать с трудовыми отношениями какую угодно информацию о работнике.

Однако, если рассматривать субъективный признак в широком смысле, как проявление деятельности компетентных органов законодательной и исполнительной власти по субъективной объективизации государственной воли в правовые акты, то субъективный признак персональных данных работника является их неотъемлемым;

- прямая или косвенная идентификация (персонификация) с помощью персональных данных конкретного физического лица (конкретного работника как субъекта трудового права) и, соответственно, их прямое или косвенное отношение к конкретному физическому лицу (конкретному работнику как субъекту персональных данных). Необходимо отметить, что ни один правовой акт не говорит о том, что собой представляют прямые и косвенные персональные данные. Нет в них упоминания и о прямом или косвенном определении (идентификации, персонификации) с их помощью конкретного физического лица, а также об их прямом или косвенном отношении к конкретному физическому лицу,

Как отмечают некоторые авторы, персональные данные представляют собой средство идентификации конкретного человека, т.е. выделяют его из множества на основе комплекса достоверно установленных идентификационных признаков [2; с. 231]. Персонификация личности представляет собой необходимый и исходный элемент ее социализации в государстве, является важнейшей предпосылкой для включения личности в социальные контакты и создает юридическую платформу для реализации ее право- и дееспособности [24]. Персональные данные есть необходимый элемент социализации индивида. Они представляют собой его своеобразную визитную карточку в обществе и являются юридической основой для реализации его право- и дееспособности [25; с. 175].

Говоря о признаке прямой или косвенной идентификации конкретного физического лица, необходимо отметить, что данный признак также закреплен в определении персональных данных, содержащемся в ст. 3 Закона № 152-ФЗ, в соответствии с которой персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.

Из данного определения следует, что персональными данными является информация, относящаяся:

- к прямо или косвенно определенному физическому лицу,

- к прямо или косвенно определяемому физическому лицу.

При этом указанное определение персональных данных не дает ответа на вопрос, с помощью кого и чего в современном правовом российском государстве достоверно устанавливается прямо или косвенно определенное или определяемое конкретное физическое лицо. С помощью персональных данных? С помощью экстрасенсорных способностей? С помощью устного диалога с иным физическим лицом?

Необходимо отметить, что прямое или косвенное установление конкретного физического лица возможно при устном разговоре, диалоге с иным субъектом. Однако данный диалог и его результат, по своему существу, не являются персональными данными конкретного физического лица в силу отсутствия вышеназванных признаков. Более того, возникают сомнения относительно абсолютной правдивости устного диалога. При устном разговоре правовая персонификация конкретного физического лица невозможна.

По нашему мнению, к прямым персональным данным человека как гражданина Российской Федерации относятся данные, которые должны иметься у любого гражданина Российской Федерации, к примеру, данные, содержащиеся в паспорте [17; 14] или ином документе, удостоверяющем личность (свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14-летнего возраста) [19], временное удостоверение личности гражданина РФ [15]. Следовательно, с их помощью возможна именно прямая идентификация (персонификация) конкретного физического лица. Все иные персональные данные относятся к числу косвенных. Соответственно, признак косвенной идентификации (персонификации) с их помощью конкретного физического лица позволяет охватить случаи, когда информация не включает имя лица, однако, учитывая определенный способ ее организации, можно при желании установить и имя субъекта информации. Например, информация, включающая в себя наименование и место окончания высшего учебного учреждения, название специальности, квалификации, стаж работы, настоящее место работы в совокупности дает возможность косвенным путем идентифицировать конкретного работника.

Итак, по нашему мнению, определенное или определяемое конкретное физическое лицо устанавливается прямо или косвенно с помощью, соответственно, прямых или косвенных персональных данных, с помощью информации, о которой как раз и говорится в определении персональных данных, указанном в Законе № 152-ФЗ.

Таким образом, из содержащегося в ст. 3 Закона № 152-ФЗ определения персональных данных следует, что персональными данными является прямая или косвенная информация, относящаяся:

- к прямо или косвенно уже определенному с помощью нее (уже известному ранее) конкретному физическому лицу,

- к прямо или косвенно еще определяемому с помощью нее в данный момент времени (еще не известному ранее) конкретному физическому лицу.

Кроме этого, возникают следующие вопросы: можно ли прямо или косвенно определить в настоящий период времени уже известное для конкретного субъекта на данный период времени физическое лицо; можно ли прямо или косвенно не определить неизвестное физическое лицо? Ни один правовой акт не дает ответа на данные вопросы. Указанные вопросы, по нашему мнению, являются изначально неправильными в силу того, что определить (идентифицировать, персонифицировать) уже известное для конкретного субъекта физическое лицо априори ни прямо, ни косвенно невозможно, а вот установить принадлежность (отношение) соответствующих персональных данных именно указанному физическому лицу вполне вероятно. В данном случае прямые и косвенные персональные данные характеризуют именно принадлежность их конкретному физическому лицу, а не его определенность (идентификацию, персонификацию).

Таким образом, персональные данные не являются предметом определения (идентификации, персонификации) в данный период времени известного для конкретного субъекта физического лица, ибо могут быть им только в отношении неизвестного в данный период времени для конкретного субъекта физического лица. По нашему мнению, прямо или косвенно можно определить неизвестное для конкретного субъекта в данный период времени физическое лицо.

Однако многие могут сказать, что физическое лицо может быть определённо известно для конкретного субъекта внешне. Однако внешняя известность не означает достоверную определенность указанного физического лица. Более того, сама визуально нефиксированная внешность не является персональными данными физического лица, в отличие, к примеру, от фото на паспорте. Таким образом, внешняя известность не означает определенность указанного физического лица для конкретного субъекта, следовательно, внешняя известность не означает известность с правовой точки зрения конкретного физического лица. С юридической точки зрения данное физическое лицо является неизвестным для конкретного субъекта.

Определенное физическое лицо уже известно и было определено конкретным субъектом ранее. Относительно уже определенного ранее физического лица необходимо отметить, что в данном случае не возникает вопрос о способе (прямом или косвенном) его определении. В данном случае на первый план выходит природа именно самих персональных данных (прямые или косвенные), а не способ определения с их помощью конкретного физического лица. В свою очередь, для определения неизвестного ранее физического лица (субъекта персональных данных) на первый план выходит именно способ определения (прямой или косвенный) данного физического лица, а не природа самих персональных данных.

С учетом изложенного, по нашему мнению, персональные данные работника можно определить как установленную правовыми актами любую зафиксированную на материальном носителе компетентным или уполномоченным органом или лицом прямую или косвенную конфиденциальную достоверную информацию, относящуюся к прямо или косвенно уже определенному с помощью нее для конкретного субъекта или, соответственно, к прямо или косвенному определяемому с помощью нее в данный момент времени конкретному работнику и характеризующую его с лично-деловой и профессиональной стороны в зависимости от выполняемой работником трудовой функции и специфики трудовой деятельности работодателя, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Из вышеизложенного следует, что включение указанного определения в российское трудовое законодательство постепенно повысит эффективность норм, регламентирующих трудовую правовую охрану и защиту персональных данных работника в сфере труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богатыренко, З. С. Новейшие тенденции защиты персональных данных работника в Российском трудовом праве [Электронный ресурс] // Трудовое право. - 2006. - № 10. - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.

2. Бугель, Н. В. Защита персональных данных как объект организационно-правового регулирования / Н. В. Бугель, А. В. Никулин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 2. -С.230-233.

3. Гусов, К. Н. Международное трудовое право : учебник / К. Н. Гусов, Н. Л. Лютов. - М. : Проспект, 2015. - 592 с.

4. Дворецкий, А. В. О принципах защиты персональных данных работника // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2005. - № 5. - С. 113-115.

5. Истратова, А. Г. Административно-правовая основа обработки персональных данных в трудовых отношениях [Электронный ресурс] // Административное право и процесс. - 2012. - № 9. - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.

6. Кучеренко, А. В. Особенности обработки персональных данных лица в случае его смерти // Информационное право. - 2011. - № 2. - С. 20-22.

7. Кучеренко, А. В. Этапы и тенденции нормативно-правового регулирования оборота персональных данных в Российской Федерации // Информационное право. - 2009. - № 4. - С. 32-36.

8. Лушников, А. М. Защита персональных работника: сравнительно-правовой комментарий гл.14 Трудового кодекса РФ // Трудовое право. -2009. - № 9. - С. 93-101.

9. Лушникова, М. В. Курс трудового права : в 2 т. Т. 1 : Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть : учебник / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. - М. : Статут, 2009. - 879 с.

10. Молодцов, М. В. Трудовое право России : учебник для вузов / М. В. Молодцов, С. Ю. Головина. - М. : Норма, 2003. - 640 с.

11. Никитин, Е. Л. К вопросу о правовой природе персональных данных работника [Электронный ресурс] / Е. Л. Никитин, А. А. Тимошенко // Журнал российского права. - 2006. - № 7. - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.

12. Об информации, информатизации и защите информации : федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - 2 фев., № 8. - Ст. 609.

13. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 31 июля, № 31 (ч. 1). -Ст. 3448.

14. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации : указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - 17 марта, № 11. - Ст. 1301.

15. Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации : приказ ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 // Российская газета. - 2013. - 7 июня, № 122.

16. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера : указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. № 188 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - 10 марта, № 10. - Ст. 1127.

17. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 08 июля 1997 г. № 828 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - 14 июля, № 28. - Ст. 3444.

18. Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела : указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - 6 июня, № 23. - Ст. 2242.

19. Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния : приказ Минюста России от 25 июня 2014 г. № 142 // Российская газета. - 2014. - 16 июля, № 157.

20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных» : федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - 13 мая, № 19. -Ст. 2326.

21. О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, заместителей руководителей федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководителей их территориальных органов, назначаемых на должность Министром финансов Российской Федерации (вместе с «Положением об организации работы с персональными данными федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, заместителей руководителей Федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководителей их территориальных органов, назначаемых на должность Министром финансов Российской Федерации») : приказ Минфина РФ от 04 июля 2011 г. № 75н // Российская газета. - 2011. - 17 августа, № 180.

22. О персональных данных : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. -31 июля, № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных : федеральный закон от 19.12.2005 № 160-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - 26 декабря, № 52 (1 ч.). - Ст. 5573.

24. Петрыкина, Н. И. Правовое регулирование оборота персональных данных. Теория и практика / Н. И. Петрыкина. - М. : Статут, 2011. -134 с.

25. Просвирин, Ю. Г. Защита персональных данных // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. : Право. - 2008. - № 2. -С.174-188.

26. Стрельников, В. Персональным данным - особую защиту [Электронный ресурс] // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 2. - С. 6. - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.

27. Трудовой кодекс Российской Федерации : принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - 7 января, № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

28. Хачатурян, Ю. А. Право работника на защиту персональных данных // Современное право. - № 1. - 2006. - С. 43-51.

REFERENCES

1. Bogatyrenko Z.S. Contemporary trends of the employee's personal data protection in the Russian labour law. Trudovoye pravo, 2006, no. 10. Available at: ConsultantPlus Database (accessed 12 December 2015). (In Russian).

2. Bugel' N.V., Nikulin A.V. Personal data protection as a subject to organizational and legal regulation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Ministry of Internal Affairs University of Saint-Petersburg], 2012, no. 2, pp. 230-233. (In Russian).

3. Gusov K.N., Lyutov N.L. International labour law. Moscow: Prospekt Publ., 2015. 592 p. (in Russian).

4. Dvoretskii A.V. On the principles of protection of personal data of the employee. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the State Pedagogical University of Tomsk], 2005, no. 5, pp. 113115. (In Russian).

5. Istratova A.G. Administrative legal basis for the personal data processing in labour relations. Administrativnoe pravo i protsess, 2012, no. 9. Available at: ConsultantPlus Database (accessed 12 December 2015). (In Russian).

6. Kucherenko A.V. The peculiarities of personal data processing in case of person's death. Informatsionnoepravo, 2011, no. 2, pp. 20-22. (In Russian).

7. Kucherenko A.V. The stages and trends of the legal regulation of the personal data circulation in the Russian Federation. Informatsionnoe pravo, 2009, no. 4, pp. 32-36. (In Russian).

8. Lushnikov A.M. Employee's personal data protection: comparative legal interpretation of the chapter 14th of the Labour Code of the Russian Federation. Trudovoepravo, 2009, no. 9, pp. 93-101. (In Russian).

9. Lushnikov M.V., Lushnikov A.M. Course of the labour law. Vol. 1. The essence of the labour law and the history of its development. Labour rights in the system of human rights. General provisions. Moscow: Statut Publ., 2009. 879 p. (In Russian).

10. Molodtsov M.V., Golovina S.Yu. Labour law of Russia. Moscow: NORMA Publ., 2003. 640 p. (In Russian).

11. Nikitin E.L., Timoshenko A.A. Revisiting the legal nature of employee's personal data. Zhurnal rossiiskogo prava, 2006, no. 7. Available at: ConsultantPlus Database (accessed 12 December 2015). (In Russian).

12. On the Information, Informatization and Data Protection: Federal Law No. 24-FZ dated February 20, 1995. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 1995, no. 8, February 20, Article 609. (In Russian).

13. On the Information, Information Technologies and Data Protection: Federal Law No. 149-FZ dated July 27, 2006. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi

Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 2006, no. 31, part 1, July 31, Article 3448. (In Russian).

14. On the Primary Document for Personal Identification of the Citizen of the Russian Federation on the Territory of the Russian Federation: The Decree Of The President Of The Russian Federation No. 232 dated March 13, 1997. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 1997, no. 11, March 17, Article 1301. (In Russian).

15. On the Approval of the Administrative Procedural Regulation of the Federal Migration Service for the Provision of Government Service of Issuing and Reissuing of the Passport of the Citizen of the Russian Federation for Personal Identification of the Citizen of the Russian Federation on the Territory of the Russian Federation: Order of the Federal Migration Service of the Russian Federation No. 391 dated November 30, 2012. Rossiiskaya gazeta, 2013, no. 122, June 7. (In Russian).

16. On the Approval of the List of Confidential Information: The Decree Of The President Of The Russian Federation No. 188 dated March 6, 1997. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 1997, no. 10, March 10, Article 1127. (In Russian).

17. On Approval of the Regulation on the Passport of the Citizen of the Russian Federation, Sample Form and Description of the Passport of the Citizen of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 828 dated July 8, 1997. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 1997, no. 28, July 14, Article 3444. (In Russian).

18. On the Approval of the Regulation on the Personal Data of the State Civil Servants of the Russian Federation and his Personal Profile Management: The Decree Of The President Of The Russian Federation No. 609 dated May 30, 2005. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 2005, no. 23, June 6, Article 2242. (In Russian).

19. On the Approval of the Forms of the Certificates of the State Civil Registration: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 142, dated June 25, 2014. Rossiiskaya gazeta, 2014, no. 157, July 16. (In Russian).

20. On the Amendment of Certain Legislative Acts of the Russian Federation due to the Adoption of the Federal Law «On the Ratification of the Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data of the Council of Europe» Federal Law and Federal Law «On the Personal Data»: Federal Law No. 99-FZ dated May 7, 2013. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 2013, no. 19, May 13, Article 2326. (In Russian).

21. On the Protection of Personal Data of Federal State Civil Servants of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Deputies of the Chiefs of Federal Services under the Jurisdiction of the Ministry Finance of the Russian Federa-

tion, Chiefs of their Territorial Offices, Appointed by the Minister of Finance of the Russian Federation; with the Regulation «On the Organization of Work with Personal Data of Federal State Civil Servants of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Deputies of the Chiefs of Federal Services under the Jurisdiction of the Ministry Finance of the Russian Federation, Chiefs of their Territorial Offices, Appointed by the Minister of Finance of the Russian Federation»: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 75n dated July 4, 2011. Rossiiskaya gazeta, 2011, no. 180, August 17. (In Russian).

22. On the Personal Data: Federal Law No. 152 dated July 27, 2006. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 2006, no. 31, part 1, July 31, Article 3451. (In Russian).

23. On the Ratification of the Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data of the Council of Europe: Federal Law No. 160-FZ dated December 19, 2005. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 2005, no. 52, part 1, December 26, Article 5573. (In Russian).

24. Petrykina N.I. Legal regulation of the personal data circulation. Theory and practice. Moscow: Statut Publ., 2011. 134 p. (In Russian).

25. Prosvirin Yu.G. Personal data protection. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pravo [Bulletin of the Voronezh State University. Law series], 2008, no. 2, pp. 174-188. (In Russian).

26. Strel'nikov V. Specific protection - for the personal data. EJ-Yurist, 2013, no. 2, p. 6. Available at: ConsultantPlus Database (accessed 12 December 2015). (In Russian).

27. Labour Code of the Russian Federation No. 197-FZ dated December 30, 2001. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation the Russian Federation], 2001, no. 1, part 1, January 7, Article 3. (In Russian).

28. Khachaturyan Yu. A. The right of the employee to personal data protection. Sovremennoepravo, 2006, no. 1, pp. 43-51. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.