Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПАССИОНАРНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ГУМИЛёВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ'

ПОНЯТИЕ ПАССИОНАРНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ГУМИЛёВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3043
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИОНАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭТНОС / СУПЕРЭТНОС / ЭТНОГЕНЕЗ / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ / САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИОДИНАМИКА / PASSIONARITY / SOCIAL REALITY / ETHNOS / SUPERETHNOS / GENESIS OF THE ETHNOS / MOVING POWERS OF HISTORY / CONSCIOUSNESS / SOCIAL DYNAMICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дымченко Марина Евгеньевна

Рассматривается значение концепта «пассионарность» для раскрытия социально-философского измерения роли этносов в динамике социальной реальности. Подчеркивается объективное содержание такого фактора социодинамики, как выстраивание индивидуальной стратегии идентификации личности и коллективов на основе субъективных предпочтений и стратегий. Раскрывается преемственность анализа социоисторической динамики сквозь призму понятия «пассионарность» в теории Л.Н. Гумилёва классической традиции социально-философского рационалистического дискурса (тема героизма, жертвенности и т.п.). Выявляется внутренняя взаимосвязь пассионарности и этногенеза, стадий этногенеза и их роль в становлении социальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Passionarity in the Works of L.N. Gumilev: Social and Philosophical Aspect

This article considers the significance of the concept «passionarity» for disclosure of social and philosophical measurement of the role of ethnos in dynamics of social reality. The objective content of such factor of social dynamics as forming of individual strategy of identification of the person and collectives on the basis of subjective preferences and strategies is stressed. The author reveals the continuity of the analysis of socially-historical dynamics through a prism of the «passionarity» concept in L.N. Gumilev's theory of classical tradition of socially-philosophical rationalistic discourse (the theme of heroism, sacrifice and so on). The internal interrelation of passionarity and genesis of the ethnos, stages of genesis of the ethnos and their role in sociality formation is considered.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПАССИОНАРНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ГУМИЛёВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 1:316

ПОНЯТИЕ ПАССИОНАРНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ Л. Н. ГУМИЛЕВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

© 2012 г М.Е. Дымченко

Ростовский государственный строительный университет, ул. Социалистическая, 162, г.Ростов-на-Дону, 344022

Rostov State Building University, Sotsialisticheskaya St., 162, Rostov-on-Don, 344022

Рассматривается значение концепта «пассионарность» для раскрытия социально-философского измерения роли этносов в динамике социальной реальности. Подчеркивается объективное содержание такого фактора социодинамики, как выстраивание индивидуальной стратегии идентификации личности и коллективов на основе субъективных предпочтений и стратегий. Раскрывается преемственность анализа социоисторической динамики сквозь призму понятия «пассионарность» в теории Л.Н. Гумилёва классической традиции социально-философского рационалистического дискурса (тема героизма, жертвенности и т.п.). Выявляется внутренняя взаимосвязь пассионарности и этногенеза, стадий этногенеза и их роль в становлении социальности.

Ключевые слова: пассионарность, социальная реальность, этнос, суперэтнос, этногенез, движущие силы истории, самосознание, социодинамика.

This article considers the significance of the concept «passionarity» for disclosure of social and philosophical measurement of the role of ethnos in dynamics of social reality. The objective content of such factor of social dynamics as forming of individual strategy of identification of the person and collectives on the basis of subjective preferences and strategies is stressed. The author reveals the continuity of the analysis of socially-historical dynamics through a prism of the «passionarity» concept in L.N. Gumilev's theory of classical tradition of socially-philosophical rationalistic discourse (the theme of heroism, sacrifice and so on). The internal interrelation ofpassionarity and genesis of the ethnos, stages of genesis of the ethnos and their role in sociality formation is considered.

Keywords: passionarity, social reality, ethnos, superethnos, genesis of the ethnos, moving powers of history, consciousness, social dynamics.

Глобальные изменения, происходящие в современном российском обществе, связанные с его трансформацией и включением в глобализационные тренды, требуют теоретического переосмысления и поиска новых методологических подходов, которые бы позволяли давать новые трактовки происходящим событиям и прогнозировать будущее. Одним из таких подходов выступает пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва, который, исследовав исторические и природные процессы, заложил основы нового подхода к понимаю социальной реальности в ее структурном и историческом измерении. Этот подход вполне правомерно рассматривать как парадигмальный столп социально-философской рефлексии, в том числе и в первую очередь российского общества.

Ключевым понятием концепции Л.Н. Гумилёва выступает пассионарность, которую он определял как избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей [1, с. 544]. Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей. Цель деятельности ставится выше собственной жизни, а тем более жизни современников и соплеменников. Она не имеет отношения к морально-нравственному долженствованию, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе народной массы, определяя её потенцию в ту или иную эпоху развития этноса. Определение пассионарности носит весьма расплывчатый характер, её происхождение в настоящее время не выяснено и требует дальнейших исследований со стороны психологии и биохимии [2].

Большое значение в теории пассионарности имеет тот факт, что ею должны обладать не только лидеры, но и исполнители. В зависимости от наличия или отсутствия пассионарности Гумилёв выделял три категории индивидов: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии. У первой категории стремление к достижению цели преобладает над инстинктом самосохранения. У представителей второй группы импульс достижения цели равен величине импульса инстинкта самосохранения. И, наконец, субпассионарии представляют собой индивидов, чей пассионарный импульс ниже инстинкта самосохранения.

Уровень пассионарности отдельного человека не зависит от каких-либо внешних факторов и является врождённым. Число пассионариев в рамках этноса ничтожно, однако их влияние огромно как за счёт собственной деятельности, так и за счёт пассионарной индукции - изменения поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля [1, с. 282]. Оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, такие люди начинают вести себя так, как если бы они

были пассионарны. При усилении влияния пространственно-временных факторов гармоничные люди вновь обретают свое традиционное природное поведение [1, с. 283].

Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем: процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей (которые названы консорция-ми), к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но, после того как он вошел в возникающую на его глазах систему, его настроенность большого значения не имеет.

Необходимо отметить, что Л.Н. Гумилёв не является первым, кто обратил внимание на «страстность» как одну из движущих сил истории. Платон в своем «Государстве» выделял яростное начало - «тимос» -часть души, благодаря которой люди ищут признания своих достоинств или тех людей, предметов или принципов, в которые они эти достоинства вложили. «Когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть...» [3]. Гегель в «Феноменологии духа» и в «Философии истории» в качестве важнейшего конституирующего фактора опыта самосознания и истории выделял борьбу за признание и героическое поведение, не тождественное нравственному. Человек отличается от животных тем, что он желает быть «признан». В частности, он желает, чтобы его признавали человеком, т. е. существом, имеющим определенное достоинство. Человек желает быть признанным в качестве именно признающего и волящего [4, с. 102; 5, с. 81 - 85].

М. Вебер ввёл понятие харизмы, которое во многом близко определению пассионарной личности: «Харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу, совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме "приверженцами"» [6].

Французский философ А. Бергсон фактически описывал состояние пассионарной индукции: «Воз-

никает вопрос: почему у святых были подражатели и почему великие благородные люди способны увлекать за собой толпы? Они ничего не требуют и не просят, они не нуждаются в увещеваниях и призывах, само их существование есть призыв... По настоящему знакомы с природой этого призыва только те, кто оказывался в присутствии выдающейся моральной личности» [7, с. 34 - 35].

Рассматривая взгляды на развитие истории Л.Н. Гумилёва, необходимо отметить, что пассионарность не выделялась им в качестве исключительного фактора. Приоритет отдавался росту производительных сил и изменению производственных отношений, а тем самым и организации общества. Второй фактор, который определял ход процессов этногенеза - это географическая среда, которая не может быть игнорирована.

Эти факторы определяют лишь общее направление социально-исторических процессов, но не индивидуальный лик событий. Видимо, необходимо ввести фактор низшего ранга: логику событий, где учитываются короткие причинно-следственные последовательности, сами по себе закономерные, но для процессов высшего ранга являющиеся случайными [1, с. 343]. В свою очередь эти краткие закономерности зависят от случайностей второй степени и т.д. Социально-философский анализ развития социальной реальности не может пренебречь этими нюансами, для этногенеза их учет необходим. И вот тут-то всплывает роль пассионарных взрывов, относящихся к становлению биосферы. Игнорирование пассионарности сужает горизонт охвата социальной реальности [1, с. 343 - 345].

Большинство людей, живущих на планете, принадлежат к тому или иному этносу, который представляет собой естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим подобным коллективам. Со-циодинамика общества может рассматриваться как социоисторическая динамика этносов. При этом этнос как система подчиняется определённым законам, в большинстве случаев существует 1200 - 1500 лет, проходя в своём развитии через определённые фазы.

Для раскрытия социально-философского значения концепта «пассионарность» важно отметить, что Л.Н. Гумилёв выделяет семь фаз социоисторической динамики, зависящих от уровня пассионарности этноса: инкубационный период, фазу подъёма, акматиче-скую фазу, фазы надлома, инерции, обскурации, мемориальную фазу. Рассмотрим их кратко.

Первая фаза - рождение этноса - незаметна ни для историков, ни для современников событий. О ней могут лишь свидетельствовать мифы и легенды. Несколько этносов с разными системами хозяйствования живут рядом, поддерживая между собой те или иные отношения. Такое состояние может продолжаться довольно длительный период, пока в определённый момент не происходит целый ряд изменений, который уничтожает имевшуюся систему отношений и начинает выстраивать новую. В какой-то момент появляется группа людей, которая формирует своё этническое лицо и самосознание.

Следующие 100 - 150 лет длится фаза подъёма, связанная с активной экспансией этноса, расширением его территории. На этом этапе этнос выходит на историческую сцену, заявляя о себе.

Акматическая фаза - временная стабилизация уровня пассионарного напряжения на наивысшем для данного этноса уровне. Характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов), предельной частотой событий этнической истории.

Фаза надлома - начало снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, возникновение порождаемых взаимной враждой пассионариев острых конфликтов внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев. Для фазы надлома характерны расколы этносов по идеологическим признакам, гражданские войны.

Инерционная фаза - неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей. Именно инерционная фаза зачастую рассматривается как пик развития любой цивилизации.

Обскурация - окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатиче-ского «нулевого» за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, в которой из-за преобладания субпассионариев становится невозможной любая конструктивная деятельность, за исключением направленной на удовлетворение элементарных жизненных потребностей.

Мемориальная фаза - завершение процесса этногенеза, стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне при одновременном достижении гомеостаза с окружающей средой, прозябание, исключающее какую бы то ни было историческую активность [1].

Дополнительно может быть выделена фаза регенерации, которая представляет собой кратковременное восстановление пассионарности этнической системы за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала.

Другим немаловажным аспектом пассионарной теории этногенеза является концепция супер- и субэтносов, позволяющая рассматривать этнические процессы на макро- и микроуровнях.

Суперэтнос представляет собой этническую систему, состоящую из нескольких этносов и противопоставляющую себя всем подобным целостностям. Аналогами понятию «суперэтнос» часто выступают такие социально-философские понятия, как «цивилизация», «культура» или «мир» («исламский мир», «западная цивилизация»). Единство суперэтноса проявляется в наличии общей ментальности, консолидирующей весьма разнообразные этносы. Суперэтнос предстает прежде всего как идейно-религиозная и культурная целостность. Народы внутри этой целостности отнюдь не обязательно объединены политиче-

ски. Наоборот, они часто вступают в конфликты. Здесь мы видим другую отличительную черту суперэтноса: конфликты между этносами, его составляющими, обычно носят характер борьбы за преобладание, а не войны на полное истребление противника, причем эти конфликты не исключают экономического, политического и идеологического общения внутри системы. Наоборот, столкновения между разными суперэтносами часто приобретают черты геноцида и порабощения. Примером может служить покорение европейцами Северной Америки.

Ядром суперэтноса всегда выступает группа этносов, возникшая в одном регионе в результате пассионарного толчка, объединенная вокруг этнической доминанты (так, арабский суперэтнос образовался в VI в. на основе ислама, в Византии роль объединяющего начала играло православное христианство). В дальнейшем в орбиту уже сложившегося суперэтноса могут быть включены народы иного генезиса.

Суперэтнос не способен к дивергенции (т.е. к делению на несколько частей), раз возникнув, он проживает за полуторатысячелетний срок все фазы своего развития. Однако инерция идейно-культурной традиции может сохраняться и в дальнейшем, передаваясь другим молодым народам и принимая новые формы (так, традиции римского права перешли к западному суперэтносу, а православие из Византии перешло к России).

Субэтнос - этническая система, имеющая внутри этноса собственный социокод идентичности и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной дополнительности составляющих ее членов. Субэтнос -этнический таксон рангом ниже чем этнос. Наличие разнообразных субэтносов представляет собой важный признак устойчивости этноса, так как субэтносы делят между собой функции, находясь в отношениях взаимовлияния и смешения. Путем снятия противоречий в историческом развитии субэтносы делают внутреннюю структуру этноса наиболее гибкой, не нару-

Поступила в редакцию

шая его единства. Примерами субэтносов в рамках русского этноса можно назвать казаков и поморов. Субэтносы могут проявлять себя в различной форме: как этнографические группы, живущие на определенной территории, как сословия, как конфессиональные общины и т.д., но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление окружению при сохранении принадлежности субэтнических групп к тому или иному этносу.

Таким образом, социально-философское измерение концепта «пассионарность» определяется прежде всего возможностью разработки платформы мета-исторического осмысления роли и значения различных этнических и исторических образований в системе всеобщих социально значимых координат коллективного человеческого опыта, социальной значимости самосознания и деятельности.

Литература и примечание

1. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001. 560 с.

2. Интересным представляется исследование белков-эпендеминов в поведении, определяющем социальное доминирование. См. подробнее: Lynne U. Sneddon, Rupert Schmidt, Yongxiang Fang, Andrew R Cossins. Molecular Correlates of Social Dominance: A Novel Role for Ependymin in Aggression. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3071721 (дата обращения: 07.03.2012).

3. Платон. Государство. URL: http://www.electrogrelka.ru/Fi-losofiya-platoraGosudarstvo-platon-tom-3-697.html (дата обращения: 07.03.2012).

4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 2002. 444 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 2000. 480 с.

6. Вебер М. Типы господства. URL: http://fondint.h15.ru/ bibl/alf03v/01/veber/veb01.html (дата обращения: 07.03.2012).

7. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. 384 с.

14 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.