Научная статья на тему 'Предпосылки формирования капиталистических отношений в России и в Китае в XIX – начале XX В. В контексте пассионарной теории этногенеза'

Предпосылки формирования капиталистических отношений в России и в Китае в XIX – начале XX В. В контексте пассионарной теории этногенеза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВ ГУМИЛЕВ / РОССИЯ / КИТАЙ / ПАССИОНАРНАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА / КАПИТАЛИЗМ / LEV GUMILEV / RUSSIA / CHINA / PASSIONATE THEORY OF ETHNOGENESIS / CAPITALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимченко Антон Сергеевич

Исследование рассматривает процесс зарождения и формирования капиталистических отношений в России и в Китае в XIX – начале XX в. через призму основных выводов пассионарной теории этногенеза Л. Гумилева. В работе также сравнивается и анализируется уровень пассионарности двух стран в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of Capitalism in Russia and China in the XIXth – Early XXth Centuries in the Context of Passionate Theory of Ethnogenesis

This study examines the formation of capitalism in Russia and China in the XIXth – early XXth centuries through the prism of the passionate theory of ethnogenesis. It also compares and analyzes the level of passionarity in these countries.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования капиталистических отношений в России и в Китае в XIX – начале XX В. В контексте пассионарной теории этногенеза»

история

ББК 63.3(2)5

А.С. Тимченко

Предпосылки формирования капиталистических отношений в России и в Китае в XIX - начале XX в. в контексте пассионарной теории этногенеза

A.S. Timchenko

Preconditions of Capitalism in Russia and China in the XIXth - Early XXth Centuries in the Context of Passionate Theory of Ethnogenesis

Исследование рассматривает процесс зарождения и формирования капиталистических отношений в России и в Китае в XIX - начале XX в. через призму основных выводов пассионарной теории этногенеза Л. Гумилева. В работе также сравнивается и анализируется уровень пассионарности двух стран в указанный период.

Ключевые слова: Лев Гумилев, Россия, Китай, пассионарная теория этногенеза, капитализм.

This study examines the formation of capitalism in Russia and China in the XIXth - early XXth centuries through the prism of the passionate theory of ethnogenesis. It also compares and analyzes the level of passionarity in these countries.

Key words: Lev Gumilev, Russia, China, passionate theory of ethnogenesis, capitalism.

Современный мир выдвигает понятие «эффективность» на первый план. Лидером и первопроходцем здесь является западная цивилизация с ее предельно рационалистическим «предпринимательским» мировосприятием, воспитанным более чем двухсотлетней капиталистической традицией. На базе капиталистического мировоззрения Запад превратился в наиболее успешного игрока на мировой арене. Однако до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения при определении основных факторов формирования капиталистических отношений в разных странах.

Наибольшую популярность имеет позиция, согласно которой важнейшую роль в этом процессе играет религия как база для воспитания ценностных ориентаций личности, формирования ее установок во всех областях общественной жизни, в том числе в профессиональной деятельности. Макс Вебер нашел корни капитализма в протестантских сектах кальвинистского толка, тем самым на долгое время сформировав у научного сообщества шаблон восприятия протестантского Запада как единственного носителя капиталистического духа эффективности и предпринимательства.

Тем не менее экономические успехи «азиатских тигров» в XX в. и грядущая угроза для Запада потерять экономическое лидерство в XXI в. заставляют переосмыслить позицию об абсолютности религиозного фактора в формировании экономической жизни государства.

По мнению, к примеру, Вернера Зомбарта, протестантизм был лишь одним из проявлений нового уклада в преобразуемой Европе. Капитализм созда-

вали грабители, откупщики, авантюристы и прочие маргиналы распадавшейся средневековой системы, благочестивые трудоголики из протестантов были лишь одной из таких групп, пусть и самой многочисленной. История капитализма в России отчасти подтверждает эти тезисы Вернера Зомбарта: Строгановы и Демидовы были далеко не идеальны нравственно, а духовные искания старообрядцев (которых исследователи часто приводят в качестве примера формирования капитализма в России под влиянием особенностей религиозного мировоззрения) едва ли связаны с протестантской трактовкой христианства, в котором ремесло стало проводником спасительной внутримир-ской аскезы. Представляется обоснованным мнение о том, что создание мануфактур и ведение предпринимательства старообрядцами было следствием вытеснения их из сферы социальной активности и необходимости выживания в условиях преследований и агрессивной внешней среды.

Прежние общества следовали традиционным образцам поведения, капиталистический же мир живет конкурентной борьбой, ему присуще «творческое разрушение». Чтобы эта сила явилась в мир, она должна была переделать прежнего человека. «Чтобы капитализм мог получить развитие, естественному, следующему влечениям человеку нужно было сначала переломать все кости; он должен был поставить на место первозданной, изначальной жизни особым образом устроенный рациональный душевный механизм, он должен был постепенно перевернуть все жизненные

Предпосылки формирования капиталистических отношений..

ценности. НотосарйаШйсш представляет собой искусственное и искусное образование, являющееся следствием такого переворота» [1, с. 62].

Именно поэтому капиталистическую революцию начинала контрэлита — маргиналы, не находящие себе места в прежних иерархиях, остававшиеся на краю социальной жизни: религиозные меньшинства и всякого рода пассионарии — пираты, авантюристы, работорговцы, владельцы плантаций в Вест-Индии. Переворот в мире ценностей создал не только величайшие произведения искусства, но и привел к тому, что гордыня и алчность из категории греховных перешли в категорию приемлемых, а то и поощряемых действий [2, с. 10].

Описываемая Зомбартом ситуация довольно точно подтверждается в пассионарной теории Л. Н. Гумилёва. С XIV в. в Европе начинается пассионарный надлом. Первая стадия надлома известна как Возрождение. Происходит упрощение общественной системы и вытеснение пассионариев на окраины ее социального ареала. Ненужным упрощенной системе пассионариям остается заниматься только искусством и наукой (Гумилёв относит такой тип людей к третьему уровню пассионарности). Вторая стадия надлома — это Реформация. В ходе Реформации европейская суперэтническая система раскололась на две части: протестантов и католиков с разными стереотипами поведения. По Европе прокатились войны, гораздо более кровавые, чем войны до раскола.

В ходе пассионарного надлома в Англии часть английских пассионариев выселилась в Северную Америку. Потом туда стали эмигрировать наиболее пассионарные европейцы, ненужные на родине. В результате создался американский этнос — наиболее пассионарный этнос западного суперэтноса, построенный ловцами фортуны, отчаянными путешественниками, ещё способными идти к благоустройству жизни, пускай и рискуя ею (второй уровень пассионарности).

Когда войны окончательно истощили Европу, конфликт окончился компромиссом. Система перестроилась. Началось господство субпассионариев [3, с. 354].

Признав невозможность остановить протестантизм (развитие и распространение протестантизма), католики научились жить в новых условиях. Со снижением пассионарности приходят пассионарии первого уровня, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни прагматики-предприниматели. Именно на это время в Европе приходится расцвет предпринимательства и зарождение капитализма.

Таким образом, классическое европейское понимание вопроса формирования капиталистических отношений на Западе можно проследить в высказывании Макса Вебера: «Резюмируя... отмеченные нами выше особенности западного капитализма и причины его возникновения, получаем следующие отличительные черты. Лишь он создал покоящуюся на расчете рациональную организацию труда, которой раньше никогда не встречалось».

Поясняя свое утверждение, он далее замечал: «В конце концов, создателями капитализма были: рациональное постоянное предприятие, рациональная бухгалтерия, рациональная техника, рациональное право; но даже и не они одни: мы должны отнести сюда рациональный образ мысли, рационализирована образа жизни, рациональную хозяйственную этику» [4, с. 285].

В истории России этап, сходный с европейской Реформацией, пришелся на череду революций, знаменующую собой фазу пассионарного надлома (с учетом положения о том, что пассионарный толчок великорусского этноса имел место в XIII в.). В этой фазе своего исторического цикла российский суперэтнос, несмотря на свою мощь и изобилие, потерял устойчивость. Действенная энергия людей (пассионарность) иссякает в верхних, правящих слоях общества, зато уже с первой половины XIX в. начинает активно накапливаться в нижних. Любая энергия ищет своего выхода. Если закостеневшая общественная система не дает пассионариям органично удовлетворять свои потребности в развитии и экспансии, они становятся ее врагами. Пассионарии весьма быстро и эффективно создают структуры, призванные разрушить старую систему, вырабатывают и активно навязывают другим ментальность и стереотип поведения, основанные на радикальном отрицании существующего строя.

Это и происходит в начале XX в. в России, где правящий субэтнос (дворянство) почти полностью утрачивает к этому времени пассионарность, что приводит к достижению критического предела в разности потенциалов пассионарности в российском суперэтносе к 1917 г. и, как следствие, к краху существующего строя. Антисистема, легко победив, поначалу встречает сопротивление только своей же среды (Канегиссер, Ф. Каплан, Б. Савинков). Белому движению удается постепенно вобрать в себя всех пассионарных людей с мироощущением, противостоящим антисистеме. Однако мощного идейного лидера, способного распространить «белую» доминанту за пределы ограниченного военного слоя, так и не нашлось. В результате Гражданская война привела к значительному снижению пассионарности российского суперэтноса за счет взаимоистребления и эмиграции пассионариев [5, с. 6]. Самая горячая фаза надлома закончилась, неуклонно начала возрастать пассионарность нижних уровней, постепенно всё увеличивая долю прагматиков в суперэтносе и тем самым создавая предпосылки для формирования капиталистических отношений.

Исторически сложилось так, что появление капитализма как общественно-экономической формации пришлось на этап, когда кривая этногенеза передовых западных этносов устремлялась вниз. В оригинальных работах Л. Н. Гумилёва описано лишь 9 пассионарных толчков, последний из которых приходится на XIII в.

Однако в связи с огромным поднятием активности стран Азии в XIX-XX вв. поднимается вопрос о де-

история

сятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII в. В. А. Мичурин проводит его по линии Япония — Ближний Восток. Менее чем за 200 лет весь регион совершил громадный скачок.

Правление маньчжурских императоров в Китае в период перед толчком рисует типичнейшую картину фазы обскурации — финала этногенеза, когда пассио-нарность падает ниже нулевой отметки, а жизнь государства едва теплится. Состояние глубокой деградации восточных этносов было закономерно, так как энергия древних пассионарных толчков, породивших эти этносы, растратилась. Этногенез манчжуров, правивших Китаем, начался в результате толчка XI в., а собственно китайское население имело еще более древний генезис.

Пассионарный толчок XVIII в., воздействовавший на Китай и Японию, «запустил» в регионе новый процесс этногенеза, фазу подъема которого мы наблюдаем и поныне [6, с. 4]. В Китае она началась с создания многочисленных тайных обществ. Первая половина XIX в. в Китае также отмечена ростом стихийных бунтов и восстаний. Мощным проявлением здесь роста пассионар-ности было знаменитое восстание тайпинов, приведшее к созданию на короткий период «Государства небесного спокойствия» с совершенно новым устройством и порядками. Это движение означало конец инкубационного периода фазы подъема, длившегося с середины XVIII до первой половины XIX в. Старый Китай умирал, происходил резкий обрыв старой традиции и зарождение новой. Восточные общества «толчковых регионов» в их контакте с Западной цивилизацией перешли от пассивного отношения «игнорирование — сдача позиций» к активной стратегии «заимствование и творческое использование нужного — отрицание ненужного». В этом и заключается одна из важнейших сторон типичного для фазы подъема перехода от статики к динамике.

Начало XIX в. — 1900 г. были ознаменованы движением, которое было абсолютным антиподом всему тому, что можно обозначить как «дух прогресса XX столетия». Это было движение ихэтуаней в Китае, известное на Западе как «боксерское восстание». Как и восстание тайпинов, оно было совершенно уникальным явлением. Во-первых, более полного и радикального отрицания всего западного, включая достижения техники, религию, обычаи и подобное, едва ли можно найти за всю историю западной коло-

ниально-культурной экспансии. Во-вторых, это отрицание было не пассивным, консервативным, сдающим свои позиции, а предельно наступательным. Западной «внешней» технике противопоставлялась сущностно иная «внутренняя» психофизическая техника преобразования человеческого тела. И, наконец, в-третьих, вождями восстания были вышедшие из народной толщи пассионарии жертвенного типа, узнаваемые персонажи всех начальных фаз этногенеза, идущие безоружными навстречу залпам из современных скорострельных винтовок.

Крах утратившей пассионарность династии Цин обозначился в 1911 г. Синьхайская революция положила конец маньчжурскому господству в Китае и открыла новую эпоху в его истории. С этого момента окончательно становится очевидно, что Китай вышел из того состояния спячки, в котором он находился много веков. Волна «творческого разрушения» смела основы старого Китая.

На протяжении периода подъема уровень пассио-нарности китайского этноса, влекомого пассионарным толчком, поднимается с уровня обывателя, адаптированного к биоценозу, до третьего уровня пассио-нарности: человеку, стремящемуся к идеалу красоты и культуры. Стоит отметить, что параллельно с ростом китайской пассионарности российский суперэтнос в ту же эпоху проходит обратный путь по кривой этногенеза. Это время для обоих суперэтносов предваряет начало самостоятельного пути капиталистического развития. Создается уникальная ситуация, когда в двух суперэтносах, обладающих разнонаправленными векторами развития, преобладает пассионарный тип предпринимателя-капиталиста, все еще подгоняемого более «радикальными» типами пассионариев.

Таким образом, и Россия, и Китай в указанный период находятся в стадии преобладания прагматического пассионарного типа, что, в соответствии с традиционным, западным путем формирования капитализма, должно было повлечь за собой утверждение капитализма в обоих этих государствах. Однако исторический опыт показывает, что формирование капитализма в России и Китае не пошло по традиционному пути, и сейчас, в начале XXI в., Россия и Китай находятся в положении, сходном с исторической ситуацией конца XIX — начала XX в.

Библиографический список

1. Зомбарт В. Народное хозяйство в Германии в XIX и в начале XX века. — М., 1924.

2. Руткевич А. М. Вернер Зомбарт — историк капитализма // Зомбарт В. Сочинения. — СПб., 2005. — Т. 1.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб., 2001.

4. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

5. Мичурин В. А. Россия после надлома // Дети фельдмаршала. — 2000. — № 10.

6. Мичурин В. А. Учение Л. Н. Гумилева и современность // Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л. Н. Гумилева. — СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.