ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ Е.А. Ерохин, аспирант
Воронежский государственный технический университет
В условиях, характеризующихся серьезными кризисными явлениями в мировой экономике, и, как следствие, стремлением к экономии различных видов ресурсов, вопросы, касающиеся рациональной организации обслуживания и ремонта оборудования на промышленных предприятиях, заслуживают пристального внимания. Особенно они актуальны в нашей стране, поскольку позитивные изменения в экономике России на протяжении последних пяти лет все же не позволили многим промышленным предприятиям решить проблему замены устаревших основных фондов. И даже сейчас на наших заводах, особенно в машиностроительной отрасли (заметим, в автомобильной промышленности дела обстоят существенно лучше) до 50-70% оборудования давно исчерпало свой ресурс. Но не только старые станки требуют к себе повышенного внимания. Новое оборудование, при неправильной эксплуатации и без надлежащего своевременного ремонта, также не сможет эффективно функционировать. А вынужденные простои - это дополнительные потери времени и денежных средств. При таком положении дел техническое обслуживание и ремонт оборудования, особенно для предприятий с крупносерийным и поточным производством, играет важнейшую роль в обеспечении рационального производственного процесса.
Теперь необходимо понять, что представляет собой техническое обслуживание оборудования и его ремонт, какие виды ремонта существуют. Также рассмотрим некоторые особенности организации технического обслуживания и ремонта на промышленных предприятиях.
Итак, в начале определим, что принято понимать под термином «оборудование». В соответствии с Межгосударственным стандартом по безопасности оборудования (ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001), разработанным Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России [1], оборудование представляет собой совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых, по крайней мере, одно движется, а также элементы привода, управления и энергетические узлы, которые предназначены для определенного применения, в частности для обработки, производства, перемещения или упаковки материала. Также к данному термину относят и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они функционируют как единое целое для достижения одной и той же цели (например автомобильный конвейер). Относительно понятия техническое обслуживание, существует несколько точек зрения, которые подробно представим таблице.
Как следует из таблицы, большинство авторов склонны рассматривать техническое обслуживание как определенный комплекс мероприятий. С учетом представленных выше определений предложим определение технического обслуживания как комплекса технических и организационных мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и исправности оборудования при его использовании по назначению, во время ожидания, хранения или транспортирования и исключению его преждевременного износа.
Подходы к понятию технического обслуживания
Источник Определение Дополнительная информация
Г. В. Дружинин Это комплекс технических и организационных мероприятий, осуществляемых в процессе эксплуатации технических объектов с целью обеспечения требуемой эффективности выполнения ими заданных функций. Техническому обслуживанию подлежат все технические объекты — как работающие по прямому назначению, так и находящиеся на хранении, транспортируемые, подготавливаемые к работе после хранения или транспортирования [2].
Г.В. Миронова Это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его использовании по назначению, во время ожидания, хранения или транспортирования. Техническое обслуживание производства должно рассматриваться как часть единого производственного процесса на предприятии. При этом комплекс работ по техническому обслуживанию производства надо увязывать во времени и пространстве с основным производственным процессом изготовления продукции [3].
Руководитель сервисной службы ООО «ТД-сервис» И. Л. Лифенцев Это комплекс технических мероприятий по поддержанию работоспособности оборудования и исключению преждевременного износа. Регулярное техническое обслуживание включает в себя: текущий технический осмотр не реже 2 раз в год; наблюдение и диагностика оборудования; проведение регламентных работ по обслуживанию оборудования; выдачу рекомендаций и предписаний по дальнейшей эксплуатации оборудования; обучение технического персонала клиента по работе линий [4].
Международная организация труда (МОТ) Это функция, цель которой состоит в обеспечении максимальной готовности производственного оборудования, сооружений и соответствующих производственных мощностей при оптимальных затратах, удовлетворительном качестве, соблюдении безопасности труда и требований защиты окружающей среды [5]. Связь технического обслуживания со степенью эффективности использования оборудования - вопрос единой стратегии на уровне высшего руководства, которое несет ответственность за функцию технического обслуживания.
Существуют различные виды технического обслуживания оборудования, которые во взаимосвязи и в соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) представим на рисунке.
Далее кратко рассмотрим представленные на рисунке виды технического обслуживания.
Послепроектное обслуживание известно также как обслуживание для совершенствование работы заводского оборудования. Основная его цель - повышение качества работы, мощности и надежности установленного оборудования. Данный вид работ обычно включает исследование, конструирование, установку, пуск и наладку.
Виды технического обслуживания оборудования
Профилактическое обслуживание - предназначено для предупреждения выхода из строя оборудования. Осуществляется в двух видах - как регулярное (периодическое) и обслуживание по состоянию.
Обслуживание с целью устранения неисправностей (ремонт) представляет собой комплекс мероприятий по устранению повреждений и аварий оборудования и других мероприятий по восстановлению условий нормальной эксплуатации оборудования в соответствии с проектной документацией.
Остановимся подробнее на двух видах профилактического обслуживания.
Регулярное (периодическое) обслуживание - подразумевает обслуживание оборудования с регулярными интервалами в соответствии с разработанным временным планом - графиком, нормами обслуживания. Классическим примером, где используется такой вид обслуживания, является система предупредительно-плановых ремонтов (ППР).
Обслуживание по состоянию часто называется диагностикой или обслуживанием с помощью «прослушивания» представляет собой метод предупреждения поломок оборудования и предусматривает постоянное наблюдение и акустические проверки оборудования для своевременного обнаружения дефектов.
Далее представим основные виды ремонтов оборудования. Различают плановые виды ремонтов и ремонты оборудования по состоянию. К плановым относят ремонтные работы, выполняемые по графику с целью обеспечения или восстановления работоспособности оборудования. Плановые ремонты выполняются в соответствии с установленным ремонтным циклом и могут подразделяться на текущие, средние и капитальные. Так капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Ремонты по состоянию оборудования выполняются с учетом состояния отдельных систем и частей
оборудования [6]. Заметим, что применение современных систем мониторинга оборудования позволяет оптимизировать процесс принятия решений о выводе оборудования в ремонт с учетом его фактического состояния.
На предприятиях для обеспечения технического обслуживания и ремонта оборудования обычно создаются специальные подразделения. В зависимости от размеров, специализации и структуры предприятия это может быть отдел технического обслуживания, центр обслуживания, служба оборудования. На крупном машиностроительном предприятии в состав службы оборудования могут входить ремонтный и инструментальный цеха, ремонтные участки в отдельных цехах, отдельные плановые и складские подразделения - например, бюро планирования, склады запасных частей и материалов, диспетчерское бюро и некоторые другие. Отметим, что в ремонтном цехе формируются бригады по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Их основные задачи -осуществлять профилактическое обслуживание оборудования и в случае поломки оборудования и его остановки - явиться на участок сразу после вызова и как можно быстрее устранить выявленные неисправности.
В современных условиях служба оборудования должна обладать достаточной гибкостью для быстрого решения весьма разнообразных задач и адаптивной структурой с минимально возможным количеством иерархических уровней. Заметим также, что довольно часто (это более характерно для малых и средних предприятий) техническое обслуживание и ремонт осуществляют специализированные сторонние организации.
Литература
1. ГОСТ ИСО ТО 12100-1-2001. Межгосударственный стандарт. Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Ч. 1 - основные термины, методика. 01. 07. 2003.
2. Дружинин Г.В. Процессы технического обслуживания автоматизированных систем / Г.В.Дружинин. М., 1973.
3. Организация полиграфического производства: учеб. пособие / под ред. Г.В. Мироновой. М.: Изд-во МГУП, 2002. - 352 с.
4. Кому доверить техническое обслуживание своего оборудования? / Электронное издание http://www.cto.nsk.su, 2007.
5. Управление эффективность и качеством: модульная программа: пер. с анг. / под ред. И. Прокопенко, К. Норта. В 2 ч. - М.: Дело, 2001. Ч. II. 800 с.
6. Управление ремонтами и ТО оборудования / Электронное издание http://www.bitec.ru, 2008.