Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ МЕНЕДЖЕРА'

ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булнина А.С., Булнина И.С., Арсентьева Л.И.

Происходящие перемены требуют изменения всего жизненного уклада, освоения нового во многих областях жизнедеятельности человека. В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психолого-управленческой проблематики. Несмотря на это, теоретические и прикладные аспекты менеджмента в России до сих пор разработаны недостаточно глубоко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ МЕНЕДЖЕРА»

ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ МЕНЕДЖЕРА

1 2 © Булнина А.С., Булнина И.С. , Арсентьева Л.И.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Происходящие перемены требуют изменения всего жизненного уклада, освоения нового во многих областях жизнедеятельности человека. В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психолого-управленческой проблематики. Несмотря на это, теоретические и прикладные аспекты менеджмента в России до сих пор разработаны недостаточно глубоко.

Ключевые слова: менеджер, профессионально важные качества, деятельность, личность.

Одним из основных показателей, на которых базируется психология менеджмента, являются так называемые профессионально важные качества (ПВК). Именно они закладываются в систему отбора и расстановки кадров, по ним планируется профессиональный маршрут сотрудника по служебной лестнице и зачастую формируется общее отношение к человеку. В энциклопедическом словаре по психологии труда, рекламы, управления, инженерной психологии и эргономики дается такое определение профессионально важных качеств: профессионально важные (значимые) качества (далее по тексту ПВК) - отдельные динамические особенности личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.

О качествах, необходимых руководителю, и можем выявить две тенденции в определении качеств:

- первая - это слишком общий умозрительный подход к их определению, который не позволяет отделить главное от второстепенного, случайное от постоянного, специфическое от неспецифического;

- вторая - во всех схемах имеется приоритет требований деятельности перед другими требованиями к человеку, наделенному определенными способностями.

Поэтому следует уделить некоторое место рассмотрению общей теории профессионально важных качеств.

Уже из самого определения «профессионально важные» качества вытекает первое, кажущееся очевидным, положение, что в их основе лежат те

1 Ассистент кафедры Экономической методологии и истории.

2 Ассистент кафедры Экономической методологии и истории, кандидат экономических наук.

требования, которые предъявляет человеку деятельность. Эти требования можно разделить на две группы общие и частные требования [1].

Общие - это те, которые обусловливаются деятельностью как таковой, когда требуемые качества должны формировать адекватность поведения работника при любых возможных вариантах и ситуациях, возникающих в процессе служебных решений и служебных отношений.

Частные - это те, которые определяют поведение человека и характер выносимых им решений в особых, как правило, наиболее ответственных моментах деятельности. Так, например, эмоциональная устойчивость - это качество, необходимое руководителю всегда, в любых ситуациях, а способность к рисковому прогнозированию необходима лишь при вынесении некоторых решений, которые возникают, что называется, не каждый день, например по проблеме фьючерсных операций.

Таким образом, все требования к человеку, вытекающие из деятельности, требования, которые руководитель предъявляет к самому себе, к руководимому им персоналу, можно свести в следующий классификационный реестр: общие требования, несвязанные с конкретной деятельностью, общие требования конкретной профессии и частные требования, определяемые ситуацией или стилем деятельности учреждения, которые мы называем требованиями традиций. Шепель В.М. [2] обозначил эти три блока как: общие качества, конкретные качества и специфические личностно-деловые качества (мы еще вернемся к этой классификации).

Рассматривая существующие системы определения ПВК и итоги их практического использования в самых разнообразных областях деятельности - например, в практике летной деятельности, отборе военнослужащих, работников транспорта, банка и т.п., можно обнаружить одну особенность, которую многие авторы склонны трактовать как недостаток. Она заключается в том, что основная направленность отбора ориентирована на поиск признаков, качеств, свойств, которые необходимы для деятельности, и редко встречаются требования к определению свойств, препятствующих деятельности.

Поэтому общая теория ПВК предусматривает и выявление наличия отрицательных профессиональных качеств. Так, например, для лиц занимающихся банковским менеджментом, таким отрицательным качеством является высокая тревожность, которая для деятельности кассира является положительным качеством. Некоторая ригидность мышления, полезная в работе инспектора банковского надзора, является отрицательным качеством для руководителя отдела.

Как правило, в перечень ПВК не включаются общечеловеческие, отрицательные качества, препятствующие успешности в деятельности - это такие свойства, как зависть, склонность к интригам, подхалимаж и заносчивость, беспринципность и т.п. В то же время на одни из таких качеств коллектив реагирует отрицательно, например, на склочничество, а к другим от-

носится терпимо, иногда с некоторой долей насмешки, например на скупость и т.п.

Для описания особенностей тех или иных профессий используются профессиография и профессиограмма. Профессиография - это описание профессий и специальностей с точки зрения требований, предъявляемых к человеку.

Профессиограмма - это документ, содержащий описание производственно-технических, социально-экономических и медико-биологических особенностей профессии, а также психофизиологические и психологические критерии профессиональной успешности исполнителей, необходимые в целях профессионального подбора специалистов.

Важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ структуры профессиональной деятельности.

Рассмотрим некоторые особенности профессиограммы менеджера.

1. Общая характеристика профессии.

Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника. Изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов, их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали.

Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер-собственник, менеджер наемный работник и т.д.).

Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Это достаточно полное описание возможных вариантов деятельности менеджера, но совсем не обязательно, что человек, занимающий эту должность, будет выполнять все эти функции. Как правило, деятельность менеджера на предприятии достаточно узко специализирована (например, менеджер по кадрам, менеджер по финансам и т.п.).

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

У высококвалифицированного менеджера, по мнению многих исследователей, должны быть:

- хорошая память;

- высокая эмоционально-волевая устойчивость;

- развитые коммуникативные и организаторские способности;

- готовность к разумному риску;

- внятная речь;

- смелость;

- решительность;

- обязательность;

- самокритичность;

- терпение;

- компетентность;

- чувство юмора;

- эмпатия.

В данном перечне качества приведены в произвольном, не ранжированном порядке.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется лицам:

- страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций);

- имеющим дефекты речи и физические недостатки.

4. Требования к профессиональной подготовке.

Необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Менеджер должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства, ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Для него желательны знание иностранного языка и умение использовать ЭВМ.

5. Пути получения профессии.

Экономические и технические вузы, частные учебные заведения.

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности.

Широкие возможности в области предпринимательства.

7. Родственные профессии (специальности).

Широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также с консультированием, преподаванием, отдельными направлениями предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, аналитик-прогнозист).

В отношении этих ПВК следует иметь в виду, что сам набор качеств и их количественная оценка зависит от уровня руководящей деятельности, ее объема и степени ответственности. Для менеджера-политика высшего уровня, например, члена совета директоров или председателя, генерального ди-

ректора, он очень обширен, в то время как для исполнителя, особенно такого, у которого деятельность определена жестко детерминированным алгоритмом и ее вариативность мала, например, для кассира, статистика и т.п., длина перечня ПВК ограничена лишь 2-3 качествами, и поэтому как определение перечня этих требований, так и процедура приема на работу обычно решается на уровне житейских соображений, если выполнены образовательные квалификационные требования.

На основе теоретического анализа проблемы, рассмотренной в этой главе, можно привести, в качестве вывода, несколько утверждений:

1. Понятия «деятельность» и «личность» взаимосвязаны, при этом личность является субъектом, а иногда и объектом деятельности.

2. Основным видом деятельности человека является социально обусловленный осознанный целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи профессиональной (предметной) деятельности.

3. Деятельность оказывает влияние на формирование некоторых особенностей личности.

4. Такие понятия, как «управление» и «менеджмент», хотя и воспринимаются часто как синонимы, имеют свои нюансы и полностью не совпадают.

5. Понятия «руководитель» и «менеджер» близки между собой, и большинство исследователей употребляют их как синонимы. В этот же синонимический ряд некоторые пытаются включить и понятие «лидер», что не является корректным, поскольку это качественно иной феномен, характеризующий психологическую сторону отношений.

6. Среди качеств, необходимых современному менеджеру важное место занимают лидерские качества, способность к самоуправлению, коммуникативные навыки и т.д.

7. Важное влияние на деятельность менеджера оказывает его мотивация.

8. Стиль управления - устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на процесс деятельности и подчиненных, создающая своеобразный почерк управленческого поведения.

9. Принято выделять три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

10. Определение профессионально важных качеств специалиста является тем фундаментом, на котором строится эффективный профессиональный отбор.

11. Учет профессионально важных качеств при выборе индивидом той или иной профессии оптимизирует его карьерный рост и успешность выполнения им избранной профессиональной деятельности.

Анализ специальной литературы показал, что в сферу профессионально важных качеств современного менеджера необходимо включить особенно-

сти мотивации, уровня организационных и коммуникативных способностей, специфику уровня и структуры самоуправления и характер направленности личности специалиста.

Список литературы:

1. Алдашева А.А., Медведев В.И., Сарбанов УК. Психологические механизмы банковского менеджмента. - М.: ПЕРСЭ, 2012. - 223 с.

2. Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие. - Минск: Харвест, 2011. - 640 с.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ В БИЗНЕСЕ

© Самедова Э.Р.1, Алиев М.А.2

Азербайджанский государственный экономический университет (ЦЫЕС),

Азербайджан, г. Баку

В статье рассматриваются этапы разработки системы страхования рисков в бизнесе, раскрывается важность каждого этапа системы. Автор в статье дает примерную схему модели страхования риска в вертикально-горизонтальных интеграционных предприятиях и приходит к выводу, что разработки принципиально новых страховых продуктов повлекут новые требования к квалификации персонала страховых компаний, а значит, будут требовать перестройку работы компаний, и те из них, которые окажутся наиболее гибкими в отношении этих перемен, и будут лидерами страхового рынка.

Ключевые слова: риск, страхование, бизнес, модель, система.

Стремительное развитие экономики требует усиленного внимания к страховому бизнеса, как главному фактору снижения риска не только в отдельных отраслях, но и для экономики страны, в общем. Кроме того, необходимо увеличить число страхования таких факторов риска, которые связаны с введение новой техники и технологий, валютными и биржевыми рисками.

Существуют определенные этапы разработки страхования рисков в бизнесе. На первом этапе необходимо провести анализ определенного бизнес сектора, его возможностей, проблем и возможных путей развития. Важно определить, в каком направлении он будет развиваться, какие преимущества имеет по отношению к конкурентам. Следует также обозначить основные стратегические направления производства с точки зрения политики предприятия и его социально-экономической безопасности. Необходимо опреде-

1 Доцент кафедры «Управление бизнесом», кандидат экономических наук.

2 Доцент кафедры «Управление бизнесом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.