Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" В ТРУДАХ ГОРДОНА ЧАЙЛДА'

ПОНЯТИЕ "НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" В ТРУДАХ ГОРДОНА ЧАЙЛДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3923
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛИТ / НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГОРДОН ЧАЙЛД / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОНЯТИЕ / NEOLITHIC / NEOLITHIC REVOLUTION / GORDON CHILDE / HISTORIOGRAPHY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарова Анастасия Юрьевна

Проводится анализ труда «У истоков европейской цивилизации» Г. Чайлда, дается характеристика понятия «неолитическая революция». Рассматриваются основные особенности формирования взгляда на данный феномен в европейской историографии, а также критика труда Г. Чайлда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "NEOLITHIC REVOLUTION" IN GORDON CHILDE'S RESEARCH

The article is supposed to analyze the work «The Dawn of European Civilization» by Gordon Childe and identify his concept of "Neolithic revolution". We have considered the main features of the formation of a view of this phenomenon in European historiography. The study examined the criticism of Gordon Childe's treads.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" В ТРУДАХ ГОРДОНА ЧАЙЛДА»

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ УРАЛА

УДК 902

Назарова Анастасия Юрьевна

студентка III курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: nnazarowa@mail.ru

ПОНЯТИЕ «НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В ТРУДАХ ГОРДОНА

ЧАЙЛДА

Anastasiya Uy. Nazarova

3rd year student of the historical faculty

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia,e-mail: nnazarowa@mail.ru

THE CONCEPT OF "NEOLITHIC REVOLUTION" IN GORDON CHILDE'S

RESEARCH

Аннотация. Проводится анализ труда «У истоков европейской цивилизации» Г. Чайлда, дается характеристика понятия «неолитическая революция». Рассматриваются основные особенности формирования взгляда на данный феномен в европейской историографии, а также критика труда Г. Чайлда.

Ключевые слова: неолит, неолитическая революция, Гордон Чайлд, историография, понятие

Abstract. The article is supposed to analyze the work «The Dawn of European Civilization» by Gordon Childe and identify his concept of "Neolithic revolution". We have considered the main features of the formation of a view of this phenomenon in European historiography. The study examined the criticism of Gordon Childe's treads.

Key words: Neolithic, Neolithic revolution, Gordon Childe, historiography, concept.

Многие представители современной археологии, занимающиеся каменным веком и непосредственно неолитом, используют такие термины, как «неолитическая революция» или «неолитизация». Наша цель — вернуться к истокам изучения данного феномена и понять, почему период между мезолитом и энеолитом называют именно так.

Одним из первых, кто исследовал данную тему, был Вир Гордон Чайлд. Исследователь родился 14 апреля 1892 г. в Сиднее в Австралии. Он обучался в Сиднейском, а после в Оксфордском университетах. По возвращению

© Назарова А.Ю., 2019

в родные края Г. Чайлд начал свою карьеру в политике. Впервые интерес к научной деятельности он обнаружил в своих поездках по музеям Центральной и Восточной Европы, именно там он собрал материал к своей первой работе «Заря европейской цивилизации», вышедшей в 1925 г.

После издания своего первого труда он отправился в Шотландию в качестве полевого археолога. На побережье Оркнейских островов ученый исследовал хорошо сохранившееся неолитическое поселение Скара-Брей в период с 1928 по 1930 г.

Помимо полевых археологических работ Г. Чайлд занимал должность профессора доисторической европейской археологии в Эдинбургском университете Шотландии. Эту должность он занимал до 1946 г., пока не стал профессором и директором в Институте археологии при Лондонском университете.

Г. Чайлд создал множество трудов, посвященных тематике неолитизации и ее распространению на территории Европы. В нашей работе мы проанализируем одну из фундаментальных монографий XX в. — «У истоков европейской цивилизации». Данный труд издавался в пяти редакциях. Как упоминалось ранее, впервые эту работу Г. Чайлд опубликовал в 1925 г. под названием «Заря европейской цивилизации». В этом труде он опирался как на свои собственные исследования, так и на труды археологов XIX - начала XX в. В последующем работа дополнялась новыми научными открытиями и фактами и в последней (5-й) редакции от 1952 г. мы уже видим оригинальное содержание и выводы, на которые по сей день опираются исследователи этой темы [3, с. 284].

Понятие «неолитическая революция» впервые было предложено Г. Чайлдом в 1923 г. Помимо этого понятия, он также предлагал другие варианты термина: «промышленная революция», «земледельческая революция», «революция в производстве пищи», которые не закрепились в научном сообществе. До исследований, проведенных Г. Чайлдом, данной тематикой в XIX в. занимался Джон Леббок, который ввел понятие «неолит».

7

В его понимании данный период отличался появлением новых типов орудий и погребального обряда и качественно отличается от палеолита и бронзового века [2, с. 2-3].

Территориальные рамки, включенные в содержание монографии «У истоков европейской цивилизации», охватывают Ближний Восток и Западную Европу. После окончания раскопок в своей экспедиции в Шотландии, он предпочитал не собственные полевые работы, а интерпретацию археологических данных в области методики исследований [3, с. 284]. В рамках своей научной деятельности Г. Чайлд принимал участие в экспедициях на Балканах, в Греции, Ираке, Индии и США. Исходя из данной информации, можно сделать вывод, что обширная география его трудов обусловлена не только сбором исследований археологов разных территорий, но и собственным опытом и наглядными примерами.

В своей работе Г. Чайлд опирается на несколько периодизаций, которые отличаются на разных территориях. Периодизации строятся на видах топоров (инструментарий), на погребальном обряде неолитических культур и на территориях распределения сегментированных фаянсовых бус Египта (развитие торговли).

Стоит подчеркнуть, что во многих своих исследованиях Г. Чайлд опирается на советскую археологическую школу и достаточно часто ссылается на работы советских ученых.

Г. Чайлд предложил понятие «неолитическая революция», которое

известно каждому человеку, занимающемуся в общем археологией и неолитом

в частности. Неолитическая революция — это переход от присваивающего

хозяйства (охоты, собирательства, рыбной ловли) к производящему. Данный

переход характеризовался шлифованием и сверлением орудий из камня,

появлением ткачества и созданием глиняной посуды. Важнейшие причины

перехода к данной системе хозяйства — сокращение запасов природных

богатств, т. е. продовольственный кризис, вследствие которого люди переходят

от экстенсивного хозяйства к интенсивному; возникновение новых орудий

8

и увеличение уровня знаний; благоприятные природные условия, сложившиеся в связи со сменой природно-климатических условий.

На каждой территории, описываемой автором, процесс неолитизации начинался и проходил в разное время и занимал от 3 до 10 тыс. лет. В Передней Азии началось одомашнивание животных (овец, коров, коз) и выращивание культур (пшеница, ячмень, чечевица). Происходит зарождение древнейших цивилизаций Востока: Месопотамии, Египта, Средиземноморья. Как уже говорилось ранее, важным критерием начала перехода к производящей экономике стало окончание эпохи плейстоцена и изменение климатических условий. Это привело к повсеместным засухам. Жителям Переднего Востока пришлось искать территории, пригодные для жизни. Уменьшение поголовья животных, на которых ранее велась активная охота, заставило людей начать одомашнивать и ухаживать за некоторыми из них. После уменьшения роли охоты население этих территорий начало выращивать растения, пригодные для пищи [4, с. 18-19].

Зарождение производящего хозяйства. В то время, когда одни территории еще сохраняли примитивное хозяйство, основанное на собирательстве и охоте, соседние территории и группы людей переходили на новую «неолитическую экономику». Г. Чайлд отмечает группу лесных жителей Северной Европы и обобщает их под названием «лесные племена», которые начали активно создавать плотницкие инструменты для обработки дерева. Важнейшим критерием здесь является создание удобной для работы формы топора, который для типологов служит одним из критериев начала неолита [4, с. 34]. Также ярким маркером перехода к неолиту является повсеместное одомашнивание собак, которых использовали как ездовых к востоку от Балтийского моря [4, с. 31].

Обобщая сведения, которыми наполнена работа Г. Чайлда, можно увидеть, что он выделяет на данной стадии простейшее разделение сфер хозяйствования: скотоводство, земледелие, торговля, ремесло. Из этого следует расслоение

общины и появление прибавочного продукта и даже частной собственности. Это приводит к разложению первобытного общества [4, с. 10-13].

За некоторые достаточно громкие и смелые высказывания и предположения ученый подвергался критике со стороны научного сообщества. Одним из основных критиков работы «У истоков европейской цивилизации» выступает А.Л. Монгайт — советский археолог и автор фундаментальных трудов по археологии Европы и СССР.

А.Л. Монгайт подчеркивает, что Г. Чайлд показывает прогрессивное развитие древних культур. Он указывает, что некоторые ошибочные мнения, представленные в первом издании монографии, были исправлены в последующих трудах «Прогресс и археология» 1945 г. и «Шотландия для шотландцев» 1946 г.

А.Л. Монгайт выделил несколько ошибочных идей, заложенных в содержание книги.

Идея «диффузионизма» (или теория распространения). Автор работы утверждает, что все крупнейшие открытия были сделаны лишь однажды на протяжении истории. Все, что зародилось у одного племени (к примеру, форма керамики) распространяется только этой культурой. Г. Чайлд доказывает эту идею тем, что распространение проходило путем миграции населения. Данные идеи, как утверждает А.Л. Монгайт, порождают лишь ложные выводы и идеи расизма.

Критик также оправдывает автора работы тем, что он придерживается теории культурно-исторических школ, но при этом не отрицает самостоятельности развития культурных зон. Основная идея Г. Чайлда заключается в том, что источником Европейской цивилизации являются культуры Вавилонии, Египта и Хеттское царство. Чайлд отрицает возможность самостоятельного возникновения одинаковых или сходных культурных явлений независимо друг от друга. Но стоит отметить, что он не является приверженцем теории «нордических рас» [4, с. 3-10].

Следующим предположением, которое А.Л. Монгайт считает ошибочным, является идея того, что в первобытном обществе уже существует частная инициатива в торговле (хотя в обществе и появляются ремесленники, они отдают все созданное на благо общины). Также идея существования единой экономической системы на данной территории является неверной, по словам критика (хотя изделия и продавались, это не обеспечивало единства экономики). Здесь, по мнению критика, Г. Чайлд применяет идеалистический подход [4, с. 3-10].

Помимо критики А.Л. Монгайта, отзывы на работу Г. Чайлда можно найти во многих научных трудах европейских и американских археологов. В свою очередь приверженность к теории «диффузионизма» находит достаточно много как сторонников, так и критиков.

К теоретикам диффузионизма и марксизма в археологии (к теоретикам которых принадлежал Г. Чайлд) агрессивно относился Эрик Хиггз. Он утверждал, что «никакой Неолитической революции, никакой диффузии производительного хозяйства с Ближнего Востока в Европу, никаких инвазий, а если они и были, то это мелочи истории. Оседлость, одомашнивание животных и культивация растений не являются какой-то резкой новацией, послеледниковым изобретением, а их суть — естественные процессы, которые случались и в палеолите, не образуя эволюционной прогрессии» [5, p. 531-540].

На современном этапе теория распространения подвергается достаточно серьезной критике. Исследователи, которые занимаются изучением материальной культуры, опираясь на более актуальные работы и методы исследования, опровергают мнение, что самостоятельное возникновение подобных, а порой и одинаковых предметов быта невозможно. Примером может служить точка зрения археолога И.Н. Васильевой, которая утверждает, что возникновение гончарных традиций на ранних стадиях неолита имело независимый характер, так как человечеству была просто необходима посуда. И только на более поздних этапах некоторые идеи приходили вместе

с мигрирующим населением [1, а 136-137].

11

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Г. Чайлд стал классиком в изучении такого явления, как «неолитизация» или «неолитическая революция». Его понятие неолитической революции достаточно лаконично и просто объясняет смену форм хозяйствования на Ближнем Востоке и в Западной Европе, а также появление простейшего разделения труда. Его монография «У истоков европейской цивилизации» помогает усвоить основные закономерности и события, присущие данному периоду. Выводы ученого подверглись серьезной критике, и на современном этапе стоит критически относиться к идеям, заложенным в основу его теории. Но при всем этом труды Г. Чайлда остаются актуальными для современных исследователей.

Список литературы

1. Васильева И.Н., Салугина Н.П. Некоторые итоги изучения древнего и средневекового гончарства в Самарском Поволжье // 40 лет Средневолжской археологической экспедиции: краеведческие записки / отв. ред. Л.В. Кузнецова. Самара: ООО «Офорт», 2010. С. 135-152.

2. Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная история человечества: пер. с англ. / под ред. и с предисл. Д.Н. Анучина. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 504 с.

3. Монгайт А.Л. Гордон Чайлд // Советская археология. 1958. №3. С. 284-287.

4. Чайлд В.Г. У истоков европейской цивилизации. М.: Иностранная литература, 1952. 466 с.

5. Bailey G. Eric Higgs. Murray T. (ed.). Encyclopedia of archaeology. The great archaeologists. ABC - Clio, 1999. P. 531-565.

УДК 902/904

Демаков Денис Александрович

аспирант кафедры Отечественной и всеобщей истории, археологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: demakov-denis@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ГАРИНСКОЙ, НОВОИЛЬИНСКОЙ И БОРСКОЙ КУЛЬТУР В БАССЕЙНЕ ВЕРХНЕЙ

И СРЕДНЕЙ КАМЫ

© Демаков Д.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.