Для цитирования: Нгуен Ван Зыонг. Понятие неба и судьбы во вьетнамском конфуцианстве ХУ!-ХУ!!! веков // Социум и власть. 2017. № 6 (68).
С. 101-107.
УДК 124.6
ПОНЯТИЕ НЕБА И СУДЬБЫ ВО ВЬЕТНАМСКОМ КОНФУЦИАНСТВЕ XVI-XVIII ВЕКОВ
Нгуен Ван Зыонг,
Российский университет дружбы народов,
аспирант, Москва, Россия. E-mail: nguyenvanduongtvc@gmail.com
Аннотация
В XVI—XVIII вв. ученые-конфуцианцы говорят о небе, небесном мандате не только с тем, чтобы обозначить небо как силу, сотворившую всё живое и определяющую судьбу всех явлений, но и с тем, чтобы укрепить королевскую власть. Они приписывали небу всемогущество, способность определять жизнь и судьбу каждого человека: ждет ли его удача или невзгоды - всё устанавливается небом. Это особенно характерно для последователей конфуцианского учения XVI-XVIII вв.
Ключевые понятия: небо, судьба, конфуцианство, государственная религия, феодализм во Вьетнаме.
1. Концепция неба
1.1. Небо - сверхъестественное творческое начало, определяющее и решающее судьбу всех живых существ и всех явлений.
Древние вьетнамцы, наблюдая за окружающим их миром, верили, что такие явления, как дождь, тайфун, гроза и молния, солнце, луна и т.д., подчиняются сверхъестественным силам, обладающим волшебными свойствами. Они также считали, что именно духи управляют жизнью людей. И среди всех божеств небо является верховным владыкой, обладающим высшей, безграничной силой. Небо - всемогущее божество, рождающее всё живое и создающее условия для существования всего живого. В эпоху правления династий Ли и Чан (Х-Х!У) ученые-конфуцианцы неизменно говорили о высокой роли неба. Конфуцианец Нгуен Фи Кхань (1335-1428) в период правления королей Чан (1226-1400)писал: «Что такое небо? Что-то в высшей степени чистое, что-то в высшей степени совершенно огромное, четыре сезона складываются в один год, и это не считается заслугой, всё живое благодарно, а не проявляется ни следа» [15, с. 497]. Нгуен Чай (1380-1442), талантливый конфуцианский ученый, обладавший выдающимися способностями во многих областях, таких как политика, военное дело, дипломатия, литература, история, география и пр., также подтверждал, что «наверху - обитель духов» [4, с. 122].
В ХУ!-ХУ!!! вв. концепция неба последователей конфуцианского учения включала в себя два аспекта. С одной стороны, небо рассматривали как абстрактную сверхъестественную силу. С другой стороны, небо считали высшим божеством, имеющим волю и чувства, способным защищать, контролировать и наказывать человека. Третий аспект подразумевал, что небо рождает человека и определяет его характер.
Большинство конфуцианских идеологов той эпохи считали, что небо обладает магическими способностями, играет важную роль в поддержании космического порядка, и ничто не может противостоять этой силе. Нгуен Бинь Кхием (1491 -1585), известный конфуцианский ученый того времени, иногда рассматривал небо именно с этой точки зрения. Нгуен Бинь Кхием говорил о небе как о субстанции,
обладающей волей, определяющей судьбу человека: «Увы! Небо оставило нас, и мы сбились со своего пути. Если виноват перед небом, то нигде не скроешься, только небо всё знает» [14, с. 61].
Ле Куи Дон (1726-1784) рассматривал небо как персонаж, имеющий волю и достоинство, как природную силу, обожествляемую для глубокого понимания дел и мыслей человека (небо знает). Небо имеет всесильную власть над всем живым; «небесные дела не имеют ни звука, ни запаха, но когда проявляются, то ослепительны, а веления необычны. Все дела, большие и малые, предопределены заранее» [24. С. 54].
Нгуен Зу (1766-1820) отражает свою концепцию о небесном владыке, имеющем безграничную власть над человеком: «И должен нищий голодать без хлеба / А благородный в благодати жить - (Кого оно обрекает на участь трепаться на ветру и валяться в пыли, тот и должен всё это пройти / Кому оно дарит долю благодатную и благородную, тот и будет жить в благодати и благородстве)» [12, с. 720]. Небо имеет характер, достоинство, эмоции и даже черной завистью завидует женской красоте: «Дивиться тут нечего, одно дано в избытке, так другое - в недостатке: таланта много - счастья мало. К тому же у синего неба издавна завелся обычай ревностно относиться к розовощеким красавицам» [12, с. 14].
1.2. Небо - высшее божество, имеющее волю и чувства, способное защищать, контролировать и наказывать человека
Помимо концепции неба как творца всего живого, конфуцианские ученые феодального Вьетнама той эпохи также рассматривали «небо» как высшее божество, обладающее волей и чувствами, способное защищать, контролировать и наказывать человека. С этой точки зрения небо близко человеку, небо и человек неразрывно связаны друг с другом. Нгуен Бинь Кхием смотрел на небо именно с этой точки зрения. Небо не только творит все сущее и человека, но оно также способно любить и ненавидеть, карать зло, по справедливости награждать и наказывать, покровительствовать честным людям, даруя им поддер-
жку и помощь. При этом небо совершенно бесстрастно, относится ко всем одинаково, не выделяя никого, Нгуен Бинь Кхием отмечает: «Небо бесстрастно устанавливает срок ухода каждого» [13, с. 112]. В стихотворении «Поучение сплетникам» Нгуен Бинь Кхием говорил о том, что если нарушать законы государства, то иногда тем или иным способом можно извернуться и избежать наказания, но если виноват перед небом, то никуда не сбежишь: «Законов государства, допустим, можно избежать. От вины перед небом не укроешься нигде» [20, с. 182], он считал: «Какое небо потерпит преступников» [5, с. 283]. Это означает, что судьба человека определена высшими силами, рождение и смерть определены судьбой, богатство и знатность даруются небом.
И именно благодаря этой беспристрастности и проницательной точности неба, в беде, в отчаянии, в ситуации, когда нет выхода и не на кого надеяться, человеку остается только рассчитывать на высшую небесную справедливость. Нгуен Бинь Кхи-ем заметил: «В беспросветной тьме, когда льет дождь и свищет ветер, и сокрыта луна на небе, только небо - высшая справедливость, защита людям, божественная добродетель» [1, с. 305]. Именно потому, что они верили в мудрый небесный порядок, идеологи той эпохи также верили в небесный и земные циклы, в высший закон цикличности, закон постоянных изменений. Нгуен Зу (1766-1820) считал: «Если задуматься глубоко, на все есть воля неба» [12, с. 719]. Согласно его мнению, успех или поражение человека в его жизни также устанавливаются небом, тем, что Нгуен Зу называл «промыслом». Нгуен Зу подчеркивал: «Оказывается, все успехи и поражения определены высшим промыслом». [12, с. 720]. Нгуен Конг Чы (1778-1858), когда говорил о тяжелой участи бедных ученых-конфуцианцев, также считал: «Нужда и бедность даются небом, богатство и знатность - это судьба, и только одаренные могут знать свой жребий» [25, с. 126].
1.3. Небо рождает человека,
предопределяет его судьбу
и характер
Небо рождает человека. Все мыслители той эпохи считали, что всё живое, малое и большое, рождено небом и им вскармли-
вается, Нгуен Бинь Кхием отмечает: «Всё живое, будь то малое или большое, есть ли какой-либо вид, который бы не был порожден и выкормлен небом» [5, с. 301]; или «Небо рождает тысячи живых существ. Все живое питается благодаря небу» [5, с. 284]. Небо порождает всё живое, поэтому и человек (народ) тоже рожден небом, он отмечает: «Небо рождает народ» [21, с. 303].
А Нго Тхи Ням объяснил, как движение космоса привело к рождению, формированию человека. Он считает, что «человек, как и небо и земля, является продуктом природы» [18, с. 61]. Это заключение сформулировано в нескольких утверждениях: «Небо рождает выдающихся личностей повсюду, вблизи и вдали. Пройденный путь записывает места и имена» [16, с. 61]. Нго Тхи Ням писал: «Создатель порождает нас [человека], считающих космос своим домом» [17, с. 255]. Нго Тхи Ням является продолжателем традиционных конфуцианских взглядов и считает, что небо порождает человека. Нго Тхи Ням говорит: «Если бы небо не укрыло всё живое, то где бы появились эти тысячи видов? Если бы солнце не освещало их всех, то где бы они росли и развивались» [11, с. 49]. Здесь можно увидеть идеологическую ценность мысли Нго Тхи Няма, который связывает рождение и развитие человека с движением космоса, считает человека самым ценным продуктом природы, говорит о единстве человека и неба (оба принадлежат одному виду, одной первопричине).
Небо определяет характер человека. Мыслители той эпохи считали, что небо, как естественная (природная) сила, создает всё сущее, воздействует на все живое, все явления и человека, и даже характером человека наделяет небо: «Небо наделяет нас характером». Нгуен Бинь Кхием подтверждал: «Человек по природе своей добр» [5, с. 332]; «высокое небо дарует добрую душу» [5, с. 334]. Поэтому человеку следует всегда совершенствоваться, сохранять свою доброту, соблюдая следующие принципы: «Не быть алчным в отношении имущества, не оспаривать интересы, с радостью творить справедливые дела, быть щедрым со всеми, быть искренним со всем сущим» [5, с. 334].
Согласно Нгуен Бинь Кхиему, небо видит все наши дела и поступки: «Если человек совершит жестокий поступок, его непременно покарает острый меч. Если
же он совершит нравственные деяния, то расцветет пышным цветом, словно цветы яркой солнечной весной. Поэтому человек не должен вести себя эгоистично и вредить окружающим, можно спрятать человека, но не скроешь небо или божество [2, с. 182]. Здесь очевидно влияние на Нгуен Бинь Кхиема конфуцианской «теории космического резонанса».
Таким образом, в идеологи конфуцианцев той эпохи небо не только рождает все живое, но и сам характер человек получает от неба. Всё, что происходит в жизни - рождение и смерть, соединение и разделение, праздники и похороны, подъем и падение, мир и смута, - всё планируется небом.
2. Концепция судьбы
2.1. Ниспосланная небом судьба -внешняя сила, действующая на человека и определяющая его социальную жизнь
Исходя из концепции, рассматривающей небо как высшее божество, обладающее волей и достоинством, ученые-конфуцианцы в феодальном Вьетнаме XVI-XVIII вв. пришли к мысли о судьбе, ниспосланной небом. Судьба как раз и является волей и мощью неба, руководящей природой, определяющей общественный порядок и судьбы людей.
В XVI-XVIII вв. гражданская война, раздел государства, смута и военные действия на территории страны оказали сильное влияние на идеологию ученых-конфуцианцев. Смена династий, резкие изменения человеческих судеб привели к тому, что многие конфуцианцы того времени, такие как Нгуен Бинь Кхием, Нгуен Зы, Фунг Кхак Кхоан, Нго Тхи Ши, Нго Тхи Ням и др., почувствовали свое бессилие в сложившейся обстановке, и поэтому тем более укрепилась их вера в небо, предрешенную судьбу и зависимость человека от решения неба.
Поскольку Нго Тхи Ням был последователем конфуцианского учения, его концепция судьбы, естественно, не могла выйти за рамки традиционной конфуцианской точки зрения. Для Нго Тхи Няма («судьба, ниспосланная небом») понималась в первую очередь как внешняя по отношению к человеку сила, которая, однако, определяла его социальную жизнь и которой он не мог со-
противляться. Нго Тхи Ням писал: «Расцвет, упадок, долгий срок или короткий, судьба определяется небом, а не создается силами человека» [3, с. 256]. Концепция судьбы Нго Тхи Няма, представленная выше, не только ничем не отличается от классической конфуцианской точки зрения, но и отражает огромный прогресс в понимании и разъяснении исторических изменений в обществе по сравнению с высказываниями современных ему мыслителей.
Ученые-конфуцианцы того времени чувствовали бессилие человека, особенно бессилие конфуцианского учения в сложившейся ситуации. Поэтому они тем сильнее верили в небо,судьбу и зависимость судьбы человека от небесного решения. Нгуен Бинь Кхием много раз упоминал о небесном провидении. Он обычно всем советовал: «Если вам не удалось стать богатым и знатным, это все небесный промысел. К чему расталкивать других, изнуряя себя» [5, с. 87]. Не только конфуцианцы, но и многочисленный простой народ тоже верил в судьбу, духов и сверхъестественные силы. И хотя Нгуен Бинь Кхием верил в то, что все предопределено судьбой, верил в закон постоянных изменений неба и земли, считал, что человек должен верить в судьбу, ниспосланную небом, следовать ей, что нельзя поступить наперекор высшему закону неба, однако за всем этим было сокрыто сильное убеждение. Между человеком и небом существует согласованность. «Небо и человек связаны друг с другом», «Небо и человек соединены друг с другом». Эта вера была наполнена пониманием того, что если человек правильно следует небесным правилам, правильно выполняет высший закон неба, тогда он может достичь своих желаний. Нгуен Бинь Кхием также видел, что человек является частью природного мира. Это было совершенно верное понимание.
Нгуен Зы (XVI) и Фунг Кхак Кхоан (1528-1613) - два талантливых ученика Нгуен Бинь Кхиема, жившие в период правления династий Мак и Ле. Они претерпели, с одной стороны, влияние своего учителя, с другой стороны - влияние как буддизма, так и даосизма, поэтому их мировоззрение носило четкие черты мистического идеализма (символизма). Нгуен Зы считал, что все предопределено небом и судьбой: богатство и знатность не вымолишь, и бедность тоже выпадает по судьбе... Фунг Кхак Кхоан также признавал
судьбу, ниспосланную небом, однако, по его мнению, это не значило, что человек должен находиться в полной зависимости от неба. Исходя из этого, Фунг Кхак Кхоан утверждал активный творческий характер человека, который может изменить запланированное небом положение и славу. «С давних пор и до нашего времени ни в одной хижине никто не достигал известности и положения» [19, с. 89]. Нго Тхи Ши (1726-1780), в свою очередь, верил и утверждал, что все происходит по воле неба и все предрешено судьбой: «Все рождаются с уже уготовленной судьбой. И эту судьбу посылает небо» [26, с. 78].
Все мыслители той эпохи затрагивали понятие неба, верили в небо как в высшее божество и следовали его закону. В «Систематизированных высказываниях» Ле Куи Дон говорит о следующем: «Речь шла не только о крупных сроках расцвета или упадка государств, но и об участи обычных образованных людей, чей успех, вся жизнь до загробного мира также были запланированы. Вплоть до имен и фамилий, портретов, поездок и поведения, любые действия - всё было запланировано заранее, а не делалось свободно по желанию самого человека» [23, с. 33-34].
Таким образом, взгляды конфуцианцев-мыслителей той эпохи проявлялись в их вере в судьбу, ниспосланную небом, и отрицали борьбу человека, перекладывали право решать его судьбу на волю неба. По мнению Нго Тхи Няма, «Если еще не наступал момент, «определенный судьбой», то нельзя было вместо этого принять обет (клятву), это было недопустимо» [7, с. 226]. А что касается Нгуен Бинь Кхиема, то он, находясь под влиянием мировоззрения, основанного на вере в небесное предопределение, предпочел смиренную жизнь согласно ниспосланной небом судьбе: сколько будет в жизни радостей, столькими и будем наслаждаться. Он говорил: «Жить смиренно, в ожидании милости, сколько будет дано, столько будет, что ж поделаешь?» [5, с. 16].
2.2. Понятие «судьбы» и «душа» человека
Говоря о мыслителях этой эпохи, особенно в плане концепции «судьбы», надо упомянуть о появлении еще одного понятия, касающегося предопределения
судьбы небом, отличного от содержания идеи судьбы, изложенного в канонических конфуцианских книгах. Это восприятие концепции судьбы, ниспосланной небом, простым народом. В Шу-цзин («Книга документов») записано: «Небо жалеет простой народ, если народ чего-то хочет, то небеса должны следовать этому, а также закон неба не позволяет, то есть сердца (настроение) народа уже подготовлены, сердца (настроение) народа уже подготовлены, то есть закон неба очень страшен» [22, с. 319].
Нго Тхи Ням всегда связывал закон неба, судьбу, предопределенную небом, с настроением народа. Он писал: «Закон неба в сердцах людей, и только в воздухе - есть места, куда он пришел раньше, а есть места, куда он придет позже» [6, с. 317]. Это тесное сочетание судьбы, ниспосланной небом, с душой народа и современной ему обстановкой - источник победы, секрет успеха. Нго Тхи Ням четко указывал: «Следуя назначенной судьбе, завоевывая душу народа, учитывая революционную ситуацию, используют солдат для умиротворения населения. Как предзнаменование, один взмах знаменем, смели вражескую стаю словно рой муравьев. Потерпевшие поражение разбиты, повержены десятки тысяч» [8, с. 116].
С другой стороны, соединяя закон неба с душой народа, он ставил настроение народа на первое место, перед «волей неба», в деле убеждения людей в отношении политических установок и решительных политических мер. Подчинение воле неба принесет пользу всему народу. Нго Тхи Ням писал: «Следование воле неба, открытие судьбы страны, объединение территории, широких просторов на земле и в небе, чтобы в великодушии и терпимости оберегать сотни любящих существ» [7, с. 137]. Для Нго Тхи Няма расположение народа является центральным вопросом, основной целью общественно-политической деятельности. Нго Тхи Ням писал: «Небо смотрит, небо слушает ради народа. Если настроение народа спокойно и стабильно, то и воля неба поворачивается в ином направлении. В стране спокойно благодаря настроению народа. Если внизу, в народе согласие, то и небеса спокойны в ответ, а когда поймут решение, то и урожай будет, даже если не ждешь» [10, с. 112-114].
А Ле Куи Дон считал, что если действия осуществляются «в соответствии с небес-
ным законом, с настроением людей» [9, с. 67], то непременно будет успех. Таким образом, небо не полностью доминирует над человеком, человек не полностью покоряется предрешенной судьбе, он все-таки может изменить свою участь, опираясь на собственные усилия. Это также общее представление многих конфуцианцев во вьетнамском феодальном обществе.
2.3. Концепция «судьбы»
в укреплении королевской власти
Для многих вьетнамских конфуцианцев XVI-XVI11 вв. концепция «закона неба» (судьбы, предопределенной небом) также служила важной основой для подтверждения независимости и суверенитета страны. Для них справедливая война против захватчиков родины и ее народа соответствует небесному закону, следует воле народа, и поэтому они ее поддерживали и оказывали содействие, а жестокий враг неизбежно потерпит поражение и будет уничтожен. Именно такие мысли способствовали укреплению веры народа в войну против иностранных агрессоров.
Во время войн, что касается выигравшей стороны, Нго Тхи Ням так же четко указал на фактор «избытка времени»: «Мы повинуемся закону неба, следуем воле народа, используем избыток времени для обновления, используем вооруженные силы для умиротворения населения» [3, с. 261]. По мнению Нго Тхи Няма, новый монарх занимает королевский трон не для того, чтобы наслаждаться богатством и славой, а для того, чтобы принять на себя ответственность, порученную ему «небом», с тем чтобы заботиться о народе. С давних пор король оставлял трон и уступал его новому королю, если не мог правильно выполнять свои обязанности и свой долг перед народом, шел против небесного закона.
В целом мировоззрение конфуцианцев во вьетнамском феодальном обществе XVI-XVIII вв. претерпело довольно глубокое влияние ханьского (Конфуцианство периода династии Хань (Китай) (206 г. до н.э. - 220)) и сунского (Конфуцианство периода династии Сун (Китай) (960-1279)) конфуцианства. Мощное влияние конфуцианских идей о небе, небесном предначертании, значительно ослабило дух сопротивления несправедливости правящей династии, поскольку они считали, что небо
определяет все действия человека, небо дает императору право управлять народом, небо не только решает, будет ли династия процветать или придет в упадок, но и определяет, победит ли восстание, кто будет богатым, а кто бедным, кого ждет слава, а кого позор, решает вопросы жизни и смерти человека, знает все мысли и отслеживает все действия каждого человека, чтобы наградить или наказать его.
1. Буй Зуи Тан. О писателе Нгуен Бинь Кхи-еме / на вьетнамском языке. Ханой: «Образование», 1964. 214 с.
2. Буй Ван Нгуен. Стихотворения Нгуен Бинь Кхиема «Собрание стихов Белого облака». В 2-х тт. Т. 1 / на вьетнамском языке. Ханой: «Образование», 1989. 365 с.
3. By Кхиеу (под ред). Поэзия Нго Тхи Ням / на вьетнамском языке. Ханой: «Литература», 1986, 286 с.
4. Дао Зуи Ань (Ред). Полное собрание сочинений Нгуен Чая / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 1976. 312 с.
5. Динь Зя Кхань (под ред). Поэзия Нгуен Бинь Кхиема / на вьетнамском языке. Ханой: «Литература», 1983. 246 с.
6. Као Суан Хюи - Тхать Кан. Собрание стихов Нго Тхи Няма. В 2-х тт. Т. 1/ на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 1978. 472 с.
7. Као Суан Хюи. Идеологии Востока сравнительный анализ / на вьетнамском языке. Ханой: «Литература», 1995. 389 с.
8. Као Суан Хюи - Тхать Кан. Собрание стихов Нго Тхи Няма. В 2-х тт. Т. 2. / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 1978. 412 с.
9. Ле Куи Дон. Обсуждение книг / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 1995. 139 с.
10. Май Куок Лиен (гл. Ред). Нго Тхи Ням. В 4-х тт. Т. 3 / на вьетнамском языке. Ханой: «Литература», 2002. 410 с.
11. Май Куок Лиен (гл. Ред). Нго Тхи Ням. В 4-х тт. Т. 4 / на вьетнамском языке. Ханой: «Литература», 2002. 432с.
12. Нгуен Зу. Комментарии к «Киеу». (Ле Ван Хое - редактор) / на вьетнамском языке. Ханой: «Государственное образование», 1953. 267 с.
13. Нгуен Кхюе. Нгуен Бинь Кхием через «Собрание стихов Белого облака» / на вьетнамском языке. Хошимин: «Город Хошимин», 1997. 145 с.
14. Нгуен Хый Вуй (Под ред). История философии / на вьетнамском языке. Ханой: «Государственная политика», 1994. 356 с.
15. Нгуен Хюэ Чи (Ред). Поэзия и проза эпохи династий Ли и Чан. В 3-х тт. Т. 3 / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 1978. 267 с.
16. Нго Тхи Ням. Полное собрание сочинений. В 5-х тт. Т. 2 / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 2004. 430 с.
17. Нго Тхи Ням. Полное собрание сочинений: В 5-х тт. Т. 3 / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 2005. 432 с.
18. Нго Тхи Ням. Полное собрание сочинений. В 5-х тт. Т. 2 / на вьетнамском языке. Ханой: «Общественные науки», 2004. (Ngo Thi Nham toan tap, tap 2. Nxb: Khoa hoc xa hoi. Ha Noi, 2004.) 458 с.
19. Фунг Кхак Кхоан. Жизнь и творчество / на вьетнамском языке. Ханой: «Ханой», 1985. 274 с.
20. Та Нгок Лиен. История культуры Вьетнама - представители интеллигенции / на вьетнамском языке. Ханой: «Культура», 1998. 245 с.
21. Тю Тхиен. Учитель с реки Хан (Тует) / на вьетнамском языке. Ханой: «Ханой». 289 с.
22. Тхам Куинь (Перевод). Шуцзин («Книга документов») / на вьетнамском языке. Хошимин: «Город Хошимин», 1972. 372 с.
23. Ха Тхук Минь. Ле Куи Дон - Вьетнамский идеолог XVIII в. / на вьетнамском языке. Ханой: «Образование»,1999. 239 с.
24. Чан Ван Зяп (перевод). Ле Куи Дон и произведения / на вьетнамском языке. Ханой: «Культура-информация», 2006. 326 с.
25. Чан Ван Зяу. Развитие вьетнамской мысли с XIX в. до 1945. В 3-х тт. Т. 1 / на вьетнамском языке. Хошимин: «Город Хошимин», 1993. 356 с.
26. Чан Тхи Банг Тхань. О писателе Нго Тхи Ши / на вьетнамском языке. Ханой: «Ханой», 1987. 298 с.
References
1. Bui Duy Tan. (1964) About author Nguyen Binh Khiem. Ha Noi, «Education», 214 p. [in Vietnam].
2. Bui Van Nguyen. (1989) Poetry Writer Nguyen Binh Khiem. vol. 1. Ha Noi, «Education», 365 p. [in Vietnam].
3. Vu Khieu. (1986) Ngo Thi Nham poetry. Ha Noi, «Literary», 286 p. [in Vietnam].
4. Dao Duy Anh. (1976) The Complete Works of Nguyen Trai. Ha Noi, «Social sciences», 312 p. [in Vietnam].
5. Dinh Gia Khanh. (1983) Poetry Writer Nguyen Binh Khiem. Ha Noi, «Literary», 246 p. [in Vietnam].
6. Cao Xuan Huy - Thach Can. (1978) Collection of poems by Ngo Thi Nham. vol. 1. Ha Noi, «Social sciences», 472 p. [in Vietnam].
7. Cao Xuan Huy. (1995) Eastern thought suggests references. Ha Noi, «Literary», 389 p. [in Vietnam].
8. Cao Xuan Huy - Thach Can. (1978) The collection of poems Ngo Thi Nham. vol. 2. Ha Noi, «Social sciences», 412 p. [in Vietnam].
9. Le Quy Don. (1995) Discussion of books. Ha Noi, «Social sciences», 139 p. [in Vietnam].
10. Mai Quoc Lien. (2002) Ngo Thi Nham Book III. Ha Noi, «Literary», 410 p. [in Vietnam].
11. Mai Quoc Lien. (2002) Ngo Thi Nham Book VI. Ha Noi, «Literary», 432 p. [in Vietnam].
12. Nguyen Du. (1953) Comments on. «Kieu». Ha Noi, «Education», 267 p. [in Vietnam].
13. Nguyen Khue. (1997) Nguyen Binh Khiem through the "Collection of Poems of the White
Cloud". Ho Chi Minh, «Ho Chi Minh City», 145 p. [in Vietnam].
14. Nguyen Huu Vui. (1994) History of philosophy. Ha Noi, «National politics», 356 p. [in Vietnam].
15. Nguyen Hue Chi. (1978) Poetry and prose of the era of the Ly and Tran dynasties. vol. 3. Ha Noi, «Social sciences», 265 p. [in Vietnam].
16. Ngo Thi Nham. (2004) Full composition of writings. vol. 2. Ha Noi, «Social sciences», 430 p. [in Vietnam].
17. Ngo Thi Nham. (2005) Full composition of writings: vol. 3. Ha Noi, «Social sciences», 432 p. [in Vietnam].
18. Ngo Thi Nham. (2004) Full composition of writings. vol. 2. Ha Noi, «Social sciences», 458 p. [in Vietnam].
19. Phung Khac Khoan. (1985) Life and art. Ha Noi: «Ha Noi», 274 p. [in Vietnam].
20. Ta Ngoc Lien. (1998) History of Vietnamese culture - representatives of the intelligentsia. Ha Noi, «Culture», 245 p. [in Vietnam].
21. Chu Thien. (2016) Teacher from the river Khan. Ha Noi, «Ha Noi», 289 p. [in Vietnam].
22. Tham Quynh. (1972) History Book. Ho Chi Minh, «Ho Chi Minh City», 372 p. [in Vietnam].
23. Ha Thuc Minh. (1999) Le Qui Don -Vietnamese ideologist XVIII b. Ha Noi, «Education», 239 p. [in Vietnam].
24. Tran Van Giap. (2006) Le Qui Don and works. Ha Noi, «Culture - information», 326 p. [in Vietnam].
25. Tran Van Giau. (1993) The development of Vietnamese thought since the XIX century. - 1945. .1. Ho Chi Minh, «Ho Chi Minh City», 356 p. [in Vietnam].
26. Tran Thi Bang Thanh. (1987) About the writer Ngo Thi Si. Ha Noi, «Ha Noi», 298 p. [in Vietnam].
For citing: Nguyen Van Duong. Concept of heaven and fate in Vietnamese Confucianism of the 16th-18th century // Socium i vlast. 2017. № 6 (68). P. 101-107.
UDC 124.6
CONCEPT OF HEAVEN AND FATE IN VIETNAMESE CONFUCIANISM OF THE 16th-18th CENTURY
Nguyen Van Duong,
Peoples' Friendship University of Russia, Post-graduate Student, Moscow, Russia.
E-mail: nguyenvanduongtvc@gmail.com Annotation
In the XVI-XVIII centuries, Confucian scientists talked about the sky, the heavenly mandate not only to designate the sky as a force that created all life and determining the destiny of all phenomena, but also to strengthen the royal power. According to them the heaven was credited with omnipotence, the ability to determine the life and fate of every person, whether it is luck or adversity - everything is set by the sky. This is especially characteristic of the followers of the Confucian doctrine of the 16th-18th century.
Key concepts:
heaven,
fate,
confucianism, state religion, feudalism in Vietnam.