Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №4, Том 11 / 2019, No 4, Vol 11 https://esj.today/issue-4-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/16ECVN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мурзина Е.А., Ялялиева Т.В., Шемякина М.С. Понятие «налоговый потенциал» и подходы к его определению // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/16ECVN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Murzina E.A., Yalyalieva T.V., Shemyakina M.S. (2019). The concept of "tax potential" and approaches to its definition. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(11). Available at: https://esj.today/PDF/16ECVN419.pdf (in Russian)
РФФИ 19-010-00620 Методология многоуровневого мониторинга и управления налоговой безопасности региона в целях обеспечения социальных обязательств государства в условиях бюджетного дефицита
Мурзина Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», Йошкар-Ола, Россия
Доцент кафедры «Управления и права» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3717-076X РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=137018 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/3019-2015 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56539739400
Ялялиева Татьяна Валерьевна
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», Йошкар-Ола, Россия
Заведующая кафедрой «Управления и права» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Шемякина Марина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», Йошкар-Ола, Россия Доцент кафедры «Бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме раскрытия содержания понятия «налоговый потенциал». Подчеркивая глубокую проработанность данного вопроса, авторы статьи на основе анализа научной литературы, предлагают собственное определение понятия «налоговый потенциал» с позиций трансакционного подхода к определению налогов и сборов. Формирование налогового потенциала во многом является процессом двусторонним, представляя собой особый вид паритетных налоговых отношений между публично-правовыми субъектами и налогоплательщиками. С точки зрения авторов статьи, налоговый потенциал недостаточно раскрывать только с позиции реализации фискальной функции государства, либо только с позиции некой совокупной величины возможных к формированию налогов и сборов. Для более полного и всестороннего анализа налогового потенциала в определение его понятия
УДК 330 ГРНТИ 06.73.15
Понятие «налоговый потенциал» и подходы к его определению
вводится категория «налоговый риск», оценка которого должна быть обязательным элементом в процессе формирования налогового потенциала всего государства и региона, в частности. В статье также затрагиваются такие основные виды налогового потенциала, как стратегический налоговый потенциал, краткосрочный и фактический. По мнению авторов статьи, именно использование категории «налоговый риск» при оценке налогового потенциала позволит устранить отклонения между стратегическим (плановым) и фактическим налоговыми потенциалами, что является особенно важным в процессе исполнения бюджета и выполнения государством (либо регионом) взятых социально-экономических обязательств. В статье также приводится уточненная классификация факторов, влияющих на формирование налогового потенциала. Особенно подчеркивается значение внутренних факторов, сформированных в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов.
Ключевые слова: налоги; налоговый потенциал; трансакционный подход; налогообложение; фискальная функция; налогоплательщик; бюджет
Введение
Основной задачей налоговой политики государства является баланс между бюджетами всех уровней, основанный на поддержании налоговой нагрузки по тем отраслям экономики, по которым достигнут ее оптимальный уровень. Данное направление государства станет эффективным и результативным только в том случае, если все регионы будут стремиться к тому уровню налогового потенциала, который способен обеспечить устойчивое развитие экономики каждого региона. Налоговый потенциал представляется своеобразной «подушкой безопасности» региона, его эффективная оценка, формирование и поддержание на должном уровне является гарантией того, что публично-правовые образования (государство, регион, муниципальное образование) будет успешно развиваться.
Многие исследователи выделили понятие налогового потенциала как налоговую категорию из экономической и финансовой категории. Объясняют они это тем, что экономическая теория является базовым видом науки, и уже оттуда выделились впоследствии финансовое и налоговое направление. Кроме того, налоговое направление стало необходимым по мере развития экономики государства. Формирование налогового потенциала государства напрямую связано с проблемой распределения налоговых поступлений между бюджетами всех уровней. Однако понятие налогового потенциала чаще всего используется по отношению к регионам, а не к государству.
Целью данной статьи является исследование подходов к определению содержания понятия «налоговый потенциал» и выявление особенностей управления налоговым потенциалом на основе классификации факторов, оказывающих влияние на налоговый потенциал публично-правового образования. Исходя из указанной выше цели в рамках настоящей статьи необходимым является решение следующих задач:
1. с учетом существующих в научной литературе подходов к определению понятия «налоговый потенциал» предложить авторское определение в контексте трансакционного подхода;
2. предложить классификацию факторов формирования налогового потенциала региона в зависимости от уровня их формирования.
Дискуссия
В основе понятия «налоговый потенциал» лежат слова «налог» и «потенциал». Налог является неотъемлемой частью существования государства, экономической основой его
деятельности1. Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции РФ. Термин «потенциал» представляет собой возможность для достижения цели. Понятие «налоговый потенциал» в последнее время активно используется при исследовании налоговых отношений. Однако не существует однозначно верного и законодательно закрепленного определения для данного термина.
Рассмотрим несколько определений налогового потенциала, встречающихся в современной экономической литературе. По мнению Прокопенко Р.А. [1], в широком смысле налоговый потенциал можно рассматривать в качестве совокупного объема налогооблагаемых ресурсов региона; в узком (практическом) смысле - как максимальную возможную сумму поступлений налогов и сборов. Схожую позицию занимает Шалюхина М.Н. [2], которая раскрывает определение налогового потенциала как совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. Рассматривая налоговый потенциал в более узком смысле, отмечается, что это максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. Этот взгляд на проблему перекаливается с позицией Мусгрэйва Р. [3]. Каратаев А.С. [4] отмечает, что налоговый потенциал (территории, отрасли, налогоплательщика) - совокупная способность генерировать налоговые платежи при условии сохранения показателей эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов, реализующих государственную налоговую политику. Эта позиция была изначально отражена еще в работах Лотза Дж.Р. и Е.Р. Мосса [5]. Аронов А.В., Кашин В.А. [6] считают, что все объекты обложения и составляют налоговый потенциал. Объекты обложения должны быть сгруппированы по национальному, территориальному, отраслевому или иному признаку. Матрусов Н.Д. [7] и Р.М. Бёд [8] определяют налоговый потенциал через функцию эффективной мобилизации финансовых ресурсов, подлежащих налогообложению в системе «население - хозяйство - территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона. С точки зрения Паскачева А.Б. [9], налоговый потенциал может быть раскрыт как совокупность максимально возможных сумм начисленных налогов и сборов соответствующей территории. Налоговый потенциал как потенциальный бюджетный доход на душу населения определяется Богачевой О.В. [10] Отмечается, что данный доход может быть получен органами власти за определенный промежуток времени. Основным условием является определение унифицированных условий налогообложения на всей территории страны. Некоторые авторы также отмечают в качестве условия искоренение теневой экономики [11]. Также налоговый потенциал можно рассматривать как категорию, которая характеризует одну из составляющих межбюджетных отношений. Такого мнения придерживается Слободчиков Д.Н. [12].
Представленный анализ позволяет сделать ряд выводов:
1. Из вышеприведенных определений следует, что исследователи раскрывают понятие «налоговый потенциал» и определяют его значимость через совокупность двух основных элементов:
a. объем налогооблагаемых ресурсов;
b. объем налоговых поступлений.
2. Можно выделить следующие подходы к истолкованию сущности категории «налоговый потенциал»:
1 См.: По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции»: постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 №20-П [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
а) Ресурсный подход (Коломиец А.Л., Матрусова Н.Д., Юткину Т.Ф., Аронова А.В., Кашина В.А.), в основе которого лежит тезис о налоговом потенциале как о непрерывном процессе аккумулирования финансовых ресурсов в рамках соответствующих бюджетов.
б) Фискальный подход (Паскачев А.Б., Богачева О.В., Саакян Р.А., Вачугов И.В.) представляет налоговый потенциал как максимальную величину сумму налоговых поступлений, возможную к получению на территории региона.
в) Смешанный или межбюджетный подход (Коровкин В.В., Шалюхина М.Н.) рассматривает налоговый потенциал не просто как источник доходной части бюджета, но и гарантию реализации за счет его полноценного формирования межбюджетного регулирования с целью обеспечения социально-экономических задач дотационных регионов.
г) Институциональный подход (Ханафеев Ф.Ф., Дзагоева М.Р.) представляет процесс формирования налогового потенциала через призму налоговых отношений «государство-налогоплательщик» [13; 14].
Как видно из определений, наиболее точную характеристику налогового потенциала нам дает смешанный подход, однако в нем не учитывается влияние налогового потенциала на социально-экономическое развитие региона. Поэтому на основе изученных определений попробуем сформулировать понятие налоговый потенциал следующим образом: налоговый потенциал - максимально возможная сумма налоговых поступлений в бюджет за определенный период времени при сбалансированности ресурсов региона и его социально-экономического развития.
По мнению авторов статьи, можно выделить трансакционный подход к пониманию налогового потенциала. В рамках трансакционного подхода налоговый потенциал целесообразно рассматривать как совокупность максимально возможных к получению налогов и сборов от всех налогоплательщиков региона с учетом рисков неуплаты налогов и сборов и потенциально возможных к начислению дополнительных сумм, полученных от штрафов за налоговые правонарушения и пени. Отметим, что данная позиция близка к фискальному подходу, но имеет существенное отличие: во-первых, ключевым является учет налоговых рисков при оценке налогового потенциала региона; во-вторых, налоговый потенциал в рамках трансакционного подхода - это результат партнерских взаимовыгодных отношений между государственно-публичными образованиями и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами); в третьих, налоговый потенциал аккумулирует не просто суммы, которые налоговые органы могут изъять у налогоплательщика, но те средства, которые налогоплательщик готов выплатить с целью получения гарантированных государственных благ.
На наш взгляд, выбор подхода к определению категории «налоговый потенциал» напрямую связан с теми задачами, которые ставятся. Если речь идет об улучшении налогового администрирования региона и повышении эффективности реализации налоговой политики, то следует придерживаться ресурсного подхода. При необходимости проведения оценки динамики налоговых поступлений мы рекомендуем руководствоваться фискальным подходом. Межбюджетный подход может оказаться эффективным для оценки степени влияния уровня налогового потенциала региона на его социально-экономическое развитие.
С целью формирования верного определения понятия «налоговый потенциал» выделим следующие основные аспекты рассматриваемой проблемы:
Страница 4 из 10
Методы
16ECVN419
I. Налоговый потенциал имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговый потенциал региона состоит из совокупности налоговых потенциалов всех муниципальных образований, входящих в его состав, и соответственно максимальная величина налогового потенциала будет достигнута при полном отсутствии налоговых льгот и фактов уклонений от уплаты налогов. С другой стороны, налоговый потенциал региона складывается из налоговых потенциалов налогоплательщиков, а значит для достижения максимального результата, необходима легализация неформальной и «теневой» экономики.
II. Исходя из природы налогового потенциала, рассматривать его необходимо с учетом следующих позиций:
1. Налоговый потенциал представляет собой прогнозную величину на будущее.
2. Налоговый потенциал является суммой фактических налоговых поступлений в бюджет.
3. Прогнозная величина налогового потенциала должна формироваться с учетом налоговых рисков, обуславливающих фактически полученные суммы налогов и сборов.
Таким образом, налоговый потенциал необходимо рассматривать также по следующей классификации:
1. Стратегический налоговый потенциал - потенциальная способность налогооблагаемой базы приносить налоговые поступления в бюджет в будущие периоды, требует прогнозирование на долгосрочный период.
2. Краткосрочный налоговый потенциал - потенциальная максимальная совокупность налоговых поступлений в бюджет в пределах одного календарного года для удовлетворения социальных потребностей населения, также требует прогнозирования.
3. Фактический налоговый потенциал - конкретная сумму поступлений налогов на определенную календарную дату, позволяет анализировать выполнение краткосрочного налогового потенциала.
III. Государственный бюджет занимает основополагающее место в финансовой структуре каждой страны. В процессе распределения и последующего использования общегосударственного дохода участвуют федеральный и региональные бюджеты. Главной задачей регионального бюджета является полное материальное обеспечение функций всех органов управления региона. В процессе определения налогового потенциала как ключевого понятия в обеспечении социально-экономического благополучия региона огромную роль играют принципы налогового и бюджетного федерализма, на основе которых строится распределение налоговых поступлений между бюджетами государства определяется следующими принципами налогового и бюджетного федерализма. Так, О.А. Миронова и Ф.Ф. Ханафеев совершенно справедливо выделяют следующие принципы [15].
1. Принцип закрепления за каждым уровнем бюджета определенных налогов. В НК РФ этот принцип осуществляется как закрепление за федеральным, региональным и местным бюджетом определенных налогов.
2. Принцип закрепления за нижестоящими уровнями функций по изменению налоговых ставок, предоставляемых налоговых льгот, введения своих собственных налогов. Данный принцип направлен на активное участие нижестоящих уровней в процесс формирования собственной налоговой базы, а также стимулирование отдельных видов деятельности в соответствии с местными
приоритетами путем введения своих налогов на определенные объекты налогообложения. В НК РФ зафиксировано право нижестоящих уровней изменять налоговые ставки и особенности применения специальных налоговых режимов.
3. Принцип совместного использования разными уровнями управления одинаковой налоговой базы. В НК РФ предусмотрено разделение ставки налога на прибыль организаций на федеральную и региональную часть.
4. Принцип распределения закрепленных за одним уровнем управления налоговых поступлений между различными бюджетами.
5. Принцип рекомбинации налоговых поступлений вышестоящего и нижестоящих уровней через формы бюджетных трансфертов.
Последние два принципа закреплены бюджетным законодательством и направлены на стимулирование нижестоящих уровней для укрепления налогового потенциала.
IV. Проблема понятия налогового потенциала неразрывно связано с проблемой формирования межбюджетных отношений. В настоящее время потребность в трансфертах связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая значительную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и, соответственно, в уровнях бюджетного и налогового потенциала. Существующий механизм бюджетного выравнивания очень сложен, нестабилен, непрозрачен, и не обеспечивает в полной мере своего предназначения. Поэтому требуется повышение эффективности управления налоговым потенциалом в регионах. Для этого необходимо определить влияющие на него факторы и периодически осуществлять мониторинг его оценки. Экономический рост в развитии региона зависит от многих факторов. Под факторами в данном случае понимаются явления или процессы, определяющие внутренние потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы для увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.
В современной экономической литературе [16; 17; 18] существует множество видов классификации факторов, влияющих на налоговый потенциал региона, без которых невозможно правильно раскрыть содержание понятия налогового потенциала. Одна из наиболее практикоориентированных классификаций - классификация по уровню формирования на внешние и внутренние. На наш взгляд, следует особенно остановится на факторах, которые обозначены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»2. Анализ данного нормативного акта позволяет выделить ряд внутренних факторов, влияющих на формирование налогового потенциала региона, а именно:
• уровень зависимости консолидированного бюджета региона от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• уровень просроченной кредиторской задолженности налогоплательщиков соответствующего региона;
• количество нарушений в бюджетном законодательстве;
постановление Правительства РФ от 18 мая 2016 г. N 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
• доля расходов консолидированных бюджетов регионов, формируемых целевыми программами;
• реализация программных и целевых методов управления бюджетным процессом на региональном уровне.
В качестве еще одного внутреннего фактора, влияющего на величину налогового потенциала можно добавить уровень доходов в стране. Это мнение высказывается в классической работе Дж.Г. Вильямсона [19].
По мнению авторов статьи, также необходимо учитывать уровень налогового нигилизма, сформированного среди налогоплательщиков, который при высоких показателях может негативно сказываться на наполняемости бюджетов [20].
Уточненная классификация по уровню формирования факторов на внешние и внутренние представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация факторов, влияющих на развитие налогового потенциала (составлено авторами)
16ECVN419
Выводы
В заключение остановимся на основных моментах, затронутых в данной статье:
1. Налоговый потенциал представляет собой многогранное понятие, содержание которого нельзя сводить исключительно к реализации государством фискальной функции. На современном этапе экономического развития России налоговый потенциал представляет собой комплексный институт, который формируется при участии всей совокупности налогоплательщиков соответствующей территории и обеспечивается налоговыми органами.
2. При определении содержания налогового потенциала необходимо принимать во внимание, что на данный институт оказывает значительное влияние система налоговых рисков. В связи с этим, рассматривая налоговый потенциал необходимо учитывать необходимость решения задач по минимизации налоговых рисков как публично-правовых образований, так и налогоплательщиков. Именно это позволит привести стратегический (плановый) налоговый потенциал к величине фактического налогового потенциала.
3. Содержание налогового потенциала как теоретического понятия должно раскрываться в неразрывной связи с внешними и особенно внутренними факторами формирования налогового потенциала. Игнорирование, либо неверная оценка этих факторов на практике может привести к неверному определению величины налогового потенциала, то есть к существенному отклонению в сумме стратегического и фактического налогового потенциала и как следствие к дефициту бюджета и проблемам с выполнением социально-экономических обязательств государства. Основное внимание должно, по мнению авторов, уделяться таким внутренними факторам, как межбюджетные отношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прокопенко Р.А. Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - №12. - С. 113-115.
2. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. - 2014. -№1. - С. 31-34.
3. Musgrave R. Fiscal systems / R. Musgrave. - New Haven: Yale university press, 1969.
- 299 р.
4. Каратаев А.С. Налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика и его оценка: теория и методология: Монография / А.С. Каратаев. - Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2010. - 260 с.
5. Lotz J.R. A theory of tax level determinants for developing countries / J.R. Lotz, E.R. Morss // Economic Development and cultural change. - 1970. - Vol 18. - № 3. - Р. 328-341.
6. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: уч. пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 591 с.
7. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России.
- М.: Наука, 1995.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Bird R.M. Tax effort in developing countries and high income countries: The impact of corruption, voice and accountability / Richard M. Bird, Jorge Martinez-Vazquez, Benno Torgler // Economic Analysis and Policy. - 2008. - Vol 38. - №1. - Р. 55-71.
Паскачев А.Б. Налоговый потенциал регионов России. - М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2001.
Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. - 2015. -№2. - С. 29-32.
Schneider F. Shadow Economies All over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007 / Friedrich Schneider, Andreas Buehn, Claudio E. Montenegro // The World Bank. 2010. - Policy Research Working Paper 5356. - 52 p.
Слободчиков Д.Н. Налоговый потенциал в системе регулирования межбюджетных отношений: Автореф. дисс. на соис. уч. степ. канд. экон. наук. -Йошкар-Ола, 2010. - 24 с.
Дзагоева М.Р., Сланов А.Э. Местные бюджеты и административная реформа // Финансы: Теория и Практика. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mestnye-byuzhdety-i-administrativnaya-reforma (дата обращения: 13.07.2019). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnye-byuzhdety-i-administrativnaya-reforma.
Ханафеев Ф.Ф., Краснова Е.А. Развитие налоговых инструментов обеспечения финансовой безопасности в регионе // Инновационное развитие экономики. -2018. - № 3 (45). - С. 325-329.
Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебник. -Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2013. - 418 с.
Bahl R.W. A Regression Approach to Tax Effort and Tax Ratio Analysis / R.W. Bahl // Staff Papers-International Monetary Fund. - 1971. - Vol 18. - №3. - Р. 570-612.
Hendrix C.S. Leviathan in the Tropics?: environment, state capacity, and civil con-flict in the developing world / Cullen Stevenson Hendrix. UC San Diego, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://escholar-ship.org/uc/item/2jp6k8vc/.
2013 Index of Economic Freedom. Explore the Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.heritage.org/index/explo-re?view=by-variables/.
Williamson J.G. Public expenditure and revenue: An international comparison / Jeffrey G. Williamson // The Manchester School. - 1961. - Vol 29. - №1. - Р. 43-56.
Мурзина Е.А., Хузягалиева Э.Х. Фискальный нигилизм: сущность и причины возникновения // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Экономика и управление. - 2009. -№ 1 (5). - С. 75-86.
Murzina Elena Aleksandrova
Volga state university of technology, Yoshkar-Ola, Russia E-mail: [email protected]
Yalyalieva Tatiana Valerievna
Volga state university of technology, Yoshkar-Ola, Russia
E-mail: [email protected]
Shemyakina Marina Sergeevna
Volga state university of technology, Yoshkar-Ola, Russia E-mail: [email protected]
The concept of "tax potential" and approaches to its definition
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of disclosing the content of the "tax potential" concept. Emphasizing the deep elaboration of this issue and based on the analysis of the scientific literature, the authors of this article offer their own definition of the "tax potential" concept from the perspective of a transactional approach to determining taxes and fees. The formation of the tax potential is largely a two-way process, representing a special type of parity tax relations between the public law subjects and taxpaying public. From the point of view of the authors of article, it is not enough to disclose the tax potential only from the point of view of the implementation of the fiscal state control function or only from the point of view of a certain aggregate amount of taxes and fees that can be generated. For a more complete and comprehensive analysis of the tax potential the "tax risk" category is introduced into the definition of its concept, the assessment of which should be an obligatory element in the process of forming the tax potential of the whole state and region, in particular. The article also touches upon such main types of tax potential as strategic tax potential, short-term and actual. According to the authors' opinion of the article, it is precisely the use of the "tax risk" category in assessing tax potential that will allow to eliminate deviations between the strategic (planned) and actual tax potentials, which is especially important in the process of budget execution and fulfillment of social and economic obligations by the state (or region). The article also provides an updated classification of factors having an effect on the formation of tax potential. The importance of internal factors formed within the framework of intergovernmental relations between the Russian Federation and its subjects is especially emphasized.
Keywords: taxes; tax potential; transactional approach; taxation; fiscal function; taxpayer;
budget