Научная статья на тему 'Налоговый потенциал региона как ключ к обеспечению региональной экономической безопасности'

Налоговый потенциал региона как ключ к обеспечению региональной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAX POTENTIAL / РЕГИОН / REGION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузягалиева Э.Х., Мурзина Е.А.

Статья посвящена проблеме формирования налогового потенциала как залога экономической безопасности региона. Особое значение авторы уделили теоретическому обоснованию категории «налоговый потенциал», представив краткий теоретический обзор данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax potential of the region as key to providing regional economic safety

Article is devoted to a problem of forming of the tax potential as guarantee of an economic safety of the region. Authors gave special value to theoretical reasons for category "tax potential", having provided the brief theoretical summary of this concept.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал региона как ключ к обеспечению региональной экономической безопасности»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

CURRENT ISSUES OF TAXATION

УДК 330

Э.Х. Хузягалиева, Е.А. Мурзина

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК КЛЮЧ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена проблеме формирования налогового потенциала как залога экономической безопасности региона. Особое значение авторы уделили теоретическому обоснованию категории «налоговый потенциал», представив краткий теоретический обзор данного понятия.

Ключевые слова: налоговый потенциал, регион, безопасность.

Фискальный потенциал региона - это такой объем доходов, который потенциально может быть получен региональным бюджетом из местных источников при средних налоговых усилиях. Под налоговыми усилиями в данном случае понимаются величины налоговых ставок и льгот, действующих на территории региона, а также собираемость налогов. От налоговых усилий зависит величина получаемых доходов. Поэтому для возможности сравнения фискальных потенциалов разных регионов налоговые усилия должны быть одинаковыми для всех регионов. В нашем случае фискальный потенциал определяется для средних (по России) налоговых усилий.

Например, на первый взгляд может показаться, что сумма платежей, фактически собранных в соответствующем регионе, может служить достаточно хорошей аппроксимацией фискального потенциала этого региона, однако на самом деле это не так. Причина этого состоит как раз в различии налоговых усилий. Выбрать один показатель, который бы отражал потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы, достаточно трудно. Как мы покажем ниже, у каждого из показателей-кандидатов есть свои достоинства и недостатки. В России дело осложняется еще отсутствием хорошей статистической базы. Данные, с помощью которых можно было бы вычислять показатели фискального потенциала, очень часто оказываются слишком неточными или могут отсутствовать вообще.

Существует несколько элементов, за счет которых образуется разрыв между количеством фактически собранных в регионе налогов и потенциальной способностью региона генерировать бюджетные доходы. Во-первых, два региона, обладающие равными фискальными потенциала-

© Хузягалиева Э.Х., Мурзина Е.А., 2016. Б01: 10.15350/2221-7347.2016.11-1

*Хузягалиева Эльвира Хайдаровна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

**Мурзина Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

ми могут собирать разное количество платежей потому, что в этих регионах действуют разные налоговые ставки. Во-вторых, два региона с одинаковым фискальным потенциалом могут собирать разный объем бюджетных доходов потому, что налоговые органы этих регионов работают по-разному и уровень налоговой дисциплины среди налогоплательщиков в этих регионах разный. Ясно, что ставки налогообложения, качество работы налоговой администрации и дисциплинированность плательщиков сказываются на уровне налоговых поступлений, однако на потенциальную способность регионов генерировать доходы они не влияют.

Потенциальная способность региона генерировать бюджетные доходы, называемая фискальным (налоговым) потенциалом, определяется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами - налоговыми базами. Очевидно, что чем меньше совокупная налоговая база региона (представляющая собой сумму налоговых баз по всем налогам, которые собираются или могут собираться в регионе), тем меньше его фискальный потенциал.

Фискальные усилия - это то, в какой мере данная территория или регион используют находящуюся в их распоряжении доходную базу. В этом смысле уровень фискальных усилий региона зависит от ставок налогообложения (если региональные власти могут самостоятельно устанавливать ставки налогообложения), от уровня предоставленных налоговых освобождений (при условии, что региональные власти могут самостоятельно определять структуру налогов и льгот) и от эффективности работы налоговых служб (собираемость налогов). Уровень фискальных усилий обычно измеряется отношением фактически собранных бюджетных платежей к тому или иному показателю, отражающему фискальный потенциал данного региона. Фискальный потенциал и фискальные усилия - это понятия взаимосвязанные. Тому есть несколько причин.

Во-первых, величина фискального потенциала зависит от уровня налоговых усилий. Ясно, что сумма налоговых поступлений зависит от величины ставок налогообложения и собираемости налогов. Чем выше налоговая нагрузка и собираемость налогов (налоговые усилия), тем выше фискальный потенциал при неизменной базе. Таким образом, определение налогового потенциала должно производиться с оговоркой об уровне налоговых усилий, считающихся заданными. Таким образом, если регионы с одинаковой налоговой базой фактически имеют разные налоговые доходы, то можно говорить, что они прилагают разные налоговые усилия, характеризующиеся величиной данного разрыва.

Во-вторых, четкое понимание понятия "налоговых усилий" исключительно важно для обоснования выбора показателя, отражающего фискальный потенциал. Представим себе, что центральное правительство решает в качестве меры фискального потенциала регионов использовать объем бюджетных поступлений, фактически собираемых в этих регионах. Разумеется, это подтолкнет регионы к тому, чтобы собирать меньше налогов на своей территории - при этом и избиратели будут довольны, и сокращение доходов в местный бюджет будет компенсировано (по крайней мере, отчасти) увеличением трансфертов из федерального бюджета. Использование фактических поступлений в качестве меры фискального потенциала будет, таким образом, подталкивать региональные власти к тому, чтобы снижать ставки налогообложения и вообще снижать свой уровень фискальных усилий.

Существует ряд методов, с помощью которых можно измерить фискальный потенциал региона:

Во-первых, возможно использование в этих целях показателя фактически собранных поступлений. В настоящее время в России в качестве меры фискального потенциала регионов используются показатели доходов, фактически собранных в базовом году.

Во-вторых, может применяться показатель среднедушевых доходов населения, который несомненно является базовым, основным показателем относительного уровня фискального потенциала.

В третьих, возможно измерение фискального потенциала с помощью показателя валового регионального продукта (ВРП).

Четвертым показателем является уровень совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР) региона.

В пятых, измерение фискального потенциала возможно с помощью так называемой "репрезентативной налоговой системы".

Шестой способ измерения фискального потенциала, в котором метод репрезентативной налоговой системы сочетается с использованием регрессионного анализа.

Оценка фискального потенциала. По каждому налоговому компоненту необходимо взять его среднюю ставку (рассчитанную на предыдущем шаге) и умножить на стандартную налоговую базу этого компонента в соответствующем регионе. Сложив такие произведения по всем компонентам, мы получим сумму, отражающую общий объем доходов, который каждый регион смог бы собрать, если бы прилагал для этого средний уровень фискальных усилий, и если бы состав, структура и ставки налогов во всех регионах были одинаковыми. Именно эта величина и берется в качестве оценки фискального потенциала региона.

Деятельность государства и реализация возложенных на него функций зависят от стабильного существования и развития источников его финансирования. Налоговое администрирование обеспечивает достижение стратегической цели государства - решить текущие проблемы по наполнению государственного бюджета, то есть добиться реализации полного и регулярного сбора налогов как основного государственного дохода. Достижение указанной цели осуществляется на основе деятельности налоговых органов по осуществлению контроля соблюдения налогового законодательства.

Оценка обеспеченности государства финансовыми ресурсами в настоящий период относится к числу важнейших экономических задач. Для анализа доходных возможностей территорий в экономической литературе применяется категория "налоговый потенциал".

В экономической литературе налоговый потенциал рассматривается как синоним термина "финансовый потенциал" применительно к странам с развитыми формами моделей бюджетного федерализма (США, Канада, Бразилия, Австралия, Мексика, Швейцария, Япония, Швеция, Дания). Данный подход в значительной мере обусловлен спецификой рассмотрения этого термина в рамках развитой рыночной экономики и особенностью перевода на русский язык англоязычного термина, широко применяемого в зарубежной практике. Иногда этим понятием характеризуют совокупность всех видов финансовых ресурсов на территории данного региона. В Российской Федерации понятия налогового и финансового потенциалов обозначают принципиально различные экономические явления и для целей межрегиональных сопоставлений и построения системы межбюджетных расчетов требуют дифференциации.

Понятия налогового и финансового потенциалов различаются с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджета. Если налоговый потенциал является основой формирования базы налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал рассматривается как совокупность финансовых ресурсов на территории того или иного субъекта Федерации.

В теории и практике встречаются довольно разнообразные подходы к трактовке понятия "налоговый потенциал". Как и все общие научные определения, они не являются полными и исчерпывающими, а их содержание зависит от того, какой аспект финансовой деятельности рассматривается автором. Поэтому в аспекте рассмотрения доходных возможностей территорий, данное понятие требует своего уточнения.

Действующим законодательством Российской Федерации понятие "налоговый потенциал" не определено.

По Толковому словарю русского языка термин "потенциал" означает "совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо" [1].

В мировой практике используется термин "tax capacity", означающий "налогоспособность или способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений, но не фактическая сумма поступлений как таковых".

В исследованиях О.В. Богачевой отмечается, что в мировой практике под налоговым потенциалом принято понимать "потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения" [2].

В экономической литературе, по определению А.Л. Коломиеца, налоговый потенциал выступает как "потенциально возможная сумма налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории данного субъекта Российской Федерации" или "совокупность всех видов налогов на продукцию, производство и прибыль, подоходных и социальных налогов, которые реально можно собрать в рамках данной территории в определенный временной период" [3].

По мнению Суглобова А.Е. и Слободчикова Д.Н. в качественном аспекте налоговый потенциал представляет собой систему экономических отношений, которая сформирована следующими характеристиками:

-налоговый потенциал существует в экономическом пространстве, и его содержание состоит в возможности отчуждения части доходов (и соответственно части финансовых потоков) совокупности субъектов налоговых отношений, то есть в возможности институционально ограничить ресурсную базу процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти, не подрывая при этом основы воспроизводства собственности;

-налоговый потенциал есть способность какой-то совокупности субъектов налоговых отношений сформировать массу (поток) налоговых платежей при условии, что правовое поле и экономическая система налогообложения заданы;

-налоговый потенциал представляет собой составную часть финансового потенциала совокупности объектов налоговых отношений, локализованных на данной хозяйственной территории - формирование налогового потенциала переходит в процесс реализации экономического потенциала хозяйственной территории - экономический потенциал следует определить в качестве главного фактора налогового потенциала;

-мера налогового потенциала определяет ресурсы воспроизводства собственности, экономического потенциала в целом, а значит, и меру налогового потенциала последующих периодов [4].

Особого внимания заслуживает институциональный подход Ф.Ф. Ханафеева в обосновании категории "налоговый потенциал", определяющего налоговый потенциал с точки зрения развивающейся экономической системы [5]. Каждый экономический субъект в системе в процессе своего развития наращивает свои возможности, налоговую базу, и способствует поддержанию и развитию налогового потенциала. Налоговый потенциал - это возможности и способности экономической системы, которые могут обеспечить:

1) формирование источников за счет налогов и налоговых платежей;

2) рациональное использование ресурсов с целью эффективного развития этой системы.

В основе концептуального обоснования определения понятия "налоговый потенциал"

должны лежать теория и практические выводы по его использованию на практике. Можно отметить, что в научной литературе значительное внимание уделено факторам, влияющим на формирование налогового потенциала [6].

Таким образом, рассматривая региональный аспект, обобщая вышеприведенные подходы к понятию "налоговый потенциал", предлагается под налоговым потенциалом территории понимать потенциально возможные налоговые поступления с его территории в бюджеты всех уровней в условиях средней для всех территорий эффективности использования налогооблагаемой базы.

По существу, можно утверждать, что налоговый потенциал следует рассматривать как совокупное представление прогнозируемого объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, как правило, на предстоящий год или среднесрочную перспективу.

Таким образом, в практических целях под налоговым потенциалом региона понимают сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов, а под потенциалом конкретного налога - максимально возможный за определенный период размер поступлений по данному налогу, исходя из установленной налоговой базы и ставки.

Библиографический список [1] Толковый словарь юридических терминов / составители: А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына.

М.: Эксмо, 2008. 448 с.

[2] Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета. / О.В. Богачева // Финансы. 2000. №2. С. 29-32.

[3] Коломиец А.Л. Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. 2000. №1. С. 3-5.

[4] Слободчиков Д.Н., Суглобов А.Е. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития [Электронный ресурс СПС "КонсультантПлюс"] // Налоги и налогообложение. 2009. № 7.

[5] Ханафеев Ф.Ф. Проблемы налогового администрирования и перспективы их решения // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 42(135). С. 44-52.

[6] Шемякина М.С. К вопросу о факторах, влияющих на налоговый потенциал // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 196-206.

UDC 330

E.Kh. Khuzyagaliyeva, E.A. Murzina

TAX POTENTIAL OF THE REGION AS KEY TO PROVIDING REGIONAL ECONOMIC SAFETY

Article is devoted to a problem of forming of the tax potential as guarantee of an economic safety of the region. Authors gave special value to theoretical reasons for category "tax potential", having provided the brief theoretical summary of this concept.

Keywords: tax potential, region, safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.