Научная статья на тему 'Понятие миротворческой операции Организации Объединенных Наций сквозь призму международного гуманитарного права'

Понятие миротворческой операции Организации Объединенных Наций сквозь призму международного гуманитарного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1581
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / PEACEKEEPING OPERATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверев П.Г.

В статье рассмотрено т сформулировано понятие миротворческой операции Организации Объединенных Наций с позиций международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF UNITED NATIONS PEACEKEEPING OPERATION IN THE LIGHT OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

The definition of United Nations peacekeeping operation in the light of international humanitarian law is examined in the article. The concept of United Nations peace operation is formulated.

Текст научной работы на тему «Понятие миротворческой операции Организации Объединенных Наций сквозь призму международного гуманитарного права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 341.1/8

П.Г. Зверев

канд. юрид. наук, кафедра общеправовых дисциплин,

Калининградский филиал ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ПОНЯТИЕ МИРОТВОРЧЕСКОМ ОПЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Аннотация. В статье рассмотрено т сформулировано понятие миротворческой операции Организации Объединенных Наций с позиций международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, миротворческая операция, международное гуманитарное право.

P.G. Zverev, Kaliningrad Branch Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

THE DEFINITION OF UNITED NATIONS PEACEKEEPING OPERATION IN THE LIGHT OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

Abstract. The definition of United Nations peacekeeping operation in the light of international humanitarian law is examined in the article. The concept of United Nations peace operation is formulated.

Keywords: United Nations, peacekeeping operation, international humanitarian law.

Появление во второй половине XX века миротворческих операций Организации Объединенных Наций (ООН) стало импровизированной и эмпирически обусловленной реакцией на первую неудачную попытку формирования системы коллективной безопасности в политико-правовых рамках Устава Организации [8]. Как следствие, право, регулирующее миротворческие операции, стало формироваться в специальном (ad hoc) порядке. Как известно, в Уставе ООН нет прямого упоминания об институте миротворческих операций. Вопрос об их конкретных правовых основах и сегодня вызывает острую полемику, невзирая на то, что правомерность самих операций уже никем не ставится под сомнение. Не существует «права миротворческих операций», которое бы регламентировало их юридические рамки, но это, конечно, не означает, что сами операции проводятся в условиях правового вакуума.

Военачальники, принимающие участие в выполнении мандатов миротворческих операций, серьезно нуждаются в четких руководящих принципах, которые определят границы применимого права. Наличие таких юридических принципов даст им возможность разработать точные военные инструкции для своих заместителей и подчиненного военного персонала. Также это позволит им выполнять условия мандатов миротворческих операций без опасения быть подвергнутыми судебному преследованию [6]. Они терпеливо ждут, когда военные юристы наконец разработают такие принципы. Юристы, в свою очередь, пристально вглядываются в специфику различных отраслей и институтов современного международного права. Одной из таких отраслей является международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов (МГП), или право вооруженных конфликтов - в западной терминологии. Говоря о миротворческих операциях, правовая доктринальная дискуссия сфокусирована, главным образом, на вопросе юридической (de jure) применимости к ним норм и институтов указанной отрасли международного публичного права. Интерес вызывает, в частности, вопрос о существенной

обоснованности действия законов оккупации в период миротворческих операций ООН, которому можно посвятить отдельное исследование.

Установление существенной обоснованности и юридической применимости законов оккупации в условиях миротворческих операций требует, в первую очередь, определиться с термином «миротворческая операция». И только после этого можно будет задаться вопросом, какое отношение имеют к фактическим обстоятельствам миротворческих операций законы оккупации. Ответ на этот вопрос позволит, в свою очередь, ускорить формирование руководящих принципов, адресованных военачальникам, участвующим со своими национальными континген-тами в различных миротворческих операциях.

Термин «миротворческая операция» используется, в первую очередь, в юридическом языке ООН. Но при этом сама Организация никак не определяет данное понятие. В свое время Группа Брахими просто отметила по этому поводу, что миротворческие операции ООН выражаются в трех основных направлениях деятельности: предотвращение конфликтов и миротворчество; поддержание мира; миростроительство [5]. На практике речь чаще всего идет о поддержании мира и принуждении к миру, причем последний вид деятельности вообще не упомянут в Докладе Брахими. Принятый в 2008 г. доктринальный источник Организации следующим образом определил сущность данных мероприятий: «Поддержание мира - это метод обеспечения хрупкого мира в условиях прекращения военных действий, а также способ реализации достигнутых миротворцами соглашений. За годы своего существования поддержание мира превратилось из преимущественно военной модели наблюдения за прекращением огня и разъединением противоборствующих сил после межгосударственных войн [1, 2, 3] в комплексную модель, состоящую из нескольких компонентов - военного, полицейского и гражданского, которые тесно сотрудничают в целях заложения фундамента устойчивого мира.

Принуждение к миру состоит в применении, с разрешения Совета Безопасности, ряда принудительных мер, включая использование военной силы. Такие действия санкционируются для восстановления международного мира и безопасности в ситуациях, когда Совет Безопасности устанавливает факт наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Совет Безопасности может использовать, где это уместно, региональные организации и органы для принудительных действий под его руководством» [7].

НАТО традиционно использует зонтичный термин «операции по поддержанию мира», который включает в себя указанные операции, но не ограничивается только ими. «Операция по поддержанию мира» определена в доктрине НАТО как «операция, объективно использующая дипломатические, гражданские и военные средства, как правило, в поддержку целей и принципов Устава ООН, для восстановления или обеспечения мира» [4].

Доктринальная дефиниция НАТО может оказаться полезной, поскольку используемое ею условное обозначение включает в себя множество различных операций, к которым потенциально могут относиться законы оккупации. Указанная дефиниция включает в себя операции, осуществляемые ООН и называемые иногда «операциями голубых касок», а также операции, санкционированные Советом Безопасности ООН, но выполняемые одним или несколькими государствами или региональной организацией. Этим понятием также охватываются операции, которые не санкционированы Советом Безопасности, но основаны на приглашении или согласии принимающего государства. Наконец, оно является достаточно широким, чтобы включать в себя как операции с ограниченным мандатом, так и операции с широким мандатом, в частности, так называемые «международные территориальные администрации».

В соответствии с доктриной НАТО, основное различие между операциями по поддержанию мира и силовыми акциями, или войной, заключается в том, что первые по своему характеру беспристрастны. В то же время не следует забывать о существовании пограничной зоны между этими понятиями, и зачастую довольно трудно отнести определенную операцию к одной из

№ 2 (30) - 2014

141

двух указанных категорий.

На основе проведенного краткого анализа можно сделать вывод о том, что «миротворческая операция» является собирательным понятием, охватывающим различные виды деятельности, осуществляемые в целях предупреждения и разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, обеспечения правопорядка в зонах конфликтов и восстановления разрушенных конфликтами социально-политических институтов.

Список литературы:

1. Зверев П.Г. Индо-пакистанский конфликт и Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане: история и современность // Историческая наука. - 2013. - Окт.-Дек. (вып. 4 (7)). - С. 1-6.

2. Зверев П.Г. Конфликт на Ближнем Востоке и первая миротворческая операция ООН (ОНВУП): история и современность // Вестник гуманитарного научного образования. - 2013 -№ 11 (37). - С. 11-16.

3. Зверев П.Г. Суэцкий кризис, Шестидневная война и Первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I, 1956-1967): история конфликта и процесса его урегулирования // Вестник гуманитарного научного образования. - 2013. - № 12 (38). - С. 10-15.

4. NATO Glossary of Terms and Definitions, 2-P-3, 2008.

5. Norton-Taylor R. Military Chiefs Attack Iraq Lawsuits // The Guardian. - 2005. - 15 July.

6. Report of the Panel on United Nations Peace Operation, UN Doc. A/55/305 of 21 August 2000, at 2, para. 10.

7. United Nations Peacekeeping Operations: Principles and Guidelines // UN DPKO. - 2008. - 18 Jan.

8. Zwanenburg M. Accountability of Peace Support Operations. - Leiden / Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.