Научная статья на тему 'Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. : о законах оккупации в свете международного миротворчества ООН'

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. : о законах оккупации в свете международного миротворчества ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1814
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS / МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / PEACE OPERATIONS / ЗАКОНЫ ОККУПАЦИИ / LAW OF OCCUPATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверев П.Г.

Статья посвящена анализу положений IV Женевской конвенции о законах оккупации. Сделан вывод о их значимости для миротворческих операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENEVA CONVENTION RELATIVE TO THE PROTECTION OF CIVILIAN PERSONS IN TIME OF WAR 1949 ON THE ISSUE OF OCCUPATION LAW IN THE LIGHT OF INTERNATIONAL UN PEACEKEEPING

The article is devoted to the analysis of the provisions of the IV Geneva Convention on the law of occupation.

Текст научной работы на тему «Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. : о законах оккупации в свете международного миротворчества ООН»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

X

УДК 341.1/8

П.Г. Зверев

канд. юрид. наук, кафедра общеправовых дисциплин, Калининградский филиал ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ 1949 Г.: О ЗАКОНАХ ОККУПАЦИИ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРОТВОРЧЕСТВА ООН

Аннотация. Статья посвящена анализу положений IV Женевской конвенции о законах оккупации. Сделан вывод о их значимости для миротворческих операций.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, миротворческие операции, законы оккупации.

P.G. Zverev, Kaliningrad Branch of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

THE GENEVA CONVENTION RELATIVE TO THE PROTECTION OF CIVILIAN PERSONS IN TIME OF WAR

1949 ON THE ISSUE OF OCCUPATION LAW IN THE LIGHT OF INTERNATIONAL UN PEACEKEEPING

Abstract. The article is devoted to the analysis of the provisions of the IV Geneva Convention on the law of occupation.

Keywords: United Nations, peace operations, law of occupation.

Женевская (IV) конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (ЖК IV) главным образом акцентирует внимание на взаимоотношениях оккупирующей державы с населением оккупированной территории и, в частности, на правовом статусе последнего [1]. По этой причине в ней содержится большое количество норм, посвященных защите «покровительствуемых лиц». Ст. 4 Конвенции называет таковыми «лиц, которые в определенный момент и определенным образом находятся в ситуации конфликта или оккупации во власти одной из сторон конфликта или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются».

Часть I раздела III («Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними») содержит в себе нормы, регулирующие статус и обращение с покровительствуемыми лицами, проживающими на территории сторон конфликта и оккупированной территории. Ст. 27 указанного раздела перечисляет некоторые гарантии статуса указанных лиц. Подробный комментарий этой статьи дает Международный Комитет Красного Креста, который определяет ее как «основу всей Конвенции, провозглашающую принципы всего «права Женевы»» [5].

Другие нормы, устанавливающие основы обращения с указанной категорией лиц, содержатся в ст. 31 и 33 Конвенции. Современные миротворческие операции постоянно взаимодействуют с индивидами на территории принимающего государства, поэтому правила по обращению с ними чрезвычайно важны. Стандарты, предусмотренные ЖК IV, юридически полезны, однако сформулированы в самом общем виде и представляют, таким образом, весьма ограниченное практическое руководство. Кроме того, сама Конвенция, в частности, ее ст. 5 и 27, предусматривают исключения из общего правила. К примеру, ст. 27 устанавливает, что «стороны конфликта могут принимать такие меры безопасности и контроля в отношении охраняемых лиц, которые могут оказаться необходимыми в условиях войны».

Одним из важных аспектов обращения с индивидами во время миротворческих операций является задержание [4, 6]. Это прекрасно иллюстрирует инициированный в 2007 г. правительством Дании т.н. «Копенгагенский процесс», целью которого стало нахождение многостороннего решения проблем, возникающих при осуществлении задержания лиц во время между-

народных военных операций [3]. В данном вопросе четко ощущается потребность в руководящих принципах. Думается, что ряд положений ЖК IV мог бы стать именно такими руководящими принципами. Особый интерес в этом отношении вызывает опыт миротворческой деятельности Австралии в Восточном Тиморе.

Австралийские Вооруженные силы применили по аналогии ряд законов оккупации в разработке процедуры задержания для Международных сил в Восточном Тиморе. Применение нашли, в частности, ст. 70 и 76 ЖК IV. Среди прочих статей Конвенции, которые могут быть положены в основу руководящих принципов, следует назвать и ст. 45, 68 и 78. В частности, ст. 68 и 78, согласно законам оккупации, обеспечивают правовую основу для задержания. Очевидно, указанные статьи могут использоваться как правовая основа для интернирования в тех случаях, когда законы оккупации применяются де-юре (лат. de iure «юридически», «по (согласно) праву»). В остальных случаях они просто могут быть полезными для конкретизации положений мандата миротворческой операции, касающихся задержания.

Часто в мандате, определяемом резолюцией Совета Безопасности ООН, присутствует фраза о том, что операция может использовать «все необходимые средства». Данная фраза является кратчайшей формулой санкционирования в использовании необходимой и пропорциональной силы для достижения постановленных в мандате целей. Право на использование силы подразумевает также полномочия по задержанию лиц. Однако простое упоминание, даваемое в резолюции, не дает разъяснений по поводу того, каким образом должно осуществляться задержание.

Ст. 45 ЖК IV ведет речь о передаче задержанных. Помимо прочего, она предусматривает, что покровительствуемые лица могут быть переданы державой, во власти которой они находятся, только после того, как эта держава удостоверится, что другая держава, которой данные лица передаются, желает и может применять ЖК IV. Ст. 45 также предусматривает, что покровительствуемое лицо ни при каких обстоятельствах не может быть передано в страну, в которой оно могло бы опасаться преследований в связи со своими политическими или религиозными убеждениями.

В практике миротворческих операций нередки случаи передачи задержанных третьим лицам [3], что вызывает множество споров по этому поводу. Нидерланды, к примеру, заключили меморандум о взаимопонимании с афганскими властями по вопросу передачи задержанных и обращения с ними. В основу меморандума была положена, в частности, ст. 45 ЖК IV.

В разделе IV ЖК IV содержится длинный перечень правил обращения с задержанными лицами. Этот перечень весьма актуален для миротворческих операций, особенно для ситуаций задержания лиц на длительный срок. И право по правам человека, и международное гуманитарное право требуют человечного обращения с задержанными. Помимо собственно юридического аспекта, гуманное обращение является также морально-нравственным требованием, и по этой причине обращение с задержанными является предметом общественного и политического контроля в государствах, предоставляющих воинские контингенты. Неправильное обращение с задержанными способно пошатнуть саму общественную поддержку миротворческих операций. Нормы ЖК IV об обращении с задержанными являются для военачальников в рамках миротворческих операций полезными стандартами, на основе которых обеспечивается гуманное обращение, даже если эти стандарты и не выступают как юридические обязательства в рамках той или иной миротворческой операции [2].

Изменения, затрагивающие в период оккупации институты власти оккупированной территории, не должны негативным образом сказываться на правах и свободах местного населения. Ведь если нет оккупации, нет и ограничений правового статуса личности. Это позволяет сделать вывод о том, что применение ряда норм ЖК IV органично связано с вопросом о состоянии оккупации в зоне проведения той или иной миротворческой операции.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законы оккупации призваны регулировать те же самые или схожие ситуации, в рамках которых учреждаются и проводятся миротворческие операции. Следовательно, на их основе могут быть выработаны полезные рекомендации (инструкции) для военачальников миротворческих контингентов даже в тех условиях, когда de jure законы оккупации не применяются.

Список литературы:

1. Зверев П.Г. Действие законов оккупации в условиях миротворческих операций ООН // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 3 (62).

2. Зверев П.Г. Комплементарность права прав человека и международного гуманитарного права в условиях миротворческих операций ООН [Электронный ресурс] // Обязательственное право: электронный научный журнал. - 2013. - № 2 (3). - С. 3-8. - URL: http://www.law-of-obligations.ingnpublishing.com

3. Зверев П.Г. Первый Копенгагенский процесс по обращению с задержанными в период международных военных операций // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62).

4. Зверев П.Г. Реализация права на задержание во время миротворческих операций: организационно-правовые аспекты // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 581-584.

5. Commentary: the Fourth Geneva Convention Relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War / ed. by J. Pictet. - ICRC, 1958. - P. 199-200.

6. Oswald B. Detention in Military Operations; Some Military, Political and Legal Aspects // Evue de Droit Militaire et de Droit de la Guerre Operational. - 2007. - Vol. 46. - P. 341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.