Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ'

ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / АНТИЧНОСТЬ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / НОВОЕ ВРЕМЯ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильдутова И.Н.

Статья посвящена различным представлениям о любви в разные исторические периоды философии. Философы Античности считали, что любовь - космический процесс. Мыслители средневековья считали, что любовь к женщине является угрозой для спасения души. Эпоха Возрождения сохраняет любовь, нисходящую к космическому и телесному началу, и любовь, восходящую к Богу. Эпоха Нового времени породила целую плеяду философов, каждый из которых дал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LOVE IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY

The article is devoted to different ideas about love in different historical periods of philosophy. The philosophers of Antiquity believed that love is a cosmic process. Thinkers of the Middle Ages believed that the love of a woman is a threat to the salvation of the soul. The Renaissance retains the love that descends to the cosmic and bodily origin, and the love that goes back to God. The era of modern times gave rise to a whole pleiad of philosophers, each of whom gave his assessment of the essence of love between a man and a woman.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

различных экономических систем, 2017. - С. 237 - 241.

18. Щегорцов В.А. Оплата труда: виды стимулирования труда // Экономика

и учет труда. - 2014. - № 1. - С. 3-10.

УДК 177.7(091)

Ильдутова И.Н. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского научный руководитель: Кузнецова М.Н.

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Аннотация:

Статья посвящена различным представлениям о любви в разные исторические периоды философии. Философы Античности считали, что любовь - космический процесс. Мыслители средневековья считали, что любовь к женщине является угрозой для спасения души. Эпоха Возрождения сохраняет любовь, нисходящую к космическому и телесному началу, и любовь, восходящую к Богу. Эпоха Нового времени породила целую плеяду философов, каждый из которых дал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной.

Ключевые слова : любовь, Античность, Средневековье , Возрождение, Новое время, история.

Ildutova I.N. Students

2 year, Faculty of Medicine Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky

Russia, Saratov Supervisor: Kuznetsova M.N.

Associate Professor, Chair of Philosophy, Humanities and Psychology THE CONCEPT OF LOVE IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY

Annotation:

The article is devoted to different ideas about love in different historical periods of philosophy. The philosophers of Antiquity believed that love is a cosmic process. Thinkers of the Middle Ages believed that the love of a woman is a threat to the salvation of the soul. The Renaissance retains the love that descends to the cosmic and bodily origin, and the love that goes back to God. The era of modern times gave rise to a whole pleiad of philosophers, each of whom gave his assessment of the essence of love between a man and a woman.

Key words: love, Antiquity, Middle Ages, Renaissance, New time, history.

Любовь, как одно из самых ярких проявлений, является частью жизни каждого из нас. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной являлись одной из ведущих проблем философии различных эпох, при этом каждая из них вносила существенные изменения в ее понимание и оценку.

Античные философы не сомневались в могуществе и силе любви. В эту эпоху любовь выступала как космическая сила, где телесный и духовный аспект любви тесно связаны и друг с другом, и с космосом; любовь и космос представлены как некое тождество. Философы этой эпохи считали любовь фактом личной жизни, который представляет собой всеобъемлющий космический процесс, где человек не играет главной роли. Союз между мужчиной и женщиной обозначался соединением двух противоположных полисов (на подобии процессам, которые происходили в природе, где все явления считались либо мужским, либо женским началом, а их соединение -гармонией), где каждый выполнял свою определенную функцию. Исходя из этого, произошла идея о неравенстве мужчины и женщины в любовных отношениях. Свои представления о любви философы античности в основном выражали при помощи мифологических образов.

В древней Греции любовь описывали такими словами как «эрос», «филия», «сторге» и «агапэ».

Понятие «Эрос» в античной философии представляет собой агрессивную, страстную любовь. Любовь, граничащую с безумием. Люди, подверженные такому типу любви, способны совершать ненормальные поступки, которые могут привести к самоубийству.

«Филия» - это наиболее благодушная любовь, означающая симпатию, дружбу, а также расположение, притяжение, влечение. Этот вид любви предполагает свободный индивидуальный выбор, основан

на личном и личностном избранничестве. «Филией» также называют любовь к родителям, к товарищам, к своему городу, к любимой собаке, к культуре, к искусству, к родине, любовь к познанию, к науке, любовь к богу.

«Агапэ» еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе лежит самоотверженная, нетребовательная, деятельная, одаряющая, бескорыстная любовь к «ближнему». Именно это понимание любви возносило христианство. Об агапэ говорят, что это почти такая любовь, какой Бог любит Свое творение, каким бы падшим и озлобленным оно ни было.

«Сторге» это любовь, основанная на привязанности. Она проявляется в семейных отношениях, когда люди уже привязаны друг к другу так, что не могут представить себе жизнь вне этих отношений. Такая любовь также характерна для духовно близких людей.

Для средневековья свойственно презрительное отношение к эротической любви. Мыслители этой эпохи считали, что любовь к женщине является угрозой для спасения души - великому долгу христианина. Любовь к Богу противостоит эротической любви. Поскольку только в Боге можно познать себя самого и другого. Человек без любви - неполноценное, жалкое

существо. В конце века христианство признало любовь между мужчиной и женщиной неотъемлемым свойством человеческой сущности, которое достойно уважения, но под прикрытием целомудрия и с целью создания семьи.

В эпоху Возрождения на первый план выходит психологическое начало человека, приводящее к новому определению любви, которое связано с осмыслением природы человеческой ценности. Также были попытки возвращения эротической любви ее права, угнетенные религиозными представлениями. Эпоха Возрождения сохраняет понимание любови, нисходящую к космическому и телесному началу, и любовь, восходящую к Богу, которые в своём взаимопроникновении рождает подлинное представление о любви как духовном, бескорыстном начале человека.

Эпоха Нового времени породила целую плеяду философов, каждый из которых дал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной. В эту эпоху произошло бурное развитие естествознания, решительный разрыв с религией, крах церковных догм и авторитета церкви. В центре внимания -человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии. Философии Нового времени характерен гуманизм и антропоцентризм.

Р. Декарт выделял три вида любви: привязанность, дружба и благоговение. Критерием такого разграничения является не сам предмет любви, а уровень ценности, который человек испытывает в рамках того или иного вида любви. Если объект любви ценится меньше себя, то это всего лишь привязанность, если равноценно себе, то это дружба. Но если мы оцениваем этот объект выше себя, то это, безусловно, благоговение.

Лейбниц следовал позиции любовь-дружба, которая развивает в человеке черты жертвенной и бескорыстной самоотверженности.

И.Кант говорил, что любовь и уважение - это главные обязанности людей по отношению друг к другу. Он считал, что любовь относится к чувственной сфере, а не к этике, так как нравственный человек - это человек, перешагнувший чувственную сферу. Существуют две формы любви: практическая (к ближнему или к богу) и патологическая (чувственное влечение). Для немецкого философа любовь - это благоговение. А благоговение - это способность ощущать удовольствие от счастья других. Это чувство должно быть бескорыстным, тогда оно будет истинным.

Людвиг Фейербах писал, что любовь едина между всеми людьми. Он рассматривал её как самоощущение человеком своей родовой принадлежности и стремление людей к совершенству. Фейербах противопоставляет любовь универсальную любви христианской, не оставляя за последней права именоваться собственно любовью. При этом соотношение «любовь - вера» Фейербах противопоставляет соотношению «любовь - разум».

Вторая половине 19 века - начало 20 века - период новых представлений о любви.

А. Шопенгауэр писал, что одержимый чувством любви человек выступает как марионетка во власти Мировой Воли. Мужчина и женщина стремятся лишь к взаимодействию своих физических и умственных способностей для получения успешного потомства и называют это любовью. Но человек способен преодолеть слепоту биологического устремления при условии, что он преобразует половое чувство в сострадание.

Зигмунд Фрейд говорил, что сила сексуального влечения ущемляется и изменяется под воздействие условий социальной жизни. Основания невроза содержатся не в самой сексуальности, а в психике.

М. Шелер считал, что любовь укореняет человека в бытии. Любовь существует независимо от наших представлений о ней. Она материальна. Чтобы любовь стала действительностью, необходим хотя бы один любящий человек, который своей любовью открывает мир. Шелер выдвинул три основные ступени развития: любовь к добру, любовь к культуре и любовь к духовному.

Ж.П. Сартр говорит, что человек в любви утверждает себя при помощи другого, так как от другого он добивается признания ценности и реальности своего бытия. Он утверждает, что конечной целью всякой любви является присвоение свободы другого, субъект желает «склеивания», связывания свободы другого ею же самой, в чем проявляется ее дисгармония и противоречивость.

Использованные источники:

1. Чебан А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегия господства / А.Г.Чебан // Общество риска : цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга» ,2006 . С.139-145.

2. Ивин А.А. Философия любви . М.:Иф РАН, 1995.0

3. Августин Аврелий . О супружестве и похоти // Тракты о любви : сб.текстов.- М.:Иф РАН,1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.