Научная статья на тему 'Понятие «Личность» в образовательной среде православной школы'

Понятие «Личность» в образовательной среде православной школы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗ БОЖИЙ / НАЧАЛО ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КРЕСТ / САМОСОЗНАНИЕ / СВОБОДА / ДОБРО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ЦЕРКОВЬ / PERSONALITY / THE IMAGE OF GOD / BEGINNING OF PERSONALITY / THE INDIVIDUAL CROSS / SELF-AWARENESS / FREEDOM / THE GOOD / PERSONALITY DEVELOPMENT / SOCIALITY / THE CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подзорова Светлана Владимировна

В данной статье представлено видение личности, основанное на понимании сущности человека с православной позиции. Излагаются взгляды В. В. Зеньковского и П. А. Флоренского. Религиозное понимание сущности человека рассматривается автором статьи как основа для организации образовательного процесса (его содержания, цели, задач) в школьной образовательной среде православного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Concept in Orthodox School's Educational Environment

The article presents the vision of personality based on understanding of the human nature from the Orthodox position. The views of Vasiliy Zenkovsky and Pavel Florensky are outlined. The author of the article regards the religious understanding of the human nature as the basis for organization of the educational process (its content, purpose, goals) in the Orthodox school's educational environment.

Текст научной работы на тему «Понятие «Личность» в образовательной среде православной школы»

УДК 37.021.1

Понятие «личность» в образовательной среде православной школы

С. В. Подзорова

В данной статье представлено видение личности, основанное на понимании сущности человека с православной позиции. Излагаются взгляды В. В. Зеньковского и П. А. Флоренского. Религиозное понимание сущности человека рассматривается автором статьи как основа для организации образовательного процесса (его содержания, цели, задач) в школьной образовательной среде православного типа.

Ключевые слова: личность; образ Божий; начало личности; индивидуальный крест; самосознание; свобода; добро; развитие личности; социальность; Церковь.

Понятие «личность» является одним из центральных оснований для построения образовательного процесса в любом образовательном учреждении, поскольку в соответствии с содержанием этого понятия задаются рамки содержания, цели и задач образовательного процесса. Понятие «личность» в образовательной среде православного типа отличается от современных научных теорий о личности, оно строится на религиозном понимании сущности человека. В этом освещение этого вопроса большой вклад внесли В. В. Зеньковский и П. А. Флоренский. Как справедливо отмечает Т. А. Муравицкая, раскрытые В. В. Зеньковским основания православной педагогики, позволяют воспитывать духовно-ориентированную, внутренне свободную, целостную личность [2, с. 108—117]. Чтобы установить содержание по-

нятия «личность», необходимо составить представление о сущности человека.

Выделим основные положения, обозначенные В. В. Зеньковским, раскрывающие понимание сущности человека (антропологический аспект) с православной точки зрения.

Человек есть тварная личность, так как он сопричастен к двум мирам: тварному и Абсолютному, и в этом заключается его целостность, т. е. связь духовного начала с его психофизикой, которая не исчезает ни при каких условиях. Целостность личности человека можно представить как неразрывное единство двух сторон. Во-первых, это эмпирическое «я» (центр эмпирического самосознания) и, во-вторых, более глубокое «я» (духовная глубина личности), реальное «я» (данное в непосредственном самосознании до всякого опыта), метафизическое ядро, лоно самосознания, центр духовной жизни. В этом втором «я» происходит главная жизнь личности, следовательно, оно занимает главное положение в иерархической конституции человека; в нем заложена причина своеобразия, неповторимости и своя закономерность (крест) для каждого человека.

Другими словами, в духовном начале человека заложен образ Божий, который выражается: (1) через начало личности с ее своеобразием и особенностью индивидуального креста, благодаря чему создается из существа личность; (2) через способность самосознания, благодаря чему рождается сила свободы, раскрывающая силу творчества.

Индивидуальный крест есть центральная, основная тема, неизменная в своем содержании. Заложенное индивидуальное задание остается одним и тем же независимо от условий и должно быть решено, выполнено в любых условиях. В кресте: 1) дана внутренняя логика исканий и преодоления трудностей, 2) заложен предел свободы человека.

Для того чтобы человек мог открывать в себе образ Божий и реализовывать задание, начало его личности связано с самосознанием:

человек способен отчетливо мыслить самополагание, самоданность, то есть самосущее бытие. Самосознание иноприродно тварному бытию, сверхприродно, поскольку приходит сверху, от Бога. Самосознание характеризуется тем, что: 1) имеет своим объектом внутреннюю глубину, неисчерпываемость внутренней жизни, оно есть сознание своего единства, своего «я», своего своеобразия, отдельности, что порождает силы противостояния другим людям, миру и даже Богу; 2) рождает силу свободы (черта абсолютности «я»); 3) констатирует наличие у человека качества духовности, которое проявляется в духовной его жизни; 4) держит личность во всей ее полноте.

Помимо образа Божия, в духовной сфере человека, как и в духовной основе мира, присутствует грех, в чем заключается ее раздвоенность. Грех в человеке есть:

1) явление духовного порядка — по своей онтологии это попытка стать Бесконечностью, тем самым обойтись без Бога;

2) глубокая искривленность, связанная с первородным грехом, который создал:

• двойственность духовной стороны,

• полярность светлого и темного в духе,

• противоборство плоти и духа с усилением темного полюса в духе;

3) болезнь духа.

Всякий грех по существу связан с отходом от Бога, отказом от жизни в Боге, с небрежением той силы, какая светит человеку в образе Божием. Духовный корень греховности означает правильность учения о примате духовности, потому что направляет внимание не на поведение и даже не на мотивы поведения, а на духовность, которая живет в человеке. Образ Божий закладывает светлую духовность, грех — темную. Следовательно, в духовной основе человека сопряжено изначально как добро и зло, так и возможности падения и очищения. Злом замутнена глубина души, а не периферия, и источник зла не в давлении

эмпирии, а в ее духовной подпочве. Греховное начало не выводится ни из личного опыта человека, ни из влияния наследственности, а есть всеобщая и априорно сущая в людях склонность к греху.

Далее, начало личности со способностью к самосознанию не может реализоваться без Божьего дара свободы, которая:

1) есть самое глубокое и неразложимое неустранимое в человеке;

2) связана с духом человека, который смотрит всегда в бесконечное;

3) является источником творчества: в сознании свободы впервые раскрывается путь творчества;

4) имеет силу призыва и преображения;

5) не подчинена закону причинности; не подлежит регуляции;

6) антиномична вследствие раздвоенности духовной сферы:

• проводник правды; дает возможность расцветать, цвести личности; окрыляет благие порывы; восходит к добру и обеспечивает связь с ним; выбирает путь спасения, исцеления;

• проводник греха, произвола, всех трагедий, испытаний человека; смущает, обременяет; дает возможность срыва, ухода во власть страстей; уводит на путь зла в разрушении себя и других.

Если исходить из сказанного, свобода в человеке должна рассматриваться как возможность, как задание. Поэтому исцеление человека от двойственности духовного начала, его спасение невозможно без его свободного выбора, а именно выбора добра, пути с Богом, а следовательно, Его благодатной помощи. Свобода должна действовать в рамках светлой духовности, т. е. должна быть связана с добром. Добро в душе не рождается, ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развитых творческих сил, оно светит душе независимо от всего этого, т. к. не выводимо из периферии души. В осознании того, что служение добру не ограничено законами жизни и не исчерпывается ее правилами, человек приобщается к началу вечности в самой идее добра, и жизнь предстает перед ним, как неис-

следимое сочетание вечного и преходящего. Кроме того, начало личности (ее индивидуальность) метафизически связано с телом, связь души с телом единична, неповторима, вечна. В конституции человека тело и душа иерархически зависят от духовной основы. В иерархии строя души человека примат закреплен за эмоциональной сферой (с содержательностью чувств), которая непосредственно является проводником духовных реакций человека. Чувства нужны и важны для всей эмпирической психики, связанны с началом личности; они освещают человеку те смещения, провалы и синтезы, которыми заполнена его внутренняя жизнь. Нормальная жизнь интеллекта и воли зависят от здоровья, свежести, богатства эмоциональной жизни, которая питает их. Вместе с тем следует иметь в виду и проблему влияния пола на личность, ее развитие.

Выше рассмотрены основания, которые заложены в человеке и непосредственно определяют его личность, развитие. Кроме этого, необходимо рассмотреть такое ее качество, как социальность, поскольку начало личности раскрывается лишь во внутренней сопряженности с социальной жизнью, а не вне нее. Духовная жизнь человека вбирает в себя все влияния социальной среды, выражается не только в индивидуализирующих процессах, но и в его социальной жизни. Еди-носущие с человечеством — то основание, которым предопределена связь человека с обществом. Социальность личности может только тогда быть позитивной для нее, когда помогает раскрывать образ Божий, развивать светлую духовность, исцелять и идти по пути спасения; это возможно при условии освящения благодатной помощью Бога в Церкви, ее силами, поскольку ей дана истина о спасении (в Ней возможно спасение). Поэтому в Церкви происходит благодатное воспитание личности, освящение, преображение ее личного бытия. Так, в Ней человеческая стихия сочетается с божественной, где силой Святого Духа освящается благодатью, восполняется человеческое существо,

его естественная соборность (социальность) находит свое преображение [1, с. 11-155].

Итак, охарактеризовав сущность человека, В. В. Зеньковский выделил ступени, формы духовной жизни у ребенка, отрока и юноши, возникающие духовные установки, непосредственно связанные с развитием эмпирической сферы, через которую духовная жизнь личности побуждается, опосредуется, получает силу и глубину. Так, нельзя прийти к духовному росту человека через развитие психических сил (или интеллекта, или воли, или чувств), потому что духовная жизнь подчинена иной закономерности.

В. В. Зеньковский, исходя из сущности человека, определил, что развитие личности осуществляется в трех направлениях: 1) своеобразия, основных сил, творческого начала; 2) исконного раздвоения добра и зла и связанного с этим развития начала свободы; 3) связи его с социальной средой через усвоение языка, всей социальной традиции.

Обратимся к духовному наследию П. А. Флоренского. Он построил свои размышления на сопричастности двух дисциплин — математики и богословия — в рамках понимания личности как храма Божия, в котором наличествует она сама и Бог, конечное и бесконечное, сочетание ангела и зверя, т. е. двойственность. Эти две характеристики личности связаны с двумя сторонами бытия, которые необходимо различать: идеальное и реальное; некоторое я (как безусловное), знание которого о себе есть совесть (глас Божий), и другое я, тоже безусловное, только в возможности (в потенции), а не в действительности.

П. А. Флоренский исходил из следующего: 1) личность есть, с одной стороны, бесконечность в действительном акте, с другой стороны, она бесконечность в потенции, т. е. личность не только образ Божий, но и подобие Божие; возможность бесконечного раскрытия в реальном обнаружении; не только данность бесконечности, но и бесконечность данности; 2) реальная сторона может меняться по своей цен-

ности, делаться «более или менее» совершенной в неудержимом желании человека быть совершенным (при сознательной работе), тогда раскрытие происходит поступательно, ценность нарастает, и этот процесс подчиняется общим формальным законам всякого возрастания;

3) личность имеет многие состояния, и эта множественность различных состояний объединяется в единство, поскольку все они относятся к единому субъекту, образуют группу; возможно устанавливать связь отдельных состояний с моментами времени (время-группа), и обнаруживается функциональная зависимость между духовной жизнью и временем. Тогда в развитии личности независимой переменной признается время (она нее обратима по своей природе: элементы ее располагаются по рангу), а зависимой переменной является раскрытость личности — состояния духа, которые подвергаются оценке самосознания, определяют отношение к нормам (установление рангового отношения), выстраивается необратимый ряд по достоинству «лучше, хуже». Поэтому можно говорить о «возрастании и убывании личности» в связи с ходом времени. Личность растет неуклонно, уносясь в бесконечность. Она не может сойти со своей орбиты, но может ускорять или замедлять движение, т. е. она свободна в совершенствовании, но перейти собственными усилиями к иному закону совершенствования, стремиться к бесконечности высшей породы не может. Другими словами, личность обладает свободой в движении по своей траектории, но не может создавать новую.

Кроме того, П. А. Флоренский рассмотрел вопрос бесконечного возрастания личности в зависимости от ее типа. В каждом конечном проявлении личности отражается какой-то закон — тип роста [3, т. 1. с. 281-312].

Таким образом, П. А. Флоренский обозначил проблемы личности: двойственность существования, наличность индивидуального своеобразия с особенностью индивидуального креста, способность к само-

сознанию, возможность свободы, стремление к бесконечности, совершенствованию.

Итак, в православном понимании, личность:

а) выражается в образе Божием и одновременно в греховном начале;

б) проявляется через эмпирическую сферу, несущую духовную содержательность чувств;

в) может реализовать начало личности, задание, идти по пути исцеления (отказа от греховного начала) и развития творческого начала, начала свободы и связи с социальной средой.

В противном случае личность может идти по пути отказа от Бога.

Личность не только дана, но и задана как тема творческого раскрытия и осуществления данных человеку талантов в связи с внутренней логикой жизни. Понятие «личность» получает абсолютный характер только в идее Абсолютной Личности, в идее Бога как Самосущего Существа, ничем не обусловленного, ни от чего не происходящего.

Из сказанного следует, что личность в образовательном процессе не должна быть абсолютизирована, но вместе с тем содержание, методы должны быть обращены к целостному личному бытию, чтобы не обезличивать, не ослаблять начало личности. Образовательный процесс необходимо осуществлять в направлении развития личности, которое должно реализовываться не в рамках гармонического развития ее эмпирии, не отвечающего внутренней структуре человека и условиям его созревания, а в рамках внутренней иерархичной конституции человека, где развитие психического, физического, социального важно и необходимо, но имеет инструментальное назначение в развитии и устроении духовного его начала.

Литература

1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — Москва : Школа-Пресс, 1996. — 272 с.

2. Муравицкая Т. А. Антропологические основания педагогической концепции В.В. Зеньковского / Т. А. Муравицкая // Научный диалог. — 2012. - № 1. - С. 108-117.

3. Флоренский П. А. О типах возрастания : сочинения в 4 томах / П. А. Флоренский. — Т. 1 / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Тру-бачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачева. — Москва : Мысль, 1994. — [2], 797 с. — (Филос. наследие. Т. 124).

© Подзорова С. В., 2012

Personality Concept in Orthodox School's Educational Environment

S. Podzorova

The article presents the vision of personality based on understanding of the human nature from the Orthodox position. The views of Vasiliy Zenkovsky and Pavel Florensky are outlined. The author of the article regards the religious understanding of the human nature as the basis for organization of the educational process (its content, purpose, goals) in the Orthodox school's educational environment.

Key words: personality; the image of God; beginning of personality; the individual cross; self-awareness; freedom; the good; personality development; sociality; the Church.

Подзорова Светлана Владимировна, кандидат философских наук, заместитель директора по науке, Негосударственное образовательное учреждение среднего полного общего образования «Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа» (Новосибирск), svetlana.podzorova@ yandex.ru.

Podzorova, S., PhD in Philosophy, Deputy Director for Science, Nonstate Educational Establishment of Secondary Complete General Education “Educational Park — Nursery School “Our School” (Novosibirsk), svetlana. podzorova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.