Научная статья на тему 'Понятие коррупционного преступления по уголовному законодательству современной России'

Понятие коррупционного преступления по уголовному законодательству современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6152
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Ю. Ю.

В статье представлены результаты исследования понятия коррупционного преступления в Уголовном кодексе РФ. Рассматриваются термины, используемые законодателем для обозначения указанного понятия при конструировании ряда составов преступлений коррупционной направленности. Особое внимание уделяется проблеме коррупции в Российской Федерации, а также вопросам криминализации коррупционных действий в действующем уголовном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие коррупционного преступления по уголовному законодательству современной России»

УДК 343.9

понятие коррупционного преступления по уголовному законодательству современной россии

ю. ю. Малышева,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права и уголовного процесса E-mail: Solodkova.julia@mail. ru Университет управления «ТИсБИ»

В статье представлены результаты исследования понятия коррупционного преступления в Уголовном кодексе РФ. Рассматриваются термины, используемые законодателем для обозначения указанного понятия при конструировании ряда составов преступлений коррупционной направленности. Особое внимание уделяется проблеме коррупции в Российской Федерации, а также вопросам криминализации коррупционных действий в действующем уголовном законодательстве.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, криминализация коррупционных действий, Уголовный кодекс РФ.

Как известно, процесс развития и постоянного совершенствования общества непрерывен, наша страна находится постоянно на пути решения актуальных проблем. Одни проблемы удается решать быстро, другие - медленнее, причем не так, как нам бы хотелось. Проблема коррупционной преступности в обществе сегодня стоит наиболее остро. Коррупция - серьезный вызов для любого государства и общества. Масштабы этого социального явления способны заметно снизить эффективность государственных институтов, подорвать авторитет власти и престиж страны в целом. Без преодоления коррупции, ставшей системной проблемой, невозможно прогрессивное развитие страны [1].

Коррупцию можно изобличить и искоренить там, где господствуют плюрализм, терпимость, нравственность, свобода слова и торжествует принцип личной безопасности. Такие условия может га-

рантировать только подлинная демократия. Россия находится на стадии переходного периода, поэтому, с одной стороны, появились новые возможности, направленные на борьбу с коррупцией, а с другой стороны - коррумпированность общества не стала меньше.

Опросы общественного мнения показывают, что многие граждане даже не имеют четкого представления о коррупции. Проведенные Институтом социологии НАН Украины в марте 2011 г. исследования показали, что каждый пятый из опрошенных отождествляет коррупцию со взяточничеством -20 %; часть респондентов считают, что коррупция представляет собой злоупотребление властью или служебным положением - 16 %; кто-то сводит содержание коррупции к хищению должностными лицами государственного или общественного имущества с использованием своего служебного положения -13 %. Из приведенных данных отчетливо видно, что мнение населения далеко неоднозначно.

Обратившись к первому авторитетному источнику, Словарю русского языка, можно найти следующее определение коррупции: коррупция -это подкуп, взяточничество, продажность должностных лиц, политических деятелей. Однако это определение также не дает четкого ответа, что понимается под коррупцией.

Коррупция (от лат. corruption - подкуп) -процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Итак, содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных

деяний (действия и бездействия), совершаемых за незаконное вознаграждение в виде незаконного получения имущества, услуг или льгот имущественного характера лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, путем использования своих должностных полномочий. Такой вывод подтверждается определением коррупции, содержащимся в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. «Коррупция, - говорится в этом документе, - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Аналогичное определение коррупции содержится в отчете Всемирного банка, посвященном роли государства в современном мире: коррупция - это злоупотребление властью ради личной выгоды [2].

Определение коррупции в отчете Всемирного банка следует считать правильным, хотя оно представляется слишком широким. Нужно более узкое и точное определение этого понятия. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблей ООН 17 декабря 1978 г., сказано, что понятие коррупции должно определяться национальным правом. В России в утратившем силу проекте закона «О борьбе с коррупцией» было дано следующее определение коррупции: «Не предусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ».

К сожалению, в России в настоящее время нет нормативного акта, в котором прямо бы говорилось о том, какие преступления следует относить к коррупционным. Коррупционное преступление - общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы той или иной, прежде всего государственной, службы и выражается в противоправном получении государственным (муниципальным) служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Из этого определения следует, что непременными признаками коррупционного преступления являются:

• непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях);

• незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот имущественного характера);

• использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

• наличие у совершившего коррупционное преступление признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 и ст. 201 УК РФ, за исключением признаков лица, осуществляющего: активный подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов и пассивный подкуп спортсменов (ст. 184 УК РФ); дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ); активный коммерческий подкуп (ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ); провокации взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода (ч. 1 ст. 309 УК РФ), которые наказываются вне зависимости от наличия у виновного лица служебного статуса;

• наличие у виновного умысла совершения действий (бездействий), объективно причиняющих ущерб интересам публичной или непубличной службы;

• наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

В Уголовном кодексе РФ российский законодатель разграничил публичные коррупционные преступления (преступления против интересов государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - гл. 30 УК РФ) и непубличные коррупционные преступления (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях -гл. 23 УК РФ), посчитав, что последние больше

относятся к преступлениям в сфере экономики и менее опасны, чем первые, что легко обнаружить, если посмотреть на санкции сопоставимых норм. Помимо сконцентрированных в этих главах основных составов, устанавливающих ответственность за коррупционные преступления, по многим главам УК РФ рассредоточены статьи, в диспозициях которых субъектами выступают должностные лица, наделенные дискреционными полномочиями, что объективно создает условия для совершения коррупционных преступлений.

Характерной особенностью этой конструкции является сужение содержания понятия специального субъекта. Оно распространяется на все составы, где в качестве квалифицирующего или обязательного основного признака содержится указание на совершение преступления должностным лицом, использующим свое служебное положение.

Теоретические и законодательные поиски признаков коррупционного преступления для последующего нормативного закрепления продолжаются. Эти изыскания имеют и практическое значение ввиду особого режима правового регулирования ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности и производства при их расследовании и судебном разбирательстве.

Подкуп руководителей федеральных государственных предприятий, по долгам которых в соответствии с гражданским законодательством почти во всех случаях отвечает государство, и злоупотребления частных нотариусов, на которых возложено исполнение публичных функций, формально оказались за пределами защиты уголовным правом публичных интересов и иллюзорно воспринимаются как менее опасные.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа и подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода отнесены российским законодателем к числу преступлений против правосудия, хотя, несомненно, имеют коррупционную природу.

К публичным коррупционным преступлениям во всех случаях могут быть отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); пос-

редничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ч. 1 ст. 309 УК РФ), а также воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенные с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ)».

В некоторых случаях (когда это связано с присутствием корыстной или иной личной заинтересованности) к коррупционным преступлениям, очевидно, можно отнести: превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ).

К непубличным коррупционным преступлениям можно отнести во всех случаях: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). При наличии корыстной или иной личной заинтересованности к таковым, видимо, можно отнести превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ).

Если допустить, что российский законодатель достаточно точно предугадал коррупционную природу всех преступлений, совершение которых, в принципе, может быть связано с эксплуатацией служебного статуса в личных интересах, то число видов коррупционных преступлений (помимо названных) может достигнуть 30. Например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; регистрация незаконных сделок с землей; контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть исполь-

зованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений и др.

Коррупционная преступность не сводится к простой сумме совершенных коррупционных преступлений, она охватывает также и самих коррупционеров.

Статистические оценки этого явления обычно весьма условны и мало что могут сказать о действительном состоянии коррупции в стране. Эта ситуация может быть отчасти компенсирована результатами научных криминологических исследований.

На каждые 100 тыс. человек населения России сегодня выявляется около 10 коррупционных преступлений, что, разумеется, говорит не столько о масштабах коррупции, сколько о самой эффективности правоохранительной системы и о степени расхождения в представлениях о коррупции законодателя, чиновничества и населения.

Криминализация коррупционных действий осуществляется не только путем создания новых составов, но и путем распространения признаков коррупционного деяния на некоторые смежные

составы, которые при наличии определенных характерных элементов приобретают свойства коррупционного преступления.

Расширение сфер противодействия коррупционной преступности мерами конструирования новых специальных составов не исчерпывает направление криминализации в реализации уголовной политики. Комплекс криминализации включает развитие уголовного законодательства на основе сформулированной концепции уголовно-правовой защиты, затрагивающей различные сферы общественной жизни. Объектом посягательства коррупционных преступлений остаются регулируемые правом общественные отношения в сфере экономической деятельности, обеспечения правопорядка.

В целях устранения возникших в последние годы расхождений между реальной практикой правоприменения и действующим уголовным законом законодатель предпринял ряд мероприятий, направленных на дальнейшую криминализацию уголовно-правового воздействия на коррупционную преступность.

Список литературы

1. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

2. Противодействие коррупции. Сборник аналитических материалов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2012.

Ш

ftfll

5 октября 2012 г. в рамках «Делового приема учителей России - 2012» состоится всероссийское совещание «Формирование современной модели системы образования: состояние, проблемы, перспективы развития», посвященное Международному Дню учителя.

В мероприятии примут участие представители зарубежных стран, органов государственной исполнительной и законодательной власти, общественных организаций и деловых СМИ.

Организатор Делового приема, который состоится 4-7 октября 2012 г. в конференц-зале гостиницы «Измайлово» (г. Москва) - Московская Ассоциация Предпринимателей.

Цель мероприятия - создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (901)524-0353, 979-9390 либо E-mail: [email protected].

Богданова Вера www.erudites.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.