Научная статья на тему 'Понятие концессионного договора'

Понятие концессионного договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / КОНЦЕССИОННЫЙ ДОГОВОР / ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕРЕСЫ СТОРОН КОНЦЕССИОННОГО ДОГОВОРА / ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СИСТЕМА КОНЦЕССИОННЫХ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / CIVIL CONTRACT / CONCESSION CONTRACT / THE INVESTMENT / THE INTERESTS OF THE PARTIES OF THE CONCESSION AGREEMENT / STATE AND ENTREPRENEURS / THE SYSTEM OF CONTRACTUAL RELATIONSHIP IN CONCESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майор Иван Геннадьевич

Автор комплексно анализирует проблему правового регулирования концессионных договорных отношений, природу концессионного договора, устанавливает схожие и отличительные признаки концессионного договора с другими договорами, определяет особенности правового регулирования договорных отношений государства и предпринимателя по созданию и реконструкции объектов недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE CONCESSION AGREEMENT1"JUB Company". Russia, Krasnodar

Author comprehensively analyzes the problem of legal regulation of the concession contract relations and the nature of the concession contract. He also establishes similarities and features of the concession contract with other contracts, determines the peculiarities of legal regulation of contractual relations between the state and entrepreneurs for building and renovation of real estate.

Текст научной работы на тему «Понятие концессионного договора»

УДК 347.238

МАЙОР И.Г.

ПОНЯТИЕ КОНЦЕССИОННОГО ДОГОВОРА

Ключевые слова: гражданско-правовой договор, концессионный договор, инвестиции, интересы сторон концессионного договора, государство и предприниматели, система концессионных договорных отношений

Автор комплексно анализирует проблему правового регулирования концессионных договорных отношений, природу концессионного договора, устанавливает схожие и отличительные признаки концессионного договора с другими договорами, определяет особенности правового регулирования договорных отношений государства и предпринимателя по созданию и реконструкции объектов недвижимости.

MAYOR I.G. DEFINITION OF THE CONCESSION AGREEMENT

Keywords: civil contract, concession contract, the investment, the interests of the parties of the concession agreement, state and entrepreneurs, the system of contractual relationship in concession

Author comprehensively analyzes the problem of legal regulation of the concession contract relations and the nature of the concession contract. He also establishes similarities and features of the concession contract with other contracts, determines the peculiarities of legal regulation of contractual relations between the state and entrepreneurs for building and renovation of real estate.

Российский законодатель заложил в основу регулирования концессионирования договорную модель концессионных отношений.

Взаимодействие государства и субъектов частного предпринимательства, направленное на создание и/или реконструкцию недвижимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать государству, и возмездное использование этого имущества субъектами частного предпринимательства осуществляется на основе концессионного соглашения.

Само концессионное соглашение, как сказано в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1] (далее - Закон о концессионных соглашениях), является договором.

К отношениям сторон концессионного договора применяются правила гражданского законодательства, если иное не вытекает из Закона о концессионных соглашениях или существа концессионного договора.

В настоящем исследовании термины «концессионное соглашение» и «концессионный договор» используются как тождественные в силу их отождествления самим законодателем. Однако в словоупотреблении нами

отдано предпочтение термину «договор». Этим мы хотим, во-первых, подчеркнуть и в дальнейшем обосновать принадлежность концессионного соглашения к гражданско-правовым договорам и, во-вторых, указать на то, что термин «соглашение» отражает лишь взаимное согласие сторон договора, в то время как в римском праве вторым элементом договора было особое основание

- цель (causa). В связи с этим, именование соглашения концедента и концессионера об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей договором, представляется наиболее полным и точным.

Концессионный договор как форма взаимоотношений между государством и частным капиталом широко применяется в мировой практике [2].

Применение концессионного договора на практике породило множество точек зрения на его природу и правовое регулирование. Приведем лишь некоторые из них.

По мнению Б.В. Бедина, концессионный договор оформляет уступку городом на определенный срок и на определенных условиях другому хозяйствующему субъекту своего права организовать и вести хозяйство в какой-либо сфере [3].

Концессионный договор определяется как особая договорная форма предоставления частному лицу права на использование, эксплуатацию государственного или муниципального имущества; при этом указанное лицо реконструирует переданное концедентом имущество либо создает новое имущество, подлежащее передаче концеденту, и уплачивает концеденту концессионную плату, устанавливаемую соглашением и определяемую на основании ожидаемых результатов использования указанного имущества [4].

По мнению С.А. Сосны, концессионный договор представляет собой «гетерогенный» договор, соединяющим в себе нормы разнородных, принципиально различных отраслей права (публичного и частного) [5]. С точки зрения названного автора, «речь не может идти об отождествлении концессионного соглашения с гражданско-правовым договором» [6].

Автор постатейного комментария к Федеральному закону «О концессионных соглашениях» С.Е. Леонтьев утверждает: «...концессионное соглашение гражданско-правовым договором не является, поскольку в нем обязательно присутствуют положения, основанные на публично-правовых нормах законодательства о концессионных соглашениях» [7]. К сожалению, автор не указал при какой степени влияния публично-правовых норм исключается гражданско-правовая природа договора.

Само по себе наличие публично-правовых норм в концессионном договоре не препятствует отнесению договора к числу гражданско-правовых, если только организация отношений сторон в рамках рассматриваемого договора осуществляется с использованием гражданско-правового диспозитивного метода регулирования.

Использование диспозитивного метода правового регулирования отношений сторон концессионного договора, обусловливающее его гражданско-правовую природу, проявляется в следующем.

Концессионный договор является основанием возникновения правоотношения, в котором его субъекты имеют определенные права и обязанности. Возникающее из концессионного договора правоотношение по своим признакам подпадает под содержащееся в ст. 307 ГК РФ определение гражданско-правового договорного обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства, согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ, могут возникать из договора.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, концессионный договор порождает обязательство, в силу которого концессионер обязуется за свой счет создать и/или реконструировать объект концессионного договора, осуществлять деятельность с использованием этого объекта, а концедент обязуется предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования объектом концессионного договора.

Концессионный договор порождает обязательственное правоотношение, которое имеет относительный характер, состоящий в том, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц потребителей концессионных товаров, работ или услуг). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или концессионным договором, концессионное обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении концессионера либо концедента (п. 3 ст. 308 ГК РФ).

Обязательственное правоотношение, возникшее из концессионного договора, характеризуется равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью его сторон.

По своим свойствам концессионный договор порождает взаимное обязательство, так как стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Двусторонний характер концессионного договора означает, что:

а) каждая из сторон договора несет обязанность в пользу другой стороны и считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу и

б) одновременно ее кредитором - в том, что имеет право от нее требовать. В силу двустороннего характера концессионного договора сторона договора (концедент или концессионер) вправе не приступать к исполнению своих обязанностей по договору или приостановить их исполнение с уведомлением другой стороны в случае, когда нарушение другой стороной своих обязанностей по договору препятствует исполнению указанных обязанностей.

За нарушение концессионного договора предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Включение в договор норм об уголовной, административной или налоговой ответственности концессионера не влияет на

природу договора, так как данные виды публичной ответственности предусмотрены исключительно УК РФ [8], НК РФ [9] и КоАП РФ [10] и применяются независимо от того, предусмотрены они в концессионном договоре или нет, а также независимо от желания сторон им подчиниться.

Концессионный договор - возмездный договор, так как концессионер обязуется создать и/или реконструировать государственный объект недвижимости, а государство обязуется предоставить концессионеру возможность взимать плату с третьих лиц, пользующихся этим объектом или потребляющих товары, производимые с использованием данного объекта (например, плата, взимаемая с пользователей платных автомобильных дорог). Условие о цене договора согласовывается сторонами. Концессионер (если только он не дал согласие) не может быть принужден государством выплачивать несогласованную им цену. Государство со своей стороны несет обязательства по обеспечению концессионеру возможности извлекать выгоду от использования государственного имущества.

Концессионный договор относится к рисковым сделкам, является алеаторным. По обыкновенному двустороннему договору каждая из сторон принимает на себя обязательства относительно друг друга, так что обе становятся одновременно и должником, и верителем. При рисковом договоре одна сторона может сделаться исключительно верителем, другая -исключительно должником; если же и при подобном договоре на долю каждой из сторон выпадают и права, и обязанности, то распределение между сторонами как тех, так и других зависит не от соглашения сторон (как при обыкновенных двусторонних договорах), а от наступления или ненаступления условленного случайного обстоятельства. «Нельзя сказать, чтобы и при обыкновенных двусторонних договорах действие случая совсем исключалось, но случай здесь получает иное значение» [11]. Непредвиденные сторонами обстоятельства могут существенно повлиять на расходы по созданию концессионного объекта, доходы концессионера от использования объекта и размер концессионной платы.

Концессионный договор является предпринимательским договором. Понятие «предпринимательский договор» не ново и уже использовалось в работах ряда авторов [12]. Концессионный договор заключается концессионером в целях осуществления предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Предусмотренная концессионным договором профессиональная деятельность концессионера осуществляется на долгосрочной основе и направлена на систематическое получение прибыли от использования объекта концессионного договора путем продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям. К отношениям сторон концессионного договора применяются специальные нормы гражданского законодательства об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу предпринимательского характера концессионного договора исключено заключение безвозмездного концессионного договора. Предпринимательская специфика концессионных

отношений ведет к тому, что споры сторон концессионного договора должны рассматриваться в соответствии с АПК РФ [13] в порядке арбитражного судопроизводства или третейскими судами в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» [14].

Концессионный договор является консенсуальным, так как считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора в письменной форме.

Основополагающим принципом правового регулирования концессионных договорных отношений является гражданско-правовой принцип свободы договоров (ст. 421 ГК РФ). Его применение на практике означает, что понуждение концессионера или государства к заключению концессионного договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия концессионного договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Если условие концессионного договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Концессионер, заключивший договор с государством, не может в одностороннем порядке через последующее принятие нормативно-правовых актов быть подчинен таким обязательствам, которые не указаны в концессионном договоре. Согласно ст. 422 ГК РФ концессионный договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Концессионный договор не может стоять выше закона. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Если государством путем принятия закона вводятся ограничения прав концессионера, то они должны соответствовать п. 2 ст. 1 ГК РФ и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Расширительное толкование указанных норм полностью исключается, поскольку это может привести к нарушению предусмотренных международным правом гражданских прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [15] в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» указал, что, определяя способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Публичные интересы, перечисленные в

ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

Государство может реализовать в концессионном договоре свою верховную власть при условии, что ее пределы и применение оговорены в договоре. Таким образом, государство не может взять от концессионера то, чего не давало или того, на что не получено согласие концессионера.

Концессионный договор является соглашением концедента и концессионера об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К такому договору применяются правила о двусторонних сделках.

Указанные признаки позволяют определить концессионный договор как гражданско-правовой договор, по которому частное лицо (концессионер) принимает обязательство создать или реконструировать объект государственной или муниципальной собственности (концессионный объект) за свой счет и на свой риск за вознаграждение в виде предоставляемых государством, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (концедентом) прав владения и пользования объектом концессионного договора в предпринимательских целях.

Концессионный договор опосредует передачу государственного имущества частным лицам без перехода к ним права собственности. Исполнение концессионного договора в виде передачи объекта государственной собственности для использования частными лицами не влечет изменения государственной формы собственности на частную. Интересно отметить, что во французском праве теория о концессиях основывается на представлении о том, что передача в делегированное управление имущества не дает на него права собственности, а предусматривает лишь право обеспечить оказание соответствующих услуг [16].

С.И. Крупко относит концессионный договор к числу инвестиционных соглашений [17]. Инвестиционный характер концессионного договора признают и законодательства некоторых иностранных государств. Например, законодательство Румынии трактует концессию как особую форму привлечения прямых иностранных инвестиций [18].

Закон о концессионных соглашениях в п. 2. ст. 3 определяет концессионный договор как договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

А.В. Толкушин пишет, что концессионное соглашение представляет собой смешанный договор [19].

Мы поддерживаем точку зрения О.Н. Савиновой, что «отнесение концессионного соглашения к категории смешанных договоров неверно и противоречит самой идее смешанного договора» [20].

Смешанный договор появляется на стадии реализации норм гражданского права, когда конкретные субъекты реализуют свою правоспособность в конкретных сделках. Очевидно, что указанные основополагающие признаки смешанного договора не согласуются с концессионным соглашением, которое, как известно, имеет собственное правовое регулирование (Закон о концессионных соглашениях), легально закрепленное определение (п. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях), что говорит о том, что он (концессионный договор) появился на самой высокой стадии механизма правового регулирования - на стадии правотворчества.

То обстоятельство, что в концессионном договоре могут содержаться элементы различных договоров, еще не свидетельствует о смешанном характере договора.

По справедливому замечанию М.И. Брагинского: «Едва ли не каждый заключенный договор - смешанный, поскольку в нем присутствуют элементы различных договоров или, более точно, содержащихся в законе договорных эталонов. При этом, даже если ограничиться только теми несколькими десятками типов и видов договоров, которые выделены в ГК, количество возможных их сочетаний может достичь астрономической величины» [21].

Существующие характеристики концессионного договора позволяют говорить о нем как о комплексном договоре [22].

М.Ю. Челышев и Д.В. Огородов определяют комплексный договор как самостоятельный сложный многокомпонентный договор, прямо предусмотренный в нормах гражданского права и урегулированный ими. Комплексный договор, по их мнению, может основываться на элементах простых традиционных договоров, но тем не менее строго формально он отнесен законодателем к самостоятельному договорному типу [23].

Итак, концессионный договор - это самобытный гражданско-правовой договор, в котором элементы других гражданско-правовых договоров, представляют настолько самостоятельное сочетание, что за концессионным договором следует признать особе место среди договоров гражданского права.

Данное утверждение нуждается в обосновании.

Для этого мы проведем анализ элементов концессионного договора (объект, субъекты и содержание договора).

Предварительно необходимо заметить, что самостоятельность концессионного договора не исключает использования в отношениях

концессионирования других договоров, взаимосвязанных с концессионным договором и обеспечивающих его беспрепятственное осуществление.

Концессионный договор и другие гражданско-правовые договоры, обеспечивающие его заключение и исполнение могут рассматриваться в качестве концессионной системы договорного регулирования.

Концессионный договор - это базовый элемент концессионной системы договорного регулирования.

Структура концессионной системы договорного регулирования может быть представлена следующим образом:

- концессионный договор - основание возникновения прав и обязанностей концедента и концессионера;

- договоры, обеспечивающие потребность концессионера в дополнительном внешнем финансировании исполнения концессионного договора (договоры займа, кредитные договоры);

- договоры, обеспечивающие потребности концедента и концессионера в возмещении убытков при случайной гибели или повреждении объекта концессионного договора (договоры страхования риска случайной гибели и/или случайного повреждения объекта концессионного договора);

- договоры, обеспечивающие потребность концессионера в фактическом создании и/или реконструкции объекта концессионного договора (договоры подряда, оказания услуг);

- договоры, обеспечивающие потребность концессионера профессионально управлять объектом концессионного договора (договоры оказания услуг третьими лицами);

- договоры, обеспечивающие потребность концессионера в пользовании земельным участком на котором располагается объект концессионного соглашения и/или который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным договором (договоры аренды/субаренды);

- договоры, обеспечивающие исполнение концессионером обязательств по концессионному договору (договоры залога, договоры страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному договору, соглашения о выдаче безотзывной банковской гарантии).

Концессионный договор имеет два рода объектов:

- имущество;

- деятельность концессионера.

Объект концессионного договора - это то, на что направлено соглашение концедента и концессионера.

Объект концессионного договора является объектом гражданского права, по поводу которого заключен договор [24].

Объекту первого рода - имуществу, посвящена ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, в которой содержится закрытый перечень недвижимого имущества, передаваемого в концессию.

Объектом концессионного договора могут быть только непотребляемые вещи, т. е. вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Специфику объекта концессионного договора некоторые авторы [25] видят в том, что им является недвижимое имущество, ограниченное в обороте либо изъятое из него (например, автомобильные дороги, объекты железнодорожного транспорта).

Объектом концессионного договора может быть имущество, которое разрешено иметь в частной собственности и использовать в целях извлечения прибыли (например, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, объекты здравоохранения, объекты переработки и утилизации бытовых отходов, объекты социально-бытового назначения, морские и речные суда, суда смешанного плавания и другие объекты).

Следовательно, объектом концессионного договора может быть не только имущество, ограниченное в обороте, но и объекты свободного обращения.

Специфическим объектом концессионного договора является имущество общего пользования (например, метрополитен и другой транспорт общего пользования, объекты железнодорожного транспорта, автомобильные дороги).

Права концессионера на объекты концессионного договора, находящиеся в общем пользовании, должны ограничиваться двумя условиями:

- концессионер не вправе устранять всех третьих лиц от участия в выгодах, приносимых в результате использования объекта концессионного договора;

- концессионер, исполняя обязательство беспрерывного осуществления предусмотренной концессионным договором деятельности по эксплуатации объекта концессионного договора, не вправе совершать такие действия, которые препятствовали бы общественному использованию предмета его обладания.

Деятельность является невещественным объектом концессионного договора. Концессионер осуществляет деятельность по созданию объекта концессионного договора и деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг потребителям. Цели и срок осуществления деятельности являются существенными условиями концессионного договора.

Деятельность как объект концессионного договора представляет собой известный промысел концессионера. Промысел - вид деятельности концессионера, направленной на получение прибыли в объемах,

удовлетворяющих его предпринимательские потребности. Для государства промысел концессионера представляет тот интерес, что он имеет значение для удовлетворения общественных потребностей и приносит пользу населению.

Деятельность концессионера может быть определена не только как промысел, но и как «совершение предприятия». Под предприятием в данном случае понимается не только имущественный комплекс. Предприятие - это вид организованной экономической деятельности в определенной отрасли

хозяйства [26]. Совершение предприятия есть процесс постоянного взаимодействия человека с материальными объектами и другими людьми. Совершая предприятие, хозяйствующий субъект осуществляет индивидуализацию вещей, их обособление в имущественном обороте [27]. Результатами предприятия являются не только вещи, права требования, долги, иное имущество (ст. 132 ГК РФ), но также клиенты, сложившиеся деловые связи, репутация, постоянные источники снабжения, технология производства [28].

Особенность концессионного договора, отличающая данный договор от других договоров гражданского права, состоит в том, что объектом договора является долгосрочная предпринимательская деятельность частного лица, осуществляемая им с использованием государственного или муниципального имущества с целью удовлетворения потребностей населения в производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Обеспечение потребителей товарами, работами и услугами составляет обязанность концессионера. Поэтому в п.п. 3 и 4 п. 2 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях закреплена обязанность концессионера не

прекращать концессионную деятельность и обеспечивать получение потребителями соответствующих товаров, работ и услуг.

Вступая в отношения по концессионному договору, стороны преследуют разнообразные интересы.

У государства могут быть следующим интересы:

- получение государством доходов от использования государственного имущества субъектами частного предпринимательства;

- образование новых рабочих мест на созданных или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реконструированных объектах государственной собственности;

- внедрение новых эффективных технологий в производство,

модернизация и замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иные мероприятия по улучшению эксплуатационных свойств объектов государственной собственности;

- повышение стоимости государственных объектов за счет произведенных концессионером улучшений;

- повышение предпринимательской активности благодаря участию коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в реализации программ развития объектов государственной собственности;

- уменьшение себестоимости российской продукции, производимой с использованием объектов государственной собственности, что ведет к повышению спроса на нее среди местного населения;

- повышение качества товаров, работ и услуг, производимых с использованием объектов государственной собственности;

- увеличение налогооблагаемой базы за счет строительства и деятельности новых объектов и др.

Субъекты частного предпринимательства, заключая концессионный договор, могут стремиться удовлетворить следующие интересы:

- получение прибыли от долгосрочного использования производственных объектов недвижимости, находящихся в госсобственности;

- осуществление на основе концессионного договора определенного вида монополизированной деятельности (например, ЖКХ), которая ранее была не доступна частным лицам и находилась исключительно в ведении госпредприятий и госучреждений;

- получение налоговых льгот от занятия определенными видами концессионной деятельности;

- получение необходимого бюджетного финансирования расходов для реализации прибыльных инвестиционных проектов в той или иной отрасли хозяйства;

- освоение ранее недоступных частному сектору рынков товаров, услуг и работ;

- получение в лице государства на длительный срок постоянного покупателя производимых концессионером товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг и др.

Сторонами концессионного договора являются Российская Федерация, Субъекты РФ или муниципальные образования, с одной стороны, и частные коммерческие организации или индивидуальные предпринимателя - с другой.

Стороны концессионного договора отличаются от других участников концессионирования, к которым относятся:

- эксперты и консультанты, привлекаемые государством на договорной основе для оценки конкурсных предложений претендентов на заключение концессионного договора;

- банки и другие кредитные организации, финансирующие осуществление концессионного договора;

- другие лица, привлекаемые концессионером для содействия в исполнении концессионного договора (субподрядные организации, управляющие компании и др.).

По мере исполнения концессионного обязательства в правовом положении сторон концессионного договора происходят изменения.

На этапе создания или реконструкции объекта недвижимости концедент выступает в роли заказчика, а концессионер - подрядчика. Концедент-заказчик является собственником земельного участка, на котором планируется строительство, и осуществляет права заказчика по концессионному договору. Концессионер-подрядчик выполняет по заданию концедента определенную работу и сдает ее результат.

К отношениям сторон в части создания или реконструкции объекта недвижимости правовые нормы применяются в следующей последовательности: в первую очередь должны применяться специальные нормы Закона о концессионных соглашениях (при их отсутствии, применяются правила о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

и/или нормы о договоре строительного подряда), далее применяются общие положения о подряде, и в завершение - нормы о договоре, обязательствах и сделках.

Началом действия правового регулирования с применением норм о подрядном договоре является момент заключения концессионного договора, а окончанием - передача объекта концеденту-заказчику по акту приема-передачи. При этом нарушение концессионером-подрядчиком условий о передачи объекта концессионеру-заказчику является отказом от исполнения обязанностей по концессионному договору, а не договору подряда.

На этапе использования созданного и/или реконструированного объекта недвижимости находящегося в государственной собственности осуществляется собственно концессионная деятельность по реализации концессионером прав владения и пользования объектом на основе и в соответствии с договором. На этом этапе должно осуществляться специальное правовое регулирование концессионной деятельности с применением норм Закона о концессионных соглашениях. Самобытность концессионной деятельности и особый характер прав концессионера - концессионные права по владению и пользованию объектом недвижимости путем осуществления деятельности, предусмотренной концессионным договором, - требуют исключительно специального правового регулирования.

Таким образом, правовое регулирование отношений сторон концессионного договора осуществляется с применением норм о поименованных в ГК РФ договорах с момента заключения концессионного договора и до момента возникновения концессионных прав по владению и пользованию концессионным объектом. С момента возникновения концессионных прав по владению и пользованию концессионным объектом должно осуществляться специальное правовое регулирование концессионной деятельности с применением норм Закона о концессионных соглашениях.

Среди многочисленных договоров, опосредующих создание и использование объектов государственной собственности, немало таких, которые содержат один или несколько признаков концессионного договора, а во всем остальном отличаются от рассматриваемого договора. По этой причине смежные договоры подчиняются иному правовому режиму регулирования.

К числу договоров, смежных с концессионным договором, можно отнести договоры аренды, подряда, доверительного управления имуществом, кредитные договоры, договоры коммерческой концессии, договоры, заключаемые государственными органами и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральных адресных инвестиционных программ, соглашения о разделе продукции.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Данное определение позволило Е.И. Иншаковой сделать вывод, о том, что «.. .концессия - это специфическое соглашение сторон (юридически закрепленное концессионным договором) о долгосрочной аренде государственной

собственности, распространяющее на концессионера необходимость уплаты установленных в данной стране платежей, налогов и сборов и предполагающее гарантии стабильности для инвестора на весь срок действия договора» [29].

В.В. Котов предлагает рассматривать концессию в качестве специфической формы аренды [30].

К договорам аренды концессии относил и А.В. Венедиктов [31].

По нашему мнению, концессионный договор не является разновидностью договора аренды.

С точки зрения О.Н. Савиновой, концессионный договор отличается от договора аренды тем, что «обременение “вещной собственности” концедента происходит именно в целях удовлетворения общественного интереса, в то время как обременение “вещной собственности” арендодателя - в целях удовлетворения частного интереса. » [32].

Однако указанное О.Н. Савиновой отличие концессионного договора от договора аренды исчезает, когда в аренду сдается государственное или муниципальное имущество, так как в данном случае обременение «вещной собственности» арендодателя происходит в целях удовлетворения общественного интереса. Следовательно, такое различие не может быть положено в основу разделения рассматриваемых договоров.

На существование неоспоримых отличий концессионного договора от аренды указывал Е. Носов в своей работе «К кризису понятия концессионного договора» [33].

К общим признакам рассматриваемых договоров можно отнести то, что концессионер, как и арендатор, может владеть и пользоваться имуществом, полученным по договору.

Признаками, отличающими концессионный договор от договора аренды, являются следующие признаки:

1. Арендодатель вступает в договор, чтобы передать в пользование имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а концедент может вступать в договор, чтобы приобрести имущество в собственность.

2. Арендатор обязан вернуть государству только то имущество, которое от него получил, а концессионер может принять обязательство о передачи государству имущества отличного от того, которое получил в концессию.

3. Получив имущество в аренду, арендатор обязуется его сохранять и использовать по назначению, а концессионер - создать либо преобразовать полученное имущество. Концессия направлена исключительно на такое использование, которое ведет к развитию имущества и его положительному изменению. Аренда направлена на использование, обеспечивающее сохранение переданного имущества. Арендатор вправе, но не обязан производить его улучшение.

4. Имущество, полученное концессионером, является средством осуществления определенного вида деятельности, составляющего предмет концессионного договора. Поэтому концессионный договор предусматривает параметры деятельности концессионера по использованию переданного имущества (объемы производства концессионером отдельных видов продукции, выполнения работ, оказания услуг, стандарты качества выпускаемой продукции, порядок оказания услуг, соблюдение других требований). Предметом договора аренды являет лишь передача имущества для временного пользования, но не само пользование как вид деятельности арендатора. Обязанностью арендатора является пользование арендованным имуществом в соответствии с его назначением; само пользование как вид деятельности арендатора не интересует арендодателя. Арендодателю безразличны объемы продаж арендатора, цены на товары, продаваемые в арендуемом помещении, качество услуг, которые оказывает арендатор.

5. В аренду может быть передано государственное или муниципальное имущество, обремененное правами хозяйственного ведения или оперативного управления, а в концессию запрещена передача имущества, обремененного правами третьих лиц.

По справедливому замечанию В.В. Авекова, отличие аренды от концессионного договора состоит также в том, что «...инвестирование со стороны арендатора не есть цель аренды и представляет скорее исключение, чем правило. Концессия же создается в целях привлечения частного капитала и обеспечения на этой основе функционирования и развития концессионного объекта» [34].

В юридической литературе назывались и другие отличия концессионного договора от договора аренды [35].

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

При сравнении концессионного договора с договором подряда необходимо отметить, что в обоих договорах концессионер выполняет предусмотренные договором работы и сдает их результат заказчику.

К отличительным признакам договора подряда от концессионного договора относятся следующие признаки:

1. Подрядчик не приобретает прав на построенный для заказчика объект недвижимости, а по концессионному договору концессионер получает права владения и пользования объектом недвижимости.

2. Подрядчик обязан передать завершенный строительством объект заказчику, после чего договор прекращает свое действие, а концессионер, передав построенный объект концеденту, получает право использовать его определенное время.

3. Подрядчик в рамках договора подряда не вправе эксплуатировать переданный заказчику объект, а концессионер вправе это делать.

4. По договору подряда сдача подрядчиком результата работ свидетельствует об исполнении им своих обязательств в полном объеме и влечет

наступление обязанности заказчика по оплате выполненных работ. Это условие является квалифицирующим признаком договора подряда настолько, что законодатель включил его в само определение договора. Оплата заказчиком цены работ прекращает подрядное обязательство. По концессионному договору с условием о строительстве объекта сдача концессионером результата работ не влечет обязанности концедента по его оплате и не прекращает обязательств концессионера. Выполнение концессионером строительных работ по созданию объекта и сдача его заказчику влечет для заказчика обязанность передать данный объект концессионеру для его дальнейшего использования в течение определенного периода времени.

5. В отличие от подрядчика, концессионер получает удовлетворение не из денежной суммы, переданной заказчиком в счет оплаты работ, а за счет дохода от использования созданного им имущества.

6. Обязанности подрядчика ограничиваются строительством объекта, а концессионер помимо этого осуществляет его эксплуатацию.

7. Поскольку подрядные отношения предусматривают непосредственную оплату государством выполненных работ, постольку конструкция подрядного договора не обеспечивает удовлетворение потребности государства (в условиях ограниченности бюджетных средств) создавать или модернизировать объекты государственной собственности без непосредственной оплаты выполненных работ. В счет создания концессионного объекта государство предоставляет концессионеру права владения и пользования данным объектом. Отсюда следует весьма важный вывод: только концессионный договор способен оформить отношения государства с субъектами частного предпринимательства, в которых выполненные концессионером работы по созданию или реконструкции объектов недвижимости компенсируются путем передачи созданного объекта в эксплуатацию предпринимателям на правах владения и пользования без предоставления государством денежной сумы в счет оплаты выполненных работ.

8. При подрядной системе договорных отношений строительство и реконструкция объектов государственной собственности осуществляется, как правило, с использованием договоров нескольких видов. В подобных случаях уполномоченный государственный орган заключает договоры строительного подряда (генерального подряда), подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на оказание инженерных услуг. Здесь государству приходится иметь дело с разными лицами; структура договорных отношений усложняется и возникает потребность координации деятельности нескольких контрагентов.

При концессионной системе договорных отношений функции проектирования, строительства и эксплуатации построенного объекта осуществляет одно лицо, которое отвечает перед государством. Концессионный договор позволяет перенести на концессионера все риски, связанные с проектированием, строительством и координацией договорных связей с третьими лицами, участвующими в реализации концессионного проекта.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 1012 ГК РФ).

Как и доверительный управляющий, концессионер совершает в отношении полученного имущества фактические и юридические действия.

Различие рассматриваемых договорных институтов состоит в том, что:

1. Доверительный управляющий управляет государственным имуществом в интересах государства, а концессионер вправе управлять им также в собственных интересах.

2. Доверительный управляющий обязан вернуть государству то самое имущество, которое от него получил, а концессионер передает государству либо новое имущество, либо существенно измененное (реконструированное).

3. Договор доверительного управления заключается на срок до 5 лет, а для концессионных договоров предельный срок не установлен и прочее.

Финансирование концессионером строительства или реконструкции концессионного объекта сближает концессионный договор с кредитным договором. Вместе с тем, по кредитному договору кредитная организация предоставляет только денежные средства и не участвует в создании объектов недвижимости и их эксплуатации, а концессионер не только финансирует концессионные проекты, но и принимает непосредственное участие в их реализации. Концедент заинтересован в результатах использования концессионером переданного ему государственного имущества. Интерес кредитной организации заключается в получении процентов - платы за пользование кредитом независимо от результатов его использования. Например, по соглашению советского правительства с английским обществом Двинолес Экспорт Лимитед и финским Репола Вууд, иностранные предприниматели приняли обязательства по финансированию лесозаготовительных операций в бассейне реки Западной Двины и в Карелии, распиловки заготовленного леса на заводах в Латвии и Финляндии, продажи пиломатериалов на европейские рынки с последующим разделением прибыли между советской и иностранной сторонами. Иностранные предприниматели не получали на советской территории лесных участков и не брали на себя обязательств по развитию лесной промышленности в России [36]. Указное соглашение было направлено на финансирование лесозаготовительных работ и по факту концессионным не являлось.

Интересным с научной точки зрения представляется сравнение концессионного договора с договорами, заключаемыми государственными органами и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральных адресных инвестиционных программ.

Инвестиционный характер концессионных договоров сближает их с соглашениями, которые заключаются уполномоченными органами в рамках реализации Федеральных адресных инвестиционных программ.

Федеральные адресные инвестиционные программы - это один из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной политики.

Рассмотрим данный вопрос на примере реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на строительство метрополитена в городах Омске, Самаре и Новосибирске в 2001-2002 гг. (далее - ФАИП) [37].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. № 1093-р [38] принято решение о финансировании с 1997 г. развития метрополитена в России за счет средств федерального бюджета и соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. № 150ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» [39], определено финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) по метростроению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» [40] из числа органов государственной власти и бюджетных учреждений определяются Государственные заказчики, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Государственные заказчики могут передать часть своих функций заказчикам-застройщикам (государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям, негосударственным коммерческим организациям, органам государственной власти).

Государственные заказчики и заказчики-застройщики заключают соглашения с подрядными организациями, которые будут реализовывать положения ФАИП. Для определения подрядных организаций проводятся конкурсы (подрядные торги) в соответствии с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» [41], а также Федеральным законом от 06 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [42].

Источниками финансирования осуществления ФАИП являются бюджеты Российской Федерации, субъектов РФ и внебюджетных фондов. Например, источниками финансирования строительства метрополитена в г. Самаре являлись: средства федерального бюджета (ФАИП и дополнительные доходы);

средства бюджета Самарской области и территориального дорожного фонда (далее - ТДФ).

Система договорных отношений участников ФАИП может быть представлена следующим образом: Государственный заказчик заключает государственные контракты на выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд; Государственный заказчик заключает с заказчиком-застройщиком соглашения о передаче части функций Государственного заказчика по заключению договоров во исполнение Государственного контракта, осуществлению контрольных полномочий и др.; Заказчик-застройщик заключает договора подряда, поставки, оказания услуг и другие договора с отдельными коммерческими организациями и предпринимателями для реализации отдельных этапов инвестиционного проекта.

Анализ системы договорных отношений, сложившихся в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на строительство метрополитена в городах Омске, Самаре и Новосибирске в 20012002 гг., выявил следующие отличия концессионных договоров от соглашений по реализации подобного рода программ:

1. Исполнители, подрядчики или поставщики - негосударственные организации и предприниматели - участвовали в реализации инвестиционного проекта только в рамках отдельного договора, направленного на выполнение определенного участка работ. Предмет договора не охватывал весь проект создания и эксплуатации самарского метрополитена, согласно Программе строительства самарского метрополитена. В то же время предмет концессионного договора носит комплексный характер и охватывает весь цикл

- от создания до эксплуатации объекта концессионером.

2. Исполнители, подрядчики или поставщики - негосударственные организации и предприниматели - не принимают на себя риски и ответственность за реализацию инвестиционного проекта в целом. Более того, согласно п. 45 постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» ответственность за реализацию инвестиционного проекта несет Г осударственный заказчик. Это не согласуется с принципом разделения рисков и ответственности сторон концессионного договора за реализацию инвестиционного проекта в целом.

3. Финансирование создания объекта осуществляется исключительно за счет государственных капиталовложений, что несовместимо с принципом концессионных договоров о финансировании создания объекта за счет средств частных лиц либо частичного государственного финансирования, а не исключительно государственного. Институт концессионных договоров направлен на замещение дефицита средств государственного или муниципального бюджета по финансированию создания и эксплуатации объектов недвижимости.

4. Прибыль от реализации инвестиционного проекта поступает только в доход унитарных предприятий, государственный и муниципальный бюджеты. Коммерческие организации участники реализации инвестиционного проекта не участвуют в распределении прибыли от эксплуатации созданного объекта недвижимости. В то же время, цель концессионера заключается в получении прибыли от эксплуатации объекта концессионного договора для покрытия средств, вложенных в его создание или реконструкцию.

5. Решения о подготовке и реализации инвестиционного проекта принимаются уполномоченными органами в одностороннем порядке не зависимо от согласия будущих участников договоров, привлеченных для реализации данного проекта. Что не согласуется с принципом согласования условий сотрудничества сторон концессионного договора;

6. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» объектом государственных капитальных вложений могут быть объекты, находящиеся в собственности негосударственных коммерческих организаций, что исключено для концессий, так как предметом последних являются объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо объекты, которые еще не созданы, но подлежащие передаче в государственную или муниципальную собственность в будущем.

7. В отличие от концедента по концессионному договору заказчиками на стороне государства по рассматриваемым договорам могут выступать не только государственные органы, но и бюджетные учреждения науки, образования и культуры.

8. Выбор организации подрядчика или поставщика осуществляется по правилам проведения конкурсов на заключение государственных контрактов на выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, что несовместимо с правилами проведения конкурсов на право заключения концессионного договора.

Итак, ни Федеральная адресная инвестиционная программа, ни соглашения, направленные на ее реализацию, не являются концессионными договорами.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [43] (далее - Закон о соглашениях о разделе продукции) определил, что соглашение о разделе продукции - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Закон о соглашениях о разделе продукции урегулировал отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определил основные правовые условия таких соглашений

[44].

Выясняя юридическую природу соглашения о разделе продукции и определяя его место в системе договоров гражданского права, исследователи сопоставляли указанное соглашение с концессионным договором.

В связи с этим в юридической литературе высказывалось мнение, что соглашения о разделе продукции представляют собой один из видов концессионных договоров [45].

С точки зрения Н.Г. Дорониной [46] соглашение о разделе продукции можно рассматривать в качестве разновидности концессионного договора. Такого же мнения придерживается и Б.Д. Клюкин [47].

О.Н. Савинова считает, что концессионное соглашение и соглашение о разделе продукции можно рассматривать как смежные договорные формы, являющиеся разновидностью более общей категории - инвестиционного договора [48].

Соглашение о разделе продукции некоторые авторы рассматривают как результат эволюции традиционных форм концессионных договоров [49].

Анализ Закона о соглашениях о разделе продукции и Закона о концессионных соглашениях, а также судебной практики [50] показал, что имеется достаточно веских аргументов в пользу разграничения соглашения о разделе продукции и концессионного договора.

Ошибочно считать, что «основным отличием соглашения о разделе продукции от концессионного соглашения является то, что продукция, полученная в результате осуществления деятельности, разрешенной государством инвестору, распределяется между государством и инвестором на условиях, установленных соглашением о разделе продукции...» [51]. Этот признак, наоборот, является сходным, так как согласно пп. 2 п. 2 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях концессионным договором может предусматриваться, что доля продукции, полученной концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным договором, передается государству-концеденту в счет концессионной платы.

Главное различие рассматриваемых договоров заключается в цели, которую стороны преследуют, вступая в правовые отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концессионный договор заключается с целью привлечения инвестиций в создание и развитие объектов государственной и муниципальной собственности, обеспечивающих потребности населения в товарах, работах и услугах. Целью соглашения о разделе продукции, является привлечение инвестиций в разведку и разработку исключительно месторождений углеводородов [52]. Инвестор по соглашению о разделе продукции не создает и не модернизирует объект договора. По концессионному договору государство может участвовать в расходах по созданию и реконструкции объекта договора за счет бюджетных средств.

Работы, выполняемые по соглашению о разделе продукции, не финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.

В отличие от соглашения о разделе продукции, недра в силу отсутствия прямого на это указания в Законе о концессионных соглашениях, не могут выступать объектом концессионного договора.

Основная обязанность инвестора в соглашениях о разделе продукции -это выполнение работ. В концессионном договоре предусматриваются две неразрывно связанные обязанности концессионера - это работы по созданию и/или реконструкции объекта и деятельность по его использованию.

Если по концессионному договору деятельность концессионера направлена на создание объекта либо его качественное преобразование, то по соглашению о разделе продукции деятельность инвестора направлена лишь на потребление объекта путем его использования.

Сравниваемые договоры различаются и по кругу лиц: сторонами соглашения о разделе продукции выступают только Российская Федерация и юридические лица, а по концессионному договору ими могут быть субъекты РФ, муниципальные образования и индивидуальнее предприниматели.

Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

В юридической литературе высказывалось мнение, что договор коммерческой концессии является частной формой концессии [53].

Как видно из самого определения договора коммерческой концессии, рассматриваемый договор кроме названия не имеет ничего общего с концессионным договором: эти договора различаются как по объекту договора, так и по субъектному составу. Сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а не государство [54].

По справедливому замечанию А.П. Вихряна «коммерческая концессия» не имеет никакого отношения к понятию «концессия» [55].

Литература и источники

1. О концессионных отношениях: федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (часть II). -Ст. 3126.

2. Суровцева О.Б. Оценка эффективности государственно-частного партнерства по договорам концессии в сфере железнодорожного транспорта. Дисс. ... канд. экон. наук. - СПб., 2002. - С. 133.

3. Бедин Б.М. Совершенствование управления муниципальной собственностью. Дисс. ... канд. экон. наук. - Иркутск. - 1999. - С. 69.

4. Комментарий к Федеральному закону о 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // «Газификация регионов Восточной Сибири инвестиционные источники ее реализации»: матер. «круглого стола» от 27 сентября 2006 г. // Бюллетень Экспертно-консультационного совета при Комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. - 2006. - № 1. - С. 54.

5. Сосна С. А. Концессионные соглашения: теория и практика. - М., 2002. - С. 67.

6. Сосна С. А. Концессионное соглашение - новый вид договора в Российском праве // Журнал российского права. - 2003. - № 2. - С. 15.

7. Леонтьев С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009. -С. 23.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня

1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; Часть вторая / Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2000. - № 32. - Ст. 3340.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание

законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

11. Гражданское уложение. Кн. V. Обязательства. - Т. 5. - СПб., 1899. - С. 232.

12. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. - М.: Юрист, 2004. - С. 911; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / отв. ред. О. М. Олейник. - М., 1999. - С. 413-414; Яковлев В. Гражданский кодекс и государство. Доклад на научно-практической конференции на тему: «Новый Гражданский кодекс РФ : проблемы теории и практики» (13-14 марта 1997 г.) // Вестник ВАС РФ. - 1997. - № 6.

13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 2002г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

14. О третейских судах в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 30. - Ст. 3019.

15. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: постановление КС РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. -2000. - № 9. - Ст. 1066.

16. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов и объектов коммунального хозяйства. - Париж, 2002. - С. 44.

17. Крупко С. И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором. - М.: БЕК, 2002. - С. 9.

18. Савинова О. Н. Договорное регулирование концессионных отношений по законодательству Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - С. 19.

19. Толкушин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Савинова О. Н. Договорное регулирование ... - С. 68.

21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Книга первая: Общие положения: Изд. 4-е. - М.: Статут, 2001. - С. 413.

22. Савинова О. Н. Договорное регулирование концессионных отношений по законодательству Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - С. 68.

23. Челышев М. Ю., Огородов Д. В. Смешанные договоры в частном праве: вопросы теории и практики // Законодательство и экономика. - 2005. - № 10. -С. 24.

24. Попов А. И. Объекты концессионных соглашений // Адвокатская практика.

- 2007. - № 6. - С. 15.

25. Букатин В. С. Концессии в системе управления государственной собственностью (на примере аэропортов). Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2004.

- С. 19

26. Рухтин С. А. Предприятие и банкротство: правовые вопросы экономической свободы личности // URL.: www.rukhtin.ru.

27. Практика Европейского суда по правам человека указывает на широкое

понимание понятия предприятие. Предприятие ассоциируется с предпринимательской деятельностью. См. напр.: По делу Rotaru v.

Romania: решение Европейского Суда по правам человека от 04 мая 2000 г. Available on web-site // URL.: http : www.echr.coe.int.

28. Французский Закон о купле-продаже и закладе торговых предприятий от 17 марта 1909г // Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / под рук. В. В. Залесского. - М., 1999. -

С. 356.

29. Иншакова Е. И. Концессии в СНГ: исторические и теоретические основы развития. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. - С. 5.

30. Котов В. В. Государственные и муниципальные концессии в системе отношений собственности // Экономика строительства. - 2004. - № 9. - С. 33.

31. Венедиктов А. В. Организация государственной промышленности в СССР / А. В. Вендиктов. - Л.: Изд. Ленин, ун-та, 1961. - С. 475.

32. Савинова О. Н. Договорное регулирование концессионных отношений по законодательству Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - С. 27.

33. Носов Е. К кризису понятия концессионного договора// Советское право. -1926. - № 3. - С. 47-56.

34. Авеков В. В. Проблемы управления собственностью : вопросы теории и практики. - М, 2004. - С. 199.

35. Шретер В.Н. Концессионное право // Вестник промышленности, торговли, транспорта. - 1923. - № 9-10. - С. 14; Карасев А.В. Концессии в Советском праве // Советское право. - 1925. - № 2. - С. 30-49; Савинова О. Н. Договорное регулирование концессионных отношений по законодательству Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006.

36. ГАРФ. - Ф. 8350. - Оп. 3. - Д. 107. - Л. 5.

37. Бесхмельницын М. И. Отчет по результатам проверки финансирования и целевого использования государственных капитальных вложений, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на строительство метрополитена в г. Омске, г. Самаре и г. Новосибирске в 2001-

2002 годах // Бюллетень Счетной палаты. - 2004. - № 5 (77). - С. 20-42.

38. О финансировании развития метрополитена за счет средств федерального бюджета и соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. № 1093-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

39. О федеральном бюджете на 2001 год: Федеральный закон от 27 декабря 2000 г.

№ 150ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 1

(часть 1). - Ст. 2.

40. Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета: постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. -№ 43. - Ст. 4091.

41. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд: Указ Президента Российской Федерации от 08 апреля

1997 г. № 305 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. -№ 15. - Ст. 1756.

42. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 06 мая 1999 г. № 97-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. -№ 19. - Ст. 2302.

43. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.

- № 1. - Ст. 18.

44. О Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» : письмо Высшего Арбитражного Суда РФ № С5-7/ОЗ-95 от 20 февраля 1996 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

45. Зворыкина Ю.В. Организационно-экономический механизм управления концессиями в России. - М.: Высшая школа, 2003. - С. 87.

46. Доронина Н.Г. Тема исследования - концессионные соглашения // Журнал российского права. - 2002. - № 9. - С. 169.

47. Клюкин Б.Д. О развитии договорной основы пользования недрами // Государство и право. - 2004. - № 9. - С. 50.

48. Савинова О.Н. Договорное регулирование концессионных отношений по законодательству Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - С. 81.

49. Какулия Р.А. Соглашение о разделе продукции: юридическая природа, проблемы и перспективы // Право и политика. - 2007. - № 3. - С. 15.

50. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 ноября 2003 г. № Ф03-А59/032/2663 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23 июля

2003 г. № Ф03-А59/03-2/1615 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2009 г. по делу № А26-3259/2008 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

51. Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115ФЗ «О концессионных соглашениях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009. - С. 20.

52. Немченко С.Б. К вопросу о месте соглашения о разделе продукции в системе обязательственного права // Юрист. - 2008. - № 5. - С. 23.

53. Никифоров А.Н. Формирование и использование концессионного механизма локальных естественных монополий. Дисс. ... канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2002. - С. 34.

54. Соколов Г.А. Договор коммерческой концессии по гражданскому

законодательству Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2007. - С. 13; Панченко И.И. Стороны договора коммерческой

субконцессии // Юрист. - 2008. - № 6. - С. 9; Забегайло Л.А., Евдокимова Е.А. Новая концепция договора коммерческой концессии, принятая в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2008. - № 8. - С. 10.

55. Вихрян А.П. Будущее концессий в России : политико-организационные и законодательные аспекты // Транснациональные процессы : XXI век / под общ. ред. Г. Ю. Семигина. - М.: ИСП РАН, 2004. - С. 142.

МАЙОР ИВАН ГЕННАДЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, руководитель отдела оформления недвижимости ОАО «ЮМК». Россия, Краснодар (тел. 8 (909) 44 59 440)

MAYOR IVAN GENNADJEVICH - PhD in Law, Head of real estate at "JUB Company". Russia, Krasnodar

УДК 347.235

ТУРИЦЫН А.В.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ

УЧАСТКИ

Ключевые слова: право собственности, принудительное изъятие

имущества, прекращение и ограничение прав на землю, изъятие земельного участка, возмещение убытков.

Автор комплексно анализирует проблему принудительного изъятия земельного участка у собственника, в частности, для государственных нужд. Исследован вопрос возмещения убытков собственнику земельного участка при его изъятии, возможность применения при этом правила об отступном. Обоснован вывод о том, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок представляет собой окончательное отпадение правомочий лица по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, в результате применения уполномоченными органами предусмотренных ГК РФ мер, направленных на прекращение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

TURITSYN A.V.

SOME PROBLEMS OF FORCED TERMINATION OF LAND’S

OWNERSHIP

Keywords: ownership, forced expropriation of property, termination and restriction of land’s rights, the removal of the land’s damages

The author analyzes the complex problem of the forced removal of land from the owner, in particular, for public use. We study the issue of damages to the owner of land at its withdrawal, with the possibility of applying the rules of compensations. The conclusion is that the forced termination of land’s ownership is the ultimate loss of person’s authority to make decisions regarding his land due to the actions of state representatives made accordingly to the Civil Code and aimed to the legal ending of the property rights.

Развитие гражданских правоотношений собственности на землю определяется порядком и способом их возникновения, изменения и прекращения. Прекращение права собственности - это отпадение всех правомочий собственника по основаниям, связанным с волей собственника и не связанным с ней [1].

Статья 235 ГК РФ предусматривает, что право собственности прекращается при отчуждении собственником имущества другим лицам, отказе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.