Научная статья на тему 'Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации'

Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТНАЯ КАРТА / КОНЦЕПТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CONCEPT / CONCEPT AND EDUCATIONAL AREA / CONCEPT CARD / LITERATURE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Людмила Анатольевна

Статья посвящена определению концептно-образовательного пространства и анализу пьесы Л. Улицкой методом концептной карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of “educational area” concept and ways of its organization

The author deals with the definition “educational area” and analyzes the play by L. Ulitskaya, using the meth-od of concept card.

Текст научной работы на тему «Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации»

КОНЦЕПТ

Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14147. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14147. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14147 УДК 37.013.75

Семенова Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры горного дела и обогащения полезных ископаемых ФБГОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск

romahka31 @yandex.ru

Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации

Аннотация. Статья посвящена определению концептно-образовательного пространства и анализу пьесы Л. Улицкой методом концептной карты. Ключевые слова: концептно-образовательное пространство, литературное образование, концепт, концептная карта.

Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная жизнь ставит перед высшим образованием задачу развития выпускника высокой культуры, с широкими гуманистическими воззрениями и осознанием своей национальной идентичности. Вуз становится центром такой подготовки, а развитие концептно-образовательного пространства - одной из актуальных проблем.

Термин «образовательное пространство» научное и педагогическое сообщество рассматривает с различных точек зрения: И. П. Мавзютова образовательное пространство понимает как условие подготовки конкурентоспособных специалистов; Е. П. Бело-зерцев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов рассматривают его как специально организованную педагогическую среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности [1 -3]. Если мы говорим о концептно-образовательном пространстве, то в наиболее широком понимании его можно определить как «личностно-ориентированную культурно-образовательную деятельность студента, в основе которой лежит понятие концепта (см. Ю. Степанова: «Концепты - как бы сгустки культурной среды в сознании человека»). Но такое определение не отражает его сущности и полноты.

Под концептно-образовательным пространством мы понимаем рациональное взаимодействие преподавателя и студента, основанное на субъективно-объективном восприятии художественного текста и имеющее своей целью формирование навыков мышления концептами. Особенностями концептно-образовательного пространства мы считаем организацию такой учебно-познавательной деятельности, которая окажет влияние на деятельность студента по созданию и освоению духовных ценностей, благ и т. д. и «характеризуется воздействием социальной среды на различные стороны культурной деятельности личности» (Л.Н. Коган) [4].

Исходя из признаков образовательного пространства, среди которых первичным является целостность, мы предлагаем считать, что в основе концептно-образо-вательного пространства лежит не только логика усвоения «широкого социокультурного опыта, вхождения человека в мир научных знаний», но и вхождение студента в мир концептов, поскольку, по мнению современной когнитивной лингвистики, человек мыслит именно концептами. Философ С. С. Неретина еще в 2009 г. доказала, что понятие концепта имеет прямое отношение к познанию [5]. Поэтому работа с концептными картами художественного произведения, на наш взгляд, один из способов создания педагогических условий формирования концептно-образовательного пространства студентов.

Под концептными картами нами понимается графическое представление, отражающее основные идеи, возникающие в процессе восприятия и анализа художе-

f\j ■Л f\j

ART 14147

научно-методический электронный журнал

УДК 37.013.75

Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14147. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14147. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ственного текста, а также показывающие связи одних положений с другими. Мы называем данный метод методом концептной карты и основываем его на методе концептуальных карт, описанном и разработанном в начале 80-х гг. XX столетия У. Трочимом и Дж. Новаком. К слову, в науке нет четкого разделения двух понятий: концептуальный и концептный. Нам представляется, что концептная карта визуально отражает набор смысловых единиц (концептов), объединенных конструктом, и поэтому более логично использовать именно название «концептная карта».

В процессе формирования концептно-образовательного пространства студентов технических специальностей возникает проблема организации образовательной среды, которая обеспечит педагогические условия формирования нового знания, которое «не существовало в опыте обучающегося» [6], поскольку учебные планы технического профиля не включают дисциплины, на которых предусмотрено изучение современной литературы. В связи с этим мы считаем необходимым организацию элективных и факультативных курсов, имеющих цель знакомства студентов с художественными текстами постмодернизма (творчество Л. Улицкой, Л. Петрушевской и т. п.), формирования навыков мышления концептами и, как следствие, формирования концептно-образовательного пространства студентов.

Концепт является многослойным образованием, его ядро - та культурологическая составляющая, которая накапливается веками и несет в себе основные национальные идеи, это так называемый культурологический слой концепта, наиболее для нас значимый. Но для формирования собственного концептного пространства этого недостаточно, так как мы имеем дело с художественным текстом, а в нем есть два творца: писатель и читатель. Поэтому возникает необходимость расшифровки следующего составляющего концепта - авторского понимания концепта. В рамках данной работы мы не будем подробно останавливаться на вышеперечисленных этапах работы, так как нами уже описаны различные приемы работы концептного анализа художественного произведения [7-9].

По нашему глубокому убеждению, концепт неразрывно связан с бессознательным в человеке, и работа с концептом художественного произведения не что иное, как актуализация тех ценностей, нравственных основ, которые являются генетическими и передаются из поколения в поколение. Литературное образование сегодня и в школе, и за ее пределами в других образовательных учреждениях главным образом нацелено на развитие понятийного мышления, тогда как работа с концептами художественного произведения ориентирована на естественную форму нашего мышления, мышление концептами.

Одним из способов формирования концептно-образовательного пространства является анализ художественного произведения методом концептной карты.

Представим процесс составления концептной карты по пьесе Л. Улицкой «Русское варенье» студентами V курса факультета строительства и архитектуры ЮЗГУ направление подготовки 130400 «Горное дело».

На первом этапе построения концептных карт осуществляется чтение и первичное восприятие художественного текста. При этом необходимо использовать традиционные приемы работы с художественным текстом. Так, нами были предложены следующие вопросы и задания к тексту:

- Каков смысл названия пьесы?

- Семья Лепехиных и Раневских: в чем трагедия этих семей.

- Символика пьесы.

- Определите базовый и сопутствующие концепты пьесы.

«vi О nj

ART 14147

научно-методический электронный журнал

УДК 37.013.75

Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14147. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14147. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- Каким образом сопутствующие концепты позволяют нам раскрыть смысл базового концепта?

Приведем некоторые работы студентов группы ОПИ 91ж, ГД 91 ж:

Андрей Г.: «Между героями постоянные разногласия, они словно варятся в собственном соку. Все это давно разрушило их семейный лад. Их трагедия в том, что они наивно полагают, что сохранили традиции своей семьи, своего рода.

Мне кажется, что автор хотела показать именно русскую семью, поэтому пьеса и называется русское варенье, ведь только в России варят варенье, на Западе джем. А члены семьи - это ягодки этого варенья, каждый думает и говорит о своем, не слыша друг друга. С семьей так же, как с вареньем: чуть что-то сделал не так - все пойдет прахом. Время дает новые вкусы: если что-то случиться с банкой (домом) то и семья (варенье) испортится. Я думаю, название пьесы символизирует ту семью, которая показана в пьесе».

Иван П.: «В пьесе мы видим разных людей, разные судьбы, разное восприятие жизни, разные поступки. Здесь есть ложь и правда, любовь и ненависть, но самое главное - безразличие к окружающим и любовь к самому себе. Русское варенье не получается, потому что само варенье является символом разваливающейся семьи.

Я думаю, что название «русское варенье» подчеркивает характер русского народа. Варенье - традиционно русский десерт. В последнее время в России редко можно встретить человека, который варит варенье сам, мы больше привыкли к макдональд-ским джемам. В конце пьесы семья пропадает, так же, как пропадает сейчас и само русское варенье. Семья Лепехиных - это всего лишь люди, связанные кровными узами, но не семейными, и хотя, они пытаются сделать вид, что придерживаются старых традиций и хранят их, но ни понимания, ни любви друг другу они не испытывают».

Светлана Р.: «Название пьесы очень необычно, но, говоря о нем, можно представить, что будет что-то смешано в единое целое. Под вареньем понимается быт, а русское варенье - значит особенности быта русской семьи. Это варенье напичкано всем подряд: в нем разные люди, разные судьбы, разные поступки. В моем понимании настоящая семья - когда нет ни секретов друг от друга, проблемы одного члена семьи - это проблемы всей семьи в целом. Победа одного - победа всех. И в семье не бывает такого, что один грустит, а все веселятся. Семью Лепехиных невозможно назвать семьей в полном смысле этого слова. Она схожа с чеховской семьей Раневских, и сходство это обнаруживается невооруженным взглядом. Здесь каждый думает о себе, и своей личной выгоде. Трагедия этих героев состоит в том, что они и не семьи вовсе, а разные чуждые друг другу люди».

Юлия Д.: «Традиции русской семьи передаются из поколения к поколению и являются показателями нравственности членов этой семьи. А у Лепехиных в семье разруха, и попытка показать приверженность к старым традициям (вместе встречают пасху, пекут кулич, красят яйца) - все это лишь внешние проявления, ничего по сути не означающие»*.

Как видим, авторы данных работ сумели уловить некий «генетический код», сложившийся у них из взаимодействия образцов, закрепленных в национальном менталитете, и художественных образов, созданных автором пьесы. Очевидно, мы можем говорить о концептном пространстве, складывающемся через чтение и восприятие художественного текста. Очевидным является и тот факт, что концепты развертываются студентами по-своему, в зависимости от собственного жизненного опыта и склада личности. А это

* Работы приведены без стилистической правки.

~ Q (XI

КОНЦЕПТ

Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14147. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14147. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14147 УДК 37.013.75

является свидетельством того, что сопряжение с концептным пространством художественного текста ведет к формированию концептного пространства студента.

Вторым этапом работы стала выборка утверждений-ассоциаций базового и сопутствующих концептов произведения. Предложено следующее задание:

- Составьте концептную карту пьесы. Сравните ее с концептной картой пьесы «Вишневый сад» (концептная карта по пьесе «Вишневый сад» А. Чехова была предложена преподавателем).

Процесс графического представления концептных карт состоит из нескольких шагов. Сначала проводится анализ для размещения утверждений-ассоциаций на ту или иную точку карты. Далее утверждения-ассоциации (сопутствующие концепты) распределяются относительно базового концепта, продумывается связь между ними и графически отображается с помощью стрелок.

При заполнении кластеров карты необходимо помнить о типичных ошибках: нельзя использовать целые предложения вместо отдельных существительных для обозначения концептов в кластере; применять линейные карты, без разветвлений; устанавливать слишком большое количество связей и кластеров (так как человеческий мозг способен воспринимать только 7-9); неверно определять типы отношений между кластерами.

Представим концептные карты пьес «Русское варенье» и «Вишневый сад».

Рис. 1. Концептная карта пьес «Русское варенье» Л. Улицкой

Рис. 2. Концептная карта пьесы «Вишневый сад» А. Чехова

ГУ r\J

ART 14147

научно-методический электронный журнал

УДК 37.013.75

Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14147. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14147. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В данном случае концептная карта представляет собой некую «первосхему» художественного текста, отражающую его основные идеи.

Преимущества концептной карты в том, что ее можно увидеть всю целиком, в линейном списке такого невозможно.

Базовыми концептами пьес являются концепты «семья», «дом». Предложим учащимся следующее задание:

- Каковы особенности христианской символики, воплощенные в базовых концептах текстов?

Подобное задание позволит выявить понимание особенностей воплощения концепта «дом» в мифологии и философии, что способствует воспитанию человека культуры, в сознании которого разные культурные эпохи, воплощённые в разных образах, существуют одновременно и общаются между собой, а это отвечает запросам концептно-образовательного пространства.

Дом является емким космическим символом [10]. С одной стороны, дом воспринимается как модель Вселенной в целом, с другой - ассоциируется с самим человеком и его внутренним миром. Дом - это пространство, в которое человек стремится вернуться из каких-либо странствий, дом - это место, где человеку хорошо и безопасно. Дом передается по наследству, является символом рода, именно в этом смысле понимаются «Дом Израилев» и «Дом Иудинов».

Обратимся к концептным картам пьес. Мы видим ассоциативные ряды: разорение дворянских гнезд ^ катастрофа ^ на смену старому миру приходит новый; бытовые неурядицы ^ катастрофа ^ страна погибает. Они оказываются неразрывно связанными с базовым концептом «дом». Концептная карта показывает, что дом становится символом не только человека, но и государства. Подтверждение этой мысли находим у Н. Д. Арутюновой: «дом находится в прямой ассоциации с обществом и государством. В философских учениях и трактатах русских мыслителей второй половины XVIII века ... такие понятия, как "общество", "государство", "государь" рассматривались как единый живой организм, схожий с человеком.» [12] Таким образом, концептные карты показывают, что социальное доминирует над духовным. А отсюда - катастрофа и разорение самого дома, семьи и человеческой души.

В настоящее время визуальные модели достаточно широко распространены в преподавании естественных наук и к литературе как учебному предмету имеют малое отношение. Тем не менее наш опыт использования концептных карт при анализе художественного текста дает возможность сделать следующие выводы.

Данный метод позволяет:

- увидеть причины когнитивных и эмоциональных затруднений студентов;

- вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих со студентами в образовательном процессе;

- развивать креативность студентов;

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) студентов;

- формировать организационно-деятельностные умения;

- формировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности.

Очевидно, что подобная работа позволила студентам расширить понимание концептов «семья», «дом», что, в свою очередь, способствовало формированию концептно-образовательного пространства.

PU г М

ART 14147

научно-методический электронный журнал

УДК 37.013.75

Семенова Л. А. Понятие концептно-образовательного пространства и способы его организации // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14147. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14147. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. - 2004. - № 6 - С. 75-82.

2. Сластенин В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. - М.: МАНПО, 2010.

3. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 140 с.

4. Коган Л. Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки. - 1976. - № 1.

5. Неретина С. С. Концепт // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+; РООН «Реабилитация», 2009.

6. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 2004. - С. 7.

7. Семенова Л. А. Читательское воображение как способ актуализации нравственного содержания художественного произведения на уроках литературы в среднеспециальных учебных заведениях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2008. - № 24(55). - С. 437.

8. Семенова Л. А. Генезис понятия «концепт» в различных областях гуманитарного знания // Известия ЮЗГУ. - 2012. - № 5(44). - Ч. 1. - С. 282.

9. Семенова Л. А. цель и этапы концептного анализа // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. - 2012. - № 2. - С. 207.

10. Андреева В. Дом // Энциклопедия символов / под ред. В. С. Полосина. - М.: Локид-пресс, 2003. -

Lyudmila Semenova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of mining and

mineral processing, Southwest State University, Kursk

Formation of "educational area" concept and ways of its organization

Abstract. The author deals with the definition "educational area" and analyzes the

play by L. Ulitskaya, using the method of concept card.

Key words: concept and educational area, literature education, concept, concept card.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Belozercev, E.P. (2004) "Kurturno-obrazovatel'naja sreda provincial'nogo goroda", Vysshee obra-zovanie v Rossii, № 6 , pp.75-82 (in Russiаn).

2. Slastenin, V.A. (2010) Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy HHI veka, MANPO, Moscow (in Russiаn).

3. Shijanov, E.N., Kotova, I. B (1995) Ideja gumanizacii obrazovanija v kontekste otechestvennyh teorij lichnosti, Feniks, Rostov-na-Donu, 140 p. (in Russiаn).

4. Kogan, L.N. (1976) "Duhovnye potrebnosti i dejatel'nost' lichnosti", Filosofskie nauki, № 1 (in Russiаn).

5. Neretina, S.S. (2009) "Koncept", in Jenciklopedija jepistimoogii i filosofii nauki, Kanon+; ROON "Reabili-tacija", Moscow (in Russiаn).

6. Pidkasistyj, P.I. (2004) Organizacija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nomti studentov, Moscow, p. 7 (in Russiаn).

7. Semenova, L.A. (2008) "Chitatel'skoe voobrazhenie kak sposob aktualizacii nrav-stvennogo soderzhani-ja hudozhestvennogo proizvedenija na urokah literatury v srednespecial'nyh uchebnyh zavedenijah", in Izvestija Rossijskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, № 24(55), p. 437 (in Russiаn).

8. Semenova, L.A. (2012) "Genezis ponjatija «koncept» v razlichnyh oblastjah gumanitarno-go znanija", Izvestija JuZGU, № 5(44), ch. 1, p. 282 (in Russiаn).

9. Semenova, L.A. (2012) "Cel' i jetapy konceptnogo analiza", Izvestija JuZGU. Serija Lingvistika i peda-gogika, № 2, p. 207 (in Russiаn).

10. Andreeva, V. (2003) "Dom", in Polosin, V.S. (ed.) Jenciklopedija simvolov, Lokid-press, Moscow, p. 123 (in Russiаn).

11. Ibid.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

С. 123. 11. Там же.

ISSN 2304-120Х

977230412014206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.