Научная статья на тему 'Понятие контролирующего лица хозяйственного общества'

Понятие контролирующего лица хозяйственного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4355
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЛИЦА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ЛИЦ / КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО / БАНКРОТСТВО / ФАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / АФФИЛИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сычёва А. А.

В статье проведено исследование понятия контролирующих лиц, определены критерии их классификации. Проанализирована нормативная база Российской Федерации по вопросам регулирования вопросов привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, выявлены проблемные аспекты доказывания по данной категории дел, а также проблемы определения статуса контролирующих лиц. На основе анализа опыта зарубежных стран предложено закрепление в законодательстве необходимости ведения реестра контролирующих лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие контролирующего лица хозяйственного общества»

Понятие контролирующего лица хозяйственного общества

Сычёва Анастасия Алексеевна,

аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), nastya_sycheva@mail.ru

В статье проведено исследование понятия контролирующих лиц, определены критерии их классификации. Проанализирована нормативная база Российской Федерации по вопросам регулирования вопросов привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, выявлены проблемные аспекты доказывания по данной категории дел, а также проблемы определения статуса контролирующих лиц. На основе анализа опыта зарубежных стран предложено закрепление в законодательстве необходимости ведения реестра контролирующих лиц.

Ключевые слова: контролирующие лица, хозяйственные общества, ответственность контролирующих лиц, корпоративное право, банкротство, фактический контроль, аффилирован-

В современных условиях активного реформирования корпоративного законодательства и выхода многих отечественных предприятий на мировые рынки законодателю приходится прибегать к заимствованию определенной методологии и методов воздействия на участников экономических отношений, практикуемых в развитых странах, то есть использовать зарубежный опыт. Одним из примеров такого заимствования является появление в российском законодательстве категории «контролирующего лица».

В то же время, остро встала проблема обеспечения государственного регулирования отношений между субъектами хозяйствования с целью обеспечения баланса частных и публичных интересов. Для эффективного функционирования системы государственного регулирования и контроля необходима совершенная понятийная база по категории «контролирующего лица» и отсутствие разногласий в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения между связанными участниками экономических отношений.

Учитывая тот факт, что конструкция контролирующего лица имеет межотраслевой характер, становится универсальной, проблемы регулирования отношений с участием контролирующих лиц требуют тщательного исследования не только на практическом, но и на общетеоретическом уровне. Несмотря на разработки и рекомендации, касающиеся нормативно-правового регулирования деятельности контролирующих лиц, дальнейшего изучения требует вопрос толкования сущности контролирующих лиц, их субъектного состава и критериев классификации.

Прежде всего, необходимо заметить, что в Гражданском кодексе РФ отсутствует отдельная статья, посвященная раскрытию понятия термина «контролирующие лица». Данное понятие было предложено ввести в Гражданский кодекс РФ путем дополнения его статьей 53.3 «Лица, контролирующие юридическое лицо» Проектом Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности)» от 5 апреля 2018 года [8]. Но на момент написания статьи он не был принят.

Общий поход к категории контролирующего лица - исходит из норм ч. 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми к контролирующим лицам следует отнести лицо, которое имеет фактическую возможность определять действия юридического лица, действует в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу [1].

В общем смысле, по мнению К.Д. Полевой, под контролирующим лицом понимается лицо, которое в силу различных обстоятельств обладает правом в прямой или косвенной форме давать обязатель-

5

гп

о

а

Н А

У А

X <¡2 СП

0 сч

00

01

ные для исполнения указания или возможность другим способом определять действия подконтрольных лиц [21].

Согласно нормам ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] и ст. 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5] контролирующими лицами признаются лица, которые при условии участия в подконтрольной организации и (либо) на основе соответствующего соглашения имеют право:

- распоряжаться в прямой или косвенной форме более 50 % голосов на общем собрании акционеров /участников, либо

- назначать / избирать генерального директора, или

- назначать / избирать более 50% состава совета директоров.

Данное понятие по своей формулировке схоже с понятиями, приведенными в нормах ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6], а также ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» [4].

Ключевыми признаками понятия контролирующих лиц, приведенного в нормах законодательства, является наличие у них возможности распоряжаться определенным количеством голосов в высшем органе управления или наличие права избирать (назначать) единоличный исполнительный орган и (либо) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Другими словами, данное определение не содержит общих атрибутов отношений контроля, а только указывает обстоятельства, при которых лицо может считаться контролирующим, что, по нашему мнению, не совсем обосновано, поскольку при определенных условиях приведенные в законодательном определении признаки фактически могут и не предполагать отношений корпоративного контроля. То есть, необходимо законодательное закрепление таких признаков понятия контролирующих лиц, которые, с одной стороны, являлись бы достаточно определенными, а с другой - отражали основные атрибуты корпоративного контроля и обеспечивали адекватную защиту от негативного воздействия третьих лиц.

Более расширенный перечень оснований, по которым лицо можно отнести к контролирующим лицам, приведен в нормах ст. 105.1 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой контролирующее лицо должно признаваться взаимозависимым лицом (в том числе в целях выявления контролируемых сделок), однако не каждое взаимозависимое лицо должно признаваться контролирующим. Термин «контролирующее лицо» предусмотрен также в нормах ст. 25.13 Налогового кодекса РФ в части регулирования налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). В соответствии с данной статьей, контролирующее лицо - физическое либо юридическое лицо, доля участия которого в иностранной организации составляет более 25%, либо 10%, если доля участия

налоговых резидентов РФ в данной организации в совокупности составляет более 50% [2].

Контролирующее лицо в соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является субъектом субсидиарной ответственности. Содержание данного понятия раскрыто в ст. 2 данного закона, причем оно не отличается четкостью и определенностью, предоставляя правоприменителю возможность широкого толкования [22]. В ст. 6.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приведен конкретный перечень лиц, которые являются контролирующим, в частности, к ним отнесены [7]:

- руководитель должника;

- управляющая организация должника;

- член исполнительного органа должника;

-ликвидатор должника, член ликвидационной

комиссии.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкретизирует критерии отнесения к контролирующим лицам (п. 2ст. 61.10):

1) при нахождении с должником (членом органа управления должника или его руководителем) в отношениях родства;

2) при наличии полномочий совершения сделок от имени должника, которые основаны на доверенности, нормативно-правовом акте или другом специальном полномочии;

3) в силу должностного положения,

4) иным образом, в т. ч. с использованием принудительных мер воздействия на руководителя или члена органа управления должника или оказания определяющего влияния на руководителя или члена органа управления должника любым другим способом [7].

Таким образом, в законодательстве РФ закреплено достаточно подробное определение понятия контролирующих лиц и критериев отнесения к ним.

Рассмотрим виды контролирующих лиц. Следует отметить, что в литературе отсутствует единая общепринятая классификация контролирующих лиц. Разные авторы приводят свои подходы и критерии к разделению видов контролирующих лиц.

Так, к примеру, А.Р. Николаев предлагает классификацию контролирующих лиц в зависимости от трех следующих критериев:

1. В соответствии с критерием наличия предусмотренной законодательством возможности формировать волю должника автор выделяет:

- контролирующих лиц, обладающих предусмотренным законодательством правом осуществления контроля над должником:

- контролирующих лиц, не обладающих предусмотренным законодательством правом осуществления контроля над должником:

- контролирующих лиц, осуществляющих правомерный контроль;

- контролирующих лиц, осуществляющих неправомерный контроль.

2. В соответствии с критерием исполнения обязательности действия добросовестно и разумно в интересах должника автор выделяет:

- контролирующих должника лиц, действовавших добросовестно и разумно в интересах должника;

- контролирующих должника лица, не действовавших добросовестно и разумно в интересах должника.

3. В соответствии с критерием количественного состава контролирующих должника лиц выделяет:

- контролирующих лиц, которые осуществляют контроль над должником единолично;

- контролирующих лиц, которые осуществляют контроль над должником путем совместных действий [20].

По нашему мнению, данная классификация является недостаточно полной и требует некоторого дополнения. Нами предлагаются следующие критерии классификации контролирующих лиц:

1. В зависимости от юридического статуса:

- юридическое контролирующее лицо - это чаще всего общество, которое является материнским по отношению к контролируемому лицу,

- физическое контролирующее лицо - это может быть руководитель, члены исполнительного органа, ликвидатор должника, члены ликвидационной комиссии, учредитель. Как считает Н.М. Бычков, физическим лицом, контролирующим должника, в ряде случаев может быть признано и иное лицо, но в этом случае необходимо сформировать соответствующую доказательную базу, подтверждающую, что именно это лицо имело контроль над должником [14]

2. В зависимости от формы участия лица в организации:

- контролирующее лицо с прямым участием -лицо, в собственности у которого имеется определенное количество голосующих акций, либо определенная доля в уставном капитале

- контролирующее лицо с косвенным участием -лицо, осуществляющее контроль над компанией через цепочку иных лиц или номинальных держателей.

Предложенные критерии классификации будут способствовать развитию теоретической базы института контролирующих лиц. Рассмотрев понятие и виды контролирующих лиц следует подробнее остановится на вопросах их ответственности.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит ряд специальных норм, которые устанавливают условия и особенности привлечения к ответственности контролирующих лиц. В соответствии с нормами данного закона к субсидиарной ответственности при банкротстве должника может быть привлечено любое контролирующее организацию-банкрота лицо [24].

При наличии фактического контроля зачастую речь идет о так называемых бенефициарных владельцах (фактических получателях дохода, «конечных собственниках»). С учетом конкретных обстоятельств в каждом определенном случае могут применяться различные критерии, которые могут свидетельствовать об осуществлении лицом фактического контроля. К примеру, фактический контроль может осуществляться путем построения сложной юридической структуры владения с косвенной формой участия, с использованием схем с перекрестным владением акциями (долями в

уставном капитале), с использованием трастовых схем и т.п.

Примером этого служит дело Сенаторова. Суд, удовлетворяя исковые требования, в данном деле, суд отметил: «Через все юридические лица, привлеченные к участию в деле в качестве ответчиков, Сенаторов осуществляет бенефициарное владение имуществом, то есть является фактическим собственником имущества, на которое истец просил обратить взыскание» [10].

Еще одним известным делом о привлечении к ответственности за фактический контроль является так называемое дело Пугачева, в котором суд мотивировал своё решение следующим образом: «Исходя из системы владения и управления Банком, которая связана, во-первых, с правом контроля Пугачевым С.В. за осуществлением принятия решений в Банке посредством использования многоуровневой структуры владения Банком с применением оффшорной компании и, во-вторых, с наличием фактической системы личного согласования с Пугачевым С.В. всех основных решений Банка со стороны его руководителей и органов управления, судом сделан вывод о том, что Пугачев С.В. выступает лицом, контролирующим Банк, и имеющим возможность давать обязательные указания для Банка и иным образом определяющим его действия» [11].

Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом РФ, «по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (пункт 3 статьи 53.1 ГК РФ, пункт 1 статьи б 1.10 Закона о банкротстве) [18].

Таким образом, осуществление фактического контроля над должником возможно независимо от наличия или отсутствия формально-юридических признаков аффилированности, в этой связи судом устанавливается степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника» [19].

Однако на практике возникает ряд проблем, в числе которых отдельно хотелось бы отметить следующие:

- отсутствие механизма выявления физических лиц - конечных выгодоприобретателей юридических лиц. За «корпоративным фасадом» юридического лица остаются лица, не являющиеся его органами управления или в определенных случаях его участниками, «теневые директора» («shadow directors»), которые могут использовать корпоративную форму юридического лица в целях совершения противоправных действий. На данный момент не существует процедуры, как выявить такого субъекта, не создан орган, который был бы уполномочен на осуществление таких действий. Однозначным остается тот факт, что бенефициарные владельцы не спешат о себе заявлять публично;

5

S Й S -С

m

о

а

Н

А У

т; А

X <¡2 о

0 сч

00

01

- остается открытым вопрос о подтверждении бенефициарных владельцев, которые осуществляют свою деятельность через доверенных лиц, трасты, торговые компании, номинальных держателей и тому подобное. Фактически в России не существует легальных механизмов выявления и доказательства связи физического лица - конечного бенефициарного с номинальными держателями, что способствует дальнейшему отмыванию средств и уклонению от уплаты налогов. На эту проблему указывает К.Н. Чекмышев, который предположил, что «причина слабой работы механизма субсидиарной ответственности контролирующих лиц заключена в том, что чаще всего привлекают тех, кто только числится директорами, а реальные руководители и собственники избегают ответственности». По его словам, существующее в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие «контролирующее лицо» может позволить добираться до реальных бенефициаров, но таких примеров на сегодняшний день очень мало. Основная трудность в подобного рода делах - сбор доказательственной базы. Даже налоговые органы ограничены в возможностях в части сбора доказательств, так как в доступных налоговым органам документах никак не фиксируется неформальный контроль теневыми собственниками. Самыми успешными делами являются те дела, в которых доказательственная база собирается правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Но, тот факт, когда при рассмотрении гражданских дел о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц приходится использовать в большей части уголовно-правовые способы доказывания, нельзя назвать успешным [23].

В связи с этим полагаем, что необходимо включить в Гражданский кодекс РФ норму об ответственности контролирующих лиц по обязательствам подконтрольных юридических лиц, которая могла быть представлена в следующем виде: «контролирующее лицо несёт солидарную ответственность с подконтрольным юридическим лицом по его обязательствам, которые возникли из совершённых им действий, в т. ч. сделок, или бездействия, если такие действия совершены или бездействие допущено для исполнения недобросовестных указаний контролирующего лица или совершение данных действий направлено на ограничение ответственности контролирующего лица, которую оно понесло бы, если бы действия были совершены им самим».

Рассматривая данное положение, конечно, могут возникнуть на практике вопросы с доказыванием действий (бездействия) подконтрольного лица, совершенных (совершенного) во исполнение недобросовестных указаний контролирующего лица или направленных на ограничение его ответственности. При явной пассивности ответчика в представлении доказательств и политике их намеренного сокрытия, представляется правильным расценивать такие действия как обстоятельство, свидетельствующее о недобросо-

вестности ответчика, которое может быть истолковано в пользу позиции истца при условии, что истец обосновал свои доводы всеми доступными ему достоверными доказательствами. Эту идею можно было бы закрепить в законодательстве в качестве правовой фикции [13].

В Письме ФНС России от 16 августа 2017 года N СА-4-18/16148@ приведены подробные разъяснения изменений, внесенных в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые непосредственно касаются ответственности контролирующих должника лиц. В частности, ФНС России обращает внимание, что в случае банкротства руководитель должника и лица, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по раскрытию информации (как должностные лица, так и лица, действующие по доверенности), должны нести субсидиарную ответственность [9].

Вместе с тем, по мнению К.И. Евтеева, постановка проблемы привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности требует определения их субъектного состава, что вызвано с определенными трудностями, которые связаны с недостаточной эффективностью законодательного закрепления доктрины корпоративного контроля [16].

В этой связи, для решения проблем доказывания по делам о привлечении к ответственности контролирующих должника лиц нами предлагается закрепление в законодательстве нормы об обязательном ведении реестра контролирующих лиц. Подобная практика уже используется в зарубежных странах. Так, к примеру, в 2015 году Европар-ламент принял The European Union's 4th Anti-Money Laundering Directive, в которой содержится требование для всех стран-участниц Европейского союза начиная с 2017 года имплементировать в своё законодательство нормы о централизованном реестре контролирующих лиц. Для выявления лиц, относящихся к контролирующим, в Европейском союзе закреплено пять основных критериев:

- физические лица, владеющие более 25% акций;

- физические лица, имеющие более 25% прав голоса;

- физические лица, обладающие правом назначать и снимать с должности большинство членов совета директоров компании;

- физические лица, имеющие возможность оказывать или фактически оказывающие значительное влияние или контроль над компанией;

- доверительные собственники траста или участники компании, которые по закону не являются юридическим лицом, но удовлетворяют любому из указанных выше условий по отношению к компании и имеют право оказывать или фактически оказывают существенное влияние или контроль над деятельностью такого траста или фирмы.

Предварительно сведения о контролирующих лицах подтверждаются такими лицами и подаются в центральный публичный реестр Регистрационной палаты (Companies House) [12].

Другой пример - в марте 2017 года Правительство Сингапура объявило о необходимости реги-

страции компаниями сведений о контролирующих их лицах. Такая обязанность возложена на все юридические лица страны. Соответствующие поправки были внесены в законодательство Сингапура и вступили в силу на территории этого государства. К контролирующим лицам, согласно нормам законодательства Сингапура, относятся лица:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- которые имеют более 25 % голосующих прав по ценным бумагам;

- владельцы 25 % акций компании;

- уполномоченные назначать и отстранять от должности руководителей;

- имеющие право на 25 % и более от капитала или дохода компании.

Свой реестр контролирующих лиц обязана иметь каждая сингапурская фирма. Это относится также к LLP-партнерствам и филиалам иностранных компаний на территории государства. Реестр контролирующих лиц фирмы можно найти по ее юридическому адресу или местонахождению регистрационного агента [15].

Благодаря введению реестра контролирующих лиц работа корпоративных структур станет более прозрачной. Это позволит усилить институт ответственности контролирующих лиц в российской правовой системе и предотвратить использование управляющих структур в различных махинациях.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что контролирующие лица имеют особое правовое положение, связанное с законодательным закреплением возможности ограничения их самостоятельности в сфере хозяйствования и закрепления ответственности за ними. Учитывая современный период становления института контролирующих лиц в России, можно сказать, что несмотря на определенные достижения, ему еще присущи определенные проблемы и он нуждается в дальнейшем реформировании.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_514

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196

3. Федеральный закон от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019 г.) «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8 743/

4. Федеральный закон от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 0148/

5. Федеральный закон от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1

7819/

6. Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6 1763/

7. Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 9331/

8. Проект Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности)» (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.04.2018) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=PRJ;n=171119

9. Письмо ФНС России от 16.08.2017 г. N СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы 111.2 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 27069/

10. Определение Московского городского суда от 2.08.2012 г. по делу № 11-16173.

11. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1.10.2015 г. по делу №А40-119763/2010.

12. Антонова А. Контролирующие лица в английском праве. Пять главных признаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gsl.org/ru/press-

center/press/контролирующие-лица-в-английском-пра/

13. Бибиков С.Е. Имплементация доктрины «piercing of corporate veil» в законодательство Российской Федерации // Международный научный альманах. - 2017. - № 2. - С. 12-16

14. Бычков Н. М. Понятие контролирующего должника лица в контексте субсидиарной ответственности при банкротстве должника // Актуальные проблемы права: материалы VII Международной научной конференции. - СПб.: Свое издательство, 2018. - С. 20-22.

15. В Сингапуре теперь действует реестр контролирующих лиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://i-offshore.ru/press/novosti/v-singapure-teper-deystvuet-reestr-kontroliruyuschih-lits.html

16. Евтеев К.И. Понятие «контролирующих лиц» в российском законодательстве// Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции : в 4 ч. -Часть 1. - М.: РГ-Пресс, 2017. - С. 325-330

17. Королева Е.В. Понятие контролирующего лица и условия его ответственности: общий анализ // Экономико-правовые аспекты антикри-

5

m

о

а

Н

А У

т; А

X <¡2 о

0 сч

00

01

зисного управления предприятием в условиях новой России: материалы очной всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. В.В. Московцева. 2018. - С. 79-81

18. Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: Статут, 2018. - 735 с.

19. Лотфуллин Р.К. Субсидиарная и иная ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве. М.: Юридическая фирма Saveliev, Batanov & Partners, 2018. - 126 с. С. 11

20. Николаев А.Р. Правовое положение контролирующих должника лиц в процедурах несостоятельности (банкротства) : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ю.н. Москва, 2013. - 36 с.

21. Полевая К.Д. Понятия «аффилированные лица» и «контролирующие лица» в антимонопольном, корпоративном и конкурсном законодательстве: компаративный аспект // Законодательство. - 2017. - №5. - С. 31-35

22. Привлечение к субсидиарной ответственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Источник: https://www.law.ru/question/22601-privlechenie-k-subsidiarnoy-otvetstvennosti

23. Ученые-цивилисты и практики обсудили проблемные вопросы субсидиарной ответственности при банкротстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/4/5/uchenye-civilisty_i_praktiki_obsudili_problemnye_voprosy_sub sidiarnoj_otvetstvennosti_pri_ba n krotstv

24. Шиткина И.С. Ответственность контролирующих должника лиц при несостоятельности (банкротстве) // Хозяйственное право. - 2017. -№8. - С. 3-24

The concept of controlling person of a business company Sycheva A.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University) In article research of concept of controlling persons is conducted, criteria of their classification are defined. The normative base of the Russian Federation on the issues of regulation of issues of attraction of controlling persons to subsidiary liability is analyzed, the problematic aspects of proof in this category of cases are revealed, as well as the problems of determining the status of controlling persons On the basis of the analysis of the experience of foreign countries, the need to maintain a register of controlling persons is proposed in the legislation. Key words: controlling persons, business companies, responsibility of controlling persons, corporate law, bankruptcy, actual control, affiliation. References

1. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November

30, 1994 No. 51-FZ (as amended on July 18, 2019) [Electronic resource]. - Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. The tax code of the Russian Federation of July 31, 1998 N 146-

ФЗ [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

3. Federal Law of December 26, 1995 N 208-ФЗ (as amended on

April 15, 2019) "On Joint-Stock Companies" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

4. Federal Law of April 22, 1996 N 39-ФЗ "On the Securities Mar-

ket" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/

5. Federal law of 08.02.1998 N 14-ФЗ (as amended on 04/23/2018)

"On limited liability companies" [Electronic resource]. - Access

mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/

6. Federal Law of July 26, 2006 N 135-03 "On Protection of Com-

petition" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/

7. Federal law of October 26, 2002 N 127-03 "On insolvency (bank-

ruptcy)" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/

8. Draft Federal Law "On Amendments to Chapter 4 of Part One of

the Civil Code of the Russian Federation (regarding definition of controlling and controlled persons and their responsibility)" (prepared by the Ministry of Economic Development of Russia) (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 05.04. 2018) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ ;n=171119

9. Letter of the Federal Tax Service of Russia of August 16, 2017 N

SA-4-18 / 16148 @ "On the application by tax authorities of the provisions of Chapter 111.2 of Federal Law of October 26, 2002 N 127-03" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_227069/

10. The determination of the Moscow City Court of 2.08.2012, in case No. 11-16173.

11. The decision of the Arbitration Court of the Moscow District on October 1, 2015 in the case No. A40-119763 / 2010.

12. Antonova A. Controlling Persons in English Law. Five main signs [Electronic resource]. - Access mode: https://gsl.org/en/press-center/press/controllers-in-English-pra/

13. Bibikov S.E. Implementation of the piercing of corporate veil doctrine in the legislation of the Russian Federation // International Scientific Almanac. - 2017. - No. 2. - S. 12-16

14. Bychkov N. M. The concept of a controlling debtor of a person in the context of subsidiary liability in case of bankruptcy of a debtor // Actual problems of law: proceedings of the VII International Scientific Conference. - SPb .: Own publishing house, 2018 .-- S. 20-22.

15. Singapore now has a register of controlling persons [Electronic resource]. - Access mode: https://i-offshore.ru/press/novosti/v-singapure-teper-deystvuet-reestr-kontroliruyuschih-lits.html

16. Evteev K.I. The concept of "controlling persons" in Russian legislation // Law and Economics: interdisciplinary approaches in science and education: materials of the XII International Scientific and Practical Conference: at 4 o'clock - Part 1. - M .: RG-Press, 2017. - P. 325-330

17. Koroleva E.V. The concept of the controlling person and the conditions of his responsibility: general analysis // Economic and legal aspects of anti-crisis enterprise management in the new Russia: materials of the full-time all-Russian scientific and practical conference. Under the total. ed. V.V. Moskovtseva. 2018.- S. 79-81

18. Corporate law: Textbook / Ans. ed. I.S. Shitkina. - M.: Statute, 2018 .-- 735 p.

19. Lotfullin R.K. Subsidiary and other liability of persons controlling the debtor in bankruptcy. M .: Law firm Saveliev, Batanov & Partners, 2018 .-- 126 p. S. 11

20. Nikolaev A.R. Legal status of persons controlling a debtor in insolvency (bankruptcy) procedures: author. diss. for a job. student step. Ph.D. Moscow, 2013 .-- 36 p.

21. Field K.D. The concepts of "affiliates" and "controlling entities" in antitrust, corporate and competition law: the comparative aspect // Legislation. - 2017. - No. 5. - S. 31-35

22. Holding to subsidiary liability [Electronic resource]. - Access mode: Source: https://www.law.ru/question/22601-privlechenie-k-subsidiarnoy-otvetstvennosti

23. Civilian scientists and practitioners discussed the problematic issues of subsidiary liability in bankruptcy [Electronic resource]. - Access mode: https://zakon.ru/blog/2017/4Z5/uchenye-civi-

listy_i_praktiki_obsudili_problemnye_voprosy_subsidiarnoj_otv etstvennosti_pri_bankrotstv

24. Shitkina I.S. Responsibility of persons controlling a debtor in case of insolvency (bankruptcy) // Commercial Law. - 2017. -No. 8. - S. 3-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.