Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2263
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
антикоррупционные меры / конфликт интересов / заинтересованность / государственная служба / государство / правовое регулирование / законодательство / регламитация / отношения. / anti-corruption measures / conflict of interest / interest / public service / state / legal regulation / legislation / regulation / relationships.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогожина С.Г., Щербинина Н.С., Лазаренко Т.В.

Статья посвящена доктринальному рассмотрению категории «конфликт интересов», выявлению понятия, признаков данной категории. Автором исследуются научные подходы, законодательное регулирование, выявляются проблемы, формируются пути развития. Одной из граней многогранного явления, борьбы с коррупционными проявлениями, является разрешение проблемы «конфликта интересов» на государственной и муниципальной службе. Конфликт интересов, представляет собой достаточно сложное и многозначное понятие. Автор, определяя понятие «конфликт интересов» охватывает как реально имеющие место противоречия в определённой ситуации, так и предполагаемые в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "CONFLICT OF INTERESTS" IN RUSSIAN LEGISLATION

The article is devoted to the doctrinal consideration of the category "conflict of interests", the identification of the concept, features of this category. The author explores scientific approaches, legislative regulation, identifies problems, forms ways of development. One of the facets of a multi-faceted phenomenon, the fight against corruption, is the resolution of the problem of "conflict of interests" in the state and municipal service. Conflict of interest is a rather complex and ambiguous concept. The author, defining the concept of "conflict of interests", covers both actual contradictions in a certain situation, and those that are expected in the future.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

данных сиротских произведений, и предоставлении электронного доступа к ним на условиях, предусматривающих необходимость указания права автора и запрет на копирование, в порядке законодательного исключения. Стоит отметить, однако, что такое исключение должно действовать только в отношении культурных учреждений и его применение должно быть достаточно централизованным, чтобы обеспечить необходимую защиту от про-звольного копирования. Поскольку в отрыве от проектов массовой оцифровки подобное исключение означало бы неоправданное ослабление защиты авторских и смежных прав, в случае отсутствия подобных проектов необходимо осуществлять меры по предупреждению сиротского статуса произведений в будущем: популяризовать и обеспечить условия для использования свободных лицензий, организовать базы добровольной регистрации авторства - как со стороны государства, так и со стороны организаций коллективного управления. Кроме того, необходимо предпринять меры по защите самих произведений от главной опасности сиротского статуса - порче физических носителей и потере данных, представляющих художественную и научную ценность, - предоставить библиотекам возможность оцифровывать и консолидировать собрания исключительно в целях сохранения изданий, без права на распространение. Ведь без оцифровки многие из хранящихся в отечественных архивах сиротских произведений могут быть полностью изветшать к моменту, когда все возможные авторские права на них истекут, подобно тому, как исчезло абсолютное большинство немых фильмов начала 20 века.

Список литературы

1. Давыдов А.Ю. Досудебное разрешение споров об авторском праве в сети Интернет // Со-

временное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сб. статей Международной научно - практической конференции - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 68 с. С. 11-14.

2. Давыдов А.Ю. Защита авторских прав в сети интернет: зарубежный и отечественный опыт // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 11. - С. 45-48. https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_27435064_22440316.pdf

3. Давыдов А.Ю. Копирайт: к вопросу о имущественных и неимущественных правах // 1(1). Том 6. - Одесса: КУПРИЕНКО С.В., 2016 - 47 с. С. 3840.

4. Давыдов А.Ю. Судебная защита авторских прав в сети Интернет // Научный альманах, • 2016 г., N 8-1(22). С.354- 357.| https://www.eli-brary.ru/download/elibrary_27156948_89325082.pdf

5. Дмитриева Г.К., Луткова О.В. Национальные механизмы регулирования трансграничных авторских отношений, объектом которых являются сиротские произведения. Lex russica (Русский закон). 2019; (11):18-29. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.156.11.018-029

6. Левова И. Ю., Винник Д. В., Моисеева А. Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы. Как открыть доступ к произведениям, авторов или законных правообладателей которых установить невозможно. - М., 2016.

7. Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами)" (подготовлен Минкомсвязью России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.11.2016).

8. Пузин Р. С. Проблема перехода сиротских произведений в общественное достояние Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2018. № 1 (20).

ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Рогожина С.Г.

старший преподаватель, кафедра правовых дисциплин, Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

г. Белореченск Щербинина Н. С. старший преподаватель, кафедра правовых дисциплин, Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

г. Белореченск Лазаренко Т.В. старший преподаватель, кафедра правовых дисциплин, Филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

г. Белореченск

THE CONCEPT OF "CONFLICT OF INTERESTS" IN RUSSIAN LEGISLATION

Rogozhina S.

Senior Lecturer, Department of Legal Disciplines, Branch of the Adyghe State University, Belorechensk

Shcherbinina N. Senior Lecturer, Department of Legal Disciplines, Branch of the Adyghe State University, Belorechensk

Lazarenko T. Senior Lecturer, Department of Legal Disciplines, Branch of the Adyghe State University, Belorechensk

Аннотация

Статья посвящена доктринальному рассмотрению категории «конфликт интересов», выявлению понятия, признаков данной категории. Автором исследуются научные подходы, законодательное регулирование, выявляются проблемы, формируются пути развития. Одной из граней многогранного явления, борьбы с коррупционными проявлениями, является разрешение проблемы «конфликта интересов» на государственной и муниципальной службе. Конфликт интересов, представляет собой достаточно сложное и многозначное понятие. Автор, определяя понятие «конфликт интересов» охватывает как реально имеющие место противоречия в определённой ситуации, так и предполагаемые в будущем.

Abstract

The article is devoted to the doctrinal consideration of the category "conflict of interests", the identification of the concept, features of this category. The author explores scientific approaches, legislative regulation, identifies problems, forms ways of development. One of the facets of a multi-faceted phenomenon, the fight against corruption, is the resolution of the problem of "conflict of interests" in the state and municipal service. Conflict of interest is a rather complex and ambiguous concept. The author, defining the concept of "conflict of interests", covers both actual contradictions in a certain situation, and those that are expected in the future.

Ключевые слова: антикоррупционные меры, конфликт интересов, заинтересованность, государственная служба, государство, правовое регулирование, законодательство, регламитация, отношения.

Keywords: anti-corruption measures, conflict of interest, interest, public service, state, legal regulation, legislation, regulation, relationships.

Одной из ключевых проблем эффективного государственного и муниципального управления в России, как и во многих странах, является коррупция. На законодательном уровне постоянно идет поиск баланса правового регулирования наиболее результативных мер борьбы с данной коррозией общественных, государственно-управленческих отношений.

Понятие «конфликт интересов», представляет собой достаточно сложное и многозначное понятие, встречающееся как в зарубежном, так и российском законодательстве, регулирующем вопросы в сфере государственной (муниципальной) службы, действующем законодательстве по противодействию коррупции, а также, в нормативно-правовых актах, имеющих отношение к различным областям государственного управления и деятельности корпораций.

Обратим внимание, что понятие «конфликт интересов» легально раскрыто в действующем в настоящее время российском законодательстве, однако специалистами, до настоящего времени, так не выработана единая, достаточно четкая и определенная позиция относительно природы и содержания указанного понятия.

Несмотря на наличие исследовательских трудов по данному вопросу в отечественной науке,

стоит отметить, что вопрос остается проблемным, нерешенным и весьма интересным. Исследование проблемы «конфликта интересов» в нашей стране имеет небольшую историю, до 2000 года данной проблемой серьезно не занимался ни законодатель, ни ученые и практики.

Вместе с тем, правовая регламентация конфликтов интересов, возникающих на публичной службе, нашла свое отражение в международных правовых актах, послуживших ориентиром для российского законодателя.

Необходимость введения в отечественное законодательство термина «конфликт интересов» вытекало из принятых на себя Россией международных обязательств, следующих из Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) [1]

В тексте Конвенции ООН непосредственно термин «конфликт интересов» не использован, однако, суть его с достаточной определённостью выражается сходными по смысловой нагрузке выражениями, в частности: «коллизия интересов», «противоречия интересов» и подобными. Пунктом 4 статьи 7 Конвенции ООН предусмотрено положение, в соответствии с которым, каждое государство, согласуюсь с базовыми принципами внутреннего законодательства, должно стремиться к созданию, поддержке и укреплению систем, способствующих

предупреждению возникновения коллизии интересов.

Международным кодексом поведения государственных должностных лиц [2] выражение «конфликт интересов» не используется. Глава II указанного Кодекса использует термин «коллизия интересов», охватывающий самые значимые ситуации, которые выражают суть конфликта интересов возникающего на государственной и муниципальной службе.

В соответствии с положениями главы II вышеуказанного Кодекса, ситуацию коллизии интересов могут возникать при: - использовании должностным лицом официального статуса с целью получения неподобающим образом личных или финансовых выгод своим семьям; - принятии участия в сделках, наличии финансовых, коммерческих либо каких-то других подобных интересов, несовместимых с его должностью, функциями, обязанностями либо их реализацией; - невыполнение обязанности сообщить о деловых, коммерческих либо финансовых интересах или же о деятельности, направленной на получение финансовой выгоды; - неподобающим использовании государственных денежных средств, собственности, услуг либо информации, которой должное лицо располагает в силу исполнения им своих служебных обязанностей, для ведения деятельности, которая не относится к выполнению таким должностным лицом его официальных функций; злоупотреблении должностным лицом своим прежним служебным положением после ухода со своей официальной должности.

Понятие «конфликт интересов» в отечественном законодательстве.

Не вдаваясь в детальное рассмотрение истории вопроса, отметим, что сегодня понятие «конфликт интересов» дано в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»^] (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»). Законодательство о государственной и муниципальной службе отсылает к дефиниции, закрепленной в антикоррупционном законе.

Конфликт интересов предполагает возникновение ситуации, когда личная заинтересованность лица (прямая либо косвенная), которое замещает должность, которой предусматривается его обязанность по принятию мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, повлияла либо могла повлиять на добросовестное и объективное выполнение указанным лицом своих должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий).

Действующим законодательством, личная заинтересованность понимается в качестве возможности извлечения дохода в виде денег, или другого имущества, включая имущественные права, услуг, имеющих имущественный характер, результатов произведенных работ либо каких-то выгод лицом, указанным выше, и (или) имеющим с ним близкое родство или свойство лицами (родителями, супругом, детьми, братьями и сестрами, а также братьями и сестрами, родителями, детьми супругов и супру-

гами детей), гражданами либо организациями, с которыми лицо, как субъект конфликта интересов, и (или) лица, имеющие с ним близкое родство или свойство, связаны имущественными, корпоративными или какими-то другими близкими отношениями.

Уместно также отметить, что в научной литературе обращается внимание, что возникновение конфликта интересов возможно не только между личным интересом государственного либо муниципального служащего и правом, и законным интересом граждан и организаций, общества и государства, но и среди самих государственных или муниципальных служащих, относительно их функций как публичных должностных лиц. Этот подход отражен в Конвенции ООН против коррупции 2003 г. в части 5 статьи 8, исходя из смысла которой, конфликт интересов может быть обусловлен работой госслужащего по совместительству в другой организации, где он «выполняет иную оплачиваемую работу».[1] Согласно положению, закреплённому частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция^] (далее - Закон «О гражданской службе») гражданский служащий обладает правом, предварительно поставив в известность представителя нанимателя, исполнять другую оплачиваемую работу, в том случае, когда это не приведет к конфликту интересов.

В связи с этим, думается, что положения вышеуказанной статьи нуждаются в дополнительном уточнении: по сути, принципом уведомления не предполагается необходимость какого-то согласия представителя нанимателя, также, Закон не указывает на форму, в которой такое уведомление реализуется, что обусловливает необходимость пересмотра порядка указанного уведомления.

Представляется очевидным, что вышеуказанное определение не дает ясный ответ на вопрос -что конкретно представляет собой ситуация конфликта интересов?

Итак, Закон определяет в понятие круг субъектов, которые могут обладать личной заинтересованностью. Если первоначальная редакция Закона «О гражданской службе» (статья 19)[3] и Закона «О противодействии коррупции» (статья 10) понятие «конфликт интересов» непосредственно связывала с отношениями государственной или муниципальной службы[4], а субъектами отношений конфликта интересов являлись только государственные и муниципальные служащие, то вновь введённое определение рассматриваемого понятия максимально расширено, поскольку распространено на все отношения, относящиеся к исполнению должностных (служебных) обязанностей (осуществлению полномочий) лицами, в обязанность которых входит принятие мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта ин-тересов.[4]

Обратим внимание, что рассматриваемое определение понятия «конфликт интересов» не от-

личается безупречностью. Оно не отвечает критерию краткости, и вызывает ряд вопросов, и, в первую очередь, о лицах, замещающих должности, которыми предусматривается обязанность к принятию мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов. В обычных случаях к ним относятся государственные и муниципальные служащие, поскольку действующим в рассматриваемой сфере законодательством прямо предусматривается обязанность совершать необходимые действия для решения, возникшего «конфликта интересов».

Кроме этого, в соответствии с нормативными предписаниями, лицам, замещающим государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, вменяется в обязанность информировать при возникновении личной заинтересованности, приводящей либо могущей привести к конфликту интересов, и принять все необходимые меры, направленные на предотвращение или урегулирование конфликта интересов

Заметим, что термин «лицо замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов» несколько сложен и недостаточно понятен. Громоздкое и запутанное определение круга лиц, фигурирующих в этом определении, осложняет понимание сути конфликта интересов.

Как уже отмечалось выше, конфликт интересов, представляет собой ситуацию, в которой личная заинтересованность влияет, либо может оказать влияние на добросовестное и объективное выполнение соответствующим лицом своих должностных обязанностей.

Как можно видеть, определение понятия «конфликт интересов» охватывает как реально имеющие место противоречия в определённой ситуации, так и предполагаемые в будущем. Причем, термины «личная заинтересованность», «объективное исполнение», «противоречие», «законные интересы» указанных субъектов не дают возможности отнести их к точно определенным и исключающим субъективный подход. Именно по этой причине, понятие «конфликт интересов» в соответствующей специальной литературе охарактеризован в качестве оценочной категории (В.В. Альхименко, А.А. Гришковец, Н.Г. Салищева, А.М. Куренной, Э.В, Талапина, С.Е. Чаннов и другие).

В связи с этим, представляется, что возникающая личная заинтересованность, влияющая на добросовестное объективное и беспристрастное выполнение должностных (служебных) обязанностей, должна определяться на основе того факта, что лицом сознательно совершается вменяемое деяние, даже при отсутствии прямого умысла на ненадлежащее, необъективное и предвзятое исполнение им своих обязанностей. Конфликт интересов необходимо устанавливать только исходя из реальности имеющихся фактов, а не на том, что возможно подумать о возможности действий лица, которое обязано принять меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Таким образом, проведенный нами анализ с очевидностью свидетельствует о наличии проблемы, связанной с неточностью и неопределенностью, оценочности понятия «конфликт интересов». Указанная ситуация, логично приводит к выводу о недостаточности механизмов для реализации норм регламентирующих вопросы, имеющие отношение к конфликту интересов, закрепленных положениями действующего в настоящее время законодательстве о государственной и муниципальной службе, а роме того, и недостаточно полному пониманию чиновниками самой сущности рассматриваемого явления.

Представленные рассуждения не претендуют на полноту рассмотрения феномена «конфликт интересов», его понятийной основы, однако уже при данном уровне исследования обнаруживаются указанные проблемы. Новое определение конфликта интересов, хотя и имеет свои достоинства в сравнении с предыдущим понятием, данным законодателем, оказалось не свободно от недостатков связанных с использованием субъективно-оценочных категорий (надлежащее, объективное и беспристрастное). Очевидно, что в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики необходимо подробное раскрытие данных категорий, в том числе в кодексах этики и должностного поведения.

Список литературы

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31. 10.2003 Резолюцией 58/4 на 51 -ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа : http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 17.03.2021)

2. «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц» (Принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 17.03.2021)

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 27.11.2020) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 18.03.2021)

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2017) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 18.03.2021)

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от

21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

6. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование : научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова [и др.] ; отв. ред. А.Ф. Нозд-рачев. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2016. — 224 с. —

Электронные данные. - Режим доступа : www.dx.doi.org/10.12737/18874

7. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктри-нальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С. 5-17.

8. Цирин, А.М. К вопросу о понятии конфликта интересов / А.М. Цирин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 5 (54). - С. 896-902.

ВЫРУБКА ЛЕСОВ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНЫЙ АСПЕКТ

Рубцова М.В.

Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

DEFORESTATION AS ONE OF THE MOST IMPORTANT PROBLEMS OF OUR TIME: PROSECUTOR-SUPERVISORY ASPECT

Rubtsova M.

Senior researcher at the research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation

Аннотация

Статья посвящена проблемным вопросам незаконной вырубке лесов, которые оказывают негативное влияние на экологию во всем мире, ситуации в лесном комплексе России, а также работе прокуроров по выявлению нарушений закона в сфере лесопользования и мерам прокурорского реагирования.

Abstract

The article is devoted to the problematic issues of illegal deforestation, which have a negative impact on the environment around the world, the situation in the Russian forest complex, as well as the work of prosecutors to identify violations of the law in the field of forest management and measures of prosecutor's response.

Ключевые слова: вырубка леса, законодательство, экспорт, экосистема, пожары, экологическая проблема, социально-экономическое развитие, лесопользование, прокурорский надзор, нарушения закона, меры прокурорского реагирования.

Keywords: deforestation, legislation, export, ecosystem, fires, environmental problem, socio-economic development, forest management, prosecutor's supervision, violations of the law, measures of prosecutor's response.

Вырубка лесов — это одна из самых серьёзных проблем современности, поскольку значение лесов в нашем мире очень велико. А уничтожение данных экосистем способно привести к самым серьёзным последствиям. Несмотря на то что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. Тропические леса, в которых обитает более 50 % существующих на Земле видов, раньше покрывали 14 % планеты, а теперь только 6 %. Лесные массивы Индии сократились по площади с 22 до 10 % за последние полвека. Уничтожаются хвойные леса центральных районов России, массивы лесов на Дальнем Востоке и в Сибири, а на месте вырубок возникают болота. Вырубают ценные сосновые и кедровые леса. Исчезновение лесов является мировой экологической проблемой. Обезлесивание планеты приводит к резким температурным перепадам, изменениям в количестве выпадающих осадков и скорости ветров. Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха окисью углерода, его выбрасывается больше, чем поглощается. Также при сведении лесов поступает

в воздух углерод, скапливающийся в почве под деревьями. Это вносит примерно четвертую часть в процесс создания парникового эффекта на Земле. Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней, так как утрата деревьев приводит к тому, что тонкий плодородный слой почвы с легкостью вымывается осадками. Разрушаются целые экосистемы, уничтожаются растения незаменимых видов, используемых для получения лекарств, и многие ценные для человечества биоресурсы. Больше миллиона биологических видов, живущих в тропических лесах, находится под угрозой исчезновения. Эрозия почвы, развивающаяся после вырубки, приводит к наводнениям, так как ничто не может задержать потоки воды. К потопам приводит нарушение уровня подземных вод, так как гибнут корни деревьев, питающиеся ими. Например, в результате обширной вырубки лесов у подножия Гималаев стал страдать от больших наводнений каждые четыре года Бангладеш. Ранее наводнения происходили не чаще двух раз в сто лет. Наиболее сильное вмешательство производят сплошные рубки. Без вреда для экологии можно вести вырубку, если соблюдать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.